Торвальдсен, Альберт. 1770-1844 Амур у Анакреонта Италия, 1820-е - 1830-е гг.
Торвальдсен, Бертель (Альберт) Ганимед Дания, После 1816 г.
Крупнейший мастер неоклассицизма Бертель Торвальдсен получил от современников почетное прозвище "Датский Фидий". Бóльшую часть жизни он провел в Риме, где возглавлял Академию св. Луки. Работы Торвальдсена были хорошо известны и в России. Скульптор неоднократно обращался к образу Ганимеда - прекрасного юноши-пастушка, красотой которого, согласно древнегреческому мифу, был пленен сам Зевс. По повелению громовержца орел похитил Ганимеда и принес его на Олимп, где он стал виночерпием и любимцем богов. Эрмитажная статуя Ганимеда отличается классической завершенностью форм и грациозностью, которую ей придают несколько вытянутые пропорции юношеского тела, уже сформировавшегося, но все еще по-детски нежного
Торвальдсен, Альберт. 1770-1844 Амур у Вакха Италимя, 1820-е - 1830-е гг.
Ломбардо, Антонио Кузница Вулкана Италия, 1508 - 1516 гг.
Рельеф "Кузница Вулкана" - одно из лучших произведений венецианского скульптора Антонио Ломбардо. Он входил в число композиций, украшавших так называемую Мраморную комнату в покоях феррарского герцога Альфонсо д'Эсте. Бόльшая часть этого комплекса хранится в Эрмитаже. Современные исследователи высказывают разные мнения о сюжете. По традиционной версии, скульптор обратился к античному мифу о чудесном рождении богини мудрости Минервы из головы Юпитера, которому готовятся рассечь голову бог кузнечного ремесла Вулкан и его помощники. По второй версии, здесь изображен страдающий герой - Прометей, которого Вулкан по приказу Юпитера собирается приковать цепью в горах Кавказа. Клещи в руках Вулкана, гора, изображенная в проеме арки, свидетельствуют в пользу такой трактовки сюжета. Интересно, что поза героя - бога или титана - напоминает фигуру Лаокоона в знаменитой античной группе, найденной в Риме в 1506 г., за два года до начала работы скульптора над рельефами Мраморной комнаты. Прекрасное знание анатомии, виртуозная обработка мрамора, дающая тонкую игру светотени в переходах от высокого рельефа к низкому, точная и нежная проработка форм - лучшие черты стиля Ломбардо.
Ломбардо, Антонио Спор Минервы с Нептуном Италия, Около 1508 г
Рождество. Св. Рох (в люнете алтаря) Италия. Флоренция, 1485-1490 или 1510-1520 гг.
Скульптор: Роббиа, Андреа делла,1435-1525. Рельеф: Поклонение Младенцу.Италия, Флоренция.1490-е гг.
Скульптор: Роббиа, Андреа делла,1435-1525. Рельеф: Мадонна с Младенцем.Италия. Флоренция. Начало 1500-х гг.
Канова, Антонио Кающаяся Мария Магдалина Италия, 1809 г.
В творчестве Антонио Кановы, выдающегося итальянского скульптора конца XVIII - начала XIX в., главы школы неоклассицизма в Риме, не так часто встречаются евангельские образы. Скульптура "Кающаяся Мария Магдалина" принадлежит к числу лучших работ зрелого периода творчества мастера. Грешница Мария из Магдалы, согласно преданию, раскаявшаяся после встречи с Христом, провела много лет в пустыне, где оплакивала свою прошлую греховную жизнь. По традиции Канова изображает Магдалину молодой и прекрасной отшельницей. Лежащий у ее ног череп олицетворяет бренность земного существования. В руках она некогда держала крест, не сохранившийся до настоящего времени. В этом образе горюющей Магдалины, бессильно уронившей руки на колени, - редкая для работ Кановы искренность в выражении чувств. Канова, родившийся в семье потомственных итальянских камнетесов, в совершенстве знал искусство обработки мрамора. Поверхность камня передает гладкую кожу Магдалины, ее мягкие, рассыпавшиеся по плечам волосы, грубую власяницу и твердую блестящую поверхность черепа. Разнообразная полировка контрастирует с подножием, мрамор которого обработан намеренно грубо.
Канова, Антонио. 1757-1822 Амур Италия, 1792/93 - 1795 гг.
Эрмитажная статуя "Амур", заказанная князем Юсуповым, была исполнена в 1790-е гг., когда Антонио Канова создал несколько произведений на тему легенды о боге любви Амуре. Это время становления стиля Кановы, возглавившего новое художественное течение в искусстве - неоклассицизм, основные теоретические положения которого были сформулированы немецким ученым И.И. Винкельманом. Античное искусство, в котором, по мнению ученого, уже была достигнута идеальная красота, становится мерилом прекрасного и образцом для подражания. Новые принципы ярко проявились в статуе Амура, изображенного крылатым мальчиком-подростком, держащим в руках лук. Спокойную постановку фигуры оживляет легкий поворот головы; гладкая поверхность мрамора соответствует детской нежности тела, а детальная разработка локонов, обрамляющих лицо и падающих на шею, а также крыльев и рисунка на луке и колчане придает статуе декоративность. Простота, покой, ясность форм и чистота линий - все составляющие понятия красоты, провозглашенные Винкельманом, присущи этой небольшой статуе.
Роден, Огюст. 1840-1917 Вечная весна Франция.
Начало 1900-х гг. Скульптура "Вечная весна" не имеет непосредственного отношения к композиции незавершенных главных дверей Музея декоративно-прикладного искусства в Париже, названных "Вратами ада". Однако она тематически примыкает к скульптуре "Поцелуй" - одной из композиций этого сложного произведения. Название "Вечная весна" было не сразу дано этому произведению, которое сначала называлось "Зефир и земля" или "Юность". Созданные скульптором образы влюбленных олицетворяют поэзию чувства, возникшего в юных сердцах. Мастер применил особый прием обработки камня: он обобщил форму, не до конца выбирая мрамор в углублениях. В результате, фигуры приобретают расплывчатые очертания, белая толща мрамора, слегка пропускающая свет, рождает впечатление чистоты и целомудренности любовной сцены.
Канова, Антонио Амур и Психея Италия, 1796 г.
Идеи неоклассицизма, сформулированные в трудах немецкого ученого и философа И.И. Винкельмана, получили самое яркое воплощение в творчестве выдающегося итальянского скульптора конца XVIII в. Антонио Кановы. Скульптурная группа "Амур и Психея" исполнялась мастером дважды. Один вариант хранится в Лувре, другой, заказанный князем Юсуповым, - в Эрмитаже. Выполненная в 1796 г., эта скульптура украшала один из залов подмосковной усадьбы Юсуповых - Архангельское. Поэтичная легенда об Амуре и Психее рассказана римским писателем Апулеем. Богиня Венера, завидуя красоте Психеи, возлюбленной Амура, отправила ее в подземное царство за сосудом с красотой, запретив ей заглядывать в него. Психея нарушила запрет богини любви, открыла крышку и была охвачена волшебным сном. Ее возвратил к жизни поцелуй Амура. Канова показал Амура в тот момент, когда он, спускаясь с небес, только что коснулся земли. Его крылья, как бы поддерживая бога в воздухе, венчают композицию. Психея, еще в полусне, приподнимается навстречу возлюбленному. Необыкновенная легкость движения фигур, грациозность жестов, декоративность делают это произведение Кановы одним из самых привлекательных в его творчестве.
Трискорниа, Паоло Андреа. 1757-1833 Амур и Психея Италия, Конец XVIII в.
Фальконе.Амур Франция, 1750-е гг.
Образ Амура чрезвычайно характерен для стиля рококо во французском искусстве XVIII в. Скульптуру "Амур" Этьен Морис Фальконе исполнил для украшения будуара в парижском особняке маркизы Помпадур. Имея огромный успех на выставках, эта статуя привлекла внимание коллекционеров и многократно повторялась скульптором. Хранящийся в Эрмитаже экземпляр был исполнен по заказу графа Строганова. Маленький бог любви изображен сидящим на облаке. Лукаво улыбаясь, он достает из колчана стрелу. Обработанный с редким совершенством мрамор передает нежную шелковистую кожу и мягкие вьющиеся волосы Амура. С таким же мастерством переданы причудливо изогнутые лепестки розы, лежащей у его ног.
Канова, Антонио Амур и Психея Италия, 1808 г.
Выдающийся итальянский скульптор Антонио Канова возглавил в конце XVIII в. новое художественное направление - неоклассицизм, теоретические положения которого были сформулированы в трудах немецкого ученого И.И. Винкельмана. Античное искусство, в котором, по мнению Винкельмана, уже была достигнута идеальная красота, становится мерилом прекрасного и образцом для подражания. Стремясь воплотить представления об идеальной красоте, Канова неоднократно обращался к образам бога любви Амура и его возлюбленной Психеи. Группа стоящих Амура и Психеи считалась олицетворением невинности и составляла пару к группе "Амур с лежащей Психеей", символизирующей сладострастие. Юная Психея, имя которой по-гречески означает "душа", придерживает руку Амура, склонившего голову ей на плечо, и осторожно кладет ему на ладонь бабочку - символ души у древних греков, словно отдавая ему свою душу. Состояние созерцательного покоя, в который погружены юные влюбленные, тонко передано Кановой в их позах, неторопливости грациозных движений, мягком рисунке спадающих складок драпировки, в плавном очертании силуэта группы. Современники называли Канову "скульптором грации и юности", находя в его искусстве воплощение своих представлений о красоте.
Бьенеме, Луиджи Пастушка Италия, 1852 г.
Бьенэме, Луиджи. 1795-1878 Лежащая вакханка Италия, 1838 г
Тенерани, Пьетро. 1789-1869 Флора Италия, 1840 г.
Пьетро Тенерани - один из знаменитых итальянских скульпторов второй половины XIX в. Он учился в знаменитой каррарской Академии изящных искусств. Его учителями были выдающиеся мастера Канова и Торвальдсен, под руководством которых Тенерани достиг необыкновенных успехов в обработке мрамора. Ко времени создания "Флоры" Тенерани был уже известным скульптором. В 1838 г. мастерскую Тенерани в Риме посетил наследник русского престола великий князь Александр Николаевич. Восхищенный моделью "Флоры", он заказал ее исполнение в мраморе. Эта статуя вызывала восторг великого русского писателя Н.В. Гоголя, который жил тогда в Риме и бывал в мастерской скульптора. В ноябре 1840 г. статуя была доставлена в Петербург, став украшением коллекции будущего императора Александра II. Древнеримская богиня весны Флора представлена в виде юной грациозной девушки, держащей в подоле платья охапку цветов. Одежды богини переданы с таким мастерством, что кажутся легкими и развевающимися на ветру.
Скульптор: Майано, Бенедетто да, последователь. 1442-1497. Мужской портрет
Канова, Антонио Геба Италия, Между 1800 - 1805 гг.
"Геба" - одна из самых известных работ Антонио Кановы, выдающегося итальянского скульптора конца XVIII - начала XIX в. Согласно античному мифу, Геба (дочь Зевса и Геры) олицетворяла юность. Прислуживая богам на Олимпе во время пиров, она обносила их кубками с нектаром - напитком вечной молодости и бессмертия. Канова изобразил богиню быстро и легко скользящей по облакам; она едва касается их пальцами босых ног. Мастерски обработанный мрамор создает иллюзию прозрачных развевающихся одежд, которые усиливают впечатление движения. Слоистые облака, сливающиеся с тонкими одеждами Гебы, являются дополнительной опорой фигуры. Это оригинальное решение создает впечатление легкости, почти невесомости мраморной статуи.
Спящий Геркулес Италия. Флоренция, 1550-е гг.
Канова, Антонио Орфей Италия, 1770-е гг.
Свои первые заказные работы Антонио Канова выполнил очень рано, в возрасте 16-17 лет. Это парные статуи "Орфей" и "Эвридика", которые были исполнены для покровителя молодого скульптора - сенатора Фальера. Поставленные рядом, они должны были составлять группу, но могли существовать и раздельно. В Эрмитаже находится авторское повторение наиболее удавшейся из них - "Орфей". В основу сюжета была положена античная легенда. Эвридика, жена певца Орфея, умерла от укуса ядовитой змеи. Орфей проник в царство мертвых - Аид - и звуками чарующей музыки укротил и растрогал подземные божества. Они возвратили Эвридике жизнь и разрешили Орфею вывести ее обратно на землю, запретив, однако, ему по дороге смотреть на нее. Но Орфею показалось, что Эвридика не следует за ним, он оглянулся - и навсегда потерял жену. Именно этот драматический момент и представил скульптор. Чувствуя исчезновение души Эвридики, Орфей в отчаянии схватился за голову и, не заметив, что уронил свою кифару, наступил на ее струны. Выбор наиболее острого момента сюжета, напряженность и динамика, сложный поворот фигуры и точно переданная мимика лица страдающего Орфея свидетельствуют о следовании традициям позднего барокко.
Тенерани, Пьетро Венера и Амур, вынимающий ей занозу из ноги Италия, 1845 - 1850 гг
Канова, Антонио Танцовщица Италия, 1812 г.
Тема танца - одна из любимых в творчестве выдающегося итальянского скульптора Антонио Кановы. Его всегда привлекала пластика движения. Танцу посвящены многие статуи, рельефы и даже живописные работы Кановы. Он создал три статуи танцовщиц в разных позах, и наиболее удачная из них та, которая находится в коллекции Эрмитажа. Эту статую иногда называли "Муза танца", "Нимфа танца" и "Эрато, муза любовного танца", как назвал ее сам скульптор в одном из писем (у Кановы было намерение дополнить эту фигуру фавном, играющим на флейте). Подобрав края длинной одежды, молодая женщина плавно выступает в танце. Чувство ритмического движения настолько хорошо выражено в легком развороте торса, поступи, положении рук и повороте головы, что зритель тотчас узнает в ней танцовщицу. В то же время в строгой и четкой линии силуэта чувствуется классическая завершенность, свидетельствующая о неизменном следовании скульптором античному идеалу. Мастерски переданные в мраморе тончайшая просвечивающая одежда танцовщицы, игривые локоны ее прически, украшенной венком цветов, придают статуе декоративность. Современники были восхищены новизной замысла. Исследователи считают, что "Танцовщицы" Кановы повлияли на хореографию XIX в.
Канова, Антонио. 1757-1822.Венера Италийская. Италия
Каффиери, Жан Жак Портрет мадам Дюбарри Франция, 1770-е гг.
Работы Жан-Жака Каффиери, прославившегося в 1770-1780-е гг. созданием портретных бюстов великих драматургов Мольера и Корнеля для театра Французской комедии в Париже, отличает приверженность скульптора к стилю рококо, черты которого ярко проявились в портрете мадам Дюбарри (1743-1793). В подчеркнуто эффектной позе, в прихотливом изгибе локонов и кружев, в идеализированных чертах лица знаменитой фаворитки Людовика XV декоративное начало преобладает над пластическим. Особую изысканность придает работе изогнутая мраморная гирлянда из роз. Искусно выполненная с применением сверл, она кажется ажурной и создает иллюзию продолжающейся вниз фигуры. Каффиери часто применял этот композиционный прием, характерный для портретов эпохи рококо.
Канова, Антонио. 1757-1822.Елена Прекрасная.Италия.1819 г.
Ваза Пиранези Италия, Конец XVIII в.
С вазой связана легенда о том, что она была найдена в развалинах виллы императора Адриана в Тиволи. Однако эта декоративная ваза мастерски составлена из разных фрагментов в мастерской известного итальянского гравера и антиквара Джованни Баттиста Пиранези. У "вазы Пиранези" есть новые части - крышка и венчик, многочисленные вставки на ручках, одна из масок силенов и подножье. Однако ее туловом является древнеримский путеал (каменная ограда вокруг колодца), относящийся к эпохе Флавиев (третья четверть I в. н.э.). Дно вазы, ручки в виде завитков лозы винограда и основания ручек в форме протомы силена были искусно подобраны мастером Пиранези, а не принадлежали одному памятнику, что хорошо видно по тому, как фрагмент с протомой силена врезан в дно. Все эти части относятся к продукции неоаттических мастерских и могут быть датированы позднереспубликанским временем (I в. до н.э). Если фрагменты действительно были найдены в Тиволи, то они принадлежали к убранству богатых вилл доадриановской эпохи.
Портрет римлянки Древний Рим, Конец I-начало II вв.
При императоре Траяне (97-117) возрождаются героические идеалы республики, что нашло выражение в строгой и простой форме портретов самого императора, членов его семьи и подражавшей им римской знати. Портрет римлянки представляет женщину средних лет, очевидно, весьма знатную, так как голову ее венчает диадема в виде полумесяца - атрибут богини Юноны. Диадема возвышается над сложной прической, модной в последней четверти I - начале II в. Выражение лица римской матроны замкнуто и сурово, весь облик отличается сдержанностью, даже пышная прическа трактована обобщенно и плоскостно, а черты лица переданы жестко графически. Художник избегает декоративности, чтобы полнее выразить республиканский идеал строгих и простых нравов, примером которого были император и его семья. Друг Траяна, писатель Плиний Младший, характеризует жену императора Плотину как "бережливую в частной жизни, скромную в окружении свиты, простую в обращении". Этими же свойствами обладали сестра Траяна Марциана и его племянница Матидия. Облик добродетельных женщин из семьи императора повторялся в портретах знатных римлянок.
Копия с античного оригинала.Автор копии:Альбачини,Карло (?).1735-1813.Кастор и Поллукс.Италия. Конец XVIII в.
Фальконе, Этьен Морис. 1716-1791 Флора Франция, 1769 г.
Три Грации Италия, Между 1813 - 1816 гг.
Скульптурная группа "Три грации" относится к позднему периоду творчества Антонио Кановы, когда слава мастера была столь велика, что каждое его новое произведение встречали с воодушевлением. Верный идеалам неоклассицизма, Канова воплотил свои представления о красоте в образах граций - античных богинь, олицетворяющих женскую прелесть и очарование. Достоинством этой группы современники считали новое решение. В отличие от восходящей к античности композиции, где две крайние фигуры обращены к зрителю лицом, а центральная, обнимающая своих подруг, - спиной, Канова представил своих граций стоящими рядом, причем две крайние обращены лицом друг к другу и к подруге, стоящей в центре. Все три стройные женские фигуры слились в объятии; их объединяет не только сплетение рук, но и шарф, спадающий с руки одной из граций. Композиция Кановы очень компактна и уравновешенна. Подруги стоят около жертвенника, на который возложены три венка цветов и гирлянда, символизирующие их нежные узы. Эта скульптурная группа пользовалась большим успехом у современников Кановы, настолько воплощая их идеал красоты, что о ней говорили: "Она прекраснее, чем сама красота".
Далу, Жюль Девушка в платке Франция, Около1890-х гг.
Роден, Огюст. 1840-1917 Поэт и муза Франция, Начало 1900-х гг.
Роден, Огюст. 1840-1917 Амур и Психея Франция, 1905 г.