"Перо маркиза де Сада" (США, Великобритания, Германия, 2000) - ох, даже не ожидала, что этот фильм меня настолько захватит и сразу же отправится в категорию "любимых". Я ожидала увидеть что угодно, но только не такую головокружительную историю, в которой всё смешалось: смех, ужас и грусть, любовь, ненависть и разврат, вера и безверие, мудрость и безумие... Можно долго перечислять темы, на которые после него тянет поразмышлять. Персонажи бесконечно противоречивые, живые, запоминающиеся, одновременно смешные и вызывающие сочувствие.
Сюжет, конечно, является выдумкой, и не стоит по нему изучать реальную биографию маркиза. Здесь он уже стар, находится в психиатрической лечебнице и продолжает втихушку публиковать свои скандальные романы, которые расходятся, как горячие пирожки. Ему в этом помогает хорошенькая прачка Мадлен (эта роль Кейт Уинслет, пожалуй, нравится мне больше всех остальных, ей сыгранных!). С их подпольной деятельностью борется трогательный юный аббат, а так же хитрый и стремящийся к наживе врач, посланный самим Наполеоном, чтобы усмирить маркиза. Но де Сада оказывается крайне трудно сломить, он изобретает новые и новые способы продолжать заниматься любимым видом творчества, а параллельно пытается своими беседами подрывать нравственные устои всех, кому доводится с ним общаться.
Что самое впечатляющее в его образе - даже не столько бешеная сила воли, и даже не сила его одержимости сексом, и даже не одержимость писательством! - ему, при всём его собрании смертных грехов, в глубине души присуща человечность. Он пишет о пороках, и в то же время феерично высмеивает пороки, доказывая, что он, в общем-то, ничем не хуже настроенной против него кучки лицемеров. А вот те, кто в начале фильма представляют ангельское благочестие и добродетель, в результате столкновения с маркизом оборачиваются противоположной стороной, и уже начинаешь сомневаться, кто здесь главный псих и греховодник. Потрясающе сильный образ! Правда, о нём нельзя сказать: "Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо", потому что трагичный конец настигает всех героев, независимо от их моральных качеств. Жизнь всех проучила, каждому хладнокровно вынесла свой приговор, и это была именно жизнь, слепая воля судьбы, а не религиозная справедливость или какой-нибудь deus ex machina.
Самые шикарные сцены, на мой взгляд: спекталь в театре умалишенных (о, какие там правдоподобные безумцы, какой чудесный фарс, какая какофония звучит! прелесть), потом эпизод, в котором де Сад пишет свой очередной роман собственной кровью на собственных штанах и камзоле, и, наконец, сон аббата, в котором происходит его полное грехопадение - сложно даже сразу распознать, что это сон.
И диалоги, которые хочется растащить на цитаты. И масса смешных моментов вперемешку с отвратительными - два часа тебя каждые несколько минут швыряет от смеха к огорчению. Ну и, конечно, милая и ненавязчивая эротика, без которой в таком фильме никуда. Хочется встать и поаплодировать прямо перед экраном ноутбука. Люблю!
Если бы я не воображала себя грешницей, то не была бы так добродетельна в жизни. (Мадлен)
— Исключительно редкое вино из захолустной деревушки в Бардо. Там принято не мять виноград ногами, а класть его на живот юной невесте в то время, как новоиспеченный муж совершает с ней акт физической любви. Ваше здоровье.
— Это вино из наших погребов. Я узнаю его вкус.
— Надо было сказать, что это кровь Христа. Тогда бы вы мне поверили. (де Сад и аббат)
Добро пожаловать в наш уютный дурдом, доктор. Чувствуйте себя здесь как дома. (а это кто?)