Как ни прискорбно, но, изучая историю самой знаменитой морской катастрофы, приходится признать, что своей гибелью Титаник обязан длинной цепи роковых случайностей. Если бы хоть одно звено зловещей цепи было разрушено, трагедии удалось бы избежать.
Напишу подробно о самых неблагоприятных факторах.
1. Прежде всего, это полное игнорирование ледовой опасности, несмотря на многочисленные предупреждения о том, что впереди – лед и айсберги. Ни одно ледовое предупреждение по разным причинам так и не было передано на капитанский мостик.
Капитан корабля Эдвард Джон Смит. К чести капитана Смита надо сказать, что он остался верен морским традициям и остался на гибнущем корабле до самого конца.
В общей сложности, радисты приняли более двадцати сообщений об айсбергах с момента отплытия. Но воспринимались они как советы, а не реальная угроза. Чем же были так заняты радисты? Дело в том, что в те годы радиосвязь на судне была скорее роскошью, чем насущной необходимостью, и это чудо техники возбуждало огромный интерес у состоятельной публики. С самого начала рейса радистов буквально завалили посланиями частного характера – и никто не видел ничего предосудительного в том, радисты «Титаника» уделяли такое внимание богатым пассажирам, пожелавшим отправить на землю телеграмму прямо с борта лайнера. Вот и в ту минуту, когда коллеги с других судов сообщали о плавучих льдах, радист передавал очередное послание на континент. Радиосвязь скорее походила на дорогую игрушку. Учитывая небольшую зарплату, радиооператоры старались изо всех сил.
На фото: точный макет радиорубки Титаника, оборудованной аппаратурой MARCONY COMPANY (1912), специально построенного для съемок фильма «Титаник».
2. Офицеры и капитан были уверены, что в такую погоду, стоявшей в Антантике они смогут увидеть опасность заблаговременно. Скорость не сбросили, вахту не усилили. Айсберг начал таять, и, как следствие, перевернулся, и стал почти прозрачным, из-за чего был замечен слишком поздно.
3. Ночь была безветренной и безлунной, в противном случае вперёдсмотрящие заметили бы "барашки" вокруг айсберга.
4. Слишком высокая скорость парохода, из-за которой удар айсберга по корпусу был максимальной силы. Если бы капитан заблаговременно, при входе в пояс айсбергов, приказал уменьшить скорость корабля, то, возможно, силы удара об айсберг не хватило бы для того, чтобы пробить корпус Титаника.
5. Когда айсберг заметили, до него оставалось ещё четверть мили. Этого было достаточно, чтобы избежать столкновения. Какие же действия предпринял экипаж, и где была допущена ошибка? Помощник капитана Мэрдок отдал неправильные приказы. Он скомандовал "Право руля" и "Полный назад". При включении винтов на полную мощность на обратный ход, манёвренность судна значительно падает. Таким образом, не успели ни остановиться, ни повернуть. По другой версии, Мэрдок и машинное отделение - молодцы, сработали чётко и правильно. Но всё испортил рулевой, перепутав команды. При команде "Право руля" судно должно начинать поворот влево! Рулевой же, в панике всё перепутал и начал правый разворот.
6. Непередача нескольких телеграмм с соседних судов членами радиорубки, занятых отправлением частных телеграмм состоятельных пассажиров за деньги, об опасной близости айсбергов капитану Смиту, что снизило его бдительность.
7. Лучшая сталь того времени, из которой был изготовлен Титаник, становилась хрупкой при низкой температуре. Температура воды в ту ночь была +2… +4 °C, что и сделало обшивку судна очень уязвимой.
8. Нелучшее качество заклепок, которыми были соединены листы обшивки борта судна, при ударе айсберга головки кованых железных заклепок, которыми заменили изначально предусмотренные стальные, рассыпались из-за своей «пористости» вследствие включения в них сторонних примесей.
9. Устройство перегородок между отсеками было сделано в расчёте на лобовой удар, также двери между перегородками просто не выдерживали напор воды и выламывались под её давлением.
10. Столкновения избежать не удалось, но даже в этом случае ещё ничего страшного не произошло. При полученных повреждениях Титаник должен был оставаться на плаву еще как минимум 10 часов (помощь подоспела уже через 4,5 часа). Так почему же лайнер затонул всего через 2 часа 40 минут? И тут выдвигается следующая гипотеза.
На борту лайнера находились первые лица компании "Уайт Стар Лайн", которая владела Титаником. О том, что корабль может затонуть, никто даже не подумал, все боялись, что может пострадать репутация неуязвимости судна, что в свою очередь повлечет финансовые потери.
В итоге, капитану был отдан приказ, не паниковать, двигаться с прежней скоростью и изображать, будто ничего не произошло. Таким образом, ещё какое-то время Титаник буквально загребал воду внутрь себя. Когда же вся серьёзность положения стала очевидна - было уже слишком поздно.
11. Отсутствие биноклей у вперёдсмотрящего. Имея бинокль, он, несмотря на безлунную ночь, заметил бы айсберг не за четверть мили (450 м), а за 2 или 3 мили (4-6 км). Дело в том, что бывший второй помощник Блэр, отстранённый от работы, уходя, захватил с собой ключ от сейфа, в котором находился морской бинокль. Этот ключ, по мнению некоторых, мог спасти Титаник, обеспечив доступ к месту хранения морского бинокля по выходе в рейс.
Ключ был передан дочерью Блэра в дар "Международному Обществу Моряков". Он ушёл с молотка на аукционе Кристи в сентябре 2007 г. за 90 тыс. фунтов стерлингов.
12. Отсутствие красных сигнальных ракет, которые обозначали опасность. Роковую роль сыграло и то, что в те времена не было единых общепринятых правил о подаче сигналов бедствия сигнальными ракетами и фальшфейерами. То есть красный цвет ракет не был принят, как сигнал бедствия. Палили, чем придётся. С Титаника палили белыми ракетами. Ну пуляют, а зачем, кто их знает. Может, празднуют что. Именно так и решили на мостике находившейся на расстоянии всего 10 миль "Калифорнии", и поэтому спокойно прошли мимо.
Пароход "Карпатия".
К месту гибели Титаника пароход Карпатия подошёл не сразу. Титаник погрузился в воду в 02.20, первые спасшиеся поднялись на палубу Карпатии в 04.10. Разница во времени вроде небольшая, меньше двух часов, но дело в том, что она небольшая для тех, кто попал в шлюпки. Но для тех, кто оказался в воде, счёт шёл на минуты. Именно минутами определяется жизнь человека, попавшего в ледяную воду. 5 – 15 минут, и человек погибал от переохлаждения.