• Авторизация


Г.Тараба "Зелёный цвет в дисперсионном спектре как скрещение путей в естествознании"2 08-09-2012 00:51 к комментариям - к полной версии - понравилось!



9. Является ли дисперсионный спектр зримым выражением двух конфронтирующих научных путей?

[показать] автор Natalie в Вс Апр 17, 2011 2:10 am

В изложении, которое мы вели до сих пор, мы описывали различные возможности изучения возникновения цветов в связи с дисперсией света. При этом мы, как правило, концентрировали внимание на предварительном математическом расчете и последующем экспериментальном контроле тех или иных положений. На этом месте читатель может, при необходимости, завершить чтение; он уже должен быть в состоянии делать собственные выводы. При этом он может самостоятельно включиться в дальнейший познавательный процесс, базируясь на собственном личном опыте и мировоззрении.

То, что будет сказано дальше, отражает субъективную точку зрения автора. Читателю сообщается, что автор чувствует себя связанным с современным гетеанистическим естествознанием, которое он рассматривает в качестве базиса современной духовной науки. Той духовной науки, которая была инагурирована Рудольфом Штейнером в начале 20 века. Эт не означает, что тезисы гетеанизма должны априорно рассматриваться как непоколебимая истина. Объективно существующие факты должны, в конце концов, быть решающим фактором, скрепляющим законную силу суждений. Именно с этой точки зрения хотели бы мы продолжить дискуссию. Уже в предшествующем рассмотрении мы расширили контрверсию, касающуюся зеленого цвета в дисперсионном спектре до контрверсии, касающейся спектральных цветов вообще. Здесь мы хотим еще один раз в несколько модифицированной форме привести противоположные точки зрения:

- белый свет состоит из различно окрашенный светов с различной степенью преломления - так сказал Ньютон, и сегодня школьная физика учит, что белый свет с помощью аппаратуры может быть разложен на цветные составляющие;
- Гёте, напротив, утверждает: свет есть простейшая, гомогенная сущность, которую мы знаем. Он не является составным .


Мы хотим в этом месте заняться вопросом: является ли описанная контрверсия обычным научным столкновением мнений, или мы действительно должны говорить о столкновении научных путей? Если бы последнее имело место, следствия этих разногласий должны были бы оказывать влияние и на иные отрасли науки. Прежде чем мы отважимся сделать далеко идущие выводы, нам хотелось бы на примете спектральных цветов как следует представить себе научные основы физики и гетеанизма.

10. Свет и спектральные цвета с точки зрения школьной физики

Вопросы: "Что такое свет?", " Как возникают цвета?" - принадлежат к тем, которыми человечество занимается с глубокой древности. Мы решили отказаться от интересного исторического обзора, и начать с того момента, когда благодаря определенным взглядам решающий импульс к развитию получило научное естествознание. Это произошло при Ньютоне.
Для Ньютона свет состоит из частиц – так называемых корпускул. Он думал, что эти частицы имеют разную величину. Белый свет он считал смесью различных по величине корпускул. При прохождении сквозь призму каждая одинаковая по размерам группа корпускул, которой должен был бы соответствовать определенный цвет, должна была обнаруживать различный угол преломления. Следствием отсюда было то, что свет разлагался на спектральные цвета. Ньютон постулировал непрерывное увеличение коэффициента преломления от красного до фиолетового.
Для нас здесь представляет интерес, почему Ньютон столь интенсивно занимался спектральными цветами? При конструировании и изготовлении телескопов для наблюдения неба Ньютон сталкивался с помехами в области цветопередачи. Он гениально разрешил эту проблему, открыв зеркальный телескоп и устранив, тем самым, цветовые искажения. Он не считал возможным исправить эту ситуацию иначе, например, введя в действие ахроматическую оптику. Это показывает нам, что Ньютон уже пришел к пониманию своей теории.
Было бы заманчиво более детально обосновать такое утверждение. Но это вывело бы нас за рамки нашей работы. И все же мы хотим рассмотреть эту проблему дальше, поскольку вскоре после смерти Ньютона удалось создать ахроматическую оптику, ахроматы. (ахроматизм - бесцветность, свойства стекол обесцвечивать различные цвета спектра - примеч. перев.) В этом месте сразу же следовало бы поставить вопрос: что же здесь не согласовывалось с теорией Ньютона? Или, иными словами: в какой форме возможность создания ахроматов противодействовала теоретическим основам этой теории? Ответ на этот вопрос приводит нас к поразительному результату.
Рассмотрим для этой цели формулу, по которой вычисляется преломляющий угол у обоих принадлежащих ахромату призм:

γ1 = δе / ((nf '1 - nc'1 )(ν1 - ν2 )) , где ν = (ne – 1) / (nf ' - nc')

Аналогично вычисляется преломляющий угол γ 2 .
Если мы внимательно рассмотрим эту формулу, мы должны будем с удивлением констатировать, что коррекция краевых цветов проводится не по всей ширине краевого спектра, а лишь в интервале между спектральными линиями С' и F'. В нашем изложении в начале этих выкладок мы уже указывали, что спектральные линии С' и F' являются по Гёте границами красного краевого спектра. Для нашего примера с ахроматами это, однако, означает, что в формуле корректируется лишь красный краевой спектр! Поскольку в смысле Гёте второй (то есть синий) краевой спектр полностью конгруэнтен с первым, он корректируется автоматически. Мы нашли пример, где "школьная" физика в технической области оптического приборостроения использует закономерности гетеанизма; ведь по Ньютону необходимо корректировать спектральную полосу в целом, общий спектр, а это значит, что вышеприведенной формуле должны использоваться линии С' и h (линия h ограничивает сине-фиолетовый спектр снизу, тогда как линия С' ограничивает красный спектр сверху - примеч. перев.) Ньютон использовал свою теорию и был поэтому твердо убежден, что изготовление ахроматов невозможно. Его последователи использовали принципы гетеанизма, и, хотя не имели конкретных познаний о закономерностях, (чисто эмпирически) успешно конструировали приборы.
Приняв эти факты к сведению, мы обнаружим большое число таких формул, на основе которых расчеты производятся в соответствие с принципами гетеанизма. В качестве примера здесь можно назвать число Аббе (Эрнст Аббе, 1840-1905, физик, профессор в Йене, сотрудник К.Цейса, автор разработок по прикладной оптике, теории микроскопа и др. – прим. перев.) и формулу для коррекции продольного хроматизма.
Эти факты мы считаем настолько важными, что для наглядности добавим к изложению рис.9 [показать]
Рис.9 Принципы действия ахроматических призм

А. Изображение в учебнике, не соответствующее реальности.
В. Явления, ожидаемые в соответствие со школьной физикой.
С. Фактические явления в ахроматах.


После того как мы достаточно подробно ознакомились с Ньютоном, мы хотим лишь кратко напомнить, что воззрения Ньютона на свет были с совершенно другой точки зрения обобщены Гюйгенсом, причем свет при этом на основе определенных феноменов рассматривался как волна. Отсюда, в конце концов, развился взгляд на двойственную природу света, корпускулярно-волновой дуализм. Свет рассматривался как нечто, обладающее в принципе двумя основными свойствами, которые обычному человеческому рассудку представляются несовместимыми.
В соответствие с этим воззрением свет должен состоять из световых квантов, которые могут иметь как корпускулярную, так и волновую природу. Этот взгляд в начале 20 века был положен в основу развития квантовой физики.
Благодаря квантовой физике физика нашего времени достигла совершенно новой качественной ступени. Квантовая физика произвела в научном мышлении перелом, как когда-то идеи Ньютона. Здесь не место подробно рассматривать феномены квантовой физики. На эту тему имеется подробная и обширная литература. Предмет исследования в квантовой физике может быть кратко охарактеризован следующим утверждением:
"Центральная тайна квантовой теории заключена в эксперименте на двойной щели" (3*)

Итак, "центральная тайна" имеет отношение к свету и цвету, как и то, что было предложено нами выше. При этом, разумеется, подход и методы решения проблемы сильно отличаются. Один именитый представитель квантовой физики описывает эту позицию следующим образом: "По моему мнению, все здание физики покоится на том, чтобы находить аналогии и модели, объяснять, что происходит в тех областях, которые мы не в состоянии исследовать с помощью наших органов чувств." (4*) Это мнение позволяет надеяться, что с помощью моделей и аналогий описываемый мир может быть понят. О том, что это обманчивая надежда, говорит нам мнение наиболее известного и популярного квантового физика Рихарда Фейнмана, которое мы извлекли из его книги "О сущности физических законов" (5*):
" …с другой стороны я со всей уверенностью утверждаю, что квантовую механику не понимает никто . Итак, если Вы готовы идти до конца, Вы немедленно спросите: возможно ли это? Ведь это ведет в тупик, из которого еще никто не выбирался. Никто не знает, как может происходить то, что происходит."

Если мы займемся квантовой физикой немного интенсивнее, мы приходим к весьма замечательным открытиям. У нас возникает впечатление, что все тезисы здесь основаны на недоказанных допущениях, гипотезах, а результаты умственных выкладок и выводы тотально противоречат здравому смыслу человека. Приведем еще один пример:
Одной из элементарных частиц, рассматриваемой как краеугольный строительный камень материи, является протон. Он должен состоять из трех кварков. Чем является один кварк описано следующим образом: "Кварк –это то, на что стал бы расщепляться протон, если бы он мог расщепиться, чего на самом деле быть не может…" (6*) (подчеркнуто в оригинале)

Прочное место в квантовой физике уделено и тому корпускулярно-волновому дуализму, который использовался еще в классической физике. Об этом мы читаем в книге, цитаты из которой уже были помещены здесь: "Трудно видеть в квантовой физике нечто иное, как одну аналогию. Класическим примером этому может служить корпускулярно-волновой дуализм: несмотря на наши упорные усилия объяснить то, что мы не пониаем, мы вынуждены прибегнуть к двум взаимоисключающим аналогиям, применив их к одному и тому же квантовому объекту." (7*)
Это высказывание могло бы спровоцировать нас на то, чтобы вообще отмахнуться от квантовой физики, как теоретической путанице интеллигентных псевдо-мыслителей. Но оценка такого рода была бы фатальной ошибкой. Несмотря на то, что квантовая физика оставалась, по всей вероятности, непонятной для всех, кто ею занимался, на ее основе были сконструированы и изготовлены применяемые на практике приборы и инструменты. Мир компьютеров, микроэлектроники, нанотехнологии, лазерной техники и т.д. базируется на теоретических основах квантовой физики. Здесь не место исследовать роль технических процессов. Но, может быть, нам удастся осветить эти процессы в иной перспективе.

В начале нашей работы мы показали, что коэффициенты преломления в дисперсионном спектре не увеличиваются непрерывно от красного до фиолетового, но в случае зеленого претерпевают скачок. Школьная физика в своей теории полностью игнорирует этот факт, в то время как мы на примере с ахроматами показали, что на практике знания такого рода приходится принимать к сведению, учитывать. Иначе нельзя было бы производить правильно функционирующие приборы. Неистинность, пусть даже опирающаяся на теорию не может устоять перед испытанием истиной. Мы могли бы вспомнить известную поговорку: "Свет Солнца приносит дню истину" (ср. русское "За ушко, да на солнышко…" - Перев.)

В случае объектов квантовой физики дело обстоит совсем иначе. Само собой разумеется, здесь тоже придерживаются положений школьной физики относительно коэффициента преломления и зеленого цвета, якобы являющегося самостоятельным цветом среди спектральных цветов и т.д. Но тут происходит нечто удивительное. Без скрытой коррекции, наличие которой нам удалось установить в примерах относящихся к классической физике, объекты познаваемые в области квантовой физики обретают реальность. Что же это за царство, в которое мы вступаем с помощью этой квантовой физики? Это, без сомнения, заколдованный, захватывающий мир, в который человек попадает в сообществе известнейших ученых мужей, мир, который представительствует от имени цивилизации и прогресса. Однако, один факт настораживает нас: ценой за доступ в это царство является признание лжи, лжи на первый взгляд безобидной, невинной, особенно если мы видим ее на фоне блеска от достигнутого с ее помощью успеха. Но может ли величайший успех, построенный на лжи, отображать истину?


В этом месте нам надо в первый раз призвать на помощь Рудольфа Штейнера. На основе своих духовнонаучных исследований он описывает нам господина лжи и называет его по имени: Ариман. Может быть мир, в который мы вступаем с помощью квантовой физики, и есть мир Аримана? В этом случае необыкновенные технические устройства, базирующиеся на квантовой физике, тоже были бы грандиозным обманом, иллюзией. Мы не хотим здесь углубляться в этот вопрос; сначала еще раз подвергнем критическому рассмотрению положения гетеанизма. Мы надеемся, что тогда мы найдем удовлетворительные аргументы для разрешения проблемы, на которой научные пути расходятся в разные стороны.
 

11.1.1 Прафеномен возникновения цвета по Гёте

[показать] автор Natalie в Вт Апр 19, 2011 3:21 am

Гетевский прафеномен возникновения цвета подробно описан в §150 и §151 его учения о цвете. Для нашего изложения мы хотим использовать краткое резюме, которое гласит: светлое, наблюдаемое сквозь замутненную среду вызывает появление красного цвета; темное, наблюдаемое сквозь освещенную замутненную среду вызывает появление голубого цвета. Мы хотим детально исследовать, насколько состоятельны эти утверждения в смысле высказываний Гёте, приведенных в главе 11.1
Для демонстрации истинности прафеномена указывают прежде всего на вид утреннего и вечернего неба, когда речь идет о красном цвете, и на вид неба днем, когда речь идет о голубом. В нашем критическом разборе мы попытаемся соблюдать требования, предъявляемые на гетеанистическом пути исследования. Мы опишем явления в процессе их становления.

Мы рассматриваем утреннее небо после ясной звездной ночи, начиная с того момента, когда возникают первые световые явления. Утро становится серым, в то время как звезды еще отчетливо видны на небе. Утренние сумерки становятся все светлее, звезды еще видны. Звезды не гаснут относительно долго. К нашему удивлению мы устанавливаем, что никаких цветов в этот период времени на небе нет. Они появляются только после того, как день уже начался. (Это не вполне точно; неясно, что автор принимает за начало дня. Восход солнца, начало появления солнца из-за горизонта или другой момент? Хорошо известно, что цвета розовый, фиолетовый и др. могут появляться на небе задолго до восхода, причем это зависит от широты местности, где производится наблюдение. На разных широтах и высотах явления на восходе протекают по-разному, они также сильно зависят от влажности и температуры воздуха, его запыленности и т.д. - примеч перев.) В сущности зрелище должно было бы начаться с "утреннего фиолетового цвета", ибо по смыслу вышеназванного прафеномена в начале дня освещенная мутная среда (воздушная оболочка Земли) перед идеально черным фоном мирового пространства должна выглядеть именно так. А что происходит на самом деле?

Обратимся теперь к дневному времени: небо постепенно окрашивается в голубой цвет, и этот голубой цвет тем слабее, чем больше небо замутнено. Итак, явление протекает в полном соответствии (с прафеноменом.) Но и в этом случае снова можно увидеть то, что не следует из концепции. Если замутненность усиливается, солнца почти не видно. Но оно чисто белое! Ожидаемый эффект проявляется в совершенном виде лишь в том случае, если солнце закрывает не туман, а белый дым от огня. В этом случае мы действительно видим солнце красным. (Это указывает лишь на то, что для проявления прафеномена необходимо определенное соотношение между замутненностью и силой света. Красным мы видим солнце невысоко от горизонта, когда путь его лучей сквозь атмосферу в десятки раз больше, чем их путь в случае вертикального падения: здесь для того, чтобы солнца стало красным, необходимо дополнительное замутнение, такое, например, как дым - примеч перев.)

Рассмотрим теперь вкратце вечернее небо: в то время, когда солнце стоит на горизонте, мы видим его красным и этот красный цвет мы можем контролировать с помощью экрана. Но и в этой ситуации наблюдается нечто крайне противоречивое. Обратим наш взгляд вверх, где над нами находятся облака, или самолет проложил свой путь на небе; и облака, и след от самолета должны были бы быть красными, но этого в точности никогда не бывает. Только спустя довольно долгое время после захода солнца облака и лента конденсата становятся красными. Но эффект не совершенен. Сначала на нашем облаке можно видеть фиолетовый цвет, перед тем как оно снова станет чисто белым. Наконец, по мере наступления вечерних сумерек эта белизна гаснет. Несомненно, что описанный нами процесс не укладывается в рамки прафеномена возникновения цвета. (Автор предъявляет к прафеномену, так сказать, "завышенные" требования - зримо и явно присутствовать во всем множестве подфеноменов, частых явлений. По Гёте прафеномен прарастения, например, предполагает великое множество форм, то ярких как роза, то невзрачных как лишайник, крохотных как микроводоросль и огромных как баобаб. Прафеомен есть исходное явления, модификациями которого являются подфеномены, частные, конкретные проявления. В этом смысле можно говорить о Прафилософии, Прарелигии и т.п. Кроме того, наблюдая голубое небо мы имеем темный фон по всей небесной сфере - здесь, как пишет автор, прафеномен работает; когда мы наблюдаем красный закат, красное солнце - прафеномен работает плохо; но ведь солнце не создает сферического фона, охватывающего все небо, нет, оно представляет собой едва ли не точечный источник света. Так что виноват не прафеномен как таковой, а малые размеры солнца по сравнению с размерами небесной сферы - примеч. перев.) Но нелепости заходят еще дальше. В смысле прафеномена заходящие звезды должны выглядеть красными, но этого не происходит. (Линейные видимые размеры звезд пренебрежительно малы по сравнению с теми же размерами солнца - примеч.перев.) Еще более характерный пример представляет собой комета Галлея, появлявшаяся несколько лет тому назад. Эта комета заходила в мае на северозападном участке неба в полночь. В рамках прафеномена шлейф кометы является освещенной замутненной средой перед идеально темным задним фоном, а голова кометы – светлым пятном перед замутненной средой. Такая комета должна была бы на своем заходе порадовать нас красной головой и сине-фиолетовым шлейфом. Но и голова кометы, и шлейф ее были белыми! (Ничего удивительного – ведь мы видели свет солнца, отраженный от кометы. На заходе в полночь она была в квадратуре по отношению к солнцу, и мы видели свет, который отражался от нее, а не проходил сквозь нее - примеч. перев.) Мы не хотим продолжать перечисление противоречий дальше, но сделаем первое резюме: цветовые явления на небе нельзя исчерпывающим образом объяснить посредством прафеномена возникновения цвета. Здесь должны быть дополнительные или принципиально новые причины. Если мы когда-нибудь рассмотрим геометрические соотношения на утреннем и вечернем небе, мы сможем внести ясность в этот вопрос.

Прафеномен Гёте совсем не замечает того, что солнце на восходе и на заходе светит сквозь в высшей степени сложную сферическую призму, которая создается атмосферой земли. Сама эта призма по своим вещественным свойствам не однородна. Крайне малое значение коэффициента преломления воздуха по отношению к вакууму способствует тому, что призматический характер выявляется только лишь при непосредственном восходе или заходе солнца. Здесь невозможно точно показать, что цвета вечерней и утренней зари представляют собой призматические явления. Это автор доказывает в специальной работе. С прафеноменом Гёте эти явления не имеют ничего общего. (Оснований для такого утверждения явно недостаточно: Гёте рассматривал в первую очередь взаимодействие света и тьмы как в случае природных явлений, так и в случае призматического спектра - см. Р.Штейнер, том 320, Введение. Это, конечно, не исключает иного подхода к данным явлениям, хотя иной подход не есть опровержение – примеч. перев.)

После того, как мы констатировали, что среди космических феноменов многие явления нельзя объяснить с помощью прафеномена возникновения цвета, направим наше внимание на те явления, с которыми мы встречаемся в лаборатории или в повседневной жизни, и которые традиционный гетеанизм связывает с прафеноменом. Каждый, кто посещал лекции, посвященные учению Гёте о цвете, вспомнит, что лектор помещал перед источником света белую пленку и показывал при этом, как с увеличением числа пленок источник света все больше и больше становится красным. Такая демонстрация должна была служить наглядным доказательством того, что точка зрения Гёте правильна. Очень немногие из слушателей прилагают усилия, чтобы детально анализировать этот результат. Но именно это следует сделать. Ведь есть такие белые пленки, при использовании которых с увеличением их числа источник света окрашивается не в красный цвет, но в интенсивно желтый, а может оставаться белым. Среди белых пленок могут быть такие, которые при увеличении их числа окрашивают источник света в зеленый цвет. Итак, в вышеописанной лекции нам демонстрируют не пример общезначимый при любых условиях, но отдельный частный случай, специально подобранный пример. А это противоречит основному вышеупомянутому принципу гетеанизма, которому должен отвечать прафеномен. И таких примеров имеется в избытке.

Если бы мы с самого начала отважились критически анализировать прафеномен возникновения цвета, как это мы проделали выше, мы бы кратчайшим путем установили, что этот прафеномен - ошибка. (Вышеприведенные примечания переводчика могут продемонстрировать читателю, что с прафеноменом дело обстоит не так просто. И как философская идея, и как конкретное объяснение подфеноменов прафеномен возникновения цвета по Гёте остается центральным положением гетеанизма - примеч.перев.) Мы в этом месте оставим открытым вопрос, что же мы установили в этих явлениях. Мы хотим всего лишь указать , что в этих явлениях с помощью источника света обнаруживаются определенные свойства веществ, расположенных на пути света ( В данном случае свойства материала, из которого изготовлены пленки - примеч. перев.)
 

12. Возникновение физических цветов в гетеанистическом смысле.

[показать] автор Natalie в Вт Апр 19, 2011 7:24 am

Исходным пунктом нашей работы было возникновение зеленого цвета в дисперсионном спектре. Рассуждая об этом, мы обратили внимание на появление спектральных цветов. В этом месте мы еще раз хотим расширить рамки нашего исследования. Исходным пунктом для этого нам послужит мысль о том, что не может существовать особенных законов построения для каждого отдельного случая появления физических цветов, но в основе возникновения каждого из таких явлений лежит общий закон, единая основа. К таким явлениям мы причисляем следующие:
- возникновение спектральных цветов
- дифракция и интерференция во всех их видах
- цветные тени
- радуга и феномен гало
- цветовые явления в капле воды
- составные цвета

В смысле традиционного гетеанизма все эти явления можно объяснить с помощью гетевского прафеномена возникновения цвета. Но, даже проявляя склонность к компромиссу, сделать это было бы невозможно. Выше мы уже указывали, что этот прафеномен - ошибка (Фактов, приведенных автором для опровержения теории прафеномена недостаточно, а то, что он приводит, может быть истолковано иначе, нежели предполагает автор - примеч. перев.) Другие гетеанисты тоже более или менее ясно утверждают это. Например, Иоганнес Кюль (19*) относительно призматических цветов пишет следующее: "Можно попытаться найти истинную мутную среду даже в случае призматических цветов. Но трудности, возникающие при этом, настолько велики, что в конце концов приходится сделать радикальный шаг и для случая преломления искать формулировку специального прафеномена". Кюль затем продолжает этот ход мыслей и приходит к выводу, что на этом пути можно найти формулировку для специфического, собственного прафеномена и для иных явлений. Он продолжает по тексту: "Однако, тем самым пришлось бы, во-первых, вообще отказаться от признания претензии Гёте на открытие основного прафеномена возникновения цвета, и, во-вторых, пренебречь принципами общности различных видов цветообразования." Далее по ходу мыслей он указывает на то, что природа обобщений всегда идеальна, но слишком мало соотносится с идеальной стороной прафеномена. И все же наконец он утверждает: "Они (понятийные определения) в случае возникновения цвета могут охватить более общий диапазон явлений, нежели данный при описании возникновения цветов в мутной среде; цвета в материи всегда возникают из взаимодействия света и тьмы".

Если мы более интенсивно проработаем это высказывание, мы окажемся гораздо ближе к пониманию. В этом месте мы, однако, можем лишь указать, что в своем дальнейшем изложении Кюль говорит о том, каким образом осуществляется это взаимодействие. При этом материя представляется в смысле школьной физики, тогда как проблема дисперсии описывается с точки зрения квантовой механики. Кюль приходит к выводу, что прафеномен Гёте имеет отношение к рассеянию и занимает промежуточное положение между преломлением и дисперсией. (Термин "дисперсия" происходит от латинского disperego – рассыпать, рассеивать, расбрасывать, разбрызгивать и dispertio - разделять; имеет следующие значения: 1) рассеяние; 2) рассеяние длин волн - зависимость фазовой скорости распространения волн в среде от их длины; 3) дисперсия света - разложение белого света при помощи призмы в спектр; 4) дисперсия спектрографа - разрешающая способность спектрографа; 5) дисперсия в математической статистике - отклонение от среднего значения. Прафеномен Гёте – светлое сквозь замутненную среду дает красный, а темное сквозь освещенную среду дает синий - оперирует условиями, возникающими при рассеянии света или тьмы в атмосфере; термин “дисперсия” в данном контексте употребляется как разложение света. – примеч. перев.)

Описание рассеяния, преломления и дисперсии таково, что может быть согласовано с представлениями любого последователя школьной физики. О взаимодействии света и тьмы в смысле Гёте здесь нет и речи. Как же по нашему мнению возникают физические цвета? Мы считаем, что верен следующий тезис: Физические цвета возникают в результате взаимодействия света и тьмы! С первого взгляда может показаться, что это высказывание полностью совпадает с высказыванием Иоганна Кюля. Но это верно лишь относительно совпадения выбранных слов. Значение, вкладываемое в слова, совершенно различно. Мы хотим детально обосновать это на следующем примере:

Если мы говорим о свете и тьме, мы понимаем под этим то, что описывает в своей книге художница Лиана Колло де Гербуа:
"Тьма является в своем космическом аспекте симпатией, которая наполняет и поддерживает весь мир; в ней происходит постоянное рождение будущего, в ней пробуждаются семена жизни, импульсы подпитываются в ней и достигают своей жизни в нас; в нашей воле.
Свет есть … выражение космической антипатии. Но антипатии как творящего фактора: свет поднимает вверх, формирует и рассеивает, он излучается в прекрасном, тогда как тьма в прекрасном умирает.
Высшие духовные существа действуют во тьме, они стоят даже выше тех существ, которые действуют в свете, они более сильны. Ибо они являются изначально как силы и создатели, они являются силами первой иерархии." (20*) "Творящий свет и творящая тьма являются подосновой любого творения. Между обоими этими принципами возникает все: Вселенная, человек, цвета"
(21*)
(Высказывания госпожи де Гебруа следовало бы принимать с осторожностью; этот панегирик тьме с точки зрения антропософии и христианства выглядит сомнительно. Наряду с антипатией, симпатия является основной сотавляющей душевного мира и реализуется она именно в свете и тепле, в световом и тепловом эфире (см. Рудольф Штейнер, "Духоведение", гл. "Мир душ"), тогда как антипатия родственна жесткому, застывшему веществу душевного мира, родственна тьме. "Бог есть любовь" (Иоанн) Любовь – один из синонимов симпатии. "Бог есть свет и нет в нем никакой тьмы" (Иоанн). Эти евангельские тезисы наряду с сообщениями Р. Штейнера опровергают точку зрения г. Де Гебруа - примеч.перев.)

Читателю будет совсем нетрудно понять, что здесь речь идет о совершенно новом определении по отношению к свету и тьме. Это определение составляет основу современного гетеанизма. В нашем случае следовало бы поставить вопрос, а является ли в то же время такое понимание света и тьмы основой для объяснения явлений, имеющих место в опыте на двойной щели? В рамках этого исследования мы не можем углубляться в этот вопрос, мы хотим лишь в общих чертах характеризовать эти связи; в вышеприведенном высказывании г. Колло де Гебруа о взаимодействии света и тьмы еще нет указаний на то, как осуществляется это взаимодействие. Здесь мы можем обратиться к точке зрения одного гетеаниста, которого можно считать пионером в этой области - к Эрнсту Лерсу.

В своей книге "Человек и материя" он описывает, что для осуществления взаимодействия между светом и тьмой свет должен проявить определенную динамику. В своей книге Лерс исходит из особого случая - феномена призматических цветов. Основываясь на других исследованиях мы можем сказать, что придание свету указанной динамики может производиться самым различным образом. В опытах с призмой волны разной длины - на которые разлагается свет в призме – способствуют возникновению такой динамики. Как это происходит в деталях, мы из-за недостатка места описать не можем. Поэтому вопросу заинтересованный читатель может обратиться к специальным работам автора.

Мы хотим также указать на то, что в опытах на двойной щели динамика задается шириной щелей и расстоянием между ними. Подробные разработки по этой проблеме отсутствуют, но они должны появиться в обозримое время. Остается следующий вопрос: в общем случае при явлениях, связанных с физическими цветами особую роль приписывают также и краям, границам. Это совершенно справедливо; края в феноменах, связанных с появлением цвета необходимы. Но нам не следовало бы принципиально заострять внимание на физических, материальных границах. В случае возникновения физических цветов граница возникает там, где вышеописанная динамика меняет свою интенсивность. (Не поменялись ли тут местами причина и следствие? Ведь динамика меняется именно из-за наличия краев; именно граница между тьмой и светом, край, является причиной взаимодействия тьмы и света Речь идет также и о границах между цветами – примеч. перев.) В случае бленды, используемой в опытах с призмой, край бленды с особой силой и резкостью выявляет функциональность такого рода. При опытах на двойной щели появление границ заметить нелегко. Здесь необходим математический расчет. К сожалению, мы здесь не можем углубляться в эту проблему.

Мы описываем возникновение цветов как взаимодействие двух космических полярностей. Способ их взаимодействия позволяет предположить, что речь идет о двух полярных сущностях. Это, во-первых свет, идущий из центра и создающий пространство. С этим феноменом школьная физика не имеет проблем, так как по ее мнению свет является центральной силой, и явления поддаются математической интерпретации. Иначе обстоит дело с тьмой. Она является сущностью, действующей из окружности, из окружения. Ее мы тоже можем считать универсальной силой. В противоположность свету тьма не поддается математической интерпретации. Однако, взаимная игра обоих этих сущностей открывает для нас совершенно новые перспективы в научном мышлении. Мы могли бы понимать возникновение физических цветов как выражение действия изначальной полярности: или как выражение взаимодействия точки и бесконечно удаленной поверхности, или как выражение действия вторичной полярности радиуса и сферы. Эта изначальная полярность, пра-полярность особенно ясно выявляет суть феномена в опытах на двойной щели. Это, как и другое является причиной нашего утверждения о том, что в эксперименте на двойной щели скрыта центральная из тайн гетеанизма. (Еще раз напомним читателю, что в этих экспериментах полный спектр возникает не из белого, но из цветного света – примеч. перев.)
 

 

Мои размышления

[показать] автор Natalie в Вс Апр 17, 2011 2:20 am

Как мы видим здесь очень интересно получается - достаточно заметно различие во взглядах на цветовой спектр между Гёте и Ньютоном.. )
Что касается эксперимента на двойной щели, то это наверное тот самый, который был описан в ролике - http://prarod.forum2x2.ru/t51p66-topic#6644
а вот с коррекцией краёв спектра, то бишь красного и синего.. я так поняла, что это и есть начало и конец одновременно, змея укусившая свой хвост и соединившиеся Брахма с Шивой.. и зелёный цвет является их производным.. (Брахма+Шива = Вишну) но в то же самое время мы знаем, что зелёный цвет основной, тем не менее получается, что он воссоздается заново посредством двух других цветов..
Так что Соль Мёда была права, когда говорила о вторичности зелёных прямоугольников на сетке ))

http://prarod.forum2x2.ru/t5p264-topic#6875
Соль Мёда пишет:Помните?
Представь большой чистый лист бумаги, разлинованный квадратами и от некоторой точки проявления заполнен треугольниками равносторонними с длинной стороны равной стороне квадрата, по всей плоскости.
ВОт такая мысль в + к тому чтобы "мир на 90* повернуть"..и к зеленому первоначальному лучу. А если так сетка нам представлена?пока просто изображение а мыслей пока нет.....
может кто то что увидит тут?..как сцена для трехмерия?
[показать]

Соль Мёда пишет:Тань, понимаешь в чем дело,
зеленые это прямоугольники
т.е. тут как бы нам надо ухватить- что может зеленая сетка это.....
проекция пересечений синей и красной? [показать]

т.е. он - зеленый свет основной, но он может по разному проявляться.....вот в нашем случае он проявляется как проекция пересечений(ой не бейте сильно, сама боюсь))

Соль Мёда пишет:Тань дело в том, что прямоугольники зеленые получаются ВТОРИЧНЫ!
они истекают из геометрии красно- синих квадратов в поворотах..........не наоборот!
....

Таня, кстати, тоже права )) отражённая дважды зелёная - это красный и синий цвета, которые опять создали зелёный.. [показать]
Runes пишет:Нет, думаю скорей что проекция всякая отражённой дважды зелёной - это наша сота. То есть по идее сота- = квадрат зелёной.
А зелёный изначальный = корень квадратный из нашего мира.
Ой тоже боюсь)


Такая мысль мелькает в голове, типа: для постижения мира боги воссоздают себя заново.. а это возможно, если знать мантру )

заметки к 12-ой главе

[показать] автор Natalie в Вт Апр 19, 2011 7:46 am

С экспериментом с двойной щелью из текста я ошиблась, так как неправильно поняла.. в примечании ведь сказано же о спектре, возникающем из света уже из содержащего цвет, а не просто из белого света ))
И ещё, как мы видим, принципы гетеанизма сводятся ко взаимодействию света и тьмы (голограмма) ))
если рассмотреть цвета на примере магнита из поста Феникс, то получится так
[показать]
а если сфера.. то мне кажется, что Никто с форума Матрикс был прав нарисовав вот так: [показать]
воронки сферы синие, поверхность сферы при взаимодействии красного и синего - зелёная, радиус красный, а внутри, там где тьма, из центра исходит пурпурный, красный же типа освещает остальное внутреннее пространство сферы..
теперь понятно, почему зелёный цвет основной - сама ячейка-сфера целиком - если смотреть только внешнюю сторону и воронки-конуса нам не видны - она вся зелёная.. ) этот зелёный потом фрактально воспроизводится заново.. то есть невидимый зелёный с помощью красного с синим появляется, становится видимым, а потом снова становится как бы невидимый и снова себя проявляет.
помните про выворачивание сферы наизнанку? как раз похожий принцип.. или вот так..
[показать] только выворот на все 360 градусов (это если зелёный будет проявляться, как выворачивающийся гиперкуб)
 

[показать] Re: Г.Тараба "ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ В ДИСПЕРСИОННОМ СПЕКТРЕ КАК СКРЕЩЕНИЕ ПУТЕЙ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ"

[показать] автор Natalie в Вт Апр 19, 2011 10:47 am

[показать]
Эту же сферу по-иному нарисовала.. с учётом принципов Гёте..
[показать]
пожалуй, мне нравится ))
 
автор Соль Мёда в Вт Апр 19, 2011 11:30 am
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Г.Тараба "Зелёный цвет в дисперсионном спектре как скрещение путей в естествознании"2 | СъЛоВо - ХаРаВоДъ __ СъЛоВъ ( слова староверов-хранителей Рун Руского Рода) | Лента друзей СъЛоВо / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»