Несмотря на то, что арочные мосты из камня довольно распространены в Европе, да и вообще в любой гористой местности, мне как-то раньше они не попадались, тем более в таких количествах, которые обещают путеводители по Эпиру.
Мне показалось интересным, раз уж предоставляется такая возможность, собрать коллекцию из этих архитектурных объектов и поэтому я тщательно подготовилась к поездке - выбрала координаты всех мостов вблизи нашего маршрута по Загории. Всего их получилось 16 (плюс еще один в районе Метеор). До двух из этих 16 мы не добрались, остальные были рядом с дорогой или недалеко от маршрута.
Информации по мостам немного, собирала по крохам, кое-где присутствует машинный перевод.
Загорские мосты появились в 18-19 веках как составные части пешеходно-гужевых каменных троп, соединявших деревни друг с другом. Строительство заказывали сами крестьяне (наиболее богатые из них), нанимая для этого особые бригады строителей. Шабашники того времени годами кочевали по региону, и без работы оставались нечасто. Причина такого активного строительства именно в Загории, в буквальном смысле, лежит на поверхности: стройматериалы в виде плоского сланцевого камня здесь повсеместны. Немного утрируя, сланец можно было вынимать руками из скалистых склонов и, безо всякого раствора, мостить дорожку специальной плотной кладкой. Очевидно, что процессом руководили умелые инженеры: простым каменщикам было бы не под силу соорудить столь надёжные и совершенные по форме арочные мосты. Названия они, как правило, получали в честь спонсора (иногда двух - если имела место последующая реконструкция). - отсюда https://novotor.livejournal.com/116408.html
1. 39.724239, 20.963482 Bridge of Kamber Agas в районе деревни East Zagori
Арочный каменный мост, построенный в конце 18-го века. Длина 38 метров, открытие дуги около 17 метров и высотой 5 метров, находится в пышной растительности и рядом с проезжей части дороги.
2. 39.768285, 20.960198 Πέτρινο γεφύρι Τσίπιανης чуть севернее Ampelos (Άμπελος)
3. 39°46'44.0"N 20°57'12.8"E Bridge of Galderousia - севернее деревни Ampelos
4. Еще один небольшой мостик возле дороги, где-то между Fragkades и Kipoi, не смогла найти его на карте, так что без координат
Если присмотреться, то можно увидеть сверху над двумя крайними слева зубцами моста, переходящую ручей свинку
Вот она поближе
Ее сопровождали два поросенка. На нас эта семейка не обратила никакого внимания, хоть мы и верещали громко, радуясь встрече.
5. 39° 51' 35.2" N, 20° 47' 59.8" E Bridge of Pitsioni вблизи Кипи - один из самых высоких мостов
6. 39° 51' 40.9" N, 20° 47' 42.0" E Milos Bridge - в Кипи, возле мельницы
Красивый двух-арочный мост над совершенно сухим каменистым руслом
За мостом видна мельница
Мельница с еще одним, совсем крошечным мостиком
7. 39° 51' 55.7" N, 20° 47' 21.7" E Lazaridis Bridge
Мост Контодимоу или Лазаридис находится у выхода из ущелья Викос, недалеко от деревни Кипи. Высота дуги: 7,80. Длина палубы: 20,00 м. Ширина палубы: 2,90 м. Был построен в 1753 году Толисом Контодимоу. Название Лазаридис происходит от владельца соседней водяной мельницы.
8. 39° 51' 42.4" N, 20° 47' 10.7" E - Plakidas Bridge - в Кипи
Трехпролетный красавец Калогерико (Монашеский). Монашеский, потому что был построен при поддержке настоятеля монастыря Кипос Серафима в 1814 году. А в 1865 Алексисом Плакидой был отремонтирован. Отсюда и второе название - Мост Плакида. Он находится прямо напротив деревни Кипи. Этот мост также называется «гусеница на ходу»
9. 39° 51' 43.7" N, 20° 46' 31.2" E Bridge of Kokkori or Noutsos
Мост Кокорис или Нутса (второе название по имени того, кто дал деньги на строительство, а первое по имени того, на чьи деньги мост отремонтировали в 1910 году) - Коккорис или Noutsou - это впечатляющий одноуровневый мост, расположенный между деревнями Кукули, Дилофо и Кипой, на главной дороге. Это около 24 метров в длину и 13 метров в высоту. Он был впервые построен в 1750 году, и имя Ноутсу, так как Ноутс Контодимос финансировал строительство моста в то время. Однако его также называют мостом Коккорис (или Коккоросом), как Коккорос из деревни Кукули, где там была мельница, заработал деньги в 1910 году для его ремонта.
10. 39° 52' 09.9" N, 20° 45' 51.8" E Missios Bridge
К этому мосту нужно было идти по ущелью от предыдущего около 1,7 км. Мы не пошли...
11. 39° 51' 17.7" N, 20° 46' 27.0" E. Bridge Captain Bear
Именован он в честь некоего Капитана Аркуды по прозвищу Медведь, убитого в этих местах турками, и датируется 1806 годом
"6 августа 1906 года оттоманцы (эта часть Греции принадлежала Турции до 1912 года) убили на этом месте знаменитого борца за независимость Георгоса Аркуду. Фамилия не совсем настоящая, скорее прозвище, ведь "Аркуда" по-гречески означает "медведь". Местные жители решили почтить его память и с тех пор мост носит это зоологическое название. "Мост Капитана Аркуды" имеет только один проход. Его высота три с половиной метра, а длина - девять. Мост находится в неплохом состоянии, ведь с 1987 года он охраняется Министерством Культуры Греции."
12. 39° 50' 35.0" N, 20° 45' 55.8" E Айя Мина (по имени ближайшей церкви). Церковь на заднем плане
13. 39.964323, 20.710724 Γεφυράκιτης Μπολογούνσας
Маленький мостик вблизи деревни Папинго
14. 39.964323, 20.710724 ΓεφυράκιτηςΜπολογούνσας
За Папинго, по дороге к Микро Папинго справа вниз уходит мощеная тропинка (кальдерими) – 130 метров к мостику - но мы почему-то туда не пошли.
15. 39.967669, 20.663377 bridge Kleidonia
Здесь река Войдоматис выходит из ущелья Викос и разливается по долине. Мост был построен в 1853 году, оплачено строительство Балкиз Ханум, супругой Малик-паши.
16. 40.036363, 20.745160 Stone bridge Konitsa
Высота 20 метров, длина 40 метров, это один из крупнейших мостов. Был построен в 1871 году. Под аркой можно рассмотреть колокол, который звонит в случае сильного ветра, предупреждая об опасности.
Мост в районе Пили, близ города Трикала
Stone Bridge Pyli Trikala Πέτρινο Γεφύρι Πύλης Τρικάλων 39°27'37.1"N 21°36'01.3"E
Если я правильно понимаю - дата строительства - 1527 год. Гефира - мост.
Немного старых фотографий Загории
1913 год
Кипи 1913 год
Коница 1913 год
Из новостей:
6 арочных мостов Эпира приобрели статус памятников
2015-01-25
Все мосты были построены в XVIII-XX веках и каждый из них с уверенностью можно назвать инженерным шедевром. Присвоение им статуса памятников означает, что их начнут охранять как традиционное историческое наследие, обеспечивать сохранность, а также популяризировать среди туристов. Инициировал данную программу министр спорта и культуры Греции Костас Тасулас.
Признание памятниками мостов в районах Лептокариас (Слива), Долиани, Кипи, Ризиана (Негадес) и Калдерусия, в муниципалитетах Загорье и Погони (Янина), а также в каньоне Куварас (Доли) означает выражение восхищения не только мастерством древних строителей, но и стремлением местного населения улучшить условия своего проживания на этих территориях, оставить частичку своей культуры последующим поколениям и стране в целом. Таким образом, на данный момент уже 55 мостов Эпира имеют статус памятников.
Подробнее: http://www.o-greece.ru/news/news_193.php