• Авторизация


Очарование искусства династии Фаберже.Часть 3.Музей Фаберже в Санкт-Петербурге. 02-06-2016 14:29 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Майя_Пешкова Оригинальное сообщение

Очарование искусства династии Фаберже.Часть 3.Музей Фаберже в Санкт-Петербурге.

[показать]

[показать]

Музей Фаберже в Санкт-Петербурге создан для сохранения, изучения и популяризации культурного наследия России, а также для развития музейной инфраструктуры города. Основу собрания музея составляет крупнейшая в мире коллекция произведений фирмы Карла Фаберже, включающая в себя девять знаменитых императорских пасхальных яиц.

[показать]

Они обладают огромной ценностью не только как предметы высочайшего ювелирного мастерства, но и как уникальные исторические артефакты. Также в собрании музея – коллекции произведений декоративно-прикладного искусства, созданных русскими мастерами во второй половине XIX – начале XX веков. Музей располагается в Шуваловском дворце на набережной реки Фонтанки – одном из красивейших дворцов Санкт-Петербурга.

 

[показать]

19 ноября 2013 года в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге состоялась официальная церемония открытия первого в России негосударственного Музея Фаберже. Организацией-учредителем музея является культурно-исторический фонд «Связь времен», основанный в 2004 году Виктором Вексельбергом с целью возвращения в Россию утраченных культурных ценностей.

[показать]

Проект создания в России ряда музеев, посвященных творчеству великого ювелира Карла Фаберже, появился у фонда «Связь времен» после приобретения Виктора Вексельбергом в 2004 году уникальной коллекции произведений Фаберже, собранной Малкольмом Форбсом.

[показать] [показать]

Культурно-исторический фонд «Связь времен» учрежден российским предпринимателем Виктором Вексельбергом в апреле 2004 года. Миссия фонда — возвращение в Россию культурных ценностей, вывезенных за пределы страны в ХХ веке.

[показать]

В.Ф. Вексельберг, Е.Ю. Гагарина и патриарх Алексий II на открытии выставки «Фаберже: утраченный и обретенный», Москва, 2004
 

Учредитель и руководители фонда считают своей главной задачей сделать эти сокровища российской культуры, которые сегодня находятся в зарубежных собраниях, доступными для россиян, с тем чтобы подрастающее поколение наших сограждан могло узнать о том, что же стоит за словами о «великом культурном наследии России».

[показать] [показать]

Начиная с этого момента, фонд приступил к формированию собрания русского декоративно-прикладного и изобразительного искусства. На сегодняшний день оно насчитывает уже более 4000 единиц хранения и по своим размерам, типологическому разнообразию и высочайшему качеству произведений, многие из которых принадлежали императорской фамилии и другим представителям монархических дворов Европы, без сомнения, является одним из лучших в мире.

[показать] [показать]

В 2006 году фонд «Связь времен» приступил к реставрации Шуваловского дворца на набережной Фонтанки. За 7 лет фондом была проведена огромная работа по воссозданию исторического облика дворца и приспособлению его к использованию в качестве музея. По сути, это была первая комплексная реставрация за всю 200-летнюю историю дворца.

[показать] [показать]

Сегодня Шуваловский дворец, площадь которого составляет около 4700 квадратных метров, вновь является одним из красивейших дворцов Санкт-Петербурга, историческим памятником и центром притяжения туристов.

[показать]

[показать] [показать]

Наибольшую ценность в собрании представляют девять императорских пасхальных яиц, созданных Фаберже для двух последних русских императоров. Все они являются шедеврами ювелирного искусства, а также уникальными историческими памятниками, связанными с правлением и личной жизнью Александра III и Николая II.

[показать]

Исключительность коллекции Фаберже, собранной фондом «Связь времен», также в том, что в ней достойно представлены все направления, в которых работала фирма Фаберже: фантазийные предметы всех разновидностей, ювелирные украшения, драгоценная галантерея, столовое серебро, интерьерные и культовые предметы.

Помимо произведений фирмы Фаберже, собрание включает в себя работы его современников, прославленных русских  ювелиров и мастеров серебряного дела Сазикова, Овчинникова, Хлебникова, Рюкерта и многих других.

[показать]

Не имеющая себе равных коллекция произведений Карла Фаберже, собранная фондом «Связь времен», с самого начала вызывала огромный интерес экспертного сообщества и широкой аудитории. В период с 2004-го по 2012-й годы фонд организовал ряд выставок своего собрания в ведущих отечественных музеях и на престижных зарубежных площадках. Таким образом, по достоинству оценить шедевры Фаберже смогли сотни тысяч российских и зарубежных зрителей.

Ядром экспозиции являются произведения прославленной российской ювелирной фирмы Карла Фаберже (1846–1920) – придворного ювелира русских царей, приобретенные Виктором Вексельбергом в начале 2004 года у наследников американского газетного магната Малкольма Форбса (1919–1990), на протяжении 30 лет увлеченно занимавшегося поиском и приобретением царских драгоценностей.

Таким образом, знаменитая, хрестоматийная Forbes collection была спасена от распыления (предметы из нее сначала планировали продавать на аукционе) и, по сути дела, от окончательной ликвидации.

[показать]

Малкольм Форбс

Ювелирные шедевры, некоторые из которых большевики продали за границу в 1920–1930 гг., были привезены в Россию, что положило начало процессу возвращения национального художественного достояния.

[показать]

[показать]

[показать]

По своим размерам, типологическому разнообразию и высочайшему качеству произведений, многие из которых принадлежали императорской фамилии и представителям других монархических дворов Европы, собрание, без сомнения, является одним из лучших в мире.

[показать]

Блюдо с монограммами императора Николая II и императрицы Александры Федоровны

Самым любимым поделочным камнем К. Фаберже был нефрит. Его богатые месторождения были открыты в середине XIX века в горах Восточного Саяна экспедицией Григория Пермикина. Из этого минерала густого шпинатного оттенка с включениями черного цвета («никотинами»), создающими особую игру теней, выточено роскошное блюдо – самое крупное из известных. Оно было подарено Николаем II и Александрой Федоровной на свадьбу одному из своих немецких родственников. Выполненные в стиле французского галантного XVIII века ручки блюда украшены покрытыми красной гильоше-эмалью медальонами с выложенными алмазами вензелями русской императорской четы.

[показать]

[показать]

Пасхальное яйцо «Бутон розы»

Мария Федоровна, овдовев, по-прежнему получала драгоценные яйца работы Фаберже, теперь уже от сына, продолжившего милую семейную традицию. Для придворного ювелира задача неимоверно усложнилась: отныне он должен был создавать по два совершенно непохожих, но одинаково роскошных яйца – для матери и супруги Николая II, между которыми, по словам современников, не было ни «настоящей близости», ни особого понимания. Столь разные по характеру и вкусам, императрицы наверняка невольно сравнивали пасхальные подарки от «дорогого Ники», за степень влияния на которого боролись с самого начал

[показать]

Коронационное

Яйцо «Бутон розы» (1895) стало первым пасхальным сувениром от Фаберже, врученным принявшей православие Александре Федоровне, в девичестве принцессе Алисе Гессен-Дармштадской. Внучка английской королевы Виктории, она вышла замуж за русского императора в 1894 году, сразу после смерти его отца и траурных мероприятий. Многие расценили это как дурное предзнаменование. Но Николай II был счастлив: наконец он был рядом с милой Аликс, в которую был влюблен с юности.

[показать]

Курочка

Изящное яйцо «Бутон розы» выполнено в неоклассическом вкусе или, как К.Фаберже указывал в счетах, в стиле Людовика XVI. Обращаясь к французскому искусству галантного века, мастера и художники фирмы интерпретировали его в рафинированной слегка суховатой манере конца ХIХ – начала ХХ столетия. Яйцо покрыто ярко-красной (земляничной) прозрачной эмалью по гильошированному фону и украшено символами любви и прочности брачных уз – алмазными стрелами, лиственными гирляндами и венками из зеленоватого золота, перевязанными лентами.

[показать]

Ландыши

Наверху, под большим плоским алмазом, миниатюрный портрет Николая II, написанный акварелью на пластине слоновой кости, а под нижним алмазом начертана дата создания подарка. Сюрпризом является бутон чайной розы (считается, что именно такие цветы больше всего ценились в Гессен-Дармштадтском герцогстве) на коротком стебельке. Внутри бутона – миниатюрная императорская корона (настоящая корона увенчает голову Александры Федоровны год спустя), усыпанная бриллиантами, с двумя рубинами-кабошонами (со временем утраченная). Выполненная ведущим мастером фирмы Михаилом Перхиным роза была одним из первых сюрпризов Фаберже, снабженных механизмом: лепестки открываются при нажатии на маленькую кнопку на стебле.

[показать]

Лавровое дерево

В великолепном парадном Синем зале дворца представлены вершины творчества фирмы Карла Фаберже – императорские пасхальные яйца – свидетельства таланта и мастерства русских ювелиров, камнерезов, эмальеров и художников. Эти драгоценные изделия с затейливыми сюрпризами особенно ценимы еще и потому, что запечатлели важные события в российской истории рубежа позапрошлого и прошлого веков: последнюю коронацию в Российской империи, пятнадцатилетие царствования Николая II, войну с Германией.

[показать]

Памятные стаканы

Помимо яиц, сделанных по заказу последних Романовых, в собрании фонда находятся пасхальные подарки, выполненные для представителей мировой элиты – герцогини Мальборо и золотопромышленницы Кельх, не уступающие императорским в роскоши и сложности работы.

[показать]

Посетители дворца смогут ознакомиться с самыми разными направлениями в творчестве великого ювелира – с его редкостными objets de fantaisie: драгоценными «Анютиными глазками» в вазочке из горного хрусталя, как будто наполненной водой, уникальной фигуркой танцующего мужика из разных цветных камней (в государственных музеях РФ всего шесть подобных поликаменных блокированных скульптур), а также ювелирными украшениями, аксессуарами, драгоценной галантереей, настольными часами и рамами, демонстрирующими широчайшую палитру гильоше-эмалей, серебряными изделиями в «оригинальном русском стиле».

[показать]

Бонбоньерка «Медный всадник»

Бонбоньерка в стиле Людовика XVI с изображением на крышке памятника Петру I  принадлежала Александре Федоровне. Ее увенчанная короной монограмма выгравирована на хрустальном основании, боковые стенки которого украшены переплетающимися лавровыми гирляндами. Конная статуя Петра Великого работы Э.-М. Фальконе написана по розовому фону в технике camaieu mauve. Почти точно такая же коробочка, но с покрытыми эмалью, а не хрустальными, стенками и дном есть в коллекции королевы Елизаветы II.

[показать]

Бонбоньерка в форме кресла

Фирма К. Фаберже занимала безусловное лидирующее положение, во всяком случае в России, по созданию objets de fantaisie (обже де фантазии). Одним из видов фантазийных предметов были миниатюрные предметы быта и мебель, которые могли выполнять роль бонбоньерок, таблетниц, туалетных коробочек. Бонбоньерка в виде миниатюрного золотого ампирного кресла относится к так называемой «мебели» Фаберже. Бонбоньерка была создана в мастерской Генрика Вигстрема в 1908-1917 годах в стиле Людовика XVI и покрыта красной и лимонно-зеленой эмалью. Если выдвинуть сидение слегка вперед и надавить на выступающий край, бонбоньерка откроется.

[показать]

Икона «Господь Вседержитель»

Икона «Господь Вседержитель» – одна из самых древних в коллекции – создана ко второй половине XVI века. Спаситель показан оплечно, акцент сделан на лике, что делает икону более камерной, рассчитанной на индивидуальное моление. Подобные образы получили распространение в эпоху Ивана Грозного.

 

[показать]

Икона «Избранные святые»

Тарабров Николай Филиппович – владелец мастерской в Москве по производству серебряных изделий в 1893 – 1917 гг.

Важное мемориальное значение имеет икона «Святые Мария Магдалина, Петр, Павел, Сергий Радонежский и Александр Невский»: ее поднесли в 1908 г. кузине Николая II, великой княжне Марии Павловне, когда она сочеталась браком со шведским принцем Вильгельмом. Святые соименны членам семьи Марии Павловны, а Мария Магдалина, показанная с сосудом мира, – ей самой. Брак оказался неудачным, и после 1917 года в эмиграции Марии Павловне пришлось перенести большие испытания, зарабатывая на жизнь в качестве вышивальщицы у Коко Шанель. Очевидно, при каких-то обстоятельствах ей пришлось расстаться с венчальной иконой, которая попала в частное собрание за рубежом. И живопись, и оклад фирмы Ивана Тараброва стилизованы с намеком на древнерусские формы, хотя фигуры объемны, а в декоре использован классический акант.

[показать]

[показать]

Медальон подвесной с портретом великой княгини Елизаветы Федоровны

Миниатюрный живописный портрет общепризнанной красавицы Елизаветы Федоровны (старшей сестры императрицы), написанный акварелью по слоновой кости, имеет оправу, изготовленную в 1901 году сотрудничавшей с Фаберже московской фирмой Ф. Лорие. Венчающая композицию римская цифра «Х», а также даты «1891» и «1901», помещенные по бокам от вензеля Елизаветы Федоровны на обороте медальона, отсылают к десятилетию назначения ее супруга – великого князя Сергея Александровича (приходившегося Николаю II дядей) – московским генерал-губернатором.

[показать]

 

Для американской компании «Тиффани» фирмой Антипа Кузмичева был изготовлен прибор для пунша с как будто «льняными» полотенцами. Практически все предметы украшены выполненными в технике выемчатой эмали пословицами и поговорками: «Вино не пить, хозяина не любить», «вино веселит сердце человека», «вот беда, болит с похмелья голова», «загорелась душа до винного ковша». На венце большой братины, установленной в центре, нанесена надпись: «Хорош тот, кто поит да кормит, да и тот не плох, кто хлеб-соль помнит».  Надпись есть даже на ковше-черпаке: «Наливай, брат, наливай, все до капли выпивай».

[показать]

Настольные часы с глобусом

Настольные часы с нефритовым корпусом и покрытым эмалью по гильошированному фону циферблатом венчает глобус из горного хрусталя. На его поверхности выгравированы основные морские пути. Часовой механизм, соединенный с ось глобуса, приводит его в движение. Нанесенная на совпадающий с экватором золотой обруч шкала позволяет определить время в разных точках земного шара

[показать] [показать]

Пятнацатилетие и Петушок

Множество произведений было собрано фондом «Связь времен» за последние десять лет. По словам председателя Попечительского совета Виктора Вексельберга, все эти годы его сотрудники занимались «поиском, приобретением и возвращением на родину исторически значимых российских произведений искусства, оказавшихся за рубежом».

Среди таких предметов – миниатюрная бонбоньерка в виде яйца, принадлежавшая греческому королю Георгу I, родному брату российской императрицы Марии Федоровны, редкостные изделия, выполненные для барона Леопольда де Ротшильда, и другие произведения, имеющие мемориальный характер, например, эмальированные золотые часы в виде ширмы, украшенные акварельными портретами сыновей принца Вальдемара Датского – брата царицы Марии Федоровны.

[показать]Помимо произведений фирмы К. Фаберже, приобретались изделия его современников – Поставщиков Высочайшего Двора И. Хлебникова, П. Овчинникова, И. Сазикова, создавшего репрезентативный свадебный сервиз для великого князя Константина Николаевича, а также знаменитых серебряников О. Курлюкова, А. Кузьмичева, М. Семеновой, ювелиров семьи Болин, золотых дел мастеров Шпигеля, Кейбеля, Гана. Этими и другими прославленными русскими ювелирами выполнены драгоценные оклады икон, часть из которых принадлежала известным историческим лицам.

Коллекция церковной утвари и предметов личного благочестия занимает кабинет, именуемый Готическим залом Шуваловского дворца. Экспертам фонда удалось сформировать уникальное по размерам и качеству собрание произведений знаменитого российского «живописца по эмали» Федора Рюкерта, которое не имеет себе равных в России.

[показать]

Ренессанс

Другие виды декоративно-прикладного искусства тоже достойно представлены в коллекции фонда «Связь времен», который вправе гордиться монументальными парными вазами-кратерами с «малахитовым» фоном, относящимися к лучшим произведениям Императорского фарфорового завода.

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

Вазы, на одной из которых изображены дворцовые гренадеры в Тронном зале Зимнего дворца, а на другой – гренадеры в Тронном зале дворца Тюильри, были подарены императором Николаем I чрезвычайному и полномочному послу Франции в России (1828–1830, 1833) Казимиру Луи Викторьену де Рошешуару, герцогу де Мортемар.

[показать]

Чернильный прибор

[показать]

Порткарандаш "Иван Калита"

[показать]

Александр Мхайлович и Ксения Александровна

[показать]

Табакерка "Венера и Амур"

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать] [показать]

[показать]

[показать]

[показать]

Выставочный, Рыцарский и другие залы дворца украшают полотна известных русских и европейских живописцев: К. Маковского, Г. Семирадского, И. Айвазовского, К. Брюллова, А. Харламова, К. Коровина, Л. Вальта, А. Мартена, О. Ренуара. Шуваловский дворец снова наполнился художественными сокровищами, только отныне его двери будут открыты для жителей и гостей Санкт-Петербурга.

[показать]

Складень трехстворчатый «Богоматерь Утоли моя печали, великомученица Варвара, святой князь Владимир»

Складень с изображением иконы Божией Матери «Утоли моя печали», князем Владимиром и мученицей Варварой был поднесен московскому генерал-губернатору Владимиру Андреевичу Долгорукову от Александровской общины сестер милосердия во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», что объясняет выбор изображения в среднике. Князь Владимир – святой покровитель генерал-губернатора, к тому времени занимавшего этот пост уже 34 года; мученица Варвара тезоименита дочери Долгорукого. Подарок, очевидно, был сделан по поводу 60-летия со дня производства Владимира Андреевича Долгорукого в офицерский чин.

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

Одной из жемчужин в роскошном ожерелье петербургских дворцов является дворец Шувалова на набережной реки Фонтанки, дом 21. Точную дату постройки одного из самых красивых исторических зданий Санкт-Петербурга определить не удается. Известно лишь, что он создан в стиле архитектора Д.Кваренги в конце XVIII века. Именно к этому периоду относится его первое изображение - гравюра Б. Патерсена "Набережная Фонтанки у Аничкова дворца", хранящаяся в государственном Эрмитаже.



http://fabergemuseum.ru/ru/collection/item/44

http://www.zapoved.net/index.php/Каталог/

http://peterburg2.ru/restplaces/8077.html

https://www.ridus.ru/news/118813.html

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Очарование искусства династии Фаберже.Часть 3.Музей Фаберже в Санкт-Петербурге. | Петербурженка_Л - Дневник Петербурженка_Л | Лента друзей Петербурженка_Л / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»