Гетевский прафеномен возникновения цвета подробно описан в §150 и §151 его учения о цвете. Для нашего изложения мы хотим использовать краткое резюме, которое гласит: светлое, наблюдаемое сквозь замутненную среду вызывает появление красного цвета; темное, наблюдаемое сквозь освещенную замутненную среду вызывает появление голубого цвета. Мы хотим детально исследовать, насколько состоятельны эти утверждения в смысле высказываний Гёте, приведенных в главе 11.1
Для демонстрации истинности прафеномена указывают прежде всего на вид утреннего и вечернего неба, когда речь идет о красном цвете, и на вид неба днем, когда речь идет о голубом. В нашем критическом разборе мы попытаемся соблюдать требования, предъявляемые на гетеанистическом пути исследования. Мы опишем явления в процессе их становления.
Мы рассматриваем утреннее небо после ясной звездной ночи, начиная с того момента, когда возникают первые световые явления. Утро становится серым, в то время как звезды еще отчетливо видны на небе. Утренние сумерки становятся все светлее, звезды еще видны. Звезды не гаснут относительно долго. К нашему удивлению мы устанавливаем, что никаких цветов в этот период времени на небе нет. Они появляются только после того, как день уже начался. (Это не вполне точно; неясно, что автор принимает за начало дня. Восход солнца, начало появления солнца из-за горизонта или другой момент? Хорошо известно, что цвета розовый, фиолетовый и др. могут появляться на небе задолго до восхода, причем это зависит от широты местности, где производится наблюдение. На разных широтах и высотах явления на восходе протекают по-разному, они также сильно зависят от влажности и температуры воздуха, его запыленности и т.д. - примеч перев.) В сущности зрелище должно было бы начаться с "утреннего фиолетового цвета", ибо по смыслу вышеназванного прафеномена в начале дня освещенная мутная среда (воздушная оболочка Земли) перед идеально черным фоном мирового пространства должна выглядеть именно так. А что происходит на самом деле?
Обратимся теперь к дневному времени: небо постепенно окрашивается в голубой цвет, и этот голубой цвет тем слабее, чем больше небо замутнено. Итак, явление протекает в полном соответствии (с прафеноменом.) Но и в этом случае снова можно увидеть то, что не следует из концепции. Если замутненность усиливается, солнца почти не видно. Но оно чисто белое! Ожидаемый эффект проявляется в совершенном виде лишь в том случае, если солнце закрывает не туман, а белый дым от огня. В этом случае мы действительно видим солнце красным. (Это указывает лишь на то, что для проявления прафеномена необходимо определенное соотношение между замутненностью и силой света. Красным мы видим солнце невысоко от горизонта, когда путь его лучей сквозь атмосферу в десятки раз больше, чем их путь в случае вертикального падения: здесь для того, чтобы солнца стало красным, необходимо дополнительное замутнение, такое, например, как дым - примеч перев.)
Рассмотрим теперь вкратце вечернее небо: в то время, когда солнце стоит на горизонте, мы видим его красным и этот красный цвет мы можем контролировать с помощью экрана. Но и в этой ситуации наблюдается нечто крайне противоречивое. Обратим наш взгляд вверх, где над нами находятся облака, или самолет проложил свой путь на небе; и облака, и след от самолета должны были бы быть красными, но этого в точности никогда не бывает. Только спустя довольно долгое время после захода солнца облака и лента конденсата становятся красными. Но эффект не совершенен. Сначала на нашем облаке можно видеть фиолетовый цвет, перед тем как оно снова станет чисто белым. Наконец, по мере наступления вечерних сумерек эта белизна гаснет. Несомненно, что описанный нами процесс не укладывается в рамки прафеномена возникновения цвета. (Автор предъявляет к прафеномену, так сказать, "завышенные" требования - зримо и явно присутствовать во всем множестве подфеноменов, частых явлений. По Гёте прафеномен прарастения, например, предполагает великое множество форм, то ярких как роза, то невзрачных как лишайник, крохотных как микроводоросль и огромных как баобаб. Прафеомен есть исходное явления, модификациями которого являются подфеномены, частные, конкретные проявления. В этом смысле можно говорить о Прафилософии, Прарелигии и т.п. Кроме того, наблюдая голубое небо мы имеем темный фон по всей небесной сфере - здесь, как пишет автор, прафеномен работает; когда мы наблюдаем красный закат, красное солнце - прафеномен работает плохо; но ведь солнце не создает сферического фона, охватывающего все небо, нет, оно представляет собой едва ли не точечный источник света. Так что виноват не прафеномен как таковой, а малые размеры солнца по сравнению с размерами небесной сферы - примеч. перев.) Но нелепости заходят еще дальше. В смысле прафеномена заходящие звезды должны выглядеть красными, но этого не происходит. (Линейные видимые размеры звезд пренебрежительно малы по сравнению с теми же размерами солнца - примеч.перев.) Еще более характерный пример представляет собой комета Галлея, появлявшаяся несколько лет тому назад. Эта комета заходила в мае на северозападном участке неба в полночь. В рамках прафеномена шлейф кометы является освещенной замутненной средой перед идеально темным задним фоном, а голова кометы – светлым пятном перед замутненной средой. Такая комета должна была бы на своем заходе порадовать нас красной головой и сине-фиолетовым шлейфом. Но и голова кометы, и шлейф ее были белыми! (Ничего удивительного – ведь мы видели свет солнца, отраженный от кометы. На заходе в полночь она была в квадратуре по отношению к солнцу, и мы видели свет, который отражался от нее, а не проходил сквозь нее - примеч. перев.) Мы не хотим продолжать перечисление противоречий дальше, но сделаем первое резюме: цветовые явления на небе нельзя исчерпывающим образом объяснить посредством прафеномена возникновения цвета. Здесь должны быть дополнительные или принципиально новые причины. Если мы когда-нибудь рассмотрим геометрические соотношения на утреннем и вечернем небе, мы сможем внести ясность в этот вопрос.
Прафеномен Гёте совсем не замечает того, что солнце на восходе и на заходе светит сквозь в высшей степени сложную сферическую призму, которая создается атмосферой земли. Сама эта призма по своим вещественным свойствам не однородна. Крайне малое значение коэффициента преломления воздуха по отношению к вакууму способствует тому, что призматический характер выявляется только лишь при непосредственном восходе или заходе солнца. Здесь невозможно точно показать, что цвета вечерней и утренней зари представляют собой призматические явления. Это автор доказывает в специальной работе. С прафеноменом Гёте эти явления не имеют ничего общего. (Оснований для такого утверждения явно недостаточно: Гёте рассматривал в первую очередь взаимодействие света и тьмы как в случае природных явлений, так и в случае призматического спектра - см. Р.Штейнер, том 320, Введение. Это, конечно, не исключает иного подхода к данным явлениям, хотя иной подход не есть опровержение – примеч. перев.)
После того, как мы констатировали, что среди космических феноменов многие явления нельзя объяснить с помощью прафеномена возникновения цвета, направим наше внимание на те явления, с которыми мы встречаемся в лаборатории или в повседневной жизни, и которые традиционный гетеанизм связывает с прафеноменом. Каждый, кто посещал лекции, посвященные учению Гёте о цвете, вспомнит, что лектор помещал перед источником света белую пленку и показывал при этом, как с увеличением числа пленок источник света все больше и больше становится красным. Такая демонстрация должна была служить наглядным доказательством того, что точка зрения Гёте правильна. Очень немногие из слушателей прилагают усилия, чтобы детально анализировать этот результат. Но именно это следует сделать. Ведь есть такие белые пленки, при использовании которых с увеличением их числа источник света окрашивается не в красный цвет, но в интенсивно желтый, а может оставаться белым. Среди белых пленок могут быть такие, которые при увеличении их числа окрашивают источник света в зеленый цвет. Итак, в вышеописанной лекции нам демонстрируют не пример общезначимый при любых условиях, но отдельный частный случай, специально подобранный пример. А это противоречит основному вышеупомянутому принципу гетеанизма, которому должен отвечать прафеномен. И таких примеров имеется в избытке.
Если бы мы с самого начала отважились критически анализировать прафеномен возникновения цвета, как это мы проделали выше, мы бы кратчайшим путем установили, что этот прафеномен - ошибка. (Вышеприведенные примечания переводчика могут продемонстрировать читателю, что с прафеноменом дело обстоит не так просто. И как философская идея, и как конкретное объяснение подфеноменов прафеномен возникновения цвета по Гёте остается центральным положением гетеанизма - примеч.перев.) Мы в этом месте оставим открытым вопрос, что же мы установили в этих явлениях. Мы хотим всего лишь указать , что в этих явлениях с помощью источника света обнаруживаются определенные свойства веществ, расположенных на пути света ( В данном случае свойства материала, из которого изготовлены пленки - примеч. перев.)
[показать] автор Natalie в Вт Апр 19, 2011 7:24 am
Исходным пунктом нашей работы было возникновение зеленого цвета в дисперсионном спектре. Рассуждая об этом, мы обратили внимание на появление спектральных цветов. В этом месте мы еще раз хотим расширить рамки нашего исследования. Исходным пунктом для этого нам послужит мысль о том, что не может существовать особенных законов построения для каждого отдельного случая появления физических цветов, но в основе возникновения каждого из таких явлений лежит общий закон, единая основа. К таким явлениям мы причисляем следующие:
- возникновение спектральных цветов
- дифракция и интерференция во всех их видах
- цветные тени
- радуга и феномен гало
- цветовые явления в капле воды
- составные цвета
В смысле традиционного гетеанизма все эти явления можно объяснить с помощью гетевского прафеномена возникновения цвета. Но, даже проявляя склонность к компромиссу, сделать это было бы невозможно. Выше мы уже указывали, что этот прафеномен - ошибка (Фактов, приведенных автором для опровержения теории прафеномена недостаточно, а то, что он приводит, может быть истолковано иначе, нежели предполагает автор - примеч. перев.) Другие гетеанисты тоже более или менее ясно утверждают это. Например, Иоганнес Кюль (19*) относительно призматических цветов пишет следующее: "Можно попытаться найти истинную мутную среду даже в случае призматических цветов. Но трудности, возникающие при этом, настолько велики, что в конце концов приходится сделать радикальный шаг и для случая преломления искать формулировку специального прафеномена". Кюль затем продолжает этот ход мыслей и приходит к выводу, что на этом пути можно найти формулировку для специфического, собственного прафеномена и для иных явлений. Он продолжает по тексту: "Однако, тем самым пришлось бы, во-первых, вообще отказаться от признания претензии Гёте на открытие основного прафеномена возникновения цвета, и, во-вторых, пренебречь принципами общности различных видов цветообразования." Далее по ходу мыслей он указывает на то, что природа обобщений всегда идеальна, но слишком мало соотносится с идеальной стороной прафеномена. И все же наконец он утверждает: "Они (понятийные определения) в случае возникновения цвета могут охватить более общий диапазон явлений, нежели данный при описании возникновения цветов в мутной среде; цвета в материи всегда возникают из взаимодействия света и тьмы".
Если мы более интенсивно проработаем это высказывание, мы окажемся гораздо ближе к пониманию. В этом месте мы, однако, можем лишь указать, что в своем дальнейшем изложении Кюль говорит о том, каким образом осуществляется это взаимодействие. При этом материя представляется в смысле школьной физики, тогда как проблема дисперсии описывается с точки зрения квантовой механики. Кюль приходит к выводу, что прафеномен Гёте имеет отношение к рассеянию и занимает промежуточное положение между преломлением и дисперсией. (Термин "дисперсия" происходит от латинского disperego – рассыпать, рассеивать, расбрасывать, разбрызгивать и dispertio - разделять; имеет следующие значения: 1) рассеяние; 2) рассеяние длин волн - зависимость фазовой скорости распространения волн в среде от их длины; 3) дисперсия света - разложение белого света при помощи призмы в спектр; 4) дисперсия спектрографа - разрешающая способность спектрографа; 5) дисперсия в математической статистике - отклонение от среднего значения. Прафеномен Гёте – светлое сквозь замутненную среду дает красный, а темное сквозь освещенную среду дает синий - оперирует условиями, возникающими при рассеянии света или тьмы в атмосфере; термин “дисперсия” в данном контексте употребляется как разложение света. – примеч. перев.)
Описание рассеяния, преломления и дисперсии таково, что может быть согласовано с представлениями любого последователя школьной физики. О взаимодействии света и тьмы в смысле Гёте здесь нет и речи. Как же по нашему мнению возникают физические цвета? Мы считаем, что верен следующий тезис: Физические цвета возникают в результате взаимодействия света и тьмы! С первого взгляда может показаться, что это высказывание полностью совпадает с высказыванием Иоганна Кюля. Но это верно лишь относительно совпадения выбранных слов. Значение, вкладываемое в слова, совершенно различно. Мы хотим детально обосновать это на следующем примере:
Если мы говорим о свете и тьме, мы понимаем под этим то, что описывает в своей книге художница Лиана Колло де Гербуа:
"Тьма является в своем космическом аспекте симпатией, которая наполняет и поддерживает весь мир; в ней происходит постоянное рождение будущего, в ней пробуждаются семена жизни, импульсы подпитываются в ней и достигают своей жизни в нас; в нашей воле.
Свет есть … выражение космической антипатии. Но антипатии как творящего фактора: свет поднимает вверх, формирует и рассеивает, он излучается в прекрасном, тогда как тьма в прекрасном умирает.
Высшие духовные существа действуют во тьме, они стоят даже выше тех существ, которые действуют в свете, они более сильны. Ибо они являются изначально как силы и создатели, они являются силами первой иерархии." (20*) "Творящий свет и творящая тьма являются подосновой любого творения. Между обоими этими принципами возникает все: Вселенная, человек, цвета"(21*)
(Высказывания госпожи де Гебруа следовало бы принимать с осторожностью; этот панегирик тьме с точки зрения антропософии и христианства выглядит сомнительно. Наряду с антипатией, симпатия является основной сотавляющей душевного мира и реализуется она именно в свете и тепле, в световом и тепловом эфире (см. Рудольф Штейнер, "Духоведение", гл. "Мир душ"), тогда как антипатия родственна жесткому, застывшему веществу душевного мира, родственна тьме. "Бог есть любовь" (Иоанн) Любовь – один из синонимов симпатии. "Бог есть свет и нет в нем никакой тьмы" (Иоанн). Эти евангельские тезисы наряду с сообщениями Р. Штейнера опровергают точку зрения г. Де Гебруа - примеч.перев.)
Читателю будет совсем нетрудно понять, что здесь речь идет о совершенно новом определении по отношению к свету и тьме. Это определение составляет основу современного гетеанизма. В нашем случае следовало бы поставить вопрос, а является ли в то же время такое понимание света и тьмы основой для объяснения явлений, имеющих место в опыте на двойной щели? В рамках этого исследования мы не можем углубляться в этот вопрос, мы хотим лишь в общих чертах характеризовать эти связи; в вышеприведенном высказывании г. Колло де Гебруа о взаимодействии света и тьмы еще нет указаний на то, как осуществляется это взаимодействие. Здесь мы можем обратиться к точке зрения одного гетеаниста, которого можно считать пионером в этой области - к Эрнсту Лерсу.
В своей книге "Человек и материя" он описывает, что для осуществления взаимодействия между светом и тьмой свет должен проявить определенную динамику. В своей книге Лерс исходит из особого случая - феномена призматических цветов. Основываясь на других исследованиях мы можем сказать, что придание свету указанной динамики может производиться самым различным образом. В опытах с призмой волны разной длины - на которые разлагается свет в призме – способствуют возникновению такой динамики. Как это происходит в деталях, мы из-за недостатка места описать не можем. Поэтому вопросу заинтересованный читатель может обратиться к специальным работам автора.
Мы хотим также указать на то, что в опытах на двойной щели динамика задается шириной щелей и расстоянием между ними. Подробные разработки по этой проблеме отсутствуют, но они должны появиться в обозримое время. Остается следующий вопрос: в общем случае при явлениях, связанных с физическими цветами особую роль приписывают также и краям, границам. Это совершенно справедливо; края в феноменах, связанных с появлением цвета необходимы. Но нам не следовало бы принципиально заострять внимание на физических, материальных границах. В случае возникновения физических цветов граница возникает там, где вышеописанная динамика меняет свою интенсивность. (Не поменялись ли тут местами причина и следствие? Ведь динамика меняется именно из-за наличия краев; именно граница между тьмой и светом, край, является причиной взаимодействия тьмы и света Речь идет также и о границах между цветами – примеч. перев.) В случае бленды, используемой в опытах с призмой, край бленды с особой силой и резкостью выявляет функциональность такого рода. При опытах на двойной щели появление границ заметить нелегко. Здесь необходим математический расчет. К сожалению, мы здесь не можем углубляться в эту проблему.
Мы описываем возникновение цветов как взаимодействие двух космических полярностей. Способ их взаимодействия позволяет предположить, что речь идет о двух полярных сущностях. Это, во-первых свет, идущий из центра и создающий пространство. С этим феноменом школьная физика не имеет проблем, так как по ее мнению свет является центральной силой, и явления поддаются математической интерпретации. Иначе обстоит дело с тьмой. Она является сущностью, действующей из окружности, из окружения. Ее мы тоже можем считать универсальной силой. В противоположность свету тьма не поддается математической интерпретации. Однако, взаимная игра обоих этих сущностей открывает для нас совершенно новые перспективы в научном мышлении. Мы могли бы понимать возникновение физических цветов как выражение действия изначальной полярности: или как выражение взаимодействия точки и бесконечно удаленной поверхности, или как выражение действия вторичной полярности радиуса и сферы. Эта изначальная полярность, пра-полярность особенно ясно выявляет суть феномена в опытах на двойной щели. Это, как и другое является причиной нашего утверждения о том, что в эксперименте на двойной щели скрыта центральная из тайн гетеанизма. (Еще раз напомним читателю, что в этих экспериментах полный спектр возникает не из белого, но из цветного света – примеч. перев.)
[показать] автор Natalie в Вс Апр 17, 2011 2:20 am
Как мы видим здесь очень интересно получается - достаточно заметно различие во взглядах на цветовой спектр между Гёте и Ньютоном.. )
Что касается эксперимента на двойной щели, то это наверное тот самый, который был описан в ролике -
http://prarod.forum2x2.ru/t51p66-topic#6644
а вот с коррекцией краёв спектра, то бишь красного и синего.. я так поняла, что это и есть начало и конец одновременно, змея укусившая свой хвост и соединившиеся Брахма с Шивой.. и зелёный цвет является их производным.. (Брахма+Шива = Вишну) но в то же самое время мы знаем, что зелёный цвет основной, тем не менее получается, что он воссоздается заново посредством двух других цветов..
Так что Соль Мёда была права, когда говорила о вторичности зелёных прямоугольников на сетке ))
http://prarod.forum2x2.ru/t5p264-topic#6875
Соль Мёда пишет:Помните?
Представь большой чистый лист бумаги, разлинованный квадратами и от некоторой точки проявления заполнен треугольниками равносторонними с длинной стороны равной стороне квадрата, по всей плоскости.
ВОт такая мысль в + к тому чтобы "мир на 90* повернуть"..и к зеленому первоначальному лучу. А если так сетка нам представлена?пока просто изображение а мыслей пока нет.....
может кто то что увидит тут?..как сцена для трехмерия?
[показать]
Соль Мёда пишет:Тань, понимаешь в чем дело,
зеленые это прямоугольники
т.е. тут как бы нам надо ухватить- что может зеленая сетка это.....
проекция пересечений синей и красной?
[показать]
т.е. он - зеленый свет основной, но он может по разному проявляться.....вот в нашем случае он проявляется как проекция пересечений(ой не бейте сильно, сама боюсь))
Соль Мёда пишет:Тань дело в том, что прямоугольники зеленые получаются ВТОРИЧНЫ!
они истекают из геометрии красно- синих квадратов в поворотах..........не наоборот!
....
Таня, кстати, тоже права )) отражённая дважды зелёная - это красный и синий цвета, которые опять создали зелёный..
[показать]
Runes пишет:Нет, думаю скорей что проекция всякая отражённой дважды зелёной - это наша сота. То есть по идее сота- = квадрат зелёной.
А зелёный изначальный = корень квадратный из нашего мира.
Ой тоже боюсь)
Такая мысль мелькает в голове, типа: для постижения мира боги воссоздают себя заново.. а это возможно, если знать мантру )
[показать] автор Natalie в Вт Апр 19, 2011 7:46 am
С экспериментом с двойной щелью из текста я ошиблась, так как неправильно поняла.. в примечании ведь сказано же о спектре, возникающем из света уже из содержащего цвет, а не просто из белого света ))
И ещё, как мы видим, принципы гетеанизма сводятся ко взаимодействию света и тьмы (голограмма) ))
если рассмотреть цвета на примере магнита из поста Феникс, то получится так
[показать]
а если сфера.. то мне кажется, что
Никто с форума Матрикс был прав нарисовав вот так:
[показать]
воронки сферы синие, поверхность сферы при взаимодействии красного и синего - зелёная, радиус красный, а внутри, там где тьма, из центра исходит пурпурный, красный же типа освещает остальное внутреннее пространство сферы..
теперь понятно, почему зелёный цвет основной - сама ячейка-сфера целиком - если смотреть только внешнюю сторону и воронки-конуса нам не видны - она вся зелёная.. ) этот зелёный потом фрактально воспроизводится заново.. то есть невидимый зелёный с помощью красного с синим появляется, становится видимым, а потом снова становится как бы невидимый и снова себя проявляет.
помните про выворачивание сферы наизнанку? как раз похожий принцип.. или вот так..
[показать] только выворот на все 360 градусов (это если зелёный будет проявляться, как выворачивающийся гиперкуб)