В психологическом словаре такое определение тревожности: это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают».
Тревога отличается от тревожности. Первое — это если беспокойство появляется лишь изредка, а второе - это ситуация постоянного напряжения, волнения, страха.
Признаки тревожности у ребёнка:
- ребенок быстро устает;
- любое задание вызывает беспокойство;
- он часто смущается;
- много говорит о трудных ситуациях;
- ему снятся кошмарные сны;
- у него нередко бывает расстройство стула.
- потеет, когда волнуется;
- у него плохой аппетит;
- спит беспокойно, засыпает с трудом;
- часто плачет;
- плохо переносит ожидание;
- не уверен в себе;
- боится трудностей.
Как помочь ребёнку справиться с тревожностью?
- Интересуйтесь тем, как живёт ребёнок, чего хочет, чего боится, от чего прячется, кого стесняется.
- Спросите его, что самое плохое может случиться, если он получит двойку (скажет глупость, описается на людях и т. д.) То есть, важно понять, чего именно боится ребёнок и, по возможности, обсудить, что это - не конец света.
- Обсудите, получит ли он какой-нибудь полезный опыт в этих ситуациях. Например, получит двойку, но в следующий раз будет лучше разбираться в требованиях учителя, или станет "своим" для компании двоечников.
- Ребёнок должен чувствовать, что в любой ситуации он получит поддержку и понимание его проблем.
- Нужно понять причины тревоги и внутренне разрешить малышу тревожиться (то есть, не уговаривать себя в том, что "мой сын - самый смелый").
- Научитесь расслабляться (цигун, йога, релаксация). Запишите ребёнка в любую спортивную секцию. Уверяю вас, это снимет половину тревожных симптомов.
- Если ребенок боится засыпать в темноте, разрешите спать с ночником. Если боится обращаться к людям - делайте это поначалу вместе.
- Не нужно всё делать за ребёнка, но и нельзя бросать его одного. Попробуйте справиться вместе. Иногда достаточно просто побыть рядом, пока ребёнок пытается справиться с чем-то.
- Заранее готовьте тревожного ребенка к переменам и важным событиям. Подробно расскажите, или даже нарисуйте план с картинками: Например, утром в саду завтрак, потом - прогулка, потом - игра в группе.
- Ребенок должен быть уверен, что родители верят в него. Лучше поставить небольшую цель и достичь её (купить мороженое в киоске), чем обсуждать глобальные планы и расстраиваться, что это недостижимо (например, вести себя уверенно в школе).
- Сравнивайте результаты ребенка только с его предыдущими достижениями. Хвалите даже за маленькие достижения.
- Если ребёнок не рассказывает, что с ним происходит, поиграйте в игру с несколькими персонажами. Спросите: "Чего боится кукла Таня?" В такой игре вам многое станет понятно про малыша.
- Чаще обнимайте ребёнка, целуйте, сажайте на коленки. Телесный контакт - лучшая психотерапия.
Классическое проявление ревности — когда старший ребенок втайне от родителей причиняет вред беззащитному новорожденному: щиплет, дергает за волосы, ломает или прячет его вещи и игрушки. Однако не все дети выражают свою ревность таким способом. Иногда эта обида проявляется в внешне беспричинном плохом поведении, капризах, даже болезнях. Так первенец дает понять, что ему не хватает маминой любви, пытается вновь вернуть себе родительское внимание.
Прежде всего, специалисты рекомендуют не настраивать старшего ребенка на то, что младший сразу станет для него товарищем по играм, чтобы не было разочарования. Наоборот, поначалу родившийся малыш будет лишь забирать львиную долю маминого времени и внимания. Однако старший при этом ни в коем случае не должен быть ущемлен. Необходимо, по возможности, сохранить его прежний режим дня – любые резкие перемены, особенно в первое время после появления малыша, нежелательны. Крайне важно, чтобы в первые месяцы после рождения младшего ребенка мама находила время играть со старшим, гулять с ним и делать все то, что делала раньше. Если есть возможность, стоит нанять хорошую няню для младшего ребенка, попросить бабушек, дедушек, других близких родственников помогать первое время с малышом, чтобы иметь возможность, не «разрываясь» и не раздражаясь, уделять достаточно времени старшему. Тогда он постепенно привыкнет к существованию брата или сестры, не почувствует себя обделенным маминым вниманием и не будет испытывать болезненной ревности. Иногда старший ребенок может начать вести себя как младенец: просить запеленать его, дать пустышку или грудь. В таком случае лучше всего подыграть ему — так он быстрее успокоится.
Эту сферу должны регулировать четкие правила. Какая-то часть игрушек должна быть общей, а какие-то игрушки должны быть личными у каждого из детей. Дети должны знать, что если он хочет попросить что-то у другого, ему следует предложить что-то взамен. Если братья или сестры спорят из-за одной и той же игрушки, мама может убрать ее в недоступное для них место, пояснив, что игрушка вернется к ним, когда они помирятся и научатся играть по очереди. Очень важно хвалить детей, когда они уступают друг другу. Если младший ребенок еще не может сказать «спасибо», родители должны поблагодарить старшего от его имени.
Родители нередко заблуждаются, уверяя себя, что в их семье детской ревности не будет. Внимательным и заботливым родителям нередко удается минимизировать эту проблему, но полностью избежать ее не удается практически никому. Нормальный ребенок должен пройти испытание ревностью, прожить этот тяжелый момент конкуренции с родным братом или сестрой. Только от родителей зависит, научится ли он справляться со своими эмоциями без ущерба для психического здоровья.
Поскольку дети очень чувствительны к языку жестов и прикосновений, стоит уделять больше внимания именно этой стороне общения. Родители ни в коем случае не должны обделять своего первенца лаской, им нужно стараться как можно чаще гладить по голове, обнимать его, прижимать к себе. Очень полезно делать массаж двум детям одновременно и укладывать их на дневной сон вместе. Очень привязывает старшего ребенка к малышу его участие в жизни новорожденного, его заботы о маленьком, активная помощь маме. Мама ни в коем случае не должна забывать подчеркивать его значимость и хвалить старшего ребенка. Покупая что-то для малыша, родители не должны забывать о старшем. И еще одно важное правило: старшего ребенка нельзя ругать в присутствии малыша, даже если проблема ревности не стоит остро.
По мнению экспертов, очень важно давать ребенку возможность проявить свой гнев, ревность и агрессию в то время, когда это еще относительно безопасно и может контролироваться. Если малышу предоставить такой шанс, он, скорее всего, благополучно минует стадию ревности и забудет о ней. В противном случае ревность и обида укоренятся в его душе, в то время как истинная причина может постепенно забыться.
Проявления гнева обычно встречаются у детей в возрасте от полутора до четырех лет. Вспышки гнева длятся в среднем от нескольких секунд до двух минут, иногда дольше. Тогда ребенок ведет себя агрессивно, может пытаться бить или кусать окружающих, бросаться игрушками. Если приступы агрессивности становятся регулярными, стоит посоветоваться с детским психотерапевтом.
Это нормальное для взрослеющего ребенка явление. Приступы гнева периодически наблюдаются у 80% детей, чаще всего у трехлетних, реже – в два года, а в четыре года – в среднем у 10% детей.
Приступ гнева обычно происходит, когда ребенок пытается вести себя независимо или сделать что-то самостоятельно, и у него это не получается. На частоту приступов гнева влияют усталость ребенка, его уровень развития, темперамент, психологическая обстановка в семье, а также здоровье и самочувствие. Приступы гнева у ребенка могут возникать также в тех случаях, когда взрослые слишком резко реагируют на его поведение.
Внимательное отношение к ребенку поможет спрогнозировать вероятные приступы гнева и избежать их, действуя по ситуации и сохраняя спокойствие. Если приступ гнева начался неожиданно, то остановить его легче в самом начале; самых маленьких можно попытаться отвлечь и переключить на какое-то интересное занятие.
Психологи рекомендуют учить ребенка выражать свои чувства и оценивать эмоции. Этому может помочь проговаривание ситуации вместе с родителями, ее моделирование с помощью игрушек или сказок, рисование и лепка, посредством которых ребенок может визуализировать свое чувство гнева. Можно научить ребенка выражать свою злость словами («Я сердит!»), придумать историю, где персонажами будут сам ребенок и отрицательный герой – его гнев. Родителям рекомендуется объяснить ребенку, что все иногда чувствуют гнев, но есть разные способы его выражения. Важно, чтобы во время детского приступа злости родитель сохранял спокойствие.
Желательно разобраться в причинах ярости, возникающей у ребенка – тогда родителям будет проще избегать приступов гнева. В некоторых случаях малыш злится по причине невнимательности родителей: если он хочет есть или пить, слишком тепло или легко одет, если ему нужно в туалет или у него что-то болит. Реагировать на нормальное поведение нужно адекватно, иначе ребенок может начать манипулировать родителями. Со временем приступы гнева возникают все реже. Родителям, с самого начала научившимся справляться с резкими перепадами настроения своего малыша, в дальнейшем будет легче справляться с трудностями его воспитания.
Согласитесь, что чаще всего люди плачут в детстве.
Иногда мы думаем, что грусть - это чувство для взрослых. А детям, как будто, грустить, нельзя. Да и с чего бы? Но опыт печали так же важен для подготовки ко взрослой жизни, как и опыт радости. Родителям не нужно сразу спасать ребенка от грусти, прежде всего, нужно понять, что с ним происходит.
Скажите, что вы понимаете его чувства и разделяете их, что вам знакомы эти чувства, что вы тоже были маленькой. Можно спросить ребенка: «Тебя что-то тревожит? Ты можешь мне об этом рассказать? Я могу чем-нибудь помочь тебе?».
Очень важно, чтобы ребенок почувствовал, что он в любое время может рассчитывать на внимание родителей, может поделиться с ними своми мыслями и переживаниями. Он должен быть уверен, что к его чувствам отнесутся серьезно, никто ему не скажет: «Какая чепуха!…»
Если ребенок печалится, это значит, что его что-то беспокоит. Причина может быть любой: грустный рассказ, увиденная по дороге мёртвая кошка, двойка по физике или неразделенная любовь. Не надо стараться как можно быстрее его развеселить.
Что бы это ни было, ребёнок должен быть уверен, что родители на его стороне. Например, если малыш совершил какой-то проступок, скажите о том, что он поступил нехорошо, но при этом он сам - хороший. Худший вариант - фраза: "Если ты будешь так делать - я не буду тебя любить". И тогда ребёнок встает перед выбором - то ли быть живым, искренним, любопытным, то ли быть любимым.
Да. Детская депрессия - это не просто «плохое настроение». Если ребенок грустит, то это не всегда означает, что он болен. Но если эта грусть становиться постоянной – следует обратиться к детскому психотерапевту, чтобы исключить депрессию.
- раздражительность или гнев;
- чувство безнадежности;
- отказ от общения;
- мысли о том, что его никто не любит, что он никому не нужен;
- повышенный аппетит или его потеря;
- бессонница или повышенная сонливость;
- слёзы и излишняя говорливость;
- трудно сосредоточиться;
- быстрая утомляемость;
- головные боли или боль в животе (при том, что врачи не находят причин этих явлений);
- ребенку трудно учиться, он бросает свои любимые дела (хобби);
- чувство вины;
- мысли о смерти или самоубийстве.
Методы лечения одинаковы как для взрослых, так и для детей - это психотерапия, консультации у психиатра и медикаментозное лечение (строго по назначению детского психиатра).