Все котики - разные, поэтому разумно предположить что не существует единой кошачьей философии. Наверняка, в мире живут коты - фрейдисты, коты – юнгианцы и коты – рационалисты по Декарту. Ваш любимец, скорее всего, тоже является приверженцем какой-нибудь определённой философской школы, но вы об этом не задумывались. А ведь это может оказаться любопытным. В общем, предлагаю очень краткий путеводитель по основным философским направлениям. Надеюсь, что вам повезло, и ваш котик – не солипсист.
Хозяйственный, деловитый, напористый, напрочь отрицающий всякие «высокие материи», зато отлично приспособленный к жизни в любых условиях, Матроскин вне всякого сомнения последователь Фрэнсиса Бэкона, Томаса Гоббса и Джона Локка.
«Познание, на основе личного опыта» - вот основа эмпиризма (эмпирицизма). Лишь то, что можно пощупать, лизнуть, понюхать, увидеть и услышать имеет истинную ценность. Всё остальное – «фигвам» и чепуха на постном масле. «Неправильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь. Ты его колбасой кверху держишь, а надо колбасой на язык класть, так вкуснее получится», - разве эта цитата не доказательство того, что Матроскин – эмпирик?
А кто же ещё? Конечно стоик!
Разве не стоически бедняга Леопольд терпел издевательства мышей? А всё потому, что для стоика на первом месте - добродетель, долг перед обществом и нравственная чистота.
Леопольд – благородный кот, отстаивающий свою идею даже во вред собственному здоровью. А еще Леопольду свойственен стоический комополитизм, уравнивающий перед лицом мирового закона всех - свободных, рабов, греков, варваров, мужчин, женщин, котов и мышей.
Песенка Леопольда: «До чего же радостно чудеса творить, Все, что есть прекрасного, людям подарить»! и каноническое «Давайте жить дружно»! – в чистом виде декларация его приверженности идеям классического стоицизма.
Обычно стоикам противопоставляют эпикурейцев. Поэтому на смену добродетельному Леопольду приходит добродушный и толстый любитель пороков и наслаждений – кот Гарфилд.
Искренний последователь Эпикура - он тоже считает, что смысл существования в отсутствии страданий, невозмутимости души (атараксии), и наличии множества добрых друзей.
Главный этический принцип кота Гарфилда – удовольствие от бытия. «Нет еды — нет счастья». – говорит он, плотно покушав. На вопрос друга «Что же мне с тобой делать»? Гарфилд отвечает «Кормить, любить и никогда не покидать»! Воистину Сам Эпикур не мог сказать бы лучше.
Бегемот - гностик. Он и не может быть никем иным, потому что он – кот (должность такая), и начальство у него очень суровое. А если чуточку конкретизировать, то Бегемоту, несомненно, близка дерзкая (порой даже хамская) безудержность античных киников.
Человеческие принципы для Бегемота - повод для глума.
Человеческие слабости – возможность весело и жестоко пошутить.
Приличия? Пфуй-пфуй! Что это такое?
В общем, всем своим поведением (и примусом заодно) Бегемот демонстрирует циничное презрение к никчёмным человечишкам с их убогенькой моралью.
И, конечно же, Бегемоту близок скептицизм, как манера всё подвергать сомнению, ничему не верить, никому не доверять, а также всё осмеивать и обесценивать.
В своей привязанности к скептицизму и скептикам Бегемот открыто признаётся сам.
"Речи мои представляют отнюдь не пачкотню, как вы изволите выражаться в присутствии дамы, а вереницу прочно увязанных силлогизмов, которые оценили бы по достоинству такие знатоки, как Секст Эмпирик, Марциан Капелла, а то, чего доброго, и сам Аристотель”.
Кот в Сапогах смел, отважен, в каком-то смысле простодушен и, казалось бы, вовсе не озабочен онтологическими и гносеологическими вопросами.
Меж тем можно смело назначать кота в Сапогах социальным философом, отлично разбирающимся в общественной иерархии, социальных лифтах и сложных отношениях внутри социума.
«За эти годы меня как только не называли. Диабло като. Пушистый Дон Жуан, Чупакабра, Игривый Дваждылюб и Рыжий Убийца. Но для большинства я Кот в сапогах. Я вне закона». – На мой взгляд, это отличная позиция для кота.
А уж какие у него дети...
Багира (она несомненно кот, хотя и большой) - традиционалист
Да-да. Знаю, что у Киплинга Багира – мальчик, но позвольте привычно считать ее девочкой, ведь мы выросли на нашем "Маугли", а не на их "Книге джунглей"!
Так вот, наша уважаемая Багира – типичнейший традиционалист. Для нее характерны идеализация, абсолютизация традиции и постоянное обращение к Абсолютному Знанию, которым и является Закон Джунглей.
Закон Джунглей превыше всего. Сомневаться в нём – предательство. Оспаривать его равносильно смерти. Что ж, в этом, наверное, счастье Багиры - традиционалистки.
Не надо думать, не надо сомневаться, не надо выбирать – достаточно следовать букве закона. «Что говорит Закон Джунглей? Прежде ударь, потом говори». Да-да, дорогая. Мы согласны.
Рефлексия, рекурсия, нарратив и фундаментальные гештальтирующие оси мыслительного пространства – всё это легендарный котёнок Гав и его постмодернистская философия.
Понимаю, что вы сейчас не на шутку потрясены этим открытием и хотите его как следует переварить и усвоить, поэтому не буду вдаваться в детали и просто приведу подтверждающую гипотезу цитату. «Это кажущееся отражение кажущейся луны». Ну? Разве это не типичнейший симулякр?