Сегодня, 4 февраля, исполняется 120 лет со дня смерти человека, который подарил миру саксофон – Адольфа Сакса.
Адольф Антуан Жозеф Сакс родился 4 ноября 1814 года в бельгийском городке Динане в семье музыкального мастера самоучки Шарля Жозефа Сакса.
Он создавал кларнеты и фаготы столь высокого качества, что в 1820 году был назначен придворным мастером и начал отвечать за поставку духовых инструментов для армейских оркестров.
Адольф пошел по стопам отца и решил посвятить свою жизнь созданию и усовершенствованию музыкальных инструментов. Ремеслу он учился у родителя, а музыке в Брюссельской консерватории, где в совершенстве овладел кларнетом. Вскоре Сакс решил усовершенствовать свой любимый инструмент и в 1834 году, снабдил кларнет 24-мя клапанами.
Известность и признание как мастера и изобретателя пришли к нему после того, как он в 1842 году открыл в Париже фабрику духовых инструментов.
Адольф Сакс создал целую группу инструментов для военных духовых оркестров, которые известны под названием саксогорны.
Но главным его изобретением стал, конечно же, саксофон, патент на который Адольф получил 23 июня 1846 года.
«В саксофоне талантливый бельгиец объединил принципы двух инструментов. Он взял и немного видоизменил аппликатуру от гобоя, а мундштук и трость позаимствовал у кларнета. Поэтому тот, кто умеет играть на кларнете, может играть и на саксофоне. Собственно, обучение игре на саксофоне и начинается с кларнета», - поясняет Рушана Хатыпова, экскурсовод Московского музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки.
Вдобавок новому инструменту Адольф Сакс придал форму курительной трубки. Саксофон произвел настоящий фурор в мире музыке и уже в 1857 году в Парижской консерватории появился класс саксофона. Особенно новый инструмент пришелся по нраву Гектору Берлиозу.
[показать]
Однако и противников у саксофона, в том числе из числа конкурентов Адольфа Сакса по бизнесу, было немало. Благодаря проискам недоброжелателей, его фирма была разорена, а сам бельгийский изобретатель закончил свои дни в бедности в 1894 и был похоронен на Монмартре.
Но и сегодня не утихают споры о вокруг саксофоны. Одни его относят к классической музыкальной школе, другие – к джазовой. И у каждого веские аргументы, но главное, что звуки саксофона по-прежнему привлекают ценителей музыки.