• Авторизация


ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ ЭПОХИ БАРОККО 07-09-2020 07:53 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Булгакова_Татьяна Оригинальное сообщение

ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ ЭПОХИ БАРОККО

Фламандский художник Юстус Сустерманс (1597-1681)

Часть 5

Карло Медичи — сын тосканского правителя Фердинандо I из дома Медичи, принц Тосканский, кардинал-дьякон Санта-Мария-ин-Домника, Сан-Никола-ин-Карчере, Сант-Эустакьо, кардинал-священник Сан-Систо, кардинал-епископ Сабины, Фраскати, Порто-Санта Руфины и Остии и Веллетри, вице-декан и декан Священной Коллегии кардиналов. Протектор испанского королевства при Святом Престоле.

Портрет Карло Медичи (1599-1666).

Карло был пятым ребёнком и третьим сыном Фердинандо I, великого герцога Тосканы и Кристины Лотарингской, принцессы из Лотарингского дома. По линии отца приходился внуком Козимо I, великому герцогу Тосканы и Элеоноре Альварес де Толедо, аристократке из дома Альварес де Толедо, состоявшей в родстве с королями Испании. По линии матери был внуком Карла III, герцога Лотарингии и Клавдии Французской, принцессы из дома Валуа. Прабабкой Карло по материнской линии была французская королева Екатерина Медичи.

По семейной традиции Карло, как второму сыну, была уготована церковная карьера. Он получил хорошее образование, которое подготовило его к предстоящему служению в папской курии. По заказу великой герцогини для него был создан учебник, в котором подробно описывались структура и церемониал папского двора в Риме. В девятнадцатилетнем возрасте Карло начал изучать древнееврейский язык и тогда же был возведен в кардиналы папой римским Павлом V на консистории. Затем ему был присвоен титул кардинала-дьякона Санта-Мария-ин-Домника. Несмотря на это, Карло продолжал жить во Флоренции, как принц. Его ежегодный пансион в то время ограничивался суммой в семьдесят тысяч скудо. Он был кардиналом-выборщиком на конклавах, на которых римскими папами были избраны Григорий XV и Урбан VIII. Вместе с кардиналами из Савойского дома и домов Фарнезе и Эсте основал группу, оппозиционную Священной Коллегии кардиналов. Ему был присвоен титул кардинала-дьякона Сан-Никола-ин-Карчере. Карло протестовал против декрета папы Урбана VIII, предоставившего право всем кардиналам, вне зависимости от ранжирования, носить титул «Его Высокопреосвященство». Как аббат-коммендатарий, стал получать доходы от монастыря святого Стефана в Карраре; в дальнейшем он был аббатом-коммендатарием нескольких крупных аббатств. Во Флоренции покровительствовал театинцам. Год спустя Карло был назначен протектором испанского королевства при Святом Престоле и протектором валломброзиан, из-за чего ему пришлось переехать из Флоренции в Рим. Он был кардиналом-протодьяконом на конклаве, на котором римским папой был избран Иннокентий X. Именно Карло провозгласил знаменитое «У нас есть папа» и возложил тиару на голову нового понтифика. В признательность за помощь в избрании на конклаве, папа даровал титул кардинала его племяннику Джованни Карло Медичи. Затем ему был присвоен титул кардинала-дьякона Сант’Эустакьо, который со временем он сменил на титул кардинала-священника Сан-Систо. Затем Карло был номинирован в кардиналы-епископы Сабины. Его хиротонию возглавил монсеньор Аннибале Бентивольо, титулярный архиепископ Фив, а затем Карло был присвоен титул кардинала-епископа Фраскати. Со временем римский папа Иннокентий X назначил его кардиналом-епископом Порто и Санта Руфина и вице-деканом Священной коллегии кардиналов. Затем Карло стал деканом Священной коллегии кардиналов и кардиналом-епископом Остии и Веллетри. Он осуществлял контроль над конклавом, на котором римским папой был избран Александр VII. По поручению папы, принимал в Риме Кристину, королеву Швеции.

Карло, несмотря на духовный сан, не оставлял светских увлечений. Он был охотником и игроком, гурманом и дамским угодником, любил устраивать балы и торжественные приёмы. Он так увлёкся садоводством, что приобрёл во Флоренции сады Оричеллари. А увлечение скачками увенчалось победой его лошади на флорентийских гонках. Ещё больше ему нравились музыка и театр. Карло покровительствовал двум флорентийским музыкально-театральным академиям — Иммобили и Инфуокати. Как и большинство членов его семьи, он был страстным коллекционером произведений искусства и меценатом. Доходы, которые кардинал получал от церковного служения, он тратил на благоустройство личных апартаментов в палаццо Питти и особняка Сан-Марко во Флоренции, который купил после смерти предыдущего хозяина. За этот домик на площади святого Марка Карло уступил племяннику часть палаццо Медичи во Флоренции, или, как его ещё называют, «старого дома». В великом герцогстве Тосканском ему также принадлежали виллы Кареджи, Черрето-Гвиди, Петрая, Треббьо и Кафаджоло. В Риме Карло был хозяином палаццо Мадама, которое перешло к нему от отца, и виллы Медичи на Пинчо. Стены особняка Сан-Марко по заказу Карло были украшены фресками кисти Фабрицио Боски, Маттео Росселли, Филиппо Таркьяни, Анастаджо Фонтебуони, Оттавио Ваннини и Микеланджело Чинганелли. В этом доме он хранил большую библиотеку и коллекцию живописи, включавшую более трёхсот полотен, в числе которых были картины кисти Тициана и Андреа дель Сарто. Для неё им были приобретены работы Джованни Ланфранко, Гвидо Рени, Франческо Курради, Якопо да Эмполи, Рутилио Манетти, Пассиньяно, Маттео Росселли, Франческо Рустичи и Доменико Фрилли Крочи. Для увеличения площади палаццо Мадама в Риме Карло пригласил архитектора Паоло Марушелли. Стены этого дворца были расписаны фресками кисти Джованни Антонио Лелли, Пьетро Паоло Бальдини, Раффаэлло Ванни и Джованни Антонио Галли.

Екатерина Медичи — итальянская принцесса из дома Медичи (1593-1629).

Екатерина Медичи была третьим ребёнком и второй дочерью в семье Фердинандо I, великого герцога Тосканы, и Кристины Лотарингской, принцессы из Лотарингского дома. По отцовской линии приходилась внучкой Козимо I, великому герцогу Тосканы, и Элеоноре Альварес де Толедо, аристократке из дома Альварес де Толедо, состоявшей в родстве с королями Испании. По материнской линии была внучкой Карла III, герцога Лотарингии, и Клавдии Французской, принцессы из дома Валуа. Прабабкой Екатерины по материнской линии была французская королева Екатерина Медичи. Принцесса получила хорошее образование, но не имела ни особенных талантов, ни выдающихся интеллектуальных способностей, ни волевых качеств характера. В ней рано проявилась склонность к монашескому образу жизни, однако из-за династических соображений она была выдана замуж. У Екатерины были доверительные отношения с матерью. Сохранилась их переписка, включающая шестьсот писем, в которых вдовствующая великая герцогиня поддерживала дочь после брака.

Располагая значительными средствами, великие герцоги Тосканские могли рассчитывать на достойные партии для принцесс из дома Медичи. Первым, кто попросил руки Екатерины был принц Виктор Амадей, будущий герцог Савойи. Однако двор во Флоренции заинтересовался проектом династического союза Екатерины с Генрихом Стюартом, принцем Уэльским. Переговоры с королём Яковом I о возможной свадьбе наследника престолов Англии и Шотландии и тосканской принцессы начал брат Екатерины, великий герцог Козимо II. С этой целью он направил ко двору в Лондоне своего тайного посланника. Яков I, король Англии и Шотландии счёл предложение великого герцога привлекательным. Монарха, нуждавшегося в деньгах, впечатлил размер приданого — шестьсот тысяч крон, которое двор во Флоренции давал за невестой. Со стороны великого герцога единственным условием было предоставление Екатерине, как и двору будущей королевы, свободы вероисповедания. Таким образом, Козимо II надеялся получить разрешение от римского папы Павла V на брак принцессы-католички с принцем-протестантом. Святым Престолом была создана комиссия из пяти кардиналов, которым были поручены организационные вопросы. Через некоторое время приданое невесты было увеличено до одного миллиона крон, и двор в Лондоне выразил согласие предоставить свободу вероисповедания Екатерине и членам её двора, но этого оказалось недостаточно для Святого Престола. Затянувшиеся переговоры осложнило вмешательство французской королевы Марии Медичи, которая также планировала выдать за принца Уэльского одну из своих дочерей. Вопрос снялся сам, когда принц Уэльский умер от брюшного тифа.

Со временем великому герцогу Тосканскому поступило предложение выдать Екатерину за Фердинандо I, герцога Мантуи и Монферрато. До того, как стать герцогом, жених был кардиналом, но после смерти старшего брата, не оставившего потомства, он отказался от сана. Козимо II было известно о тайном браке Фердинандо I с аристократкой Камиллой Фаа, и, несмотря на то, что этот брак был признан недействительным, великий герцог пожелал убедиться в достоверности этой информации. Он дал согласие на брак сестры и герцога только после того, как получил на него разрешение Святого Престола. Церемония бракосочетания состоялась. Екатерина, не желая мириться с присутствием Камиллы Фаа в жизни супруга, вначале добилась удаления дворянки в монастырь кармелитов в Мантуе, затем в монастырь клариссок в Ферраре, где та приняла монашеский постриг с именем Екатерины Камиллы. Бастард от признанного недействительным брака жил при герцогском дворе. Екатерина относилась к мальчику с любовью, но не позволила супругу узаконить его. У самой герцогини случилось два выкидыша. Их брак с герцогом оказался бездетным и несчастливым, хотя отношения между супругами носили спокойный характер. Герцогиня свободно распоряжалась личными средствами, которые тратила на благотворительность. Она жертвовала деньги монастырям и организациям, которые оказывали помощь женщинам, попавшим в затруднительную ситуацию. Ей также нравилось обеспечивать приданым девушек из бедных семей.

Со временем умер Фердинандо I. Овдовев, Екатерина решила покинуть двор в Мантуе. Причин было несколько. Ей, склонной к уединённой и спокойной жизни, не нравилась придворная суета. Кроме того, первая жена покойного герцога, Камилла Фаа, всё ещё имела право пользоваться подписью и печатью дома Гонзага, чем раздражала его законную вдову. Поэтому вскоре после смерти мужа Екатерина переехала из герцогского дворца в монастырь Святой Урсулы. Она сделала это по совету своего духовника Фульгенцио Джемма. Переезд Екатерины в монастырь не понравился её брату, великому герцогу, по настоянию которого она вернулась ко двору во Флоренции. Её возвращение на родину затянулось на некоторое время из-за решения вопроса, связанного с содержанием, положенным ей, как вдовствующей герцогине.  Затем Екатерина поселилась в палаццо Питти. Видя, как сестру тяготит придворная жизнь, великий герцог назначил её правительницей Сиены. Она переехала в Сиену. Советником Екатерины был назначен Агостино Чиги. Единственной проблемой, поднимавшейся во время её правления в городе был вопрос о запрете огнестрельного оружия. Но и здесь окончательное решение было оставлено за великим герцогом. Сама Екатерина большую часть своего времени уделяла посещениям местных женских монастырей в обществе дам из благородных семейств. Она с большим вниманием следила за нравственностью и порядком как при своём дворе, так и в самой Сиене. Вдовствующая герцогиня не отказалась от мысли принять монашеский постриг. По заказу Екатерины архитектор Пьетро Петруччи должен был перестроить под монастырь частный дом в городе, но заказ этот остался невыполненным. Незадолго до смерти, она приложилась к реликвии — голове своей покровительницы — святой Екатерины. Екатерина Медичи умерла от оспы в возрасте 35 лет. 

Портрет Леопольдо Медичи (1617-1675).

Леопольдо Медичи — сын тосканского правителя Козимо II из рода Медичи, принц Тосканский, кардинал-дьякон титулярной диаконией Санти-Косма-э-Дамиано и Санта-Мария-ин-Космедин, правитель Сиены и меценат. С раннего возраста он избегал общества женщин и проявлял большой интерес к религии и науке. Сыграл важную роль в сохранении научного наследия Галилео Галилея, с которым был знаком лично. Большое внимание уделял литературе, член Академии делла Круска, оставил после себя обширную переписку с художниками и коллекционерами произведений искусства, сам был талантливым художником.

Потрет Галилео Галилея (1564-1642).

Галилей родился в итальянском городе Пиза, в семье родовитого, но обедневшего дворянина Винченцо Галилея, видного теоретика музыки и лютниста. Полное имя Галилео Галилея: Галилео ди Винченцо Бонайути де Галилей. Представители рода Галилеев упоминаются в документах с XIV века. Несколько его прямых предков были приорами (членами правящего совета) Флорентийской республики, а прапрадед Галилея, известный врач, тоже носивший имя Галилео, был избран главой республики. В семье Винченцо Галилея и Джулии Амманнати было шестеро детей, но выжить удалось четверым: Галилео (старшему из детей), дочерям Вирджинии, Ливии и младшему сыну Микеланджело, который в дальнейшем тоже приобрёл известность как композитор-лютнист. Со временем отец Галилео - Винченцо переехал во Флоренцию, столицу Тосканского герцогства. Правящая там династия Медичи была известна широким и постоянным покровительством искусству и наукам. О детстве Галилея известно немного. С ранних лет мальчика влекло к искусству; через всю жизнь он пронёс любовь к музыке и рисованию, которыми владел в совершенстве. В зрелые годы лучшие художники Флоренции — Чиголи, Бронзино и другие — советовались с ним о вопросах перспективы и композиции; Чиголи даже утверждал, что именно Галилею он обязан своей славой. По сочинениям Галилея можно сделать также вывод о наличии у него замечательного литературного таланта. Начальное образование Галилей получил в расположенном неподалёку монастыре Валломброза, где он был принят послушником в монашеский орден. Мальчик очень любил учиться и стал одним из лучших учеников в классе. Он обдумывал возможность стать священником, но отец был против.

17-летний Галилей по настоянию отца поступил в Пизанский университет изучать медицину. В университете Галилей посещал также лекции Остилио Риччи по геометрии (ранее он с математикой был совершенно незнаком) и настолько увлёкся этой наукой, что отец стал опасаться, как бы это не помешало изучению медицины. Галилей пробыл студентом неполных три года; за это время он успел основательно ознакомиться с сочинениями античных философов и математиков и заработал среди преподавателей репутацию неукротимого спорщика. Уже тогда он считал себя вправе иметь собственное мнение по всем научным вопросам, не считаясь с традиционными авторитетами. Вероятно, в эти годы он познакомился с теорией Коперника. Астрономические проблемы тогда живо обсуждались, особенно в связи с только что проведённой календарной реформой.

Вскоре финансовое положение отца ухудшилось, и он оказался не в состоянии оплачивать далее обучение сына. Просьба освободить Галилея от платы (такое исключение делалось для самых способных студентов) была отклонена. Галилей вернулся во Флоренцию, так и не получив учёной степени. К счастью, он успел обратить на себя внимание несколькими остроумными изобретениями (например, гидростатическими весами), благодаря чему познакомился с образованным и богатым любителем науки, маркизом Гвидобальдо дель Монте. Маркиз, в отличие от пизанских профессоров, сумел его правильно оценить. Уже тогда дель Монте говорил, что со времени Архимеда мир не видел такого гения, как Галилей. Восхищённый необыкновенным талантом юноши, маркиз стал его другом и покровителем; он представил Галилея тосканскому герцогу Фердинанду I Медичи и ходатайствовал об оплачиваемой научной должности для него. Затем Галилей вернулся в Пизанский университет, теперь уже профессором математики. Там он начал проводить самостоятельные исследования по механике и математике. Правда, жалованье ему назначили минимальное: 60 скудо в год (профессор медицины получал 2000 скудо).  Галилей написал трактат «О движении». Но умер отец, и ответственность за семью перешла к Галилео. В первую очередь он должен был позаботиться о воспитании младшего брата и о приданом двух незамужних сестёр. Галилей получил место в престижном и богатом Падуанском университете (Венецианская республика), где преподавал астрономию, механику и математику. Научный авторитет Галилея уже в эти годы был чрезвычайно высок.

Годы пребывания в Падуе — наиболее плодотворный период научной деятельности Галилея. Вскоре он стал самым знаменитым профессором в Падуе. Студенты толпами стремились на его лекции, венецианское правительство непрестанно поручало Галилею разработку разного рода технических устройств, с ним активно переписываются молодой Кеплер и другие научные авторитеты того времени. В эти годы он написал трактат «Механика», который вызвал некоторый интерес и был переиздан во французском переводе. В ранних работах, а также в переписке, Галилей дал первый набросок новой общей теории падения тел и движения маятника. На Галилея поступил донос в инквизицию — его обвинили в занятии астрологией и чтении запрещённой литературы. Падуанский инквизитор Чезаре Липпи, симпатизировавший Галилею, оставил донос без последствий. Поводом к новому этапу в научных исследованиях Галилея послужило появление в 1604 году новой звезды, называемой сейчас Сверхновой Кеплера. Это пробуждает всеобщий интерес к астрономии, и Галилей выступает с циклом частных лекций. Узнав об изобретении в Голландии зрительной трубы, Галилей в 1609 году сконструировал собственноручно первый телескоп и направил его в небо. Увиденное Галилеем было настолько поразительно, что даже многие годы спустя находились люди, которые отказывались поверить в его открытия и утверждали, что это иллюзия или наваждение. Галилей открыл горы на Луне, Млечный Путь распался на отдельные звёзды, но особенно поразили современников обнаруженные им четыре спутника Юпитера. В честь четырёх сыновей своего покойного покровителя Фердинанда Медичи, Галилей назвал эти спутники «Медичийскими звёздами». Сейчас они носят более подходящее название «галилеевых спутников», современные названия спутников предложил Симон Марий в трактате «Мир Юпитера» .

Свои первые открытия с телескопом Галилей описал в сочинении «Звёздный вестник», изданном во Флоренции в 1610 году. Книга имела сенсационный успех по всей Европе, даже коронованные особы спешили заказать себе телескоп. Несколько телескопов Галилей подарил Венецианскому сенату, который в знак благодарности назначил его пожизненным профессором с окладом 1000 флоринов. В сентябре 1610 года телескопом обзавёлся Кеплер, а в декабре открытия Галилея подтвердил влиятельный римский астроном Клавиус. Наступает всеобщее признание. Галилей становится самым знаменитым учёным Европы, в его честь сочиняются оды, где он сравнивается с Колумбом. Французский король Генрих IV, незадолго до своей гибели, просил Галилея открыть и для него какую-нибудь звезду. Были, однако, и недовольные. Астроном Франческо Сицци выпустил памфлет, где заявил, что семь — совершенное число, и даже в голове человека семь отверстий, так что планет может быть только семь, а открытия Галилея — иллюзия. Иллюзорными объявил открытия Галилея и падуанский профессор Чезаре Кремонини, а чешский астроном Мартин Хорки сообщил Кеплеру, что болонские учёные телескопу не доверяют: «На земле он работает восхитительно; на небесах обманывает, ибо некоторые одиночные звёзды кажутся двойными». Протестовали также астрологи и врачи, жалуясь на то, что появление новых небесных светил «губительно для астрологии и большей части медицины», так как все привычные астрологические методы «окажутся до основания разрушенными». В эти годы Галилей вступил в гражданский брак с венецианкой Мариной Гамба. Он так и не обвенчался с Мариной, но стал отцом сына и двух дочерей. Сына он в память об отце назвал Винченцо, а дочерей, в честь своих сестёр — Вирджинией и Ливией. Позже Галилей официально узаконил сына; обе дочери закончили жизнь в монастыре. Общеевропейская слава и нужда в деньгах толкнули Галилея на губительный, как позже оказалось, шаг: в 1610 году он покидает спокойную Венецию, где он был недоступен для инквизиции, и перебирается во Флоренцию. Герцог Козимо II Медичи, сын Фердинанда I, обещал Галилею почётное и доходное место советника при тосканском дворе. Обещание он сдержал, что позволило Галилею решить проблему огромных долгов, накопившихся после выдачи замуж двух его сестёр.

Обязанности Галилея при дворе герцога Козимо II были необременительны — обучение сыновей тосканского герцога и участие в некоторых делах как советника и представителя герцога. Формально он также зачислен профессором Пизанского университета, но освобождён от утомительной обязанности чтения лекций. Галилей продолжает научные исследования и открывает фазы Венеры, пятна на Солнце, а затем и вращение Солнца вокруг оси. Свои достижения (а также свой приоритет) Галилей зачастую излагал в задиристо-полемическом стиле, чем нажил немало новых врагов (в частности, среди иезуитов).

Ссылка: далее о Галилео Галеее можно прочесть здесь.

Луиджи Каппони (1583-1659) - итальянский католический кардинал, ставший архиепископом Равенны. 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ ЭПОХИ БАРОККО | Валентина-л - Ритмы Сердца Моего... | Лента друзей Валентина-л / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»