• Авторизация


Без заголовка 01-12-2014 01:33 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Roman_FRF Оригинальное сообщение

Теория узоров - 2


 
Специализированных сайтов по этой теме достаточно, одно оправдание, здесь я сам ставлю задачи и сам их решаю. Вряд ли в сети это доступно. 
 
Периодические рисунки 
Так называл свои головоломные композиции известный художник, так я и назову эту страницу. 
Сразу скажу, этой страницей надо заканчивать тему, а не начинать. О нумерации подумаем, дойдя до финала.

 

Мотив, копируя себя, покрывает всю плоскость без зазоров. 

Каждый день мы можем видеть это в кирпичной кладке стен, в паркетах полов, в кафельных стенах ванн. Орнамент без зазоров привлёк к себе особое внимание в 20 веке благодаря творчеству Эсхера М. К. Датский художник создавал, по его словам, периодические рисунки, в которых одна фигура входит в другую. Он не мог найти причину своего странного увлечения этими узорами, и в то же время, не мог понять, почему другим художникам это не интересно. Как бы он удивился современному распространению своих идей во всём мире, если бы только мог войти в интернет-паутину.

 

[290x406]

 

 

Вращая прямоугольник вокруг угла, сведём в одной точке четыре его копии. Всё состыковалось без зазоров.

Но попытайтесь полученным мотивом покрыть всю плоскость без зазоров. Не выйдет. 

Задача имеет решение только с правильными многоугольниками, а для заполнения плоскости подойдут только равносторонние, такие как треугольник, квадрат и шестиугольник. Начните стыковать пятиугольник и поверхность вздыбится.


Выбираем для своих экспериментов сетку из равносторонних треугольников. Она удобна тем, что позволяет работать и с шестигранниками (те же треугольники, но сложенные в кучку из шести штук).

Мотив рассчитан на перенос 
по вертикали и горизонтали, или по косой.

[492x417]


Для меня работа началась с быстрых эскизов от руки. 
Выбрав из них один удачный, приступил к вычерчиванию мотива.

Логика построения фигуры проста. Видоизменяем границы ромба построением в два хода, используя перенос и отражение.

[500x377]

Выбрав исходной фигурой ромб из двух равносторонних треугольников, вытянем из его нижней части два отростка, а в верхней части подготовим для них такие же впадины. Пока не будем мудрить, и следуем точно по сетке, работая прямыми линиями. 

Делается это так: 

-Переносим свою кривую на противоположную сторону ромба - операция «перенос»,  

-Отражаем обе линии - операция отражение (зеркальная поверхность расположена вертикально по центру ромба).
 

[221x360]

Получили симметричную фигуру с ножками и ручками. 
Надо подумать, как ею можно распорядиться.


Не будем спешить Начнём работать в крупном масштабе, присматриваясь к сочетаниям мотива, начиная с минимального числа элементов в композиции. 

[342x517]

Если построения выполнены точно, то созданной фигурой, чередуя её цвет, можно покрыть плоскость без зазоров. Легко заметить, что такой же орнамент можно получить простым переносом мотива по вертикали и горизонтали. В этом случае, фон будет восприниматься чередой тех же мотивов, но другого цвета. 

Сейчас я вижу идею оформления пригласительной открытки или поздравительного адреса, которая может сгибаться пополам. 

 

[652x431]

Увеличиваем количество элементов. Графика в виде гармошки из орнаментального бордюра,
почему бы и нет.


[655x249]

Фрагмент верхней композиции отредактирован по цвету. И такой вариант возможен.

 

[446x699]

В этих примерах показана возможность деформации поверхности с рисунком.
Она может быть простой и ясно читаемой, но может иметь произвольный характер.


[432x652]

Исходный мотив может послужить созданию нового мотива сложного цвета.

 

[453x644]

 

Продолжаем обыгрывать имеющийся мотив, меняя его цвет, пробуя сочетания цветных контуров и заливок, примеряя различный фон. 

Этот вариант смотрится декоративной решеткой.


[340x698]

Немного фантазии, и получим комбинацию из мотивов в виде дерева. Формотворчество.

 

[605x698]

 

Тот же мотив, но орнамент с произвольными зазорами и  без совмещений.


 

[652x430]

 

Паркетное заполнение плоскости, основное предназначение разработанного мотива.

Добавив в мотив глазки, мы избавились от ощущения провалов в черноту.


[655x401]

Вариант разбивки цветом того же мотива. Светлые человечки заметны только по глазам.


[652x588]



[652x542]

Возможно, это  лучший лист из всех вариантов.




[422x439]


[231x185]

Не меняя схему построения, изменим исходную кривую, чтобы почувствовать влияние её формы на получаемый мотив. Лекальные контуры силуэта в контраст к первому варианту.


Предыдущий мотив был хорош, но его нельзя поворачивать. В его построении не применялся поворот.

Следующий мотив можно и не отличить от первого, но этот рассчитан на повороты.

[540x382]

 

Поворот и отражение исходной линии. 
(Разновидности подобного мотива часто встречаются у Эсхера)

 

[362x382]

В одной точке поворота сходятся три одинаковые линии. 
 

[362x382]
 

Не трудно догадаться, что одним или двумя цветами мотива в этой ситуации не обойтись. 
Нужен третий цвет, или согласиться на контурный рисунок.


[652x549]


[214x177]

На схеме точки разного цвета обозначают центры вращения мотива.
Орнамент состоит из хороводов трёх цветов, переплетающихся друг с другом. 

  



[655x506]


Группа из трёх мотивов с одним центром вращения перемещается до совмещения с противоположной стороной исходной группы. В отличии от предыдущего рисунка, у этого орнамента элементы одного цвета имеют одно направление.
Композиция проще предыдущей.


Вращение с чередованием цвета.
 

[655x694]
  

Комбинированный мотив из имеющейся исходной формы. 


[652x644]

Комбинированный мотив с центром вращения можно развивать во все стороны бесконечно. Одно замечание, здесь неизбежны зазоры между мотивами. 


[652x577]

Пример деформирования орнаментальной поверхности. Сфера на плоскости.


Мне хотелось показать не только построение орнамента, но и приёмы повышения его выразительности.
Придумать мотив, это пол дела, а часто и придумывать не надо, до нас уже столько напридумывали. Многое зависит от нашего умения с толком распорядиться находками.
Не скажу, что здесь одни шедевры, но найти свою интересную мысль иллюстрации вам помогут. С чистого листа не легко начинать, требуется много времени, да, и не всегда хорошо получается. 
Удачи ищущим! 


Продолжение по ссылке (Раппортная композиция) - http://www.liveinternet.ru/users/roman_frf/post140599425/

 

Серия сообщений "Теория узоров":
Часть 1 - Теория узоров - 1
Часть 2 - Теория узоров - 2
Часть 3 - Теория узоров - 3
Часть 4 - Без царя в голове
Часть 5 - Рисование примитивами

Серия сообщений "Предмет - композиция":
Часть 1 - Парусник
Часть 2 - 3 - Дизайн маски (от общего к частному)
Часть 3 - Теория узоров - 1
Часть 4 - Теория узоров - 2
Часть 5 - Теория узоров - 3
Часть 6 - Рисование примитивами
...
Часть 31 - Глубина пространства - 04
Часть 32 - Глубина пространства - 05
Часть 33 - Рисую театральные куклы - 11
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Надежда-063 - Дневник Надежда-063 | Лента друзей Надежда-063 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»