"Золото имеет цену, нефрит же бесценен"
Немного истории ....
Нефрит (юй) занимает исключительное место в искусстве Китая, считаясь «национальным камнем», превосходящим все остальные природные драгоценности, включая благородные металлы. Об этом гласит крылатое выражение: «золото имеет цену, нефрит же бесценен». В китайской культуре нефрит исходно наделялся особыми свойствами и символическими значениями. Во-первых, он находился в нерасторжимой связи с институтом верховной власти: именно из юй (а не золота) делали важнейшие царские, а затем и императорские регалии, а также регалии высших сановников. Исходное семантическое единство юй и верховной власти нашло отражение в графической композиции этого иероглифа, различающегося с графикой иероглифа «царь» (ван 王) лишь наличием дополнительной черты в правом нижнем углу. Во-вторых, юй почитался божественным камнем, способным даровать бессмертие. Такое его осмысление отчетливо проявляется в даосской терминологии, передающей верования, теории и практики, связанные с идеей обретения бессмертия. Показательно присутствие этого иероглифа в титулах многих даосских божеств, например, Юй-нюй 玉女 (Нефритовая дева), Юй-хуан 玉皇 (Нефритовый император, см. Юй-ди). В-третьих, с юй ассоциировались четыре основных морально-этических достоинств личности, сформулированные в конфуцианской типологии «пяти благих качеств» (у дэ 五德). Мягкий блеск камня и его внутреннее тепло соотносились с гуманностью (жэнь [2] 仁); его прозрачность, являющая цвет и природную структуру, — с внутренней чистотой человека и верностью (синь [2] 信); мелодичное звучание, издаваемое при ударе по нему, — с мудростью/разумностью (чжи [1] 智); твердость — с мужеством и верностью долгу (и [1] 義). Кроме того, юй выступает универсальной для китайской культуры эстетической категорией, служа метафорой внешнего совершенства предметов, явлений и облика человека.
[300x175]Галька апокарбонатного нефрита, высшего качества. р. Ципа, БурятияНефрит – магическое слово для целого народа, пожалуй единственного на планете тысячелетиями воспитанного на поклонении этому камню. Именно китайская нация научилась видеть в этом камне достоинства скрытые от остального человечества. В Китае нефриту поклоняются, передают из поколения в поколения, как семейные реликвии, собирают огромные государственные коллекции, создают произведения искусства, лечатся. Этому камню отводят огромные выставочные пространства, устраивают аукционы, презентации и даже фестивали. Изделия из него всегда уникальны и привлекают массы туристов в музеи и хранилища, давая ощутимый доход городам и провинциям.
[300x256]
Валун белого нефрита. р. Ципа, Бурятия
--------------------------------------------------------
Культура этого камня в Сибири еще только зарождается и мы не можем почувствовать трепетное отношение присущее китайской нации, большей частью определяя ценность этого минерала его денежным выражением. Но процесс идет… Тем более, что по сортовому разнообразию нефритов месторождения Бурятии вне конкуренции.
Валун нефрита с которого началось современное изучение Витимской нефритоносной провинции. р.Витим, 1975 г. Из коллекции М.И. Грудинин
-----------------------------------------------------------------------------------------
[1000x242]Прохор С.А.
Все известные к настоящему времени нефриты относятся к двум промышленно-генетическим типам: апосерпентинитовому и апокарбонатному.
Апосерпентинитовые нефриты пространственно и генетически связаны с ультрабазитовой составляющей офиолитов и образуются в серпентинитах на контакте с родингитизированными алюмосиликатными породами. Отличительной особенностью апосерпентинитовых нефритов являются зеленые тона окраски и постоянное наличие темноцветных минералов (магнетит, хромшпинелиды).
Апокарбонатные нефриты пространственно и генетически связаны со скарнированными мраморами и образуются в эндоконтакте скиалитов и ксенолитов доломитовых мраморов на контакте с гранитизированными алюмосиликатными породами. Отличительной особенностью апокарбонатных нефритов являются светлые тона окраски (от салатно- и оливково-зеленой до белой) и полное отсутствие темноцветных минералов.
Светлоокрашенные нефриты апокарбонатного промышленно-генетического типа в природе распространены значительно реже зеленых апосерпентинитовых разновидностей. Месторождения их в настоящее время известны лишь в Китае в предгорьях хр. Куэнь-Лунь, в Австралии на полуострове Эйр и в России в бассейне среднего течения р. Витим (Витимский нефритоносный район), откуда и осуществляются основные поставки на мировой рынок. Спрос на данный вид самоцветов в последнее десятилетие постоянно превышает предложение, цены – проявляют постоянную тенденцию к росту.
Первое упоминание о находке нефрита в пределах Кодаро-Удоканской зоны относится к 1946 году и принадлежит Ю.К. Дзевановскому, который обнаружил небольшой валун фисташково-зеленого нефрита в аллювиальных отложениях р. Калар (в районе урочища Топор).
В 1985 году геологами экспедиции «Байкалкварцсамоцветы» при проведении рекогносцировочного маршрута по р. Калар, в приустьевой его части было выявлено 8 валунов и галек светлоокрашенного нефрита высокого качества.
В 1988 году работником ВостСибНИИГИМС Г.П. Березиным в аллювиальных отложениях р. Куда Малая (приток Куанды) найден валун фисташково-зеленого нефрита.
В 1991 геологами Витимской партии экспедиции «Байкалкварцсамоцветы», при проведении прогнозно-поисковых работ на цветные камни Кодаро-Удоканской зоны были выявлены валуны и гальки светлоокрашенного нефрита в бассейне среднего течения р. Калар
Геологоразведочные работы на нефрит в бассейне среднего течения р. Витим активно проводились с 1976 по 1993 г.г. В результате их проведения были открыты и изучены три месторождения и ряд проявлений светлоокрашенного нефрита апокарбонатного промышленно-генетического типа. Все они концентрируются на левобережье р. Витим, на водораздельной части между его притоками р.р. Бамбуйка и Ципа. Изучению нефритоносности правобережья р. Витим уделялось гораздо меньше
внимания.
С 1993 года в связи с окончательной кончиной плановой экономики геологоразведочные работы на данный вид камнесамоцветного сырья практически не проводилось, новых объектов открыто не было, оценка потенциально перспективных площадей не осуществлялась. С другой стороны известные месторождения активно разрабатывались, что приводило к постоянному снижению количества балансовых запасов и ухудшению их качества, вследствие первоочередной отработки легкодоступных залежей с высоким качеством сырья.
Тематические работы по оценке перспектив создания минерально-сырьевой базы светлоокрашенных нефритов на севере Читинской области проводились в период 2002-2005 г.г. персоналом Горно-геологической компании «Сибкварцсамоцветы» по договору с Каларской горно-геологической компанией.
Площадь работ характеризуется сложным геологическим строением, обусловленным длительной историей развития, разнообразными сочетаниями стратифицированных и магматических образований, неоднократными разнотипными проявлениями тектонических и метаморфических факторов от древнейших раннеархейских (возраст более 3,5 млрд. лет) до современных образований.
Оценка перспектив нефритоносности территории проводилась на основе формационного анализа, что позволило выделить потенциально рудогенерирующую и рудовмещающую формации, рудоконтролирующие структуры и в результате составить прогнозно-минерагеническую схему восточной части Витимского нефритоносного района с перспективными на выявление нефрита участками.
М
[600x280]аршрутная заверка выделенных потенциально перспективных на нефрит участков позволила выявить коренное проявление светлоокрашенного нефрита – Удоканское (Дальнее), а также ряд участков концентрации валунов и галек нефрита в аллювиальных отложениях.
Удоканское (Дальнее) проявление нефрита расположено в пределах осевой части Удоканского хребта.
В геологическом отношении район проявления представляет собой зону юго-западного замыкания гранитоидного плутона Куанда-Каларского междуречья, имеет сложное строение, обусловленное весьма прихотливой, извилистой линией контакта гранитоидов с вмещающими породами, а также наличием скиалитов осадочно-метаморфических пород среди гранитоидов.
Восточная и центральная часть опоискованной площади сложена гранитоидами субщелочной гранит-лейкогранитовой формации Среди гранитоидов преимущественным распространением пользуются порфировидные разновидности, достаточно однотипные и монотонные. В юго-западной части площади развиты лейкократовые массивные мелко- и среднезернистые граниты, а вблизи южного эндоконтакта фрагментарно отмечены диориты.
Осадочно-метаморфические образования, представленные гнейсово-сланцево-карбонатной формацией, вдаются в поле гранитоидов в виде «заливов» весьма прихотливой формы с запада и юго-запада и с северо-запада и севера. Среди пород резко доминируют биотитовые и биотит-амфиболовые гнейсы, в подчиненном количестве присутствуют кристаллосланцы, отмечены небольшие линзы мраморов протяженностью до 50-70 м, при мощности до 15-20 м. Осадочно-метаморфические породы метаморфизованы в условиях амфиболитовой фации регионального метаморфизма (что легко устанавливается по железистому гиперстену), на отдельных участках экзоконтакта калишпатизированы, гранитизированы. Контактовые роговики отмечены на отдельных локальных участках лишь в крайней северной части опоискованной территории. Карбонатные породы, расположенные в пределах осадочно-метаморфической толщи скарнированы с образованием высокотемпературной фации магнезиальных скарнов преимущественно диопсид-форстеритового (иногда с апатитом) состава.
Разрывные нарушения района Удоканского проявления представлены двумя системами: субширотного и северо-восточного простирания.
Разлом субширотного простирания является фрагментом Каларской тектонической зоны, протягивается через южную часть опоискованной площади. Породы в пределах данной тектонической зоны шириной до 200 м претерпели катаклаз, рассланцевание, на отдельных участках милонитизацию. Из наложенных метасоматических изменений для осадочно-метаморфических пород характерна калишпатизация, для гранитоидов – окварцевание.
[700x524]Разлом северо-восточного простирания является оперяющим субширотной системы разломов. Он выражается в виде зон повышенной трещиноватости, катаклаза и рассланцевания пород. К данному разлому приурочена локальная зона диафтореза, отвечающая эпидот-амфиболитовой фации регионального метаморфизма. Визуально это отмечается как преимущественное развитие минералов эпидот-клиноцоизитового ряда и актинолита, приводящее к зеленокаменным изменениям пород (уралитизация). К данной зоне диафтореза и приурочено Удоканское проявление нефрита.
В геологическом отношении Удоканское (Дальнее) проявление нефрита представляет собой скиалит мраморов среди гранитоидов, по периферии которого фрагментарно развиты нефритоносные кальцит-тремолитовые скарны – собственно залежи нефрита.
Морфология скиалита мраморов в целом дугообразная, осложненная апофизами, с извилистой в плане линией контакта.
Общая протяженность дугообразного скиалита составляет 150-170 м, при видимой ширине выходов 20-50 м. Более детальная расшифровка геологического строения участка осложнена интенсивным проявлением морозного и ледникового выветривания, что привело к разрушению коренных пород и образованию элювиальных и элювиально-делювиальных развалов.
Мраморы внешне представляют собой белые, массивные среднезернистые породы, сложенные примерно равными количествами кальцита и доломита. Из второстепенных минералов отмечаются оливин, серпентин, реже апатит.
Вмещающие скиалит мраморов гранитоиды представлены массивными или порфировидными разностями. Внешне они представляют собой розовато-серые, желтоватые породы средне-крупнозернистого сложения. Для них характерен достаточно выдержанный минеральный состав: микроклин – 30-50%, плагиоклаз – 20-30%, кварц – 20-30%, биотит –2-5%, в редких случаях встречается роговая обманка – до 10-15%. Акцессорные минералы представлены магнетитом, цирконом, сфеном, ортитом, апатитом.
Порфиробластовая микроклинизация (сиенитизация) гранитов проявлена неравномерно, вероятно носит наложенный характер и приводит к существенному снижению содержания кварца – до 7-10%, плагиоклаза – до 10-20% и увеличению содержания биотита – до 10%. Микроклин порфиробласт имеет свежий облик, четкую решетку, многочисленные пойкилитовые вростки кварца и полевого шпата. Микроклин основной массы, как и кварц, ксеноморфен по отношению к плагиоклазу, который представлен четкими таблитчатыми либо призматическими зернами с тонким полисинтетическим двойникованием.
Для порфиробласт микроклина характерна прямоугольная форма, размеры до 5 см в поперечнике и равномерное распределение в породе. На отдельных участках, где микроклинизированные граниты имеют гнейсовидный облик, порфиробласты микроклина приобретают уплощенную, линзовидную, овальную форму.
В непосредственной близости от скиалита мраморов облик гранитов меняется. Они представлены мелко-среднезернистыми лейкократовыми разностями светло-розовой либо желтоватой окраски, массивной реже гнейсовидной текстуры. Их минеральный состав достаточно постоянен: микроклин – 30-40%, кварц – 20-30%, плагиоклаз – 20-30%, биотит – до 5%; из акцессорных минералов присутствуют сфен, гранат.
На отдельных участках экзоконтакта мраморов гранитоиды превращены в апогранитные скарны. Внешне они представляют собой оливково- и грязно-зеленые породы мелкозернистого сложения неяснополосчатой либо пятнистой текстуры. Основные породообразующие минералы представлены эпидотом, плагиоклазом, амфиболом (актинолит-тремолитового ряда), хлоритом. В количественном отношении обычно доминирует эпидот (до 50%), представленный зернами неправильной и неправильно-таблитчатой формы, которые обрастают клиноцоизитом. Плагиоклаз отмечается в виде незамещенных реликтов (иногда вместе с кварцем) в промежутках между зернами эпидота. Тремолит-актинолит (10-30%) представлен как волокнистыми, так и широкотаблитчатыми разностями и наряду с эпидотом слагает основную массу породы. Хлорит (5-15%) распространен неравномерно в виде мелкочешуйчатых и пластинчатых скоплений светло-зеленого цвета и развивается по темноцветным минералам (роговая обманка, биотит), реликты которых иногда встречаются среди основной массы породы. Характерной чертой является наличие второй генерации
[1000x518]эпидота, распространенной в виде субпараллельных и ветвящихся прожилков 2-3 мм мощности, придающих породе неяснополосчатую текстуру.
Продуктивные (нефритоносные) породы представлены кальцит-тремолитовыми скарнами, фрагментарно развивающиеся по периферии скиалита доломитовых мраморов. Зоны скарнирования и являются собственно залежами нефрита. Всего в пределах Удоканского проявления по периферии скиалита мраморов найдено 5 залежей
Внешне кальцит-тремолитовые скарны представляют собой белые массивные скрытокристаллические породы фарфоровидного облика. Под микроскопом устанавливается, что сложены они в основном кальцитом и тремолитом, находящимися в тесном срастании друг с другом, с небольшой примесью серпентина, сфена, апатита. Тремолит представлен тонкоигольчатыми, волокнистыми, мелкопризматическими разностями, кальцит – тонколучистыми и микрозернистыми образованиями.
Нефрит в пределах зон скарнирования образует мономинеральные обособления различной формы и размеров. Распределение нефрита в пределах зоны скарнирования неравномерное, не подчиняющееся каким-либо закономерностям. Обычно это прожилки, линзы, гнезда, ориентированные субсогласно контактам залежи. Под микроскопом устанавливается, что нефрит сложен волокнистым агрегатом тремолита. Из второстепенных минералов обычен кальцит (2-3%) в виде мелких зерен неправильной формы с неровными корродированными краями.
При оценке качества нефритов Удоканского (Дальнего) проявления в качестве основного нормативного документа использовался ОСТ-41-07-90. Качественные и технологические особенности нефритов изучались по отобранным в ходе полевых работ пробам-монолитам, которые представляли собой природные блоки нефрита. Блоки распиливались алмазными дисками диаметром 400 мм с водяным охлаждением, при скорости 1800 оборотов в минуту. Полученные пластины шлифовались на алмазных планшайбах диаметром 300 мм с размером зерна 160/125, 100/80, затем доводились на брезентовой основе с использованием алмазной пасты 60/40, 28/20. Полировка пластин осуществлялась на сарже с использованием алмазной пасты 1/0. По готовым пластинам составлялись заключения, в которых описывались основные характеристики камня.
В целом для нефритов Удоканского проявления характерен узкий диапазон окраски зеленых тонов от светло-зеленой до оливково- и желто-зеленой, массивная текстура, скрытокристаллическая структура.
Проведенный комплекс лабораторных исследований показал, что нефрит Удоканского проявления обладает типичными для светлоокрашенных нефритов физико-механическими свойствами, устойчив при распиловке, хорошо обрабатывается и полируется, пригоден для изготовления широкой номенклатуры изделий. Согласно художественно-декоративным заключениям все нефриты относятся преимущественно к ювелирным сортам. Наибольший коммерческий интерес может вызывать оливково-желтый нефрит, приближающийся по своим художественно-декоративным характеристикам к «золотому». Эта разновидность нефрита (Хуэнг-ю) встречается крайне редко и ценится в Китае значительно дороже белого.
Основным дефектом нефритов является повышенная трещиноватость, снижающая выход сортового камня, и обуславливающая небольшие размеры товарных блоков и их плитообразную форму.
В настоящее время потенциально перспективная на светлоокрашенный нефрит площадь в северо-восточной части Витимского нефритоносного района находится в процессе лицензирования. Мутность и величавая неспешность этой процедуры отодвигает начало дальнейших работ и в этом сезоне.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
(Продолжение статьи ,начало вверху поста)
Если культурная символика юй очевидна и широко известна, то его минералогические характеристики оказываются более чем неопределенными. Иероглиф юй, имея значения «драгоценность», «красивый камень», в принципе мог прилагаться к любым минералам, обладавшим особой внешней привлекательностью, в том числе змеевику, яшмам и даже некоторым сортам мрамора. Вот почему в отечественной литературе в течение долгого времени господствовал вариант перевода юй как «яшма». Кроме того, помимо иероглифа юй, в китайском языке насчитывается внушительное число других терминов, которые, согласно комментаторской традиции, означают различные сорта юй, среди них цюн 瓊 (нефрит красного цвета с прожилками), яо 瑤 (особо драгоценный нефрит). Однако, что в действительности представляли собой эти каменья, остается под вопросом, и подобная их смысловая неопределенность существенно препятствует минералогическим идентификациям самого юй. Тем не менее, в современной научной литературе преобладает точка зрения, что в подавляющем большинстве случаев юй следует соотносить именно с нефритом, т.е. минералами класса крепкого амфибола, породы метаморфического происхождения, кристаллическая структура которой изменилась под воздействием давления и температуры. Все минералы данного класса обладая большой твердостью (7-8 по шкале Мооса) и превышая по этому показателю сталь, лишь немного уступают алмазу и имеют общую химическую формулу Са2 (Mg Fe)5 SiO22 (OH)2, из которой следует присутствие в них ряда других веществ, в первую очередь, магния и железа. В зависимости от процентного содержания последних, амфиболы подразделяются на две основные минералогические серии, возглавляемые тремолитами и актинолитами. Тремолиты (от названия долины Tremola на юге Швейцарии) — минералы с повышенным содержанием магния, железо в них вообще отсутствует или находится в крохотном процентном содержании. Актинолиты («лучистый камень» — от греч. aktis — «луч» и lithos — «камень») — минералы с повышенным содержанием железа. Чистые тремолиты и актинолиты, характеризующиеся прозрачностью, однотонностью и однородностью структуры, встречаются в природе крайне редко. Основная масса нефритов принадлежат к «промежуточным» сериям, структура и цвет которых зависят от условий их образования и химического состава. Нефриты, приближающиеся к тремолитам и актинолитам, имеют молочно-белый цвет; благодаря присутствию железа и в зависимости от его концентрации, камни приобретают коричнево-зеленые тона: от пепельно-зеленого до темно-зеленого и темно-коричневого; магний придает им розоватый оттенок. Встречаются также нефриты желтого, голубого и даже черного цвета, а появление в их структуре пятен и полос вызвано наличием других примесей - гематита, хромита (хромистого железа).
Природные особенности нефритов нашли отражение в их китайской типологии, основанной на универсальной для культуры Китая хроматической гамме — «пять цветов» (у сэ 五色). Соответственно нефриты подразделяются на белые с желтоватым оттенком (бай юй 白玉), сравниваемые в оригинальных источниках с цветом бараньего сала; желтые с коричневым отливом (хуан юй 黃玉) — «цвета вареных каштанов»; красные (хун юй 紅玉) — «цвета петушиного гребня»; черные (хэй юй 黑玉), «подобные лаковому покрытию»; и зеленые (цин юй 青玉). Цвет нефритов имел определяющее значение в царских регалиях и ритуальных предметах, которые должны были соответствовать космологической цветовой символике, характеризующей то или иное время года. Так, согласно древнему ритуально-этикетному уложению (ван чжи 王制), весной государь должен был носить украшения и использовать предметы из зеленого нефрита, летом — из нефрита красного цвета и т.д. В ювелирном деле особо ценились нефриты белого, бледно-зеленого и пепельно-зеленого (цинхуй юй 青灰玉) тона, последний в представлении европейцев имеет несколько вульгарное, но точное образное обозначение — «цвет плевка».
История китайского искусства обращения с нефритом восходит к эпохе неолита. В пределах VI–III тыс. до н.э. на территории Китая установлено пребывание нескольких культурных общностей, представители которых настолько активно использовали нефрит для изготовления украшений и предметов ритуального назначения (в том числе погребального инвентаря), что некоторые ученые предлагают называть их «нефритовыми». В этой связи возникла даже теория о существовании «нефритового пояса», охватившего прибрежные северо-восточные (совр. пров. Ляонин и Хэбэй), восточные (Шаньдунский п-ов), юго-восточные (совр. пров. Цзянсу и Чжэцзян) районы страны, а также район среднего течения р. Янцзы (пров. Хубэй, Хунань). В располагавшихся там неолитических культурах возникли местные камнерезные центры, изготавливавшие изделия, самобытные по формам и декору. Производство нефритовых изделий (юй ци 玉器) на северо-востоке Китая прослеживается приблизительно с VI тыс. до н.э. Местные мастера на первых порах делали из этого камня примитивные духовые музыкальные инструменты (разновидности свирели); модели топоров или секир фу 斧 (высота до 5,2 см), т.е. орудий труда или оружия; считающиеся украшениями предметы в виде плоских колец с прорезью (диаметр 3,8–4 см). Почти все эти вещи выполнены методом шлифовки и практически лишены орнаментации. К V тыс. до н.э. репертуар северо-восточных нефритовых изделий намного возрос, их формы и декор усложнились. Украшения дополнились подвесками, браслетами, наручными и ушными кольцами. По мнению современных ученых, заметно расширился отдел ритуально-церемониальных и ранговых изделий, которые свидетельствуют о существовании в данной культурной общности развитых анимистических представлений и о начале в ней процесса социальной дифференциации (см. Верования и культы эпохи неолита). С художественной точки зрения наибольший интерес представляют подвески — «облачных» форм и в виде «свернувшегося дракона», а также нефритовая пластика. «Облачные подвески» (юнь пэй 雲佩) представляют собой небольшие пластины (8,8×4,3; 9,7×5 см), по абрису напоминающие облако либо, в ряде случаев, очертание головы фантастического существа. Их поверхность обычно покрыта едва выступающими над уровнем фона рельефными узорами, в которых иногда угадывается подобие зооморфной личины.
Подвески второго типа (3,9×3,6×0,7, 10,5×6,9×0,3, 10,1×7,4×1,5 см) воспроизводят свернувшуюся полукольцом фигуру существа, похожего на червяка или змею с головой, отдаленно напоминающей морду свиньи. Благодаря этому сочетанию они называются в научной литературе изображениями «свино-драконов» (чжу-лун 豬龍). Высказывается предположение, что чжу-лун является одним из возможных истоков более позднего образа китайского дракона (лун 龍).
Нефритовая пластика представлена фигурками лягушки, черепахи и птиц — ласточки, совы (или сокола). Несмотря на миниатюрные размеры (например, 5,3×2,7×4,1 см), она характеризуется тщательностью проработки деталей и узнаваемостью облика персонажей. Сходство изображений с прототипами возрастает благодаря умелому использованию резчиками фактуры и цвета камня. Например, фигуры лягушки выполнены из темно-зеленого нефрита с коричневатыми вкраплениями, что соответствует естественному цвету лягушачьей кожи; изображения ласточки (4×5×0,7 см) и совы (5,2×3,7×05 см) — из светло-серого и серовато-белого нефрита соответственно, в обоих случаях — с красными вкраплениями, передающими рисунок оперения.
Восточные камнерезные мастерские до III тыс. до н.э. тоже выпускали примитивные музыкальные инструменты, модели оружия и украшения, среди которых наибольшим своеобразием обладают шпильки для волос и кольца-цзюэ 玦, возможно, служившие подвесками.
Наивысшее развитие неолитическое камнерезное искусство получило в юго-восточных культурах, где его можно проследить приблизительно с V тыс. до н.э., и достигло расцвета в культуре Лянчжу (Лянчжу вэньхуа, 良渚文化, 3200–2200 до н.э.). В некоторых местных захоронениях присутствует до нескольких сотен нефритовых изделий, включая различные украшения (подвески, ожерелья, браслеты), разнообразные церемониально-ритуальные предметы, частично совпадающие с наборами нефритовых регалий, известными повсеместно в древнем Китае. К таким вещам относятся в том числе изделия, внешне похожие на кубки (кубки-цун 琮), диски-би 壁 с отверстием посередине и ровными или перфорированными краями.
Подавляющее большинство лянчжуских нефритов декорировано рельефным, гравированным, реже — сквозным орнаментом. Характерным примером служит волосяная шпилька (длиной в 23 см), состоящая из штыря, украшенного рельефными кольцами, наподобие бамбукового ствола, и трапециевидной головки со сквозным узором в виде зооморфной личины с двумя симметрично расположенными вставками из бирюзовых дисков.
Декор подобных изделий опровергает существующее мнение о невозможности гравировки и резьбы (тем более ажурной) по нефриту без металлических инструментов, по причине специфического сочетания его качеств (твердости и хрупкости). Благодаря этому древнейшим мастерам были доступны только шлифовка и полировка, т.е. обработка натурального камня абразивными материалами. Однако, выполняемая неолитическими мастерами сложная по технологии работа с нефритом, включающая резьбу и гравировку, означает, что качество использованных каменных инструментов, сделанных из пород, равных по твердости алмазу, позволяло создавать из линий и штрихов сложнейшие художественные композиции. Косвенным доказательством сказанного служит факт использования ряда каменных инструментов (сверл, шлифовальных головок, резательных дисков) даже в китайском ювелирном деле XIII–XI вв до н.э., хотя в этот период Китай уже вступил в пору расцвета бронзолитейного производства.
Найденные сейчас нефритовые изделия южных неолитических культур относительно малочисленны, но выполнены на столь же высоком для того времени технико-художественном уровне. К числу древнейших местных вещей относится, например, овальный амулет (7×4,2×0,2 см), украшенный изображением человеческого лица в низком рельефе, датируемый IV тыс. до н.э. Еще более эстетически совершенные и сложные по технологии изделия относятся к III тыс. до н.э. Среди них две подвески (9,1×5,1 см и 11×6,2 см) в виде рельефных изображений существ, имеющих иконографическое сходство с более поздними образами феникса и дракона. Композиция другой подвески образована фигурой хищной птицы с распростертыми крыльями и двумя профильными изображениями человеческих голов. Шедевром местного камнерезного дела представляется церемониальный нож с рельефной рукоятью в виде профильного изображения птицы, как бы держащей в когтях человеческую голову.
Наследницей камнерезного дела культуры Лянчжу стала возникшая на территории Шаньдунского полуострова общность Луншань (Луншань вэньхуа 龍山文化, III тыс. до н.э.), с которой в настоящее время связывают начальную стадию формирования в Китае государственности. Самыми примечательными находками признаны пластины (ок. 5×4 см) в виде голов зооморфно-фантастических существ, увенчанных рогами или специфическими головными уборами. Изображения, характеризующиеся большими круглыми глазами и оскаленной пастью, в научной литературе условно именуются «демонами». Считается, что образ «демона», сложившийся в местном камнерезном искусстве, с одной стороны, восходит к орнаментальным мотивам лянчжуских нефритов, а, с другой стороны, служит истоком для ряда сюжетов в декоре нефритовых и бронзовых изделий эпохи Шан-Инь 商殷 (XVII–XI вв. до н.э.), времени существования древнейшего китайского государства.
[показать]Камнерезное искусство эпохи Шан-Инь и первой половины эпохи Чжоу 周 (XI–III вв. до н.э.) в основном оставалось в рамках технико-художественных приемов, освоенных неолитическими мастерами: вещи по-прежнему гравировались или украшались орнаментом в низком рельефе, исполнявшемся резьбой и выборочной шлифовкой. Самыми совершенными иньскими изделиями признаны статуэтки людей и животных из погребения Фу-хао 婦好, супруги царя У-дина 武丁 (1250–1192 до н.э.), которое входит в археологический комплекс Иньсюй 殷虛 («Руины Инь»). Среди них выполненные в реалистической манере фигурки тигра (11,7 см в длину), слона (6 см) и птицы (6 см), поверхность которых покрыта сплошным рельефным узором, передающим птичье оперение или рисунок звериной шкуры.
Антропоморфная пластика представлена лишь статуэтками людей в коленопреклоненной позе (высота 8–12 см), что позволяет усматривать в них изображения слуг. Выполненные в той же реалистической манере, эти фигурки характеризуются еще более тщательной проработкой деталей облика персонажей, с неизменной точностью передающей черты лица, прически и одеяния.
Кроме статуэток, в погребальном инвентаре Фу-хао числится 790 кусков необработанного камня и нефритовых изделий других типов, включая 37 шпилек для волос и три гребня, каждое из украшений богато орнаментировано. Согласно данным химической экспертизы, часть минералов была привезена в Китай из района вблизи оз. Байкала, что, возможно, указывает на постепенное истощение местных нефритовых месторождений и переход китайского камнерезного дела на импортное сырье.
К первой половине I тыс. до н.э. сегодня относится внушительное число целых коллекций нефритовых изделий, обнаруженных в усыпальницах знати. Один из самых богатых комплектов IX–VIII вв. до н.э., насчитывающий более полусотни предметов, был обнаружен (1991–1993) в захоронении княжеской четы, на территории археологического комплекса Тяньма 天馬 (юго-запад совр. пров. Шаньси). В этом комплекте наличествовали ритуальные предметы, подвески в виде силуэтных зооморфных и антропоморфных изображений, сложносоставные плательные и шейные украшения и миниатюрная пластика.
Наиболее необычными нефритовыми изделиями того времени являются маски, образованные несколькими десятками фигурных пластин, которые, возможно, прикреплялись к савану (сложенные вместе, они воспроизводят человеческое лицо).
Качественно новая стадия в истории развития китайского камнерезного дела соотносится с периодом Сражающихся царств (Чжань-го 戰國, V–III вв. до н.э.), завершающим эпоху Чжоу, когда мастера-камнерезы стали пользоваться металлическими инструментами. Это, прежде всего, позволило исполнять по поверхности камня сплошные узоры, состоящие из мелких деталей. Наибольшую популярность приобрели «шелкопрядный узор» (чунь-вэнь 蠢紋, другое название — «узор в виде ущелий», гу-вэнь 谷紋) и «каплевидный узор» (дяньди-вэнь 點滴紋, другое название — «плетеный узор», пу-вэнь 蒲紋). Первый образован рельефными завитками и, как принято считать, возник под влиянием резьбы по дереву в декоративно-прикладном искусстве южных регионов древнего Китая (в царстве Чу, Чу-го 楚國, XI–III в. до н.э.).
«Каплевидный узор», состоящий из кружков, восходит, скорее всего, к работам по металлу, копируя литой зерновидный орнамент, характерный для декора древних бронзовых сосудов. Кроме того, в камнерезном деле стала широко использоваться ажурная техника и углубленная резьба (инталио), что позволило создавать весьма сложные композиции, насыщенные орнаментальными деталями.
[показать]Перечисленные технико-художественные приемы получили дальнейшее развитие в эпохи Хань (III в. до н.э. — III в. н.э.) и Шести династий (Лю-чао, III–VI вв.). Репертуар изделий за эти столетия также существенно изменился: из употребления вышли отдельные виды предметов ритуально-церемониального назначения, однако, появились и некоторые новые категории, отдельного упоминания среди них заслуживают исполняемые в форме рога ханьские нефритовые кубки (высота до 18,3 см).
Большинство известных сегодня чжоуских и ханьских нефритовых изделий выполнены из привозных минералов, которые доставлялись главным образом из древних городов-полисов Яркенда и Хотана, находившихся на территории современного Синьцзян-Уйгурского автономного района. Нефрит, относящийся к различным минералогическим сериям (включая почти чистые тремолиты, прозрачные и белые камни), добывался в руслах двух протекавших вблизи Хотана рек с красноречивыми названиями «Черный нефрит» (Каракам) и «Белый нефрит» (Юрунгкам). Зависимость китайского камнерезного дела от экспортных поставок во многом обусловила динамику популярности в разные исторические периоды нефрита, который формально продолжал почитаться самым ценным ювелирным материалом.
[показать]
Так, в ту же эпоху Шести династий, когда страна погрузилась в военно-политический хаос, утратив прежней внешнеполитический авторитет и международные торговые связи, число нефритовых изделий, судя по имеющимся археологическим материалам, заметно сократилось по сравнению с минувшими веками. Но снижение интенсивности камнерезного дела не сказалось на качестве вещей. Напротив, бережно сохранялись накопленные традиции, продолжалось производство великолепных по качеству и художественному уровню вещей. Среди них — поясные пряжки (до 10 см длиной) и подвески в виде кольца (так называемые сердцевидные подвески, синьсин-юйпэй 心形玉佩), украшенные сложнейшим орнаментом с использованием техники рельефной и ажурной резьбы. Сохранилась и практика исполнения миниатюрной пластики, а также нефритовых сосудов, стилизующих бронзовые изделия, примером чему служит нефритовая чаша (высота 16,3 см, диаметр устья 10,8 см).
Очередная стадия расцвета камнерезного искусства, естественным образом сопровождаемая ростом популярности нефрита, соотносится с эпохой Тан (618–906), когда китайская империя возобновила и предельно расширила внешние дипломатические и торговые связи, обеспечившие массовые поступления природного камня. Главной новацией танских ювелиров стала отделка нефритовых изделий золотом и серебром. Кроме того, в моду вошла камерная нефритовая пластика, служившая украшением интерьеров, распространенными мотивами сделались изображения верблюда, льва, черепахи, зайца, различных птиц и мифологических существ. В литературных произведениях упоминаются нефритовые статуэтки любимых коней императора Сюань-цзуна 玄宗 (712–756), которые были выполнены с необыкновенным мастерством (их число и размер не указаны). Еще одной своеобразной категорией танских изделий являются даосские «нефритовые книги»: каменные пластины с выгравированным на них текстом.
[показать]
В эпоху Северная Сун (Бэй Сун 北宋, 960–1127) производство резных нефритов вновь сократилось, причину чего можно видеть не только в уменьшении импортных поставок камня в результате утраты контроля Китая над транзитными торговыми маршрутами, но и растущий интерес ювелиров к благородным металлам и другим художественным материалам. Ситуация несколько изменилась в эпоху Южная Сун (Нань Сун 南宋, 1127–1279), несмотря на сохранившийся дефицит привозных нефритов. В новой столице Китая (г. Линьань, на месте совр. г. Ханчжоу, пров. Чжэцзян) была налажена работа казенных и частных камнерезных мастерских, выпускавших изделия повседневного спроса декоративного и утилитарного характера. Определенное место среди них занимают винные чарки (высота в пределах 15 см, диаметр устья 7 см), которые, в отличие от большинства предшествующих категорий нефритовой столовой утвари, повторяли керамические изделия.
В XI–XII вв. оформились камнерезные традиции других народностей — киданей, образовавших собственное государство (Ляо 遼, 916–1125) на северо-востоке Китая, и чжурчжэней, установивших свое владычества над районами бассейна Хуанхэ (государство Цзинь 金, 1115–1234). Основную часть сохранившихся киданьских нефритов составляют плательные украшения в виде небольших пластин и подвески, которые примечательны своей орнаментацией. Наиболее часто воспроизводятся сцены ритуальной охоты, а также композиции, чередующие образы животных и птиц, выполненные в центрально-азиатском стиле. Самым своеобразным местным мотивом явилось изображение фантастического существа с головой дракона, телом рыбы, загнутыми рогами, крыльями и плавниками, восходящего к образу индийского царя водяных существ.
Воспринятые камнерезным искусством чжурчжэней, перечисленные мотивы и образы проникли затем в китайское декоративно-прикладное искусство XIV в., обретя национальные трактовки и вызвав к жизни новые орнаментальные направления.
В эпоху Мин (1368–1644) камнерезное дело, в отличие от многих других видов прикладного искусства, не претерпело значительных изменений. Важнейшим связанным с ним событием принято считать организацию соответствующих казенных мастерских в Пекине, впервые ставшем (1420) столицей собственно китайской империи. Продолжая прежние ювелирные традиции и работая в различных техниках, пекинские мастера отдавали явное предпочтение ажурной резьбе, определившей своеобразие нефритовых изделий минского времени.
[показать]Завершающая стадия развития традиционного китайского камнерезного дела соотносится с первой половиной эпохи Цин 清 (1644–1911), ознаменовавшейся очередным всплеском популярности нефрита. Этому способствовали причины разного порядка — завоевание Синьцзяна, открывшее китайцам прямой доступ к хотанским месторождениям, с одной стороны, и личное пристрастие к этому минералу императора Цянь-луна 乾隆 (1736–1795), с другой. Признанный ценитель и знаток нефритовых изделий, Цянь-лун собрал при дворе их уникальную коллекцию и учредил на месте древних камнерезных центров юго-востока страны казенные мастерские в г. Сучжоу 蘇州 (пров. Цзянсу), равные по статусу столичным мастерским. На протяжении второй половины XVIII — начала XIX в. в пекинских и сучжоуских мастерских выпускали изделия пяти основных видов: регалии и предметы ритуально-церемониального предназначения; специфические ритуальные музыкальные инструменты, состоящие из подбора нефритовых колокольчиков; письменные принадлежности (подставки для кистей, тушечницы); украшения костюмов и головных уборов; печати; различные предметы декоративного характера, в том числе вазы, курильницы, как правило, стилизующие древнюю бронзу, камерную скульптуру.
К последней категории можно отнести и «нефритовые горки»: одиночные нефритовые валуны с вырезанными из них пейзажными композициями и сюжетными сценами, которые, в зависимости от размера, служили садовыми, интерьерными или настольными украшениями, хотя в целом «горки» не были самыми крупными резными изделиями.
Нефриты существуют в природе и в виде крупных глыб, которые можно, однако, считать уникальным, а не рядовым явлением. Известны два вырезанные из таких глыб «винных кубка». Один из них, черного цвета (высота 66 см, диаметр устья 1,5 м), был выполнен еще в эпоху Юань. Его внешняя поверхность украшена барельефными изображениями рыб, драконов и морских чудовищ, резвящихся среди волн. Этот «кубок» вначале был установлен во дворце монгольских правителей, минские власти передали его в дар одному из даосских храмов, но в 1745 г. его вновь поместили во дворце, в специально построенном здании, где он экспонируется и сегодня. Второй кубок, вырезанный из глыбы темно-зеленого цвета (высота 59,2 см, диаметр устья 1,3 м), сделали цинские мастера.
В цинском камнерезном деле определились три относительно самостоятельных стилистических манеры: «архаическая» (или «классическая»), «западная» и «новаторская». «Архаический» стиль предполагал стилизацию форм и декора древних предметов, как нефритовых, так и бронзовых, керамических, лаковых. «Западный» стиль, вопреки его названию, был ориентирован не столько на образцы европейского, сколько на произведения ближневосточного и юго-восточного декоративно-прикладного искусства. «Новаторский» стиль производит впечатление типологического аналога европейского стиля шинуазри XVII–XVIII вв. (в кон. XIX в. — модерна): в нем также допускалось смешение различных по происхождению и эстетическим характеристикам мотивов и образов.
В дополнение к нефритам, в китайском камнерезном деле широко использовались «псевдонефриты», которые, как правило, тоже называются юй. Самым благородным из них является жадеит (твердый пираксен) — минерал, имеющий, как и нефрит, метаморфическое происхождение, но другую химическую структуру, в состав которой входят силикат натрия и алюминий. Жадеит проник в Китай примерно в XVII–XVIII вв. из Юго-Восточной Азии, в основном из Бирмы, откуда он постоянно поступал и позднее. Обладающий великолепным зеленым цветом яблочного или изумрудного оттенка, он получил название фэйцуйюй 翡翠 玉 — «[подобный] перьям зимородка». Этот минерал сразу же привлек к себе внимание китайских мастеров, усмотревших в нем прекрасный материал для личных украшений и изделий многих других привычных категорий — курильниц, ваз, шкатулок. В результате к началу XIX в. жадеит уже существенно потеснил нефрит.
Другим популярным заместителем нефрита, относящимся к разряду полудрагоценных минералов, выступают яшмы. «Яшма» — собирательное название плотных твердых и мелкозернистых горных пород, состоящих из кварца, халцедона, полевых шпатов, хлорита, гранатов, гематита и других минералов, которые отличаются высокой прочностью и разнообразием окрасок, нередко имея причудливые природные рисунки. Не вызывает сомнения, что такие камни издавна широко применялись в камнерезном и ювелирном деле Китая, успешно конкурируя с нефритом и часто замещая его. Однако точно проследить место яшм в китайском декоративно-прикладном искусстве невозможно по причине их постоянного смешения с юй.
Все остальные «псевдонефриты» образуют поделочные камни, каковыми являются стеатит, агальматолит и некоторые сорта мрамора. Стеатит (куайхуа ши 塊滑石, «жирный камень», известен и как «жировик») представляет собой минеральный агрегат плотного скрытокристаллического строения, состоящий из водного силиката магния. Агальматолит (шоушань ши 壽山石, «камень с горы долголетия»), прозванный в Европе «мыльным камнем», — плотная разновидность пирофиллита, водного силиката алюминия. Этот минерал имеет разнообразную окраску, совпадающую с хроматической гаммой нефрита. Мыльный камень легче поддается резьбе, что определило популярность его как материала для производства мелкой пластики, повторяющей нефритовую скульптуру, печатей, тушечниц, вазочек, настольных украшений, пепельниц и других камерных предметов декоративно-утилитарного назначения. Несмотря на внешнее сходство, изделия из агальматолита и нефрита, легко различимы: первые непрозрачны и значительно тяжелее нефритовых.
В роли заменителей нефрита могли выступать также белый мрамор, известный под названием «белый нефрит», и добываемый в местности Ланьтянь 藍田 (к югу от г. Сиань, пров. Шэньси) «ланьтяньский мрамор» — красивый камень белого цвета с ярко-красными, зелеными и желтыми прожилками, который с древности применялся в ювелирном деле.
Нефрит используется и современными китайскими ювелирами, однако в силу редкости натуральных камней он применяется только в самых дорогостоящих изделиях. Украшения средней и низкой ценовых групп, включая сувенирную продукцию, в реальности выполнены, чаще всего, из «псевдонефритов». Ведущими центрами камнерезного дела КНР по-прежнему остаются пекинские и юго-восточные мастерские, расположенные в таких городах, как Шанхай, Сучжоу, Нанкин, Янчжоу.
Литература:
Кравцова М.Е. История искусства Китая. СПб., 2004; Моран А. де. История декоративно-прикладного искусства. М., 1982; Сокровища Шанхайского музея. Каталог выставки. Шанхай, 2007; Дун Я юй ци (Нефритовые изделия Восточной Азии) / Под ред. Вэн Цуна. Гонконг, 1998; Инь Чжи-цян. Чжунго гудай юй-ци (Древние нефритовые изделия Китая). Шанхай, 2000; Чжунго гунъи мэйшу цыдянь (Словарь китайского декоративно-прикладного искусства) / Под ред. У Шаня. Тайбэй, 1991; Agers J., Rawson J. Chinese Jade Through the Ages. Catalogue of a Loan Exhibition Held at Victoria and Albert Museum. L., 1975; Lawton Th. Chinese Art of the Warring States Period. Change and Continuity. Wash., 1982; Laufer B. Jade. A Study in Chinese Archaeology and Religion. Chic., 1912; Loehr M. Ancient Chinese Jades. Cambr., 1975; Mysteries of Ancient China. New Discoveries from the Early Dynasties / Ed. by. J. Rawson. L., 1996; Possessing the Past. Treasures from the National Palace Museum, Taipei. Taipei, 1996; Rawson J. Chinese Jade: From Neolithic to the Qing. L., 1995; Treasures from the Working of Nature. Eight Thousand Years of Antiquities / Ed. by Chi Jo-hsin. Taipei, 2007; Zeileis Fr. G. Aus gewahlte Chinesische Jade aus Sieben Jahrtausendeu Gallspach. Korneuburg, 1994; Watt J.C.Y. Chinese Jades from Нan to Ch’in. Catalogue of Exhibition Held at Asia House. N.Y., 1980.