Наверное, у каждого в жизни был такой случай, когда вы приобрели в магазине товар...
[показать]
... а на следующий день поняли, что он вам абсолютно не подходит.
Если, придя домой, вы вдруг разочаровались в покупке, которую только что сделали, знайте, что в подавляющем большинстве случаев товар можно вернуть в магазин в течение 14 дней. И эта статья именно о том, как вернуть товар в магазин и получить назад свои деньги. Причем на вполне законных основаниях и без лишних волнений.
Причём, речь пойдёт не о некачественном товаре, который потребитель имеет право вернуть или обменять при наличии производственного брака, а о товарах надлежащего качества.
Продавец убедил купить вещь (к примеру, платье). Дома Вы еще раз внимательно посмотрели, примерили со своими другими нарядами - не подходит (не нравится). Что делать?
В этом случае потребитель=покупатель может обменять купленную вещь.
В Израиле существуют важные законы, защищающие права и интересы потребителей. К сожалению, многие из нас о них не знают. Постараемся наверстать упущенное.
Но для начала запомните несколько простых правил при покупке непродовольственного товара:
1. Требуйте от продавца кассовый или товарный чек, НЕ ВЫКИДЫВАЙТЕ его пока товар не использован или не вышел гарантийный срок.
2. Не спешите срывать бирки и выкидывать упаковку.
3. Вы имеете право обменять, вернуть товар или вернуть свои деньги за товар в течение 14 дней. Это правило относится и к акционным товарам.
♦ Вернуть приобретённый товар и получить деньги обратно?
Вы приобрели товар, пришли домой и радостно сообщаете близким о покупке. Не успели вы даже достать тщательно выбранное приобретение из упаковки, а ваши домочадцы убеждают вас, что вы совершили ошибку, и покупку следует вернуть.
Однако вернуть товар и получить деньги – задача крайне сложная. Об этом нужно помнить в тот момент, когда вы собрались по магазинам.
Прежде всего необходимо проверить позицию компании-продавца по отношению к возврату товаров. Обычно в помещении магазина на видном месте (на входе, рядом с кассой) размещается подробное письменное разъяснение о возврате товара (речь идёт о товаре, который не является бракованным).
Например, «Возврат товара производится только при наличии оригинальной упаковки». Предположим, что товар в том же состоянии, в котором вы его приобрели, включая оригинальную упаковку, а магазин отказывается его принять согласно озвученной им позиции.
В любом случае, потребитель имеет право вернуть товар продавцу в течение семи дней со дня отказа произвести возврат товара. По закону, продавец обязан вернуть деньги в полном объёме.
Если вы открыли покупку, она вам не понравилась и вы решили её возвратить, продавец обязан вернуть деньги за товар независимо от того, открыли вы его или нет: ведь вы вернули товар в том состоянии, в котором вы его получили (качество товара не ухудшилось). Открытие упаковки товара не считается фактором ухудшения его качества.
♦ Получить деньги, а не «зикуй», то есть право на обмен?
Реально. Вы пришли в магазин, в котором не были указаны правила возврата, и купили товар. На следующий день, когда вы захотели вернуть товар обратно, продавец категорически отказался возвращать деньги, но согласился дать «зикуй» (обязательство продать вам другие товары магазина на сумму, которую вы уплатили за возвращённый товар).
Обязательно в этом случае заблаговременно сфотографируйте место, где не размещены правила возврата (при входе в магазин, рядом с кассой). Затем отправьте владельцу магазина заказное письмо примерно следующего содержания: "Когда я приобрёл товар, в магазине не были вывешены правила возврата покупок. Когда я пришел в магазин с целью вернуть товар, мне было отказано в возврате денег. Довожу до вашего сведения, что я намереваюсь подать против вас иск в Суд по мелким искам".
В Суд по мелким искам можно подавать иски на сумму до 30 тысяч шекелей, причем не прибегая к услугам адвоката. В этом случае законом предусмотрена так называемая «компенсация без доказательства причинения ущерба» - 10 тысяч шекелей, и это даже в том случае, если ваше приобретение стоило 5 шекелей.
♦ Отменить сделку, произведённую «на дому»?
Вечер. Вы сидите у экрана телевизора за любимым телесериалом. Вдруг раздаётся стук в дверь. После недолгих колебаний вы открываете – и представитель очередной компании сотовой связи предлагает вам «сделку вашей жизни». Вы, конечно же, соглашаетесь. На следующий день, осознав, что лучше бы вы продолжали смотреть свой сериал и никому бы не открывали дверь, вы начинаете ломать голову, что можно сделать, чтобы не попасть в рабство…
Решение следующее. Если речь идёт о продаже товара, вы можете отменить соглашение в течение 14-ти дней со дня его подписания - до 14 дней с момента поставки товара. Если речь идёт о подписании соглашения на получение услуг, - отмена может произойти в течение 14 дней со дня подписания соглашения.
Отмена сделки подразумевает, что клиент должен возвратить товар, а компания, подписавшая с ним соглашение, возвратит заплаченные потребителем деньги.
♦ Внести изменения в «текущее соглашение» и не попасть впросак?
Вы сидите в торговом центре за чашечкой кофе с другом, вдруг вас прерывает звонок на мобильник. На линии очередной представитель интернет-провайдера. За дополнительные 10 шекелей в месяц вам обещают повысить скорость интернета до 20 Мб.
Обезопасить себя в этом случае можно, получив полную информацию от представителя компании. Здесь мы говорим о так называемых текущих соглашениях, т.е. о продолжении существующего соглашения с внесением изменений. Под категорию таких соглашений обычно попадают соглашения на пользование услугами интернет-компаний, кабельного телевидения, звонки за границу, поставки минеральной воды.
В данном случае представитель обязан сказать вам в устной форме о вашем праве отменить сделку и о способах её отмены. Также компания обязана предоставить вам не позднее даты поставки товара или услуги письменный документ, содержащий условия отмены.
Вернувшись, домой, ваши дети на доступном вам языке объяснили, что покупка домашнего аппарата для производства газированной воды им ни к чему: кроме Колы ничего пить они не будут! Вам ничего не остаётся, кроме как отменить сделку. Следует знать точную информацию о сроке отмены соглашения.
Обычно в течение 3 рабочих дней после уведомления компании об аннулировании сделки, компания должна прекратить поставку товаров и услуг, и с клиента не должна взиматься плата после срока отмены.
♦ Отменить сделку за утаивание информации?
Запросто! Немногие знают, но израильский закон обязует магазины, продающие продукцию на сумму свыше 300 шекелей, предоставлять подробную информацию о перечне запасных частей для приобретённого вами товара, а также адреса пунктов обслуживания данного товара или продукции. Нужно помнить, что это касается только конкретных изделий (в основном электротоваров), непосредственно перечисленных в законе: плиты, микроволновые печи, принтеры, компьютеры, велосипеды, коляски, мобильные телефоны, электронные часы и многое другое.
Непредоставление (утаивание) информации является основанием для расторжения сделки.
Опытный потребитель знает простые истины и использует их с умом.
Автор: Адвокат Эли Нахт, http://9tv.co.il/
А теперь рассмотрим, как дела с возвратом и обменом товаров обстоят в России.
Статья 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 допускает возможность возврата уже приобретенного товара в магазин или его обмена на аналогичный даже при отсутствии брака или повреждений. Главное, чтобы этот товар не был продовольственным (не относился к продуктам питания) и не фигурировал в перечне товаров, не подлежащих обмену.
Статья 25 гласит: «Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы.
Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара».
Итак, выяснили: сдать непродовольственный товар надлежащего качества - имеем право. В каких случаях, и при каких условиях – уточняет вторая часть цитируемой статьи:
Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.
Обратите внимание, продовольственные товары возможно вернуть только при наличии в нем недостатков, например, истекший срок годности!
И далее: «Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранен его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания».
Обратите внимание, во-первых, на срок для обращения – 14 дней со дня покупки, не считая дня покупки. Если Вы успеваете в данный срок обратиться к продавцу с требованием осуществить возврат (обмен) товара, не поленитесь зафиксировать свое требование в письменном виде и обязательно вручайте заявление продавцу под роспись на Вашем экземпляре (копии).
Иначе, возможна ситуация, когда по прошествии 14-дневного срока, хитрый продавец заявит, что Вы вообще к нему по поводу возврата (замены) не обращались (старая добрая пословица: «слово к делу не пришьешь»).
Во-вторых, вернуть или обменять товар можно только при сохранении товарного вида, упаковки, ярлычков изделия.
Однако, если без открытия коробки или упаковки невозможно было бы узнать о свойствах товара, то ее нарушение допускается)
Бывает такое, что в магазине купили обувь, принесли домой, обули еще раз оно начало давить, и фасон кажется уже не таким модным, а еще муж раскритиковал покупку?..
Снимайте обувь, заверните ее в упаковочную бумагу и кладите обратно в коробку! Потому что обменять или вернуть товар надлежащего качества можно только в том случае, если он не использовался и если сохранен его товарный вид (в том числе, пломбы, ярлыки) и другие потребительские свойства.
К сожалению, если эти условия Вами не выполнено — я кофточку всего один раз надела в кино, но она не подошла мне (по цвету, фасону, дизайну, размерам и т.д.). В товаре не обнаружено каких-либо дефектов, но оставлять её себе я не желаю! — отказ продавца осуществить возврат (обмен) будет вполне правомерным.
Согласитесь, что забирать у потребителя товар, который вследствие нахождения в пользовании потерял былой внешний, а значит и товарный вид – продавцу невыгодно, ведь изделие в будущем будет вновь выставлено на продажу.
А Вы бы захотели приобретать новый товар, от которого, например, уже оторваны ярлычки или на котором имеются следы эксплуатации? То-то и оно, прежде чем пользоваться вещью, убедитесь, что она действительно Вам подходит.
По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу.
Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу.
♦ Как вернуть товар без чека
Чтобы вернуть приобретение хорошего качества, не подошедшее по каким-либо иным причинам, без чека необходимо выполнить несколько последовательных шагов:
К сожалению, продавцы редко бывают склонны проявлять лояльность и добровольно принимать товары, продажа которых не подтверждена документально. Поэтому при отсутствии чека нужно быть готовым к необходимости отстаивать свои права в службе по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзоре) или даже в суде.
Обращаю внимание на товары, которые Вы не сможете возвратить в течение 14 дней со дня покупки.
♦ Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации
(Утвержден Постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998)
1. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях
- предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов,
- инструменты, приборы и аппаратура медицинские,
- средства гигиены полости рта,
- линзы очковые,
- предметы по уходу за детьми,
- лекарственные препараты;
2. Предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары);
3. Парфюмерно-косметические товары;
4. Товары, отпускаемые на метраж:
- текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей - ленты, тесьма, кружево и другие);
- кабельная продукция (провода, шнуры, кабели);
- строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие) и другие
5. Швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные);
6. Изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования
- посуда и принадлежности столовые и кухонные;
- емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов;
7. Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты;
8. Мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты);
9. Изделия из драгоценных металлов:
- с драгоценными камнями,
- из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней,
- ограненные драгоценные камни;
10. Техника
- автомобили и мотовелотовары,
- прицепы и номерные агрегаты к ним;
- мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ;
- прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения;
11. Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки:
- станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые;
- электробытовые машины и приборы;
- бытовая радиоэлектронная аппаратура;
- бытовая вычислительная и множительная техника;
- фото- и киноаппаратура;
- телефонные аппараты и факсимильная аппаратура;
- электромузыкальные инструменты;
- игрушки электронные,
- бытовое газовое оборудование и устройства
12. Гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему;
13. Животные и растения;
14. Непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации).
Давайте рассмотрим, как обменять товар на практике...
Допустим, вы купили черный телевизор, а на следующий день захотели белый, смело идите в магазин и меняйте. Если через неделю вы решили что хотите утюг, и больше вам не нужен телевизор, пакуйте его и везите также в магазин. Как поменять?
Не слишком пытайтесь все объяснить продавцу. Найдите человека, ответственного за обмен товара.
Объясняете, что вам нужен розовый телевизор. Если такого нет (а нам он и не нужен), то требуем обменять его на утюг, пересчитать стоимость, и получить денежную разницу.
Законом предусмотрены права потребителя при обмене товара. Потребитель может обменять товар надлежащего качества на аналогичный у продавца, у которого он был приобретен, если товар не удовлетворил его по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру или по другим причинам не может быть им использован по назначению...
Видите, все законно. Но только при условии:
1. товара нет в перечне тех товаров, которые не подлежат обмену и возврату;
2. товар не использовался, и имеет товарный вид;
3. есть в наличии кассовый или товарный чек;
4. прошло менее 14 дней с момента приобретения товара.
Если у Вас не сохранился товарный или кассовый чек, Вы вправе ссылаться на свидетельские показания.
Если продавец отказывается вернуть деньги за товар - пишите заявление на имя директора, чтобы тот рассмотрел вашу жалобу. Если на это не получили реакции, повод написать заявление в службу по защите прав потребителей.
Рекомендуется приготовить письменную претензию заранее, до похода в магазин. Особенно если товар дорогостоящий.
♦ Примерный образец заявления
Директору Иванову И. И.
магазина «Одежда», расположенный по адресу:
г. Энск, ул. Фабричная, д. 1
от Петровой Марии Михайловны
проживающей по адресу:
г. Энск, ул. Молодёжная, д. 5, кв. 6
тел.: 8 (550) 555-5555
Заявление
01 апреля 2017 г. я, Петрова Мария Михайловна, в магазине «Одежда» приобрела халат домашний вишнёвого цвета с бирюзовыми цветочками стоимостью 1000 рублей, кассовый чек № 0001 (копия прилагается). Однако, когда я померила халат в домашних условиях, обнаружила, что он не подходит мне по расцветке (фасону, размеру, габаритам, комплектации).
Согласно ст. 25 Закона «О защите прав потребителей», потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар. В случае отсутствия аналогичного товара в продаже, потребитель вправе вернуть товар в магазин и потребовать возврата суммы, уплаченной за товар, в трёхдневный срок с момента возврата товара.
03 апреля 2017г я обратилась в указанный магазин с просьбой обменять купленный мною халат на халат другого цвета – бирюзовый с вишнёвыми цветочками. Потребительские свойства халата и все ярлыки полностью сохранены, так как он не был в употреблении. Однако, выбранный мною халат отсутствует в ассортименте магазина.
В связи с изложенным я хочу вернуть халат в магазин и прошу возвратить мне стоимость халата в сумме 1000 рублей в течение 3 (трёх) дней с момента возврата.
Приложение: копия кассового чека (товарного чека или показания свидетелей).
03.04.2017 г. М. М. Петрова
Не забываем, что представленный образец является примерным, а не универсальным. Не надо брать его за основу на все случаи жизни, каждая ситуация индивидуальна.
Так что не тушуйтесь. Запаситесь сразу двумя экземплярами заявления, и не обязательно в печатном виде, можете написать и от руки. Главное не забыть взять автограф в получении.
Вручать лучше всё-таки какому-никакому руководителю, например, заведующему магазина или старшему менеджеру (отличие, в принципе, только в названии).
Претензия должна быть зарегистрирована в магазине и рассмотрена в десятидневный срок. По истечении этого срока покупателю должен поступить официальный ответ с подписью директора, а также печатью.
Кроме того, в каждом магазине должен быть текст Закона «О защите прав потребителей». Потребуйте его и ткните нерадивого продавца носом в статью.
Кстати, если вы решили сдать товар в ремонт в период гарантийного срока, не забудьте заполнить акт приёма о наличии или отсутствии повреждений товара. Настойчиво попросите лицо, принимающее у вас товар, подписать акт.
Многие не знают, что на время ремонта продавец по письменному требованию должен предоставить покупателю аналогичный товар.
Отремонтировать товар продавец должен также в течение 14 дней.
Согласно букве закона «За каждый день задержки выполнения требования о предоставлении товара аналогичной марки (модели, артикула, модификации) и за каждый день задержки устранения недостатков сверх установленного срока (четырнадцать дней) потребителю выплачивается неустойка в размере одного процента стоимости товара.»
♦ Документальное оформление обмена (возврата) товара
Для того, чтобы обменять или вернуть товар при себе необходимо иметь паспорт или другой документ, удостоверяющий личность(его требуют при обмене/возврате в большинстве магазинов). Другие документы, такие как: водительские права, студенческий билет, служебное удостоверение и т.п. – могут не принять.
При возврате покупателем товара надлежащего качества составляются накладная или акт о возврате товара, в которых указываются:
Отказ или уклонение продавца от составления накладной или акта не лишают покупателя права требовать возврата товара и (или) возврата суммы, уплаченной покупателем в соответствии с договором.
В случае если возврат суммы, уплаченной покупателем в соответствии с договором, осуществляется не одновременно с возвратом товара покупателем, возврат указанной суммы осуществляется продавцом с согласия покупателя одним из следующих способов:
Расходы на осуществление возврата суммы, уплаченной покупателем в соответствии с договором, несет продавец.
Закон «О защите прав потребителей» в идеале должен знать любой россиянин. Мало того, он должен быть у каждого всегда под рукой, так как в настоящее время довольно часто встречаются недобросовестные продавцы, которые стремятся любым путем продать свой товар, при этом пренебрегая положениями закона. Именно поэтому так важно разбираться в нормах права.
По материалам profi-lex.com, kirovnet.ru
Зная свои права, вы сможете уверенно решать возникающие проблемы!
Смотрите также: