• Авторизация


"Если Вы сомневаетесь в нашем могуществе, посмотрите на наши постройки" 05-12-2014 20:47 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[показать]
[показать] Ещё в юности он появился на политической арене как активный политический деятель и военная фигура. Став правителем Самарканда, он построил великую армию и совершил множество аннексионистских походов. Таким образом он расширил свою империю, которая простиралась от реки Волги и Кавказских горных хребтов на Западе до Индии на Юго-западе. Но центр империи был в Средней Азии. Он хотел назначить свой родной город Шахрисабз столицей, но некоторые политические причины заставили его оставить статус за Самаркандом, который нежно называли "Сияющая Звезда востока".
Тамерлан - один из великих мировых завоевателей, сыгравший заметную роль в истории Средней Азии и Кавказа. Выдающийся полководец, эмир, создатель крупной державы со столицей в Самарканде, основатель династии тимуридов.



Тамерлан (Тамерлан Великий, Амир Темур, Тимур, Темур Великий, Тимур-Ленг - Железный Хромец) родился 8 апреля (по другим данным - 9 апреля или 11 марта) 1336 года в городе Кеш (позже названным Шахризабз) в пятидесяти милях к югу от Самарканда в Трансоксиане (область современного Узбекистана между Амударьей и Сырдарьей). По некоторым предположениям, отец Тимура Тарагай был вождем монголо-тюркского племени барласов (многочисленный род в племени монголов-чагатаев) и потомком некоего Карачара нойона (крупный феодал-землевладелец в Монголии в средние века), могущественного помощника Чагатая, сына Чингисхана и дальнего родственника последнего.
Во время малолетства Тимура произошло распадение джагатайского государства в Средней Азии. В Мавераннехре с 1346 г. власть принадлежала тюркским эмирам, и возводившиеся императором на престол ханы правили только номинально. Монгольские эмиры в 1348 г. возвели на престол Туклук-Тимура, который стал править в Восточном Туркестане, Кульджинском крае и Семиречье. Первым главой тюркских эмиров был Казаган (1346 - 58).
Тимур первоначально был главой шайки разбойников, образовавшейся в смутное время. С ней он вступил на службу к владетелю Кеша Хаджи, главе племени Барулас. В 1360 г. Мавераннехр был завоеван Туклук-Тимуром; Хаджи бежал в Хорасан, где был убит; Тимур был утвержден владетелем Кеша и одним из помощников монгольского царевича Ильяс-ходжи (сына хана), назначенного правителем Мавераннехра. Тимур скоро отделился от монголов и перешел на сторону их врага Гусейна (внука Казагана); некоторое время они с небольшим отрядом вели жизнь искателей приключений; во время одной стычки в Сеистане Тимур лишился двух пальцев на правой руке и был тяжело ранен в правую ногу, отчего стал хромым (прозвание "хромой Тимур" - Аксак-Тимур по-тюркски, Тимур-лонг по-персидски, отсюда Тамерлан).

[показать]

Около 1370 года Тимур поднял восстание против своего союзника Хуссейна.
В марте 1370 г. Гусейн был взят в плен и убит в присутствии Тимура, хотя и без прямого его приказания. 10 апреля 1370 г. Тимур принял присягу от всех военачальников Мавераннехра. Подобно своим предшественникам, он не принял ханского титла и довольствовался званием "великого эмира"; ханами при нем считались потомок Чингиз-хана Суюргатмыш (1370 - 88) и его сын Махмуд (1388 - 1402).
Следующие десять лет Тамерлан посвятил борьбе с ханами Джента (Восточный Туркестан) и Хорезма и в 1380 году захватил Кашгар. Затем он вмешался в конфликт между ханами Золотой Орды на Руси и помог Тохтамышу занять престол. Тот с помощью Тимура разбил правящего хана Мамая, занял его место и, чтобы отомстить московскому князю за поражение, нанесенное им Мамаю в 1380 году, в 1382 году захватил Москву.
Тимур избрал своим местопребыванием Самарканд и украсил его великолепными стройками. Первые годы своего единодержавного правления Тимур посвятил становлению порядка в стране и безопасности на ее границах (борьба с мятежными эмирами, походы на Семиречье и Восточный Туркестан). В 1379 г. был завоеван Хорезм (ныне Хивинское ханство); с 1380 г. начались походы на Персию, вызванные, по-видимому, только завоевательными стремлениями (изречение Тимура: "все пространство населенной части мира не стоит того, чтобы иметь двух царей"); впоследствии Тимур выступал также представителем идеи государственного порядка, необходимого для блага населения и невозможного при существовании целого ряда враждебных друг другу мелких владетелей. В 1381 г. был взят Герат; в 1382 г. правителем Хорасана был назначен сын Тимура, Мираншах; в 1383 г. Тимур опустошил Сеистан.

[показать]

Завоевание Тимуром Персии в 1381 году началось с захвата Герата. Нестабильная политическая и экономическая ситуация в то время в Персии способствовала завоевателю. Возрождение страны, начавшееся в период правления Ильханов, снова замедлилось со смертью последнего представителя роду Абу Саида (1335). В отсутствие наследника трон по очереди занимали соперничающие династии. Положение усугублялось столкновением между династиями монгольских Джалаиров, правящих в Багдаде и Тебризе; персо-арабским родом Музафаридов, правящих в Фарсе и Исфахане; Харид-Куртов в Герате; местных религиозных и племенных союзов, таких, как сербедары (восставшие против монгольского гнета) в Хорасане и афганы в Кермане, и мелких князей в приграничных районах. Все эти воюющие княжества не могли совместно и эффективно противостоять Тимуру.
В западную часть Персии и прилегающие к ней области Тимур совершил три больших похода - так называемые "трехлетний" (с 1386 г.), "пятилетний" (с 1392 г.) и "семилетний" (с 1399 г.). В первый раз Тимур должен был вернуться обратно, вследствие нашествия на Мавераннехр золотоордынского хана Тохтамыша в союзе с семиреченскими монголами (1387). Тимур в 1388 г. прогнал врагов и наказал хорезмийцев за союз с Тохтамышем, в 1389 г. совершил опустошительный поход вглубь монгольских владений до Иртыша на север и до Большого Юлдуза на восток, в 1391 г. - поход на золотоордынские владения до Волги. Эти походы достигли своей цели, так как после них мы уже не видим нашествий степняков на Мавераннехр. Во время "пятилетнего" похода Тимур в 1392 г. завоевал прикаспийские области, в 1393 г. - западную Персию и Багдад; сын Тимура, Омар-шейх, был назначен правителем Фарса, Миран-шах - правителем Адербейджана и Закавказья.
Нашествие Тохтамыша на Закавказье вызвало поход Тимура на южную Россию (1395); Тимур разбил Тохтамыша на Тереке, преследовал его до русских пределов (где разрушил Елец), разграбил торговые города Азов и Кафу, сжег Сарай и Астрахань; но прочное завоевание страны не имелось в виду, и Кавказский хребет остался северной границей владений Тимура. В 1396 г. он вернулся в Самарканд и в 1397 г. назначил своего младшего сына Шахруха правителем Хорасана, Сеистана и Мазандерана.

В 1399 году, когда Тимуру уже было за шестьдесят, он вторгся в Индию, возмущаясь тем, что султаны Дели проявляют слишком много терпимости по отношению к своим подданным. 24 сентября войска Тамерлана перешли Инд и, оставляя за собой кровавый след, вошли в Дели.
Армия Махмуда Туглака была разбита при Панипате (17 декабря), от Дели остались руины, из которых город возрождался более века. К апрелю 1399 года Тимур вернулся в столицу, обремененный огромной добычей. Один из современников, Руи Гонсалес де Клавихо, писал, что девяносто захваченных слонов несли из карьеров камни на строительство мечети в Самарканде.

"Семилетний" поход первоначально был вызван сумасшествием Мираншаха и беспорядками во вверенной ему области. Тимур низложил своего сына и разбил вторгшихся в его владения врагов. В 1400 г. началась война с османским султаном Баязетом, захватившим город Арзинджан, где правил вассал Тимура, и с египетским султаном Фараджем, предшественник которого, Баркук, еще в 1393 г. велел убить посла Тимура.
[показать]


В 1400 г. Тимур взял Сивас в Малой Азии и Халеб (Алеппо) в Сирии (принадлежавшей египетскому султану), в 1401 г. - Дамаск. Баязет был разбит и взят в плен в знаменитой битве при Ангоре (1402 г.). Тимур разграбил все города Малой Азии, даже Смирну (принадлежавшую иоаннитским рыцарям). Западная часть Малой Азии в 1403 г. была возвращена сыновьям Баязета, в восточной были восстановлены низложенные Баязетом мелкие династии; в Багдаде (где Тимур восстановил свою власть в 1401 г., причем погибло до 90000 жителей) был назначен правителем сын Мираншаха, Абу-Бекр, в Адербейджане (с 1404 г.) - другой сын его, Омар.

[показать]
В конце 1399 года Тимур предпринял свою последнюю великую экспедицию, целью которой было наказать египетского султана Мамелюка за то, что он оказал поддержку Ахмаду Джалаиру и турецкому султану Баязету II, захватившему Восточную Анатолию. После восстановления своей власти в Азербайджане Тамерлан двинулся в Сирию. Алеппо был взят штурмом и разграблен, армия Мамелюка разбита, а Дамаск захвачен (1400). Сокрушительным ударом по благосостоянию Египта было то, что Тимур выслал в Самарканд всех мастеров на строительство мечетей и дворцов. В 1401 году штурмом был взят Багдад, двадцать тысяч его жителей было убит, а все памятники разрушены. Тамерлан перезимовал в Грузии, а весной пересек границу Анатолии, разбил Баязета около Анкары (20 июля 1402 года) и захватил Смирну, которой владели родосские рыцари. Баязет умер в плену, а история его заточения в железной клетке навечно вошла в легенду.
Как только прекратили сопротивление египетский султан и Иоанн VII (впоследствии соправитель Мануэля II Палеолога). Тимур вернулся в Самарканд и тут же стал готовиться к экспедиции в Китай.
[показать]

Держава Тимура (1370-1450)

Начало похода в Китай
Когда Тимуру было 68 лет — осенью 1404 года, он начал готовить вторжение в Китай. Основная цель заключалась в захвате оставшейся части Великого Шелкового пути. для получения максимальных прибылей и обеспечения процветания родного Мавераннахра и его столицы Самарканда. Тимур также считал, что всё пространство населённой части мира не стоит того, чтобы иметь двух повелителей. В августе 1404 года Тимур вернулся в Самарканд и через несколько месяцев предпринял поход на Китай, к которому начал готовиться ещё в 1398 году. В тот год им была построена крепость на границе нынешней Сыр-Дарьинской области и Семиречья; теперь было построено ещё одно укрепление, в 10 днях пути дальше к востоку, вероятно, около Иссык-Куля. Поход был прекращён из-за начавшейся холодной зимы, а в феврале 1405 года Тимур скончался.
Тело Тамерлана забальзамировали, положили в гроб из чёрного дерева, обитый серебряной парчой, и отвезли в Самарканд. Тамерлан был похоронен в мавзолее Гур Эмир, в ту пору ещё незавершённом. Официальные траурные мероприятия были проведены 18 марта 1405 года внуком Тимура Халиль-Султаном (1405—1409), который захватил самаркандский престол вопреки воле деда, который завещал царство старшему внуку Пир-Мухаммеду.



Карьера Тимура во многом напоминает карьеру Чингиз-хана: оба завоевателя начали свою деятельность как предводители набранных ими лично отрядов приверженцев, которые и потом оставались главной опорой их могущества. Подобно Чингиз-хану, Тимур лично входил во все подробности организации военных сил, имел подробные сведения о силах врагов и состоянии их земель, пользовался среди своего войска безусловным авторитетом и мог вполне полагаться на своих сподвижников. Менее удачен был выбор лиц, поставленных во главе гражданского управления (многочисленные случаи наказания за лихоимство высших сановников в Самарканде, Герате, Ширазе, Тавризе). Различие между Чингиз-ханом и Тимуром определяется большим образованием последнего. Тимур не получил школьного образования и был неграмотен, но кроме своего родного (тюркского) языка говорил по-персидски и любил беседовать с учеными, в особенности слушать чтение исторических сочинений; своими познаниями в истории он привел в изумление величайшего из мусульманских историков, Ибн-Халдуна; рассказами о доблестях исторических и легендарных героев Тимур пользовался для воодушевления своих воинов. Постройки Тимура, в создании которых он принимал деятельное участие, обнаруживают в нем редкий художественный вкус. Тимур заботился преимущественно о процветании своего родного Мавераннехра и о возвышении блеска своей столицы - Самарканда, где были собраны из разных стран представители всех отраслей искусства и науки; только в последние годы им принимались меры для поднятия благосостояния других областей государства, преимущественно пограничных (в 1398 г. проведен новый оросительный канал в Афганистане, в 1401 г. - в Закавказье и т. д.).

[показать]

Письмо Тимура к королю Франции Карлу VI от 1402 года
Свод законов
Во времена правления эмира Тимура был создан свод законов, известный как «Уложения Тимура», в котором были изложены правила поведения подданных и обязанности правителей и должностных лиц, а также правила управления армией и государством.
При назначении на должность «великий эмир» требовал от всех преданности и верности. Тимур назначил на высокие должности 315 человек, которые сражались с ним бок о бок с самого начала его политической карьеры. Первая сотня была назначена десятниками, вторая сотня — сотниками, и третья — тысячниками. Из оставшихся пятнадцати человек четыре были назначены беками, один — верховным эмиром, а другие на остальные высокие посты.
Судебная система делилась на три ступени:
1. Судья шариата (кади) — который руководствовался в своей деятельности установленными нормами шариата;
2. Судья ахдос — который руководствовался в своей деятельности устоявшимися в обществе нравами и обычаями.
3. Кази аскар — который вёл разбирательство по военным делам. Все являлись равными перед законом, как правители, так и подданные.
Визири под руководством Диван-Беги были ответственны за общее положение подданных и войска, за финансовое состояние страны и деятельность государственных учреждений. Если поступала информация, что визирь финансов присвоил себе часть казны, то это проверялось и, при подтверждении, принималось одно из решений: если присвоенная сумма была равной его жалованию (улуфу), то эта сумма отдавалась ему в дар. Если присвоенная сумма в два раза больше жалования, то лишнее удерживалось. Если же присвоенная сумма была в три раза выше установленного жалования, то всё отбиралось в пользу казны.
Эмиры, так же, как и визири, назначались из знатного рода и должны были обладать такими качествами, как проницательность, храбрость, предприимчивость, осторожность и бережливость, вести дела, всесторонне продумав последствия каждого своего шага. Они должны были «знать тайны ведения сражения, способы рассеивания вражеского войска, не терять присутствия духа в разгар схватки и без дрожи и колебания уметь вести войска, а при расстройстве боевого порядка, быть в состоянии без промедления его восстановить».
Законом была закреплена защита воинов и простого народа. Уложение обязывало сельских и квартальных старейшин, сборщиков налогов и хакимов (местных правителей) уплачивать штраф простолюдину в размере причинённого ему ущерба. Если же вред причинял воин, то его следовало передать в руки пострадавшего, и тот сам определял для него меру наказания.
По мере возможностей, в уложении закреплялась защита народа на завоёванных землях от унижения и разграбления.
Отдельная статья посвящена в уложении вниманию к нищим, которых следовало собирать в определённое место, давать им пищу и работу, а также клеймить их. Если после этого они продолжали побираться, то их следовало изгонять из страны.
Эмир Тимур уделял внимание чистоте и нравственности своего народа, он ввёл понятие нерушимости закона и велел не спешить с наказанием преступников, а тщательно проверять все обстоятельства дела и только после этого выносить вердикт. Правоверным мусульманам разъясняли основы религии для установления шариата и ислама, обучали тафсиру (толкование Корана), хадисам (сборники преданий о пророке Мухаммеде) и фикху (мусульманское законоведение). Также в каждый город назначались улемы (учёные) и мударрисы (преподаватели медресе).
Юридические документы государства Тимура, были составлены на двух языках: персидском и чагатайском. Так, например, документ от 1378 года, дающий привилегии потомкам Абу Муслима, жившим в Хорезме, был составлен на чагатайском тюркском языке.

[показать]



В отношении Тимура к религии виден только политический расчет. Тимур оказывал внешний почет богословам и отшельникам, не вмешивался в управление имуществами духовенства, не допускал распространения ересей (запрещение заниматься философией и логикой), заботился о соблюдении его подданными предписаний религии (закрытие увеселительных заведений в больших торговых городах, несмотря на крупный доход, доставлявшийся ими казне), но лично не отказывал себе в запрещенных религией удовольствиях и только во время предсмертной болезни велел разбить принадлежности своих пиров. Чтобы оправдать свою жестокость религиозными мотивами, Тимур в шиитском Хорасане и в прикаспийских областях выступал поборником правоверия и истребителем еретиков, в Сирии - мстителем за обиды, нанесенные семье пророка. Устройство военного и гражданского управления определялось почти исключительно законами Чингиз-хана; впоследствии богословские авторитеты отказывались признать Тимура правоверным мусульманином, так как законы Чингиз-хана он ставил выше предписаний религии. В жестокостях Тимура, кроме холодного расчета (как у Чингиз-хана), проявляется болезненное, утонченное зверство, что, может быть, следует объяснить физическими страданиями, которые он переносил всю жизнь (после раны, полученной в Сеистане). Той же психической ненормальностью страдали сыновья (кроме Шахруха) и внуки Тимура, вследствие чего Тимур, в противоположность Чингиз-хану, не нашел в своих потомках ни надежных помощников, ни продолжателей своего дела. Оно оказалось, поэтому, еще менее долговечным, чем результат усилий монгольского завоевателя.

[показать]


Градостроительство и архитектура
В годы своих завоеваний Тимур свозил в страну не только материальную добычу, но и привозил с собой видных учёных, ремесленников, художников, архитекторов. Он считал, что чем больше будет в городах культурных людей, тем быстрее будет идти его развитие и тем благоустроеннее будут города Мавераннахра и Туркестана. В ходе своих завоеваний он положил конец политической раздробленности в Персии и на Ближнем востоке, стараясь оставить память о себе в каждом городе, в котором побывал, он строил в нём несколько красивых зданий. Так, например, он восстановил города Багдад, Дербенд, Байлакан, разрушенные на дорогах крепости, стоянки, мосты, оросительные системы.
Тимур заботился преимущественно о процветании своего родного Мавераннахра и о возвышении блеска своей столицы — Самарканда. Тимур пригонял из всех завоёванных земель мастеров, архитекторов, ювелиров, строителей, зодчих для того, чтобы обустроить города его империи: столицу Самарканд, родину отца — Кеш (Шахрисябз), Бухару, пограничный город Яссы (Туркестан). Всю свою заботу, которую он вкладывал в столицу Самарканд, ему удалось выразить через слова о ней:

«Над Самаркандом всегда будет голубое небо и золотые звёзды».


Только в последние годы им принимались меры для поднятия благосостояния других областей государства, преимущественно пограничных (в 1398 году был проведён новый оросительный канал в Афганистане, в 1401 году — в Закавказье и т. д.)
В 1371 году он начал восстановление разрушенной крепости Самарканда, оборонительных стен Шахристана с шестью воротами Шейхзаде, Аханин, Феруза, Сузангаран, Каризгах и Чорсу, а в арке были построены два четырёхэтажных здания Куксарай, в котором расположились государственная казна, мастерские и тюрьма, а также Бустон-сарай, в котором расположилась резиденция эмира.
Тимур сделал Самарканд одним из центров торговли в Центральной Азии. Как пишет путешественник Клавихо:

«В Самарканде ежегодно продаются товары, привезённые из Китая, Индии, Татар­стана (Дашт-и кипчака — Б. А.) и других мест, а также из самого богатого царства Самарканда. Так как в городе не было специальных рядов, где бы удобно было торговать, Тимурбек приказал проложить через город улицу, по обеим сторонам которой были бы лавки и палатки для продажи товаров»


Тимур очень большое внимание уделял развитию исламской культуры и благоустройству священных для мусульманина мест. В мавзолеях Шахи Зинда он возвёл гробницы над могилами своих родственников, по указанию одной из жён, которую звали Туман ака там были возведены мечеть, обитель дервишей, усыпальница и Чартаг. Также возвёл Рухабад (усыпальница Бурханиддина Согарджи), Кутби чахардахум (гробница Шейх ходжа Нуриддина Басира) и Гур-Эмир (фамильная усыпальница рода тимуридов). Также в Самарканде он возвёл много бань, мечетей, медресе, обителей дервишей, караван-сараев.
В течение 1378—1404 годов в Самарканде и близлежащих землях было взращено 14 садов Баг-и бихишт, Баг-и дилкуша, Баг-и шамал, Баг-и булди, Баг-и нав, Баг-и джаханнума, Баг-и тахти карача и Баг-и давлатабад, Баг-зогча (сад грачей) др. Каждый из этих садов имел у себя дворец и фонтаны. В своих трудах о Самарканде упоминает историк Хафизи Абру, в которых он пишет, что «возведённый раньше из глины Самарканд перестроил, возведя здания из камня». Парковые комплексы Тимура были открыты для простых горожан, которые проводили там дни отдыха. Ни один из этих дворцов до наших дней не сохранился.
В 1399—1404 годах в Самарканде были построены соборная мечеть и напротив неё медресе. Мечеть позже получила название Биби Ханум (госпожа бабушка — по-тюркски).
Был обустроен Шахрисабз (по-таджикски «зелёный город»), в котором были возведены разрушенные городские стены, оборонительные сооружения, гробницы святых, величественные дворцы, мечети, медресе, усыпальницы. Тимур также уделял время и постройке базаров и бань. С 1380 по 1404 годы был построен дворец Аксарай. В 1380 году была возведена фамильная усыпальница Дар ус-саадат.
Также были обустроены города Яссы и Бухара. В 1388 году восстановлен город Шахрухия, который был разрушен во времена нашествия Чингисхана.
В 1398 году после победы над ханом Золотой Орды Тохтамышем, в Туркестане над могилой поэта и философа-суфиста ходжи Ахмада Яссави по приказу Тимура иранскими и хорезмийскими мастерами был построен мавзолей. Здесь же тебризским мастером был отлит двухтонный медный котёл, в котором должны были готовить еду для нуждающихся.
[показать]



Жёны и дети Тимура
У Тамерлана было 18 жён, из которых его любимой женой была сестра Эмира Хусейна — Ульджай-туркан ага. По другой версии его любимой женой была дочь Казан-хана Сарай-мульк ханым. У неё не было своих детей, но ей было доверено воспитание некоторых сыновей и внуков Тимура. Она была известной покровительницей науки и искусств. По её приказу в Самарканде было построено огромное медресе и мавзолей для её матери.
В 1352 году Тимур женится на дочери эмира Джаку-барласа Турмуш-ага. Хан Мавераннахра Казаган, убедившись в достоинствах Тимура, в 1355 году отдал ему в жёны свою внучку Ульджай-туркан ага. Благодаря этому браку возник союз Тимура с эмиром Хусейном — внуком Казагана.
Кроме этого у Тимура были другие жёны: Тугди би, дочь Ак Суфи кунграта, Улус ага из племени Сулдуз, Науруз ага, Бахт султан ага, Бурхан ага, Таваккул-ханим, Турмиш ага, Джани-бик ага, Чулпан ага и др.
У Тимура было четверо сыновей: Джахангир (1356—1376), Умар-шейх (1356—1394), Миран-шах (1366—1408), Шахрух (1377—1447) и несколько дочерей: Ука бегим (1359—1382), Султан Бахт ага (1362—1430), Биги джан, Саадат султан, Мусалла.


«Придворные принцессы и Биби Ханум». Автор картины Балтабаев Тайир.

[показать]
Развитие науки и живописи
В Мавераннахре широкое распространение получило прикладное искусство, в котором художники могли проявить всё своё мастерство владения своими навыками. Своё распространение оно получило в Бухаре, Яссы и Самарканде. Сохранились рисунки в усыпальницах гробницы Ширинбека-ага и Туман-ага, сделанные в 1385-м и 1405-м годах соответственно. Особое развитие получило искусство миниатюры, которые украшали такие книги писателей и поэтов Мавераннахра как «Шахнаме» Абулкасима Фирдоуси и «Антологию иранских поэтов». Большого успеха в искусстве в то время добились художники Абдулхай, Пир Ахмад Багишамали и Ходжа Бангир Табризи.
В гробнице Ходжа Ахмеда Ясави, находящейся в Туркестане находились большой чугунный котёл и подсвечники с написанными на них именем Эмира Тимура. Похожий подсвечник также был найден и в усыпальнице Гур-Эмира в Самарканде. Всё это свидетельствует о том, что больших успехов достигли и среднеазиатские мастера своего дела, в особенности мастера по дереву с камнем и ювелиры с ткачами.
В области науки и просвещения получили распространение юриспруденция, медицина, богословие, математика, астрономия, история, философия, музыковедение, литература и наука о стихосложении. Видными богословом в то время был Джалалиддин Ахмед аль Хорезми. Больших успехов в астрологии достиг Маулана Ахмад, а в правоведении Абдумалик, Исамиддин и Шейх Шамсиддин Мухаммад Джазаири. В музыковедении Абдулгадир Мараги, отец и сын Сафиаддин и Ардашер Чанги. В живописи Абдулхай Багдади и Пир Ахмад Багишамоли. В философии Садиддин Тафтаззани и Али аль-Джурджани. В истории Низамиддин Шами и Хафизи Абру.
[показать]

Официальная история Тимура была написана еще при жизни его, сначала Али-бен Джемал-ал-исламом (единственный экземпляр - в ташкентской публичной библиотеке), потом Низам-ад-дином Шами (единственный экземпляр - в британском музее). Эти сочинения были вытеснены известным трудом Шереф-ад-дина Иезди (при Шахрухе), переведенным на французский язык ) "Histoire de Timur-Bec.", П., 1722). Труд другого современника Тимура и Шахруха, Хафизи-Абру, дошел до нас только отчасти; им воспользовался автор второй половины XV в., Абд-ар-Реззак Самарканди (сочинение не издано; много рукописей). Из авторов (персидских, арабских, грузинских, армянских, османских и византийских), писавших независимо от Тимура и Тимуридов, только один, сирийский араб Ибн-Арабшах, составил полную историю Тимура ("Ahmedis Arabsiadae vitae et rerum gestarum Timuri, qui vulgo Tamerlanes dicitur, historia", 1767 - 1772).
Так называемые "Мемуары" Тимура, увидевшие свет в 1830 году в переводе Стюарта, считаются подделкой, а обстоятельства их обнаружения и представления шаху Джахану в 1637 году до сих пор ставятся под сомнение.



Продолжение в комментах
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (7):
Instara 05-12-2014-20:58 удалить
Согласно легенде, источник и время возникновения которой не представляется возможным установить, существовало предсказание о том, что если прах Тамерлана будет потревожен, начнётся великая и страшная война.
В усыпальнице Тимура Гур Эмир в Самарканде на большой тёмно-зелёной нефритовой могильной плите арабской вязью на арабском и персидском языках начертано:
«Эта гробница великого Султана, милостивого хакана Эмира Тимура Гургана; сына Эмир Тарагая, сына Эмир Бергуля, сына Эмир Айлангира, сына Эмир Анджиля, сына Кара Чарнуяна, сына Эмир Сигунчинчина, сына Эмир Ирданчи-Барласа, сына Эмир Качулая, сына Тумнай Хана. Это 9 поколение.
Чингиз-Хан происходит из того же рода, от которого происходят деды достохвального султана, погребённого в этой священной и прекрасной гробнице: Хакан-Чингиз-сын. Эмир Майсукай-Бахадур, сына Эмир Барнан-Бахадура, сына Кабул-Хана, сына упомянутого Тумнай-Хана, сына Эмир Байсунгары, сына Кайду-Хана, сына Эмир Тутумтина, сына Эмир-Бука, сына Эмир-Бузанджара.
Кто желает узнать дальше, да будет тому известно: мать последнего звали Аланкува, которая отличалась честностью и своей безукоризненной нравственностью. Она однажды забеременела от волка, который явился к ней в отверстие комнаты и, приняв образ человека, объявил, что он потомок повелителя правоверных Алия, сына Абу-Талиба. Это показание, данное ею, принято за истину. Достохвальные потомки её будут владеть миром вовеки.
Умер ночью 14 Шагбана 807 года (1405 год).»


Внизу камня надпись: «Камень этот поставлен Улугбеком Гурганом после похода в Джитта».

Несколько менее достоверных источников сообщает также, что на надгробии имеется надпись следующего содержания: «Когда я восстану (из мёртвых), мир содрoгнётся». Некоторые документально неподтверждённые источники утверждают, что при вскрытии могилы в 1941 году внутри гроба была обнаружена надпись: «Всякий, кто нарушит мой покой в этой жизни или в следующей, будет подвергнут страданиям и погибнет».
Другая легенда гласит: В 1747 году иранский Надир-шах забрал этот нагробный камень из нефрита, и в тот день Иран был разрушен землетрясением, а сам шах тяжело заболел. Землетрясение повторилось, когда шах вернулся в Иран, и камень вернули обратно.
Из воспоминаний Малика Каюмова, бывшего кинооператором при вскрытии могилы:

Вошёл в ближайшую чайхану, смотрю — там три древних старика сидят. Я ещё отметил про себя: похожи друг на друга, как родные братья. Ну, я присел неподалёку, мне чайник и пиалу принесли. Вдруг один из этих стариков и обращается ко мне: «Сынок, ты ведь из тех, кто вскрывать могилу Тамерлана вздумали?». А я возьми да и скажи: «Да я в этой экспедиции самый главный, без меня все эти учёные — никуда!». Шуткой решил свой страх отогнать. Только, смотрю, старики в ответ на мою улыбку ещё больше нахмурились. А тот, что заговорил со мной, к себе манит. Подхожу ближе, смотрю, в руках у него книга — старинная, рукописная, страницы арабской вязью заполнены. А старик по строчкам пальцем водит: «Вот смотри, сынок, что в этой книге написано. „Кто вскроет могилу Тамерлана — выпустит на волю духа войны. И будет бойня такая кровавая и страшная, какой мир не видал во веки вечные“»…


Он решил рассказать остальным, и его подняли на смех. Это было 20 июня. Учёные не послушались и вскрыли могилу, и в этот же день началась Великая Отечественная война. Никто не смог найти тех старцев: хозяин чайханы сказал, что в тот день, 20 июня, он видел стариков в первый и последний раз.
Вскрытие гробницы Тамерлана было произведено в ночь на 20 июня 1941 года. Позднее, в результате исследования черепа полководца, советским учёным-антропологом М. М. Герасимовым была воссоздана внешность Тамерлана.

Однако план войны с СССР был разработан в ставке Гитлера ещё в 1940 году, дата вторжения была ограниченно известна весной 1941 года и окончательно определена 10 июня 1941 года, то есть задолго до вскрытия могилы. Сигнал войскам о том, что наступление должно начаться по плану, передан 20 июня.
По словам Каюмова, он, будучи на фронте, добился встречи с генералом армии Жуковым в октябре 1942 года, объяснил ситуацию и предложил вернуть прах Тамерлана обратно в могилу. Это было осуществлено 19—20 ноября 1942 года; в эти дни произошёл перелом в Сталинградской битве.
Критика Каюмовым Айни вызвала ответную критику со стороны таджикского общества. Другая версия событий, принадлежащая Камалу Садреддиновичу Айни (сыну писателя, участвовавшего в раскопках) была опубликована в 2004 году. Согласно ей, книгу датировали концом XIX века, а Каюмов не знал фарси, поэтому не понял содержания разговора и посчитал, что Айни накричал на старцев. Слова, написанные по-арабски на полях — «это традиционные изречения, которые аналогично имеются и в отношении захоронений Исмаила Сомони, и Ходжа Ахрара, и Хазрати Богоутдина и др., чтобы уберечь захоронения от искателей лёгкой наживы, ищущих ценности в могилах исторических личностей», о чём и заявил старикам.

Когда все вышли из склепа, я увидел трёх старцев, разговаривавших по-таджикски с отцом, с А. А. Семёновым и Т. Н. Кары-Ниязовым. Один из старцев держал в руке какую-то старинную книгу. Он раскрыл её и сказал по-таджикски: «Вот эта книга старописьменная. В ней сказано, что кто тронет могилу Тимурлана, всех настигнет несчастье, война». Все присутствующие воскликнули: «О, Аллах, сохрани нас от бед!». С. Айни взял эту книгу, надел очки, внимательно просмотрел её и обратился к старцу по-таджикски: «Уважаемый, вы верите в эту книгу?»
Ответ: «Как же, она ведь начинается именем Аллаха!».
С. Айни: «А что за книга эта, вы знаете?».
Ответ: «Важная мусульманская книга, начинающаяся именем Аллаха и оберегающая народ от бедствий».
С. Айни: «Эта книга, написанная на фарси, всего-навсего „Джангнома“ — книга о битвах и поединках, сборник фантастических рассказов о неких героях. И эта книга составлена всего лишь в недавнее время, в конце XIX в. А те слова, что вы говорите о могиле Тимурлана, написаны на полях книги другой рукой. Кстати, вы наверняка знаете, что по мусульманским традициям вообще считается грехом вскрывать могилы и священные места — мазары. А те слова о могиле Тимурлана — это традиционные изречения, которые аналогично имеются и в отношении захоронений Исмаила Сомони, и Ходжа Ахрара, и Хазрати Богоутдина Балогардон и др., чтобы уберечь захоронения от искателей лёгкой наживы, ищущих ценности в могилах исторических личностей. Но ради научных целей в разных странах, как и у нас, вскрывали древние могильники и могилы исторических личностей. Вот ваша книга, изучайте её и думайте головой».
Книгу взял в руки Т. Н. Кары-Ниязов, внимательно просмотрел её и в знак согласия с С. Айни кивнул головой. Затем взял книгу в руки Малик Каюмов, которого все там называли «суратгир» (фотограф). И я увидел, что он перелистывает страницы не от начала книги, как положено справа налево, а, наоборот, по-европейски слева направо.
— Из дневника С. Айни
Instara 05-12-2014-21:00 удалить
[показать]



Древняя легенда гласит: "Того, кто потревожит прах великого Завоевателя, ждут кровопролитные войны". Российские археологи вскрыли усыпальницу Тамерлана 21 июня 1941 года.
[показать]
Instara 05-12-2014-21:04 удалить
[показать]

Китайцы считают, что нефрит обладает божественной силой, поэтому огромная нефритовая плита, некогда принадлежавшая китайскому императору, находилась в его дворце на самом почётном месте.
Нефритовое надгробие Амира Темура Неизвестно, когда и кем плита была вывезена из дворца, но факт остаётся фактом - два огромных куска нефрита достались Улугбеку при победе над монголами в 1425 году у селения Кетмень-тепе в долине реки Чу.
Камни были настолько крупными и тяжёлыми, что для них пришлось соорудить особую повозку. Потом путём тщательной подгонки их соединили самаркандские мастера и сделали надгробие Тимуру, которое сейчас можно увидеть в мавзолее Гур-Эмир.
А в 1740 году иранский шах Нодир, завоевав Бухарское ханство, в состав которого тогда входил и Самарканд, осмелился приказать, чтобы камень забрали с могилы и доставили в Мешхед (вместе с камнем было приказано также забрать металлические ворота из мечети Биби-Ханум).
Придворный историк Нодир-шаха пишет, что из камня предполагалось сделать пол и облицовку стен одного из святых зданий столицы Ирана. Однако во сне к Нодир-шаху явился Мир Сейид Береке, духовный учитель Тимура, и сказал, что камень следует вернуть. Наутро устрашённый шах распорядился отвезти камень Тимура в Самарканд и поместить "на своём месте, как было раньше".
По дороге в Самарканд нефрит упал и... раскололся на два неравных куска. Однако камни всё же были возвращены, а мастера снова искусно соединили два куска и поместили на прежнее место.
В следующий же раз нефритовое надгробие Тимура было сдвинуто в июне 1941 года, незадолго до Второй Мировой Войны...
Instara 05-12-2014-21:10 удалить
...Сколько знаков существеннейших рассыпано везде.
Только б увидеть, только запомнить, только бы донести...
Рерих Н.К "Везде"

Руи де Клавихо, посол короля Кастилии и Леона ко двору Тимура в 1403 году, и арабский историк Ион Арабшах сообщают о знаке, вытесненном на печати Тимура - три равных круга, расположенных в форме равностороннего треугольника. Неизвестно, какой смысл заложил Тимур, выбрав именно этот знак для государственной печати. Но существует версия Клавихо: каждый круг означает часть света, а владелец символа является Властителем Мира. Это объяснение может считаться вполне приемлемым, ведь оно соответствует распространённому до эпохи Великих Географических Открытий (XV в.) воззрению, что мир состоит из Европы, Азии и Африки, омываемых Внешним Океаном. Но у этой истории есть продолжение. Пять веков спустя, утверждая геральдику Самарканда, Российская империя примет во внимание Тамерланову печать.

[показать] "В лазуревом щите серебряный, волнообразный столб, сопровождаемый по бокам двумя золотыми ветвями тутового дерева. В серебряной дамасцированной главе щита знак тамги (печати) Тамерлана - три чёрных кольца. Щит увенчан древнею царскою короною и окружён золотыми дубовыми листьями, соединенными Александровскою лентою". Именно на дореволюционном гербе Самарканда известный философ и художник Н. К. Рерих увидит знак триады и приобщит это наблюдение к своему исследованию, целью которого было выяснить природу и смысл Знака Трёх Сфер. "...Знак триединости оказался раскинутым по всему миру... Чинтамани - древнейшее представление Индии о счастье мира - содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае то же изображение...

На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны, Преподобного Сергия и Святой Троицы. Тот же знак на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские, несут на себе этот знак... И повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением".

[показать]

Различные народы и традиции по-разному объясняли этот знак, связывая его с тремя солнцами, с триединством Бога, с тремя Сокровищами Востока (Будда, Дхарма, Сангха), с преемственностью прошлого, настоящего и будущего.

В 1929 году этот знак в виде трёх красных кругов (символ прошлого, настоящего и будущего человечества), заключённых в большую окружность (Вечность), был утверждён в качестве Символа Пакта Культуры (Международного Соглашения об Охране Памятников Культуры во Время Войн и Междоусобных Столкновений).
Instara 05-12-2014-21:12 удалить



Адрес: г. Ташкент, 700000, ул. Амира Темура, 1
Телефон: (+998 71) 232 07 66, 232 02 13, 232 02 12
Факс: (+998 71) 232 07 68, 232 02 13, 232 02 12
E-mail: temurid@uzsci.net

Рабочие часы: 10.00 - 17.00
Выходной: понедельник
Экскурсии: на русском, узбекском, английском языках


Государственный музей истории Темуридов был открыт в г. Ташкенте 18 октября 1996 года. Музей возведен в центре Ташкента к 660-летию Амира Темура.

Здание музея представляет собой синтез средневекового, а точнее «Темуридского» периода, и современного архитектурных стилей. Оно имеет круглую форму с большим ребристым куполом, украшенным голубой майоликой, с парапетами на крыше, открытым айваном и стройными колоннами. В отделке колонн, пола и парадных лестниц использован белоснежный мрамор. В лучших традициях восточного зодчества расписан купол изнутри. Украшенный изящной резьбой по ганчу, он покрыт тонким слоем сусального золота.

Здание имеет три этажа, первый из которых отведен для служебных помещений, а на втором и третьем разместилась собственно экспозиция музея. В центре главного зала хранится копия знаменитой священной книги мусульман – Корана Османа.

Впечатляет посетителей музея и большое панно в стиле миниатюры под названием «Великий Темур – великий созидатель», выполненное группой узбекских художников в 1996 году. Картина отражает жизнь Амира Темура с его рождения до кончины. Здесь изображена падающая звезда, символизирующая перевод его имени «Сахибкиран», как «рожденный под счастливой звездой». Также в этой части расположились такие символы, как священная птица Хумо, олицетворяющая счастье и свободу, птица сокол, символизирующая рождение младенца и его высокие взлеты.

Во второй части панно представлена созидательная деятельность великого правителя, величественные постройки: дворец Ак-Сарай в Шахрисябзе и мечеть Биби-Ханум в Самарканде. И третья, завершающая часть панно – это последний этап жизни Амира Темура, его усыпальница - мавзолей Гур-Эмир. В целом картина сопровождается бегущей по своему направлению речкой, которая объединяет все три части панно. Стремящаяся река олицетворяет ритм и течение жизни великого Сахибкирана.

С первых дней своего существования музей стал центром научной мысли и просветительской работы. Экспонаты музея имеют огромную историческую ценность. Это ювелирные изделия, предметы вооружения, одежда военачальников и рядовых воинов, музыкальные инструменты, астрономические инструменты Улугбека и многие другие культурные ценности, восходящие к эпохе Темуридов.

В экспозиции музея также находятся археологические, этнографические и нумизматические материалы, орнаменты, предметы, попавшие в государство Амира Тимура через Великий Шелковый путь. Здесь можно своими глазами посмотреть на такие ценные исторические документы, как переписка Амира Тимура и его потомков с европейскими монархами, искусные миниатюры, копии картин Амира Тимура, написанные европейскими мастерами того времени. Оригиналы этих картин в настоящее время находятся в здании Национальной библиотеки Франции.

Профессионально выстроенная экспозиция музея передает дух эпохи Темуридов, несет богатейшую информацию о государстве, общественной жизни и культуре средневековья. Экспонаты объединены по темам: "Культура и история письменности в Узбекистане", "Город-крепость Шохрухия", "Наше наследие за рубежом", "Амир Темур-Клавихо-Самарканд", "Эпизоды из жизни Амира Темура", "Амир Темур и Темуриды – глазами художников", "Эпоха Амира Темура и Темуридов с точки зрения ученых и писателей".

В фондах музея находятся свыше 3 тысяч экспонатов, отражающих историю и культуру Узбекистана, в том числе эпохи Амира Темура и Темуридов, который подразделяется на коллекции по археологии, архитектурному декору, археологическому металлу, камню, стеклу, этнографии, предметам вооружения, рукописям и миниатюрам. К примеру, представлены предметы вооружения: кольчуга, шлемы, булавы, секиры, различные наконечники стрел и многое другое.

Среди экспонатов по металлу можно выделить бронзовый кувшин с эпиграфикой периода Амира Темура. Золотая, серебряная и бронзовая посуда, предметы быта, ювелирные изделия, керамика являются еще одним подтверждением того, что Амир Темур был не только великим государственным деятелем, но и покровителем науки, ремесленничества, духовности и просвещения. Весьма ценными являются серебряные и медные монеты, в которых отображен герб Амира Темура, а также отчеканены имена представителей династии Темуридов.

Вспомогательный фонд состоит из более 2000 предметов. Это книги, буклеты, различные подарки, каталоги, сувениры, предметы из мавзолея Гур-Эмир, макеты архитектурных памятников, а именно таких, как мечеть Биби-Ханум, дворец Ак-Сарай, мавзолей Гур-Эмир, медресе Улугбека и другое. Особое место в экспозиции музея занимают предметы, связанные с развитием науки, культуры и установлением дипломатических отношений. Это средневековые рукописи, фотокопии писем, научные трактаты, публикации об Амире Темуре и его эпохе, также макет звездного глобуса Улугбека.

За 14 лет существования музей стал одним из самых популярных и привлекательных мест для посещения людей.

В 2006 г. музей отмечал своё 10-летия, в честь которого была открыты новая экспозиция – "10 лет Государственному музею истории Темуридов". По данным администрации музея, в течение десяти лет здесь прошло около тридцати выставок на различные темы, а уникальные музейные экспонаты демонстрировались на международных выставках, прошедших во Франции, США, Германии, Австрии. Со дня образования музей посетило более 1,5 млн. человек и 400 официальных делегаций.

C каждым годом экспозиция музея пополняется новыми интересными экспонатами, свидетельствующими о многогранной личности Амира Темура и богатом наследии Темуридов, представляющем неподдельный интерес для ученых всего мира.
Instara 05-12-2014-21:14 удалить


Согласно источникам, Тимур увлекался игрой в шахматы (точнее, в шатрандж).
В башкирской мифологии есть древнее предание о Тамерлане. Согласно ему, именно по приказу Тамерлана в 1395-96 годах был построен мавзолей Хусейн-бека — первого распространителя ислама у башкирских племён, так как полководец, случайно найдя могилу, решил оказать великие почести ему как человеку, распространявшему мусульманскую культуру. Предание подтверждают шесть могил князей-военачальников у мавзолея, по неизвестным причинам погибших вместе с частью войска во время зимней стоянки. Однако кто конкретно приказал построить, Тамерлан или один из его генералов, доподлинно неизвестно. Сейчас мавзолей Хусейн-бека находится на территории посёлка Чишмы Чишминского района республики Башкортостан.

Личные вещи, принадлежавшие Тимуру, волей истории оказались разбросанными по разным музеям и частным коллекциям. Например, так называемый Рубин Тимура, украшавший его корону, в настоящее время хранится в Лондоне.
В начале ХХ века личный меч Тимура хранился в Тегеранском музее.


Комментарии (7): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник "Если Вы сомневаетесь в нашем могуществе, посмотрите на наши постройки" | Instara - Дневник Instara | Лента друзей Instara / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»