• Авторизация


Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте 07-07-2024 05:16 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения МОИМ_ВНУКАМ_ПОЛЕЗНОСТИ Оригинальное сообщение

!!!!!!!!! Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте

Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте.

Сульина Ю.С., учитель-логопед, ГБДОУ детский сад № 25 комбинированого вида Невского района С-Пб.

Малкина Ю.В., учитель-логопед, ГБДОУ детский сад № 108 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию Невского района С-Пб.

Для того, чтобы ребёнок научился писать и читать требуется хорошо развитое зрительное восприятие, внимание, память, пространственная ориентировка. Если эти функции у ребёнка, сформированы недостаточно - это затрудняет запоминание образа букв, ведет к их забыванию.

У детей с нарушениями речи наблюдается слабая устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Им трудно запомнить сложные зрительные конструкции, их элементы и направления. Без специального обучения дети с большим трудом овладевают навыками чтения и письма. Поэтому поиски разнообразных способов, приёмов и методик в логопедической практике не утратили своей важности.

Пользуясь в своей работе мнемотаблицами (для развития связной речи) мы обратили внимание на то, что они помогают значительно сократить период обучения и в то же время решают задачи направленные на:

• Развитие основных психических функций – восприятия, внимания, памяти.

• Развитие зрительно – пространственных функций

• Развитие связной речи

В результате этого было принято решение использовать мнемотаблицы при обучении детей грамоте. Нами были разработаны таблицы, которые позволяют:

 Знакомить детей с образом буквы (из каких элементов она состоит, количество этих элементов, пространственное расположение этих элементов)

 Формировать знания об акустических признаках звуков (гласный-согласный, звонкий-глухой, мягкий-твёрдый)

Далее приведены различные варианты работы с таблицами на примере буквы “П”.

I вариант. “Запомни и заполни”

1. Цели:

  • Познакомить (или закрепить) с образом буквы
  • Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное расположение.
  • Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый)
  • Формировать фонематические представления
  • Развивать зрительное внимание и память
  • Развитие зрительно-пространственных представлений
  • Развитие связной речи
  • Развитие графо-моторных навыков

2. Правила работы с таблицей:

Ребёнку предлагается рассмотреть таблицу и постараться её запомнить. Одновременно логопед рассказывает, что там нарисовано и почему.

[300x300]

«Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте - рис 1»
 

Логопед:-В центральном квадрате находится буква П. Она состоит из 3 -х палочек: 2 -х длинных и одной короткой. Поэтому слева от буквы написана цифра 3, а справа нарисованы три палочки. В левом нижнем углу и в правом нижнем углу нарисованы круги - синий и зелёный, которые показывают, что знакомые уже детям звуки [п] и [пь] обозначаются буквой П. В левом верхнем углу (над синим кругом) нарисована палатка, т.к. это слово начинается со звука [п]. В правом верхнем углу ( над зелёным кругом) нарисована пила, т.к. это слово начинается со звука [пь]. Под буквой П нарисован зачёркнутый колокольчик, который обозначает, что звук [п] глухой ( голосок не звенит). Над буквой П нарисован прямоугольник, т.к. буква П похожа на прямоугольник.

Логопед убирает таблицу и предлагает детям самим вспомнить и заполнить эту таблицу. После того, как дети заполнили таблицу им предлагается рассказать, как они вспомнили то, что там было нарисовано.

II вариант “Заполни сам”

1.Цели:

    • Познакомить (или закрепить) с образом буквы
    • Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное расположение.
    • Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый)
    • Формировать фонематические представления
    • Развитие зрительно-пространственных представлений
    • Развивать зрительное внимание и память
    • Развитие логического мышления
    • Развитие связной речи
    • Развитие графо-моторных навыков

2. Правила работы с таблицей:

После того, как дети познакомились с 1 вариантом работы по таблицам, им предлагается самим попробовать заполнить таблицу и объяснить, как они это сделали.

[300x295]

«Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте - рис 2»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

III вариант “Найди ошибку”

1. Цели:

  • Познакомить (или закрепить) с образом буквы
  • Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное расположение.
  • Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый)
  • Формировать фонематические представления
  • Развитие зрительно-пространственных представлений
  • Развитие логического мышления
  • Развитие связной речи

2. Правила работы с таблицей:

Детям предлагается рассмотреть заполненную таблицу и найти в ней ошибку.

[300x295]

«Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте - рис 3»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Дети объясняют, что нарисован колокольчик, который не зачёркнут – это не верно, т.к. звук [п] глухой (голосок не звенит)

IV вариант “Подбери букву”

1. Цели:

  • Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное расположение.
  • Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый)
  • Формировать фонематические представления
  • Развитие зрительно-пространственных представлений
  • Развитие логического мышления
  • Развитие связной речи

2. Правила работы с таблицей:

Детям предлагается заполненная таблица, только без буквы в центре. Детям предлагается подумать, догадаться и объяснить, какая это буква может быть.

[300x295]

«Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте - рис 2»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Используя в работе по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи таблицы, о которых сказано выше, мы достигли следующих результатов:

  • Уменьшилось количество ошибок при написании букв имеющих свойство зеркальности
  • Дети стали лучше усваивать такие абстрактные понятия, как “буква”, “звук”, “гласный”, “согласный”, “мягкий”, “твёрдый”, “звонкий”, “глухой”.
  • У детей улучшилось внимание, память, логическое мышление, графо – моторные навыки
  • Повысился интерес к занятиям

Далее предложены некоторые варианты таблиц, используемые нами в работе.

[300x282]

«1»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить
[300x283]

«2»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить
[299x300]

«3»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить
[300x295]

«4»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить
[294x300]

«5»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить
[300x295]

«6»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить
[300x284]

«7»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить
[300x279]

«8»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить
[300x296]

«9»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить
[300x285]

«10»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить
[300x296]

«11»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить
[300x279]

«12»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить
[300x287]

«13»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить
[300x295]

«14»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить
[300x289]

«15»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить
[300x283]

«16»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить
[300x283]

«17»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить
[300x291]

«18»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить
[300x284]

«19»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить
[300x285]

«20»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить
[300x284]

«21»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

 

Серия сообщений ".МНЕМОТЕХНИКА, МНЕМОТАБЛИЦЫ":
Часть 1 - !!!!!!!! Автоматизация звуков, звуковые таблицы
Часть 2 - АЛГОРИТМЫ в картинках Составление рассказов - описаний по схемам
...
Часть 15 - Опорные схемы для составления описательных рассказов
Часть 16 - Алгоритмы для составления рассказов о временах года
Часть 17 - !!!!!!!!! Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте
Часть 18 - Схемы для рассказывания сказок
Часть 19 - АЛГОРИТМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ -
...
Часть 25 - Что такое мнемотехника и как работать с мнемотаблицами для развития детей
Часть 26 - Времена года. Учимся составлять рассказ (АЛГОРИТМЫ составления рассказа) + КАЛЕНДАРЬ ПРИРОДЫ + + лото + загадки и карточки - распечатать
Часть 27 - Как заниматься с мнемотаблицами?

Серия сообщений "разное":
Часть 1 - Лучший способ изучения букв и обучения чтению. Игровая методика Сергея Полякова по изучению согласных
Часть 2 - ИГРЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ БУКВ С ДЕТЬМИ
Часть 3 - Что читать? От трех до пяти лет
Часть 4 - Обучение чтению - методические приёмы
Часть 5 - !!!!!!!!! Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте
Часть 6 - Учимся читать ЧИТАЕМ ТЕКСТЫ
Часть 7 - Грамматическая тетрадь №4 - прилагательные, сравнительная степень, антонимы и синонимы
...
Часть 28 - Обучение чтению с нуля - букварь-тренажер - 5-7 лет
Часть 29 - Обучение чтению с нуля - букварь-тренажер - 5-7 лет - рекомендации для родителей
Часть 30 - Обучение чтению с нуля - букварь-тренажер - 5-7 лет -
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте | peerplay - Дневник peerplay | Лента друзей peerplay / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»