Автор: А. Леонидов
Как современные люди относятся к фараонам или Каролингам? Романы Вальтера Скотта вовсе не призваны обличать кого-то из средневековых руководителей, при том, что несомненно, средневековые вожди многих обидели, и многих умучили.
ВОЙНА С СОБСТВЕННЫМ ПРОШЛЫМ – СИМПТОМ ОТСУТСТВИЯ БУДУЩЕГО.
Чем глубже в тупик заходит система – тем яростнее она пытается самоутвердиться на топтании могил своих предшественников. Если бы у общества появилась перспектива развития, прогресса, то вся ненависть к прошлому мигом преобразилась бы в заинтересованное сочувствие к предкам.
Помните, как в шутливой песенке: «трудно было человеку десять тысяч лет назад… потому что не изведал всех достоинств колеса»?
Те, кто сочинили такую песенку – не опасались возвращения, реванша первобытности, не знавшей колеса. Потому и не создавали, со страху, обличительных продуктов, в которых Зулейха открывала бы свои глаза в каменном веке или в раннем средневековье. Или страдал бы там пресловутый Иван Денисович.
Воюя с памятниками и символами, с мертвецами и минувшими эпохами, современные политики делают чистосердечное признание: «мы зашли в тупик, и вас туда завели». Мы не умеем сделать лучше, чем прежние руководители — а потому мы так остро ненавидим и так панически боимся мертвецов…
Поскольку вперёд дороги нет, то все силы система бросает на то, чтобы назад не повернули. Уже не первое десятилетие, начиная с Солженицына, используя целый паноптикум кривляк, система запугивает нас по принципу «да, мы плохие, но те были – ещё хуже». Война с прошлым – это попытка обанкротившейся системы самооправдаться.
С такой же целью нищий эмигрант, обманувшийся в надеждах на «новую родину», сочиняет дикие небылицы про прежнюю, фотографируется возле чужих машин или особняков. Это самоутверждение психологически необходимо ему, чтобы вытравить сомнение в ранее сделанном выборе.
+++
Американцы – жёсткие прагматики.
Поверьте, я знаю, о чём говорю: выпестованным рыночной экономикой стальным крысам совершенно безразлично, кто перед кем и в чём виноват в прошлом или в настоящем. Они расчёсывают все старые и новые междоусобицы на чужом континенте только с одной, прагматичной, целью: ОСЛАБИТЬ КОНКУРЕНТА.
И для них солженицынщина – не вопрос исторической правды, а вопрос конкуренции. Если конкурент «разводится на сопли» - прекрасно, выжмите из него побольше соплей!
В этой стратегии нужно рассорить русских по вопросу о советской власти, но заодно неплохо бы (для заказчика) рассорить и народы в многонациональной стране. Так, чтобы сталинисты проклинали демократов, а татары – русских. И наоборот. А если НАТО этого добьётся – то ему уже, в принципе, и неважно, кто победит во внутренней сваре. Любой из победителей будет ослабленным, отрезавшим от себя половину. Раненую, разрубленную пополам междоусобицей дичь – Америке легче догнать, и легче съесть.
Но это – к вопросу о геополитической стратегии, и о том, какую роль играют в ней Солженицын, Зулейха и сериал «Обитель».
Вы хотите исторической правды? Ну так и начните с честного описания ужасов капиталистической фабрики, расскажите, сколько людей убили бельгийцы в Конго, а сколько французы в Алжире! Расскажите, сколько русских детей зарезали финны, когда добивались своей «национальной независимости», и как украинские националисты заживо сдирали кожу со случайных пленников, расскажите, что вытворяли немцы на оккупированных территориях, и как англичане устроили голодомор в Бенгалии… Расскажите об «опиумных войнах», которые вела «первая в Европе демократия». Прежде чем рассказывать про коллективизацию — честно опишите, какой была деревня ДО коллективизации, монархист И.Бунин и монархист М.Меншиков вам в помощь! Так мы с вами, В РАМКАХ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРАВДЫ, дойдём и до Сталина, но только уже не первым, а «стопятсотым» пунктом. И нам будет гораздо понятнее — что, зачем и почему он делал, ЧТО И ЕСТЬ ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАВДА.
Естественно, Американской Империи такая правда не нужна. Ей хочется, чтобы мы на зубок зубрили в школах, какие мы выродки и чудовища, и какие чистые, светлые существа живут за океаном!
Вот как, в грубом виде, отразили это братья Вайнеры в нашумевшей «разоблачительной» книжке «Петля и камень в зелёной траве»:
«…Я вспомнил почему-то, что покойник Хрущев также ругался на выставке художников в шестьдесят втором году. «Жулики вы, пидарасы!» — кричал он авангардистам, очень обидевшим его непонятностью виденья мира…
Никогда и ничего не поймут про нас, про нашу жизнь люди, не ходившие в жизни ни разу строем, руки назад, шаг в сторону считается за побег. В окружении овчарок, надроченных рвать живых людей на мясо. Мы для них всегда искаженный образ. Или абстракция. Обычный человек не в силах представить себе бесконечность. Обычный западный человек не может представить, как Кеннеди, с багровой от ярости лысиной, топает ногами на перепуганных художников, обкладывая их американской матерщиной. У них, наверное, и матерщины-то настоящей нет».
Жизнь всё расставила по своим местам. Теперь и дети знают, что в американском обществе на художника орёт и топает ногами не то, что руководитель государства, а любой заказчик, любой плательщик — имеющий полную власть над нанятым персоналом. Но подлость Вайнеров, как и подлость Солженицына сработала: сработала на мотив САМОУБИЙСТВА НАЦИИ, которую объявляют нелюдью среди людей!
Однако, кроме геополитики, существует ещё и социальная сфера – в том смысле, что кроме вождей и предводителей есть ещё и миллиарды простых людей, рядовых тружеников…
+++
Всякое человеческое сообщество, выделившись из животного мира, представляет собой либо тупиковую ветвь цивилизации, либо перспективную ветвь, имеющую потенциал развития.
Историки знают, что тупиковых ветвей много, перспективных – очень мало. Тупиковая характерна тем, что, добившись определённых достижений, упирается в них, и тупо воспроизводит их снова и снова, пока не иссякнет жизнь. Тупиковая ветвь цивилизации – это замкнутые циклы, снова и снова возвращающиеся к собственному началу.
Если мы это понимаем, то без труда увидим, что Запад, как модель общественной организации – тупиковый цикл. При всех его достижениях – мы же помним, что тупиковая ветвь потому и замыкается в цикл самовоспроизводства, что имеет определённые достижения, заставляющие её беречь себя в неизменности.
Запад, так вдохновивший советских людей в конце 80-х колбасами и обтекаемыми автомобилями – это конец истории, это циклические кризисы, повторение которых является едва ли ни основным законом его экономики. Всё движется по кругу, и по этому кругу уходит в изначальную точку, как бегуны на стадионе. Финишем становится старт.
В процессе бесконечных повторений Запад сточил в своём тупике многие (но не все) острые углы, расширил узкие места. Его системные блоки формировались ни одну сотню лет, начинаясь с чудовищных практик огораживаний, фашистской колонизации и геноцида населения целых континентов.
Сотни лет обкатки смягчили их (в определённом смысле, но не до конца), цикл обрёл ОБАЯНИЕ ОТРАБОТАННОСТИ, свойственное всем, кто не является ПЕРВОПРОХОДЦЕМ и НОВАТОРОМ. Если ты триста лет подряд повторяешь одно и то же, как попугай – то у тебя наверняка уж и инструменты все под рукой, и сноровка выработана.
В циклическом тупике нет никаких неожиданностей – в том числе и неприятных неожиданностей. Тупик не может разочаровать, в отличие от советского эксперимента, потому что им ведь изначально никто не очаровывался, и он ничего, кроме бега по замкнутому кругу, не обещает!
Тупиковая система тем вернее достигает поставленных перед собой целей – чем скромнее и безыскуснее эти цели. Понятно, что снабдить 100 млн лаптями – куда проще, чем всех их снабдить современными квартирами со всеми удобствами…
+++
Нам никуда не уйти от того, что англосаксонская система мироустройства (по аналогии с англосаксонской системой права[1]) – тупиковая ветвь цивилизации. Этому много доказательств, и одно из доказательств – та истерия по поводу советского общества, то смакование всех его неудач и промахов, которое свойственно анломанам всего мира, как в США или в Европе, так и у нас.
Тупиковая система обладает инстинктом самосохранения, и более всего она боится системы, обладающей потенциалом развития, движения вперёд, способностью к постоянно восходящему прогрессу.
Совершенно независимо от симпатий или антипатий, русский вы или англоязычный – надобно, если вы учёный, понимать ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ социального тупика и социального прогресса.
Всякий образованный человек понимает, что не всё тупиковое выглядит отталкивающе, безобразно, и не всё прогрессивное выглядит притягательно, обаятельно. Тупик строится не на субъективных предпочтениях, а на ЗАКОНЕ НЕ-РОСТА.
Это когда достигнутый успех не дублируется на новые пространства, а проблемы имеют гниюще-застойный характер[2]. В такой системе никакой личный успех не может конвертироваться в общий успех, достижения не сближают людей, а наоборот, увеличивают пропасть между ними.
С другой стороны прогрессивная система строится на законе расширения, по принципу «х»=> «х + 1»=> «х+1»+1 и т.п.
В этом заключается преемственность и поступательность усилий общества в рамках цивилизации, в которой каждое следующее поколение, слагая свои усилия с усилиями предыдущих поколений, решает всякую проблему бытия эффективнее и глубже.
Трудно не заметить, что современный Запад (заметно деградирующий в социальном плане) неспособен к восходящему развитию, по той причине, что конкурирующие между собой люди и страны, кланы и нации – не способны объединять усилия, концентрировать достижения. Распространять свой полезный опыт на конкурента – это усиливать конкурента, а кому это нужно в рыночной экономике? Поэтому любое достижение стремится локализоваться, окуклиться в узком кругу своих достигаторов-собственников, превращаясь из орудия помощи человеку в орудие борьбы с конкурентами собственника.
Таково превосходство богатого над бедным, а Запада – над третьим миром. Оно не только не сокращается, но и наоборот, год от года нарастает, превращая большинство человечества в «конченые гетто».
Предыдущий Запад тоже не имел ВНУТРЕННИХ драйверов развития. Его движение в ХХ веке – имеет внешний источник, заключавшийся в «советской угрозе». Неочевидное ранее – теперь-то, в 2020 году, стало совершенно очевидным: «советская угроза» для капитализма - как вода для рыбы.
Рыба без воды сначала засыпает, а потом начинает разлагаться. Именно это произошло на наших глазах и с западным обществом. Расслабившись после своей «воровской» победы – оно сперва уснуло в летаргии разума, а теперь вошло в активную стадию разложения.
+++
Это вопрос сложный, как и любой вопрос предельных обобщений, но, чтобы жить и иметь будущее, его нужно понять.
В самом-самом общем смысле:
Система прибавляющая – имеет перспективной бесконечность, то есть может развиваться без лимита во времени.
Система сокращающая (сократительная) – имеет перспективой ноль.
Представьте, что вы движетесь по спирали наружу: вы можете выходить на новые и новые витки, и каждый – будет просторнее предыдущего.
А если вы движетесь по спирали внутрь, к её центру? Рано или поздно вы упрётесь в ноль, то есть всякое движение прервётся.
Можно привести тысячу негативных примеров из практики исторического, реального социализма. И они не будут ложью. Но они будут частностями.
Можно привести тысячу положительных примеров из практики исторического, реального капитализма. И они тоже не будут ложью. Но они тоже будут частностями, боковыми отростками магистрального движения.
А само магистральное движение очевидно!
Социализм, как бы ни заплутал зигзагами на пути – в целом идёт по спирали наружу, то есть имеет бесконечную перспективу.
Капитализм идёт по спирали внутрь, к нолю. Это движение неоднозначно, полно красочных эпизодов, полно пикников по пути.
Не всякий, кто едет на станцию Ноль – плохой человек. И не всякий, кто едет на станцию Бесконечность – хороший. Вопрос именно в объективном направлении движения.
Двигаясь внутрь исторической спирали, вы обязательно упрётесь в ноль, в небытие сперва культуры, а потом и человечества.
А капитализм – безусловно и однозначно СОКРАТИТЕЛЬНАЯ система. Он весь, в самой глубинной сердцевине своего существа, выстроен на сокращениях: издержек, себестоимости, сотрудников, национальных культур (унификация культур и образа жизни при глобализации) и т.п.
Он сокращает и сокращает, то здесь, то там, и не всегда отдельно взятое сокращение само по себе плохо – но стратегически оно ведёт в ноль, в небытие.
Если вы не подтягиваете отстающих, а наоборот, всё дальше и дальше отрываетесь от них – то вас будет всё меньше и меньше.
Является ли человек ценностью сам по себе? Или же его ценность относительна, увязана с его функцией и статусом в экономике? Самоценность человека очень опасна (что и доказала история реального социализма): она плодит тунеядцев и захребетников, она соблазняет человека, опираясь на его самоценность, отказаться от принесения пользы обществу, паразитировать на чужих достижениях, и т.п.
Но когда человек сам по себе ничего не стоит вне его экономического положения – это всегда неразрывно связано с геноцидами и концлагерями.
+++
Путь цивилизации от самых её истоков – это путь человечества от вражды к братству, от бессилия к могуществу, от стихийности процессов к разумному управлению ими (для чего и придумана наука), от обособления особи к коллективизму, растворению личной самодостаточности в общественном достоянии.
И никакое нытьё о «зверствах сталинизма» - этой базовой тенденции всей мировой истории вспять не повернёт. Не может цивилизация уходить от преодоления конкуренции к её обострению и вторичной актуализации: это бред и смерть. Равно как и обожествление стихийных процессов, типа рыночных – вместо их преодоления, укрощения – не может быть предметом цивилизации.
С неуправляемыми разумом стихиями непросто справится, но история всей цивилизации – это история попыток человека преодолеть ту или иную неподконтрольную ему стихию.
Растворение личной самодостаточности биологической особи в служении коллективному разуму – коренное и ключевое содержание культуры. У животных нет сложного аппарата коммуникации – потому что они очень мало обмениваются мыслями. Человек же весь и изначально построил себя на речи, письменности и учёбе – впитывая в себя общие мысли коллективного разума и сам служа этому же коллективному разуму. Который и возник задолго до конкретно-биологической особи, и пребывает после её биологической кончины. Он связан с этой особью, как с носителем, но автономен от неё по части целей и содержания.
Понимая эти общие закономерности ОТЦ[3], мы именно из них и выводим тупиковость западничества в современном мире.
Ведь весь пафос его антисоветизма противоречит общим тенденциям, присущим всем без исключения формам цивилизации. Все попытки повернуть от общественного к личному, от порядка к непредсказуемому хаосу, от государственного к частному, от солидарности к вражде – вопиюще антицивилизационны. Это в буквальном смысле движение «против рожна», попытка здоровенного детины влезть обратно в утробу матери, возможно, связанная с воспоминаниями, как ему хорошо и тепло там когда-то было…
+++
Вся эта ошалелая дикошарость, этот духовный каннибализм – опираются на колоссальный пропагандистский аппарат, от Солженицына до Зулейхи, гвоздями вколачиваемых в головы современных людей. Итогом такого вколачивания будет только то, что уже и есть: психопатологии, безумие, психическое расщепление и вера Юры Шевчука «в несправедливость добра». Про которую Юра честно сказал, что это – продукт обработки его сознания «перестроечной» мутью[4].
Понятно, что человек оперирующий категориями «несправедливости добра», «справедливости зла» и тому подобными гибридами либеральной псевдонравственной демагогии с практиками зоологической борьбы за выживание – уже фундаментально, базово психически повреждён. Основные понятия у него в голове смещены – что смещает в зону патологии и всякое его реагирование на события внешнего мира.
+++
Дело не в том, сколько клеветы во всякого рода солженицынских испражнениях, которые, для достоверности, вполне могут вкраплять в себя и многие достоверные жуткие факты.
Дело в том, что сама цель этих испражнений, фактически и не скрываемая – перекрыть человечеству путь наверх, к совершенствованию форм общественной организации, к прогрессу инфраструктуры и отношений. Запретить – «под страхом Сталина» - людям всякое первопроходчество, пустив их по накатанной и замкнутой в круг лыжне. Убедить людей, что нет ничего лучше их текущего, жалкого и бесплодного, прозябания, и что текущее состояние – есть идеальное, завершившее историю. А нынешние хозяева – неизменны навек.
Тупик прилагает колоссальные усилия, чтобы выставить тупиком выход. Но почему нас это удивляет? А как, по-вашему, должен работать инстинкт самосохранения Голема?
Вы думаете, что он публично и честно сознается – мол, я тупик, из меня выхода никуда нет, а тот выход, который был, я замуровал и злобно заколотил досками?
Тупик – пока он обладает инстинктом самосохранения – никогда так не скажет. Скрыть отсутствие ПОЗИТИВНОЙ повестки завтрашнего дня он не может. Ведь чего у него нет – того очевидно нет. Вы можете проанализировать материалы форумов бизнес-элиты, можете проанализировать их футурологию, а можете проанализировать продукцию Голливуда, образ будущего в художественном кино. И увидеть повсюду, что нигде никакого будущего, кроме Апокалипсиса, Запад для себя не просматривает.
Причина нам очевидна: ограничивать скотскую либеральную свободу человека для идеологии Запада базовое табу. А единственное, к чему может привести хаос скотских свобод большой массы живых существ (через накопление системных ошибок) – тот или иной вид Апокалипсиса.
Динозавры сожрали всю растительность – потому что никто не планировал, не регулировал ни её потребления, ни её воспроизводства.
Если человечество не начнёт ограничивать потребления и регулировать планами воспроизводство благ – его ждёт точно такая же судьба.
Ну это же очевидно, как дважды два!
А поскольку позитивной повестки никакой нет, самые амбициозные планы властей – не допустить УХУДШЕНИЯ жизни (об улучшении давно и все забыли, да и не ухудшить нигде не получается), то эту пустоту целеполагания заменяют бесконечные мыльные оперы о чудовищных зверствах большевиков и ужасе сталинизма.
Человека замыкают в настоящей секунде, в «дне сурка»: впереди ничего нет, а сзади «ужс-ужс», поэтому нельзя ступить ни туда, ни сюда. Остаётся просыпаться уже не первое десятилетие в один и тот же день, который возобновляется с пугающей точностью неизменных деталей.
Так мы скармливаем свою жизнь Голему цивилизационного тупика англосаксонской модели, хитростью пробравшейся в гегемоны, но при этом являющейся калекой культуры.
+++
Итак, ещё раз, чтобы прояснить текущий момент ОБЪЕКТИВНО, независимо от эмоций, пристрастий:
Прибавление (накопление) ведёт в бесконечность.
Сокращение ведёт к нолю.
ДНК таких проектов, как «Зулейха открывает глаза» - стремление заказчиков породить ненависть к попыткам построить справедливое общество и одновременно – породить ненависть татар к русским. Это, так сказать, двойной удар, главной целью которого является междоусобица на «континенте-конкуренте».
За океаном очень хотят, чтобы наши народы:
1) Ненавидели своё прошлое и своих предков
2) Ненавидели друг друга
А раз так, то социалистическая революция из величайшего по значению и смыслу эксперимента во благо всего человечества и цивилизации превращается у мошенников от культуры в бессмысленную бойню и мрак безумия.
Хотя – и это мы уже воочию все видим – при всех ошибках и сложностях строительства социализма бессмысленной бойней и мраком безумия является именно его оппонент. То есть капиталистическое общество.
Если в советской истории жертвы были во имя чего-то и к чему-то вели, что в бойне рыночной зоологии они бессмысленны столь же, сколь и бесчисленны. Они ни к чему не ведут, и никакой цели не достигают: просто человек жрёт человека, и это не одновременный акт, а будничный обед.
Переваливают с больной головы на здоровую.
Так тупик защищает себя и заколачивает гнилыми досками возможность выхода из тупика.
Заодно прививается межнациональная рознь. Так сказать (с точки зрения заказчиков) – «кашу маслом не испортишь». Если мы привьём жителям России ненависть к их прошлому, то заодно уж привьём им и ненависть к соседу. И пусть убивают сами себя, друг друга – как можно больше.
В основе ДНК солженицынщины - импульс внушения: «УБЕЙТЕ СЕБЯ!».
Если всё было так ужасно – так достойны ли мы жить? Не лучше ли нам самоубится, уступив землю и ресурсы другим, «более достойным», рисующим себя ангелоподобными, народам?
Могут ли русские и татары жить вместе, как предлагала советская модель взаимоотношения наций? Могут.
Могут ли они воевать друг с другом, в тех кровавых межнациональных войнах, ад которых открыл Горбачёв и его банда?
Тоже могут.
Почему нашим врагам и ненавистника нужно, чтобы русские и татары воевали, резали друг друга?
Потому что – КТО БЫ НЕ ПОБЕДИЛ В РЕЗНЕ – из двух останется только один. А им не особенно важно – кто именно. Один в два раза слабее, чем были двое…
Неважно, кто победит в межнациональной резне – важно то, что она сократительна. Она ведёт людей к нолю, к небытию, сокращая множественное и многообразное до единообразного и опалённого ненавистью.