Сульина Ю.С., учитель-логопед, ГБДОУ детский сад № 25 комбинированого вида Невского района С-Пб.
Малкина Ю.В., учитель-логопед, ГБДОУ детский сад № 108 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию Невского района С-Пб.
Для того, чтобы ребёнок научился писать и читать требуется хорошо развитое зрительное восприятие, внимание, память, пространственная ориентировка. Если эти функции у ребёнка, сформированы недостаточно - это затрудняет запоминание образа букв, ведет к их забыванию.
У детей с нарушениями речи наблюдается слабая устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Им трудно запомнить сложные зрительные конструкции, их элементы и направления. Без специального обучения дети с большим трудом овладевают навыками чтения и письма. Поэтому поиски разнообразных способов, приёмов и методик в логопедической практике не утратили своей важности.
Пользуясь в своей работе мнемотаблицами (для развития связной речи) мы обратили внимание на то, что они помогают значительно сократить период обучения и в то же время решают задачи направленные на:
• Развитие основных психических функций – восприятия, внимания, памяти.
• Развитие зрительно – пространственных функций
• Развитие связной речи
В результате этого было принято решение использовать мнемотаблицы при обучении детей грамоте. Нами были разработаны таблицы, которые позволяют:
Знакомить детей с образом буквы (из каких элементов она состоит, количество этих элементов, пространственное расположение этих элементов)
Формировать знания об акустических признаках звуков (гласный-согласный, звонкий-глухой, мягкий-твёрдый)
Далее приведены различные варианты работы с таблицами на примере буквы “П”.
I вариант. “Запомни и заполни”
1. Цели:
2. Правила работы с таблицей:
Ребёнку предлагается рассмотреть таблицу и постараться её запомнить. Одновременно логопед рассказывает, что там нарисовано и почему.
![]() |
«Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте - рис 1» |
Логопед:-В центральном квадрате находится буква П. Она состоит из 3 -х палочек: 2 -х длинных и одной короткой. Поэтому слева от буквы написана цифра 3, а справа нарисованы три палочки. В левом нижнем углу и в правом нижнем углу нарисованы круги - синий и зелёный, которые показывают, что знакомые уже детям звуки [п] и [пь] обозначаются буквой П. В левом верхнем углу (над синим кругом) нарисована палатка, т.к. это слово начинается со звука [п]. В правом верхнем углу ( над зелёным кругом) нарисована пила, т.к. это слово начинается со звука [пь]. Под буквой П нарисован зачёркнутый колокольчик, который обозначает, что звук [п] глухой ( голосок не звенит). Над буквой П нарисован прямоугольник, т.к. буква П похожа на прямоугольник.
Логопед убирает таблицу и предлагает детям самим вспомнить и заполнить эту таблицу. После того, как дети заполнили таблицу им предлагается рассказать, как они вспомнили то, что там было нарисовано.
II вариант “Заполни сам”
1.Цели:
2. Правила работы с таблицей:
После того, как дети познакомились с 1 вариантом работы по таблицам, им предлагается самим попробовать заполнить таблицу и объяснить, как они это сделали.
![]() |
«Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте - рис 2» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
III вариант “Найди ошибку”
1. Цели:
2. Правила работы с таблицей:
Детям предлагается рассмотреть заполненную таблицу и найти в ней ошибку.
![]() |
«Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте - рис 3» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
Дети объясняют, что нарисован колокольчик, который не зачёркнут – это не верно, т.к. звук [п] глухой (голосок не звенит)
IV вариант “Подбери букву”
1. Цели:
2. Правила работы с таблицей:
Детям предлагается заполненная таблица, только без буквы в центре. Детям предлагается подумать, догадаться и объяснить, какая это буква может быть.
![]() |
«Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте - рис 2» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
Используя в работе по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи таблицы, о которых сказано выше, мы достигли следующих результатов:
Далее предложены некоторые варианты таблиц, используемые нами в работе.
![]() |
«1» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
![]() |
«2» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
![]() |
«3» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
![]() |
«4» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
![]() |
«5» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
![]() |
«6» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
![]() |
«7» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
![]() |
«8» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
![]() |
«9» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
![]() |
«10» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
![]() |
«11» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
![]() |
«12» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
![]() |
«13» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
![]() |
«14» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
![]() |
«15» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
![]() |
«16» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
![]() |
«17» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
![]() |
«18» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
![]() |
«19» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
![]() |
«20» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
![]() |
«21» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
Серия сообщений ".МНЕМОТЕХНИКА, МНЕМОТАБЛИЦЫ":
Часть 1 - !!!!!!!! Автоматизация звуков, звуковые таблицы
Часть 2 - АЛГОРИТМЫ в картинках Составление рассказов - описаний по схемам
...
Часть 15 - Опорные схемы для составления описательных рассказов
Часть 16 - Алгоритмы для составления рассказов о временах года
Часть 17 - !!!!!!!!! Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте
Часть 18 - Схемы для рассказывания сказок
Часть 19 - АЛГОРИТМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ -
...
Часть 25 - Что такое мнемотехника и как работать с мнемотаблицами для развития детей
Часть 26 - Времена года. Учимся составлять рассказ (АЛГОРИТМЫ составления рассказа) + КАЛЕНДАРЬ ПРИРОДЫ + + лото + загадки и карточки - распечатать
Часть 27 - Как заниматься с мнемотаблицами?
Серия сообщений "разное":
Часть 1 - Лучший способ изучения букв и обучения чтению. Игровая методика Сергея Полякова по изучению согласных
Часть 2 - ИГРЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ БУКВ С ДЕТЬМИ
Часть 3 - Что читать? От трех до пяти лет
Часть 4 - Обучение чтению - методические приёмы
Часть 5 - !!!!!!!!! Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте
Часть 6 - Учимся читать ЧИТАЕМ ТЕКСТЫ
Часть 7 - Грамматическая тетрадь №4 - прилагательные, сравнительная степень, антонимы и синонимы
...
Часть 28 - Обучение чтению с нуля - букварь-тренажер - 5-7 лет
Часть 29 - Обучение чтению с нуля - букварь-тренажер - 5-7 лет - рекомендации для родителей
Часть 30 - Обучение чтению с нуля - букварь-тренажер - 5-7 лет -