Марштуры по стихийно созданным неформальным достопримечательностям Петербурга.
Улица Джона Леннона.
Улицу Джона Леннона в Санкт-Петербурге основал лидер российского битломанского движения Николай Васин.

Николай - единственный законный владелец альбома Джона Леннона с автографом автора на территории РФ. Он получил этот диск в ответ на свое письмо. Это был знак: с той поры Васин начал борьбу с городскими властями за право проживать на улице, именованной в честь Леннона. Сначала он пытался сделать это законным способом, выступив на заседании топонимической комиссии Петербурга с предложением переименовать улицу Марата в улицу Леннона. Но чиновники были непоколебимы: улицы можно называть именами лишь тех людей, которые имели непосредственное отношение к городу на Неве (как, например, французский революционер Марат). Тогда Николай привел исторический факт: жил в городе на Неве Джон Леннон, правда не музыкант, а дипломат, и не в двадцатом веке, а в восемнадцатом, но жил ведь (в отличие от Марата, например)! Но у чиновников нашлась причина для отказа: улицы не переименовывают, только иногда возвращают прежнее название, если не Марата, так пусть будет Николаевская. И тогда Николай нашел табличку "Улица Джона Рида", исправил ее, подкрасил и повесил у себя во дворе: Улица Джона Леннона.

Девятого октября, в день появления на свет Джона Уинстона Леннона, скульптор Степан Мокроусов украсил арку портала четырьмя гипсовыми барельефами битлов.

Потом кто-то из ветеранов движения хиппи нарисовал на стене дома желтую подводную лодку, в память о первой коммуне хиппи, которая именовала себя по названию известного альбома Битлз. После этого двор стал битломанской Меккой, с Храмом Любви, в котором проходят не только службы и религиозные ритуалы, но и концерты. Так из загаженного двора-колодца силой намерения Николая Васина, ведомого путеводной звездой - Джоном Ленноном - родился знаменитый на всю Россию арт-центр.
Дворик филфака СПбГУ.
По инициативе декана филфака во дворике факультета была установлена скульптура Арсена Аветисяна «Размышление о Mаленьком Принце». А в результате вокруг этой поэтичной статуи, созданной безвременно ушедшим автором, вырос целый Парк современной скульптуры.



Во дворе филологического факультета Санкт-Петербургского университета. среди скульптур - не только памятники поэтам и литературным героям Здесь и маленькая бегемотиха Тоня, и огромная улитка, и веселая такса в полтора метра длиной, а еще тоненькое и хрупкое Древо мира, Фонтан любви и Скамья советов - все скульптуры и композиции далеки от классических образцов и оригинальны. Начало этой коллекции положила мемориальная доска Ксении Петербургской, установленная на фасаде школы при СПбГУ в 2000 году. А официальное открытие произошло двумя годами позже с установкой скульптуры Арсена Аветисяна «Размышление о Маленьком принце». Сейчас в этом дворе можно увидеть несколько десятков экспонатов.
Дача Громова.
На тихой улице имени академика Павлова на Петроградской стороне можно обнаружить любопытное деревянное здание..

Участок, на котором сейчас располагается дача Громова, был известен еще в XVII веке, здесь шли бои со шведами во время Северной войны. Позже здесь располагалась дача сибирского губернатора Гагарина, которого в 1721 году казнили за взяточничество. После этого участок долго пустовал. Нынешнее деревянное здание архитектор Винтергальтер построил для купца-лесопромышленника Громова в середине XIXвека. Сад оформлял известнейший в свое время садовник Одинцов, благодаря ему здесь появились гроты, мостики, фонтаны и прочие прелести. Сад дачи Громова был известен не менее, чем сама усадьба, о его красоте говорил министр внутренних дел Валуев, художник Боголюбов, Чехов, который тоже нередко бывал здесь. В советские годы здание переоборудовали под телестудию, именно отсюда в 1938 году прошла первая в СССР опытная телетрансляция. Летом 2014 года на даче прошло собрание, посвященное планам по «реинкарнации» этого места. Активисты Петроградского района планируют создать здесь креативное пространство, где будут проходить лекции, мастер-классы, экскурсии, детские мероприятия.
Двор с домом Карлсона.
Карлсон улетал, но обещал вернуться. И, подумать только, не обманул – вернулся в Петербург и даже обзавелся собственным домом.

Чтобы увидеть жилище героя Астрид Линдгрена, придется поплутать по живописным дворам Петербурга вдоль набережной Фонтанки. На крыше одного из домов примостился маленький уютный флигелек, с занавесками и маленьким фонарем снаружи. Собственно, во дворе, где находится дом Карлсона, обитает детский театр KarlssonHaus.

Легенда гласит, что «мужчина в полном расцвете сил» надолго обосновался на своем питерском чердаке. Правда, туда он никого не пускает, но познакомиться Карлсоном можно на детском спектакле.
Мозаичный дворик.

Среди петербургских дворов-колодцев затаился небольшой Мозаичный дворик — творческая лаборатория Владимира Лубенко. Художник и его подопечные — учащиеся Малой Академии искусств — превратили ничем не примечательное пространство в сказочный мир. Скамейки, поребрики, стены и небольшие скульптуры украшены разноцветным стеклом. Люди, которые оказываются здесь впервые, невольно вспоминают творения Антонио Гауди и Фридриха Хундертвассера. Среди объектов чаще всего встречаются фигуры людей, ангелов и львов.



Мозаичный дворик — акт доброй воли, порыв чистого искусства, лишённый материальной поддержки извне. Владимир Лубенко и его команда не думают останавливаться на достигнутом: впереди много планов по благоустройству Петербурга.
Клуб-музей "Котельная Камчатка".
Этот уникальный клуб, действительно, основан на месте бывшей котельной и в прошлом являлся местом работы многих отцов-основателей современной петербургской культуры и музыки. В том числе и Виктора Цоя.


Бывшую котельную реорганизовалипод клуб-музей — это здание стало настоящим местом паломничества поклонников Виктора Цоя. Певец работал на «Камчатке» три года (1986-1988 г.), но это время стало переломным в его творчестве. Отсюда он вышел на большую сцену. Но не только «звезда по имени Цой» работал здесь кочегаром. В разное время здесь трудились такие известные люди, как Александр Башлачёв, Святослав Задерий, Андрей Машнин, Олег Котельников, Виктор Бондарик и многие другие. Так что место стало легендарным. Сейчас же здесь проходят концерты и творческие вечера, посвящённые в основном русскому року, в особенности творчеству группы «Кино», а также различные поэтические чтения, трибьют-собрания и вечеринки. . Это культовое место, которое стало мемориальным музеем для целой плеяды талантливых музыкантов.
Арт-центр "Пушкинская-10".
История «Пушкинской-10» началась в конце 1980-х годов, когда в одном из ленинградских домов возник сквот, объединивший неформальных музыкантов, художников и других представителей андеграундной тусовки.


Площадка с богатым прошлым, сегодня «Пушкинская-10» — уникальное пространство, на территории которого находятся арт-галереи, концертные залы, клубы, мастерские художников, а также звукозаписывающая студия и театр. Так, к примеру, здесь располагается единственный в стране Музей нонконформистского искусства, Музей звука, галереи «2,04», «Дверь», «Арт-лига», «Мастерская Полковника» и NaviculaArtis(«Навикула Артис») и многое другое. Гостями кластера регулярно становятся БГ, Вячеслав Бутусов, Юрий Шевчук. «Пушкинская-10» — одна из знаковых неформальных достопримечательностей города.
Памятник "Царь-плотник".
Недалеко от знаменитого «Медного всадника» есть и другой памятник Петру I. Он не так известен, да и появился совсем недавно - в 1996 году, к 300-летию основания флота в России.

Здесь мы видим Петра совершенно другим человеком, в руках которого спорится дело. С памятником связана небольшая история. Известно, что Петр ездил в Голландию учиться корабельному делу. Молодому царю не удалось долго оставаться инкогнито, поэтому ему пришлось вернуться. К своему 200-летию Петербург получил подарок от императора Николая II- две статуи, которые были установлены здесь, на набережной, напротив обоих павильонов Адмиралтейства. Один из них назывался «Царь плотник», его копию отправили в Саардам, где обучался ремеслу Петр. Второй изображал сцену спасения Петром рыбаков из Лахты, которая привела его к смертельной болезни и кончине. Свергнув самодержавие, большевики уничтожили и эти два памятника в 1919 году. Однако, в конце 20 века, Королевство Нидерланды любезно подарило России копию своего Саардамского «Царя плотника», которая стоит сейчас у Адмиралтейства.
Чижик-Пыжик.
Чижик-Пыжик — один из самых маленьких памятников Петербурга: его высота — всего 11 сантиметров. Считается, что птичка принесёт удачу тому, чья монетка попадёт на скромный пьедестал и не отскочит в воду.

В далёком 1835 году племянник императора Николая Iпринц Пётр Ольденбургский основал в доме, расположенном на набережной Фонтанки, Императорское училище правоведения. Учившиеся в нём студенты носили зелёные мундиры с жёлтыми петлицами, напоминавшими перья маленьких птичек — чижиков. Кроме того, в их форменную одежду входили и пыжиковые шапки. Этим и объясняется то, что молодых людей стали называть чижиками-пыжиками. Хотя существует ещё одна легенда: говорят, учащиеся отличались излишне напыщенной выправкой, за что их и прозвали «пыжиками». Студенты весело проводили время, частенько наведываясь в находившийся поблизости трактир. Так на свет появилась шутливая песенка «Чижик-Пыжик, где ты был? На Фонтанке водку пил». В 1994 году состоялся фестиваль сатиры «Золотой Остап», участник которого писатель Андрей Битов высказал предложение соорудить памятник Чижику-Пыжику. Идея всем понравилась, и грузинский скульптор Резо Габриадзе по проекту, созданному архитектором Вячеславом Бухаевым, отлил из бронзы птичку. Небольшая скульптура моментально обросла множеством легенд и примет. Согласно одной из самых известных, прохожему следует загадать желание и бросить монетку на постамент так, чтобы она не упала в воду. При таком раскладе мечта осуществится. Огромной популярностью пользуется Чижик-Пыжик среди молодожёнов. По традиции, жених должен обвязать рюмку верёвкой, наполнить её, аккуратно, стараясь не пролить ни единой капли, опустить к памятнику и "чокнуться" с клювом чижика, при этом не разбив ёмкость. Если все эти сложные требования соблюдены, семейная жизнь пара будет благополучной и не омрачится никакими проблемами. Памятник Чижику-Пыжику считается самым привлекательным для воров: за годы, прошедшие с момента его установки, малыша похищали уже семь раз. Жители Петербурга прилагали все усилия для его возвращения и водружения на прежнее место. Не раз он обнаруживался в пунктах приёма металла. После последней кражи скульптуру так и не смогли найти, но сохранилась её оригинальная модель, по которой чижика вновь установили.
Двор духов.
Крошечный двор-колодец на Васильевском острове. Ещё основатель Санкт-Петербурга Пётр I, планируя расположение домов, распорядился строить здания «сплошной фасадой». Император мыслил стратегически: земли в городе мало, она будет дорожать, значит, надо её использовать эффективно и экономично. Таким образом, достопримечательностью Северной столицы стали не только дворцы, храмы и мосты, но и дворы-колодцы.

За два с лишним столетия эти дворы тоже обросли своими легендами и мифами. Одна из таких легенд гласит, что один из дворов-колодцев на Васильевском острове может исполнить ваше желание, если загадать его от всей души и взглянуть на маленький кусочек неба в его створе.

Расположен колодец на Васильевском острове за домом №5 по 4-й линии (вход со стороны Большого проспекта в первую арку, самый дальний левый подъезд). По этому адресу, кстати, в начале XX века проживал художник Николай Рерих, бывший одним из крупнейших мистиков прошлого столетия.
Петербургский ангел.
Есть стольный град Санкт-Петербург с императором Петром I на коне. Есть колыбель революции Ленинград с Лениным на броневике. А между ними живет своей жизнью город Питер, и в нем недавно появился маленький старичок-ангел.

Автор скульптуры — петербургский художник Роман Шустров, создатель множества декоративных кукол. «Петербургский ангел» посвящен поколению, пережившему гражданскую войну, голод, репрессии, блокаду, войну, трудные послевоенные годы, крах СССР, но сохранившему любовь к жизни, интерес к людям, интеллигентность и добродушие. Скульптура установлена в Измайловском парке на Фонтанке рядом с Молодежным театром. На открытии нового символа Питера звучала скрипка и тихо падали осенние листья. Петербуржцы уже даже успели придумать небольшой ритуал. На коленки ангелу кладут монетки. Зачем? Может быть, как напоминание о милосердии, на котором стоит этот мир.
Прогулка по улице Правды.
Улица Правды — одна из самых удивительных улиц Петербурга, где мирно уживаются дух старины и современные веяния. На фоне исторических зданий особенно эффектно смотрятся творения петербургских скульпторов.





Улица Репина.
Эта улица — один из самых очаровательных уголков Санкт-Петербурга. Она тянется от красивейшего и тихого Румянцевского сада до Среднего проспекта Васильевского острова.



Первые упоминания об улице Репина относятся к 1720-м годам. Тогда она тянулась тропой от самой Французской слободы в глубине острова к Меншиковскому рынку, который располагался на территории современного Румянцевского сада. По мнению историков, своим возникновением улица обязана местному ландшафту: песчаная грива — уклон в сторону Невы — хорошо подходила для формирования тропы, а позже — дороги. Долгое время улица Репина не имела официального названия. Местные жители называли её просто Песочный переулок. По мере застройки, с появлением 1-й линии Васильевского острова, ходовая тропа постепенно расширялась. Немного позже ряды домов и дворов, выросшие по обе стороны Песчаного переулка, превратили её в полноценную подъездную дорогу. С 5 марта 1871 года Песочный переулок стал называться Соловьёвским, в честь известного золотопромышленника С. Ф. Соловьёва. В блокадную тяжелую зиму 1941-1942 годов переулок приобрёл печальную известность, он был превращён в районный морг, сюда свозили тела умерших со всех окрестных улиц Васильевского острова. В 1952 году Соловьёвский переулок вновь сменил название - стал улицей Репина.Сегодня улица Репина известна как самая узкая улица города на Неве. Её ширина составляет всего 5,6 метра. Также, вплоть до недавнего времени, это была единственная улица в исторической части города, где практически на всей протяженности сохранилось каменное мощение дорог.
Метрологический музей.

История измерений в России тесно связана с научной деятельностью Д. Менделеева, который стоял во главе российской Главной палаты мер и весов. В музее хранятся первые эталоны российского государства и эталоны начала XX века.

Главный музей мер и весов образован на территории метрологического института имени Менделеева. В собрании хранятся образцы мер, привезенные со всего мира. Начало формирования коллекции относится к 30-м годам XIX века. В это время страна разрабатывала научную систему мер измерения времени, массы, длины и температуры и активно знакомилась с опытом различных государств. С 1984 г. музей состоит их служебного кабинета Дмитрия Ивановича и постоянной выставки в его квартире, находящейся на территории института. В них открыты постоянные экспозиции — «Российская система мер» и «Д.И.Менделеев - основоположник Российской метрологии»и «Домашняя химическая лаборатория Д.И.Менделеева», в которой воспроизведен интерьер его химлаборатории. На выставке освещается работа ведущих российских ученых-метрологов. Открытие музея состоялось в декабре 1928 г. В послевоенный период власти его закрывали, но экспозиция была возобновлена в 1964 году.

Большой круг метрологов со всего мира высоко оценивают достижения учеников менделеевской школы. Информация о Метрологическом музее Госстандарта при ВНИИМ имени Менделеева внесена в зарубежные научные справочники.

Музей представляет собой полноценную научно-просветительскую базу для студентов профильных учебных учреждений и специалистов разных отраслей, повышающих свою квалификацию, в чей учебный план внесено изучение основ метрологии и стандартизации. В 2009 г. мировая общественность широко отмечала 175-летие со дня рождения Д. Менделеева. В организации торжественных мероприятий принимал участие и музей метрологии.