• Авторизация


Исаак Левитан и Софья Кувшинникова 06-09-2014 22:10 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Бахыт_Светлана Оригинальное сообщение

Исаак Левитан и Софья Кувшинникова.
 

"Почему я один? Почему женщины, бывшие в моей жизни, не принесли мне покоя и счастья? Быть может потому, что даже лучшие из них - собственники. Им нужно все или ничего. Я так не могу. Весь я могу принадлежать только моей тихой бесприютной музе,все остальное - суета сует... Но, понимая это, я все же стремлюсь к невозможному, мечтаю о несбыточном..." (Исаак Левитан). В творческом наследии Исаака Левитана очень мало портретов — он, как известно, предпочитал пейзажи. Портреты он писал только тех, кого очень любил. Вот она — сидит в кресле, в роскошном белом атласном платье, смуглая, черноволосая, с осиной талией...Звали ее Софья Петровна Кувшинникова.Портрет написанный в самом начале истории их любви, в 1888 году.
[384x600] Это была женщина лет за сорок, некрасивая, со смуглым лицом мулатки, с вьющимися темными волосами и с великолепной фигурой.Интересная по своим дарованиям,прекрасно одевалась, умея из кусочков сшить себе изящный туалет и обладала счастливым даром придать красоту, и уют в доме... Дочь помещика Сафонова.Выросла в имении под Петербургом,получила прекрасное домашнее образование, С детства занималась музыкой и живописью, участвовала в любительских спектаклях. Вышла замуж за полицейского врача Дмитрия Павловича Кувшинникова,
[297x510] который был намного старше ее. Она, замужняя женщина, хозяйка благопристойного дома, могла позволить себе уехать с друзьями-художниками на этюды, а это почти вызов обществу.
[428x600] И вместе с тем, даже недоброжелатели отмечали, что смелость и резкость суждений уживались в этой женщине со старомодной изысканностью манер, простотой и естественностью в обращении с людьми, ежечасной готовностью быть чем-нибудь полезной, позаботиться, обласкать. За это прощались ей и излишняя бравада, и тщеславное желание ощущать себя предметом общего восхищения.Софья Петровна любила охоту не меньше, чем искусство, и, подолгу пропадая в подмосковных лесах,одна,одетая по-мужски, возвращалась с полным ягдташем.Софья Петровна говорила,повелевая, словно имела над своими собеседниками такую же неограниченную власть, как над мужем, избалованная его терпением, молчаливостью, большим сердцем и глубокой затаенной нежностью. Кувшииникова была горда и смела, презирая всякие сплетни о себе.Она отличалась невиданной рассеянностью. Надев туфли, благодарила самое себя. Извозчика она нанимала: - Туда и обратно - сорок копеек. 
Извозчик спрашивал, куда ему ехать, она почему-то возмущалась и резко произносила:
- А вам какое дело?
У Софьи Петровны можно было увидеть весь цвет московской богемы,они любили бывать у неё. Все эти блестящие люди находили здесь тепло, интересное общение и неплохое угощение. И вот однажды в этом уютном мирке, который создала для себя и своих друзей Софья Петровна, появился Исаак Левитан.
Его привели к Кувшинниковым братья Чеховы, 
[480x600] давние знакомые Софьи Петровны.Ей чуть за сорок,
[337x515] ему - двадцать восемь, 
[407x390] но разница в возрасте не помешала разгореться одному из самых известных в истории русской культуры роману. Софья Петровна просто не могла не увлечься этим одиноким, много пережившим, романтичным, таким талантливым и уже довольно знаменитым художником — вся Москва говорила о его пейзажах, которые он только что привез из поездки в Крым.
[600x461] К тому же он был так хорош,интересное матово-бледное лицо, совершенно с веласкесовского портрета, слегка вьющиеся темные волосы, высокий лоб, "бархатные глаза", остроконечная бородка.
[358x500] Он был очень красив и знал это, знал, что его наружность обращает на себя внимание, и невинно заботился о ней: повязывал каким-то особенным бантом широкий белый галстук.
[399x530] Софья просто потеряла голову, а Левитан отдался вихрю ее чувств,с удовольствием приняв ее заботу и нежность, которых ему так не хватало в жизни - ни в детстве, ни в юности. Он полюбил ее, несомненно полюбил, ведь только любящий человек мог написать тот ее портрет, где она юная, красивая, с тонкой талией, в белом платье...О них стали говорить в обществе, но что им было до этих разговоров. Тем более что доктор Кувшинников по-прежнему все прощал жене, прощал даже тогда, когда она надолго уезжала с Левитаном и еще одним художником, ее вечным поклонником Алексеем Степановым
[225x300] милым и добрым человеком, как они говорили, на этюды — на Волгу, в Плес... Левитан был счастлив, он испытывал огромный подъем, который не мог не отразиться в его творчестве.
- Знаешь, в твоих пейзажах появилась улыбка, — удивленно говорил Чехов своему обычно меланхоличному другу.
[600x431]
[600x485] "Я никогда еще не любил так природу, — писал Левитан Чехову, — никогда еще так сильно не чувствовал это божественное нечто, разлитое во всем...оно не поддается разуму, анализу, а постигается любовью…" Эти чувства отражались на его полотнах.
[600x418]
[600x470]
[600x432]
[577x600]
[442x600]
[417x600]
[452x600] На следующее лето они снова уехали на этюды.Ездили и осенью. Особенно им понравилось в Плесе,чудесном городке на берегу Волги. 
[600x377] Там было тихо, красиво и спокойно. И очень хорошо работалось.Путешествовали по реке на пароходе
[600x406] а потом поселились на берегу реки 
[600x412] в доме знакомого купца.В одной комнате стояли мольберты, а в другой была гостиная с пианино.Днем все вместе занимались живописью.У Софьи,несомненно, был талант./работы Кувшинниковой/.
[600x410]
[577x415]
[480x596] Современники оказались единодушны в оценке её художественной одаренности. Не случайно такой строгий ценитель живописи, как Павел Третьяков, купил ее картину "В Петропавловской церкви города Плес на Волге"
[600x473] для своей галереи...Вечерами говорили об искусстве. То было замечательное время, много давшее им обоим.Многие искусствоведы полагают, что там, в Плесе, Левитан и стал Левитаном, которого мы знаем…
[600x391]
[600x491]
[400x459]
[400x261]
[400x255]
Здесь он закончил свою знаменитую 
"Березовую рощу"
[400x232]
и начал работать над "Тихой обителью".
[600x471] Так продолжалось несколько лет. Левитан блаженствовал — впервые о нем кто-то заботился, решал все бытовые вопросы...Он был совершенно свободен для творчества. В те годы, рядом с Кувшинниковой, Левитан написал свои самые знаменитые картины, в том числе и "Над вечным покоем".
[400x286] Софье, конечно же, было не просто. Терпеть левитановский характер — раздражительность, полное отрешение от жизни во время работы, капризы...А еще — женщин, которых он покорял, порой даже не замечая этого. О, как же ее порой мучила ревность!Эти истории с дамами сопровождали ее все время.
- Женщины находили его прекрасным, он знал это и сильно перед ними кокетничал, – говорил Чехов.–Левитан был неотразим для женщин, и сам он был влюбчив необыкновенно. Ему ничего не стоило встать перед дамой на колени, где бы он ее ни встретил, будь то в аллее парка или в доме на людях. Благодаря одному из его ухаживаний он был вызван на дуэль на симфоническом собрании, прямо на концерте, и тут же в антракте с волнением просил меня быть его секундантом...Софья Петровна полностью завладела своим Левитаном, и это стало раздражать его друзей. Было много таких, кто осуждал ее за столь безоглядную страсть, связь с мужчиной намного ее моложе,осуждали за то, что обижала она своего столь терпеливого и снисходительного ко всем ее безумствам мужа. Явно недолюбливал ее и Чехов.
[422x599] Он написал рассказ "Попрыгунья", в котором показал лица,которые были узнаваемы. Одни стали осуждать Чехова за слишком прозрачные намеки, другие злорадно похихикивали. Левитан напустил на себя мрачность.Антон Павлович только отшучивался и отвечал 
– Моя попрыгунья хорошенькая, а ведь Софья Петровна не так уж красива и молода.
Конечно же больше всех обиделись Левитан и Кувшинникова. Исаак Ильич даже стал обсуждать с друзьями условия возможной дуэли, но его удалось отговорить. Кувшинникова же просто перестала принимать Чехова у себя. Антон Павлович вынужден был оправдываться.
-Можете себе представить, одна знакомая моя, 42-летняя дама, узнала себя в двадцатилетней героине моей "Попрыгуньи".Главная улика – внешнее сходство: дама пишет красками, муж у нее доктор и живет она с художником.
Следует подчеркнуть, что писатель использовал в речи своей героини любимые выражения Софьи Петровны, почти дословно привел 
выдержки из ее писем, адресованных ему.Появление рассказа в печати вызвало настоящий скандал в обществе.Он рассорился со своим бывшим другом на несколько лет. Кстати, очень может быть, что эта "возлюбленная пара" подсказала Чехову сюжет не одной только "Попрыгуньи".
- Порою нас вдруг охватывала страсть к охоте, – вспоминала Софья Петровна, – и мы целыми днями бродили по полям и перелескам...Однажды мы собрались на охоту в заречные луга. Над рекой и над нами плавно кружились чайки. Вдруг Левитан вскинул ружье, грянул выстрел – и бедная белая птица, кувыркнувшись в воздухе, безжизненным комком шлепнулась на прибрежный песок.Меня ужасно рассердила эта бессмысленная жестокость, и я накинулась на Левитана. Он сначала растерялся, а потом даже расстроился.
– Да, да, это гадко. Я сам не знаю, зачем я это сделал. Это подло и гадко. Бросаю мой скверный поступок к вашим ногам и 
клянусь, что ничего подобного никогда больше не сделаю.
И он в самом деле бросил чайку ей под ноги...Мало-помалу эпизод с чайкой был забыт, хотя, кто знает, быть может, Левитан
рассказывал о нем Чехову...
Это случилось в июле 1894 года. Софья с Исааком тогда жили в имении Ушаковых Островно в Тверской губернии. Имение принадлежало одному семейству, радушных, замечательных, необыкновенно милых людей. Все в доме ухаживали за Левитаном, 
а он очень много работал — уходил на природу, писал, но вечера и праздники проводил в окружении этих искренне восхищавшихся им друзей. В конце лета в соседнюю усадьбу приехали хозяева, жена и дочери видного петербургского чиновника Турчанинова. Узнав, что рядом живет знаменитый художник Левитан, дамы тут же решили нанести визит. Знакомство завязалось. Это были мать Анна Николаевна и две очаровательные дочки. Мать была ровестницей Софьи Петровны.
но очень заботившаяся о своей внешности, с подведенными глазами, с накрашенными губами, в изящных,туалетах, с выдержкой и поведением настоящей петербургской кокетки. И вот завязалась борьба...
- Мои личные передряги, которые я переживаю теперь, выбили меня из колеи и отодвинули все остальное на задний план,-писал он одному из своих друзей.- Живется тревожно...Все на свете кончается...и потому — черт знает что!
Кончилось полной победой петербургской львицы и полным поражением бедной, искренней Софьи Петровны. Она вернулась в Москву...одна.Сама почувствовала приближение грустного финала."Дорогому И.Левитану на память последнего счастливого лета (1892) в Городке. С. Кувшинникова",–написано на ее фотографии, подаренной мастеру.
[458x600] Именно в этих красивейших местах 
[600x351] прошли самые счастливые дни жизни Софьи Петровны,
[380x506] /работа их друга художника Алексея Степанова/
ведь здесь, вдали от московской суеты и сплетен, она проводила летние месяцы с человеком, которого глубоко любила.
[600x450] [600x450] [600x445] /комнатка,которую снимали Левитан с Софьей Кувшинниковой...вся обстановка оригинальная.дом-музей г.Плёс из инт./
Софья Петровна тяжело переживала разрыв с Левитаном. Она как-то вдруг постарела, погасла, и хотя по-прежнему принимала гостей в своем доме, ездила со знакомыми художниками на этюды, играла на рояле, но что-то сломалось в ней, ушло из жизни что-то самое важное.Никто из окружавших ее людей не мог сравниться с Левитаном. Она часто смотрела на свой портрет, написанный им, — тот самый, где она сидит в белом атласном платье. 
[384x600] Она свято хранила его, и то белое платье, напоминавшее ей о лучшем времени ее жизни...А Левитан переехал к Турчаниновым. Но там покоя у него не было. Дело в том, что в него влюбилась не только мать, но и старшая дочь. И Левитан, видно, заигрался в любовь и оказался в ужасной ситуации, а когда понял, как глубоко погряз во всех этих страстях, не придумал ничего лучше, как стреляться. Правда, только ранил себя — ну не кончать же жизнь из-за этих пылких дам! Но дамы перепутались и вызвали доктора Чехова, который, конечно же, приехал спасать своего любвеобильного друга.Эта история нашла отражение в творчестве Чехова — в "Доме с мезонином", но на сей раз прототипы мудро решили не узнавать себя в героях повести. Надо сказать, что чувство Анны Николаевны Турчаниновой оказалось настоящим — она оставалась с Левитаном до конца его дней, преданно ухаживала за ним, уже тяжело больным — у него всегда было слабое сердце.
- Я выслушал Левитана: дело плохо. Сердце у него не стучит, а дует. Вместо звука тут-тук — слышится пф-тук. -рассказывал в одном из писем доктор Чехов.Зимой 1899 врачи послали Левитана в Ялту.Она не помогла.усилились симптомы аневризмы сердца.Болезнь стала 
тяжёлой и неизлечимой.Все казалось внешне благополучным. Но втайне Левитан глубоко страдал и был несчастлив. Он не мог не отдавать себе отчета в своем положении. Злая застарелая болезнь сердца шла как бы вместе с возрастающими успехами художника, ложась черной тенью на пути его. Левитан неотвязно думал о приближающемся конце. Он теперь знал только два состояния: страстную, неутомимую, лихорадочную работу и мучительную смертельную тоску.
[464x600] 4 августа 1900 года в 8 часов 35 минут утра Великий русский художник Исаак Левитан умер...Перед самой смертью он попросил сжечь весь его архив, все письма. Оборвал все нити...
Он был похоронен на старом еврейском кладбище.Через 2 года,в 1902 году,Авель Левитан установил памятник на могиле брата.
22 апреля 1941 года прах Исаака Левитана был перенесён на Новодевичье кладбище.С тех пор могила Исаака Левитана
[427x600] соседствует с могилами его друзей Чехова и Нестерова..
Примечательно,что несмотря на то,что Чехов,как никто другой,знал Левитана,он так и не оставил о нем никаких воспоминаний.Возможно,что писатель не хотел раскрывать и выставлять публике то близкое и трогательное, что связывало величайшего писателя и величайшего живописца.А,возможно,Антон Павлович считал,что никто не расскажет о "дорогом Левиташе"лучше, чем его произведения...
А Софья Петровна написала воспоминания о нем. В них нет ни горечи, ни зла, ни упреков. Только добрые, теплые, трогательные слова о замечательном художнике, с которым ей довелось прожить рядом несколько лет..Умерла Софья Петровна в 1907 году,ухаживала за одной одинокой женщиной, болевшей тифом, и заразилась... Могила Софьи Петровны Кувшинниковой не сохранилась. Большая часть её картин в свое время разошлась по частным коллекциям.Часть в Плесском музее-заповеднике. 
[600x396] Три её работы находятся в Третьяковской галерее...Прошло несколько лет, и брат Левитана Адольф Ильич вместе со своими племянниками, детьми сестры художника Терезы, решили подзаработать на знаменитой фамилии.Они открыли фирму и стали продавать его полотна. За истинных "левитанов" выдавались и картины, написанные Софьей Петровной. Это было нетрудно — она была хорошей ученицей и уловила стиль учителя. С тех пор у искусствоведов множество проблем с атрибуцией левитановских работ.

http://allbz.ru/isaak-levit... 
http://maxpark.com/user/118...
http://ru.wikipedia.org/wiki/ /saak-le
vitan.ru/chehov.php/ Энцикл,архив,из прочит лит-ры.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Исаак Левитан и Софья Кувшинникова | TANYAZH - Дневник TANYAZH | Лента друзей TANYAZH / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»