Себе на заметку. Может, еще кому-то пригодится. Текст взят отсюда.
Выделила жирным шрифтом некоторые мысли, чтобы было удобнее.
"Для цикла «Не к печати» это будет несколько необычная статья, и тому есть ряд причин. Если говорить совсем откровенно, это и не статья вовсе, а публицистический очерк с личными впечатлениями об использовании чуждого метода. Это первая причина. Вторая причина заключается в следующем. Обычно, как вы знаете, в статьях цикла «Не к печати» мы говорим о писательском мастерстве. Сегодня мы сделаем исключение из правил и будем говорить не только о писательском мастерстве, но и о творчестве в общем.
Почему тогда эта статья появилась в цикле «Не к печати», спросите вы? Метод, который я опишу ниже, имеет непосредственное отношение к писательскому творчеству. Но также он имеет отношение и к любому другому виду творчества, да и к нашей «нетворческой» части жизни тоже. Я бы посоветовала ознакомиться с этим материалом не только писателям и людям искусства, работающих в других жанрах, но и людям, от искусства и творчества далёким. Кто знает, может, вы найдёте тут что-то полезное?
Начало у нас тоже будет не очень обычное (у необычной статьи должно быть необычное начало, ведь так?): я начну со своей личной истории, связанной с Утренними Страницами. Произошла эта история чуть больше пяти лет назад, и дело было так.
В то время я как раз писала «Женщину не моих снов»… о нет. Давайте будем откровенны. Я в третий раз переписывала «Женщину не моих снов». Точнее, я даже не переписывала. Я застряла на одной главе – я не преувеличиваю, крошечный кусочек в пару тысяч знаков – и не могла двигаться дальше. Что мне мешало? Это сложный вопрос, на который в двух словах не ответить. Зато можно ответить одним словом: мне мешал мой перфекционизм. О, друзья. Перфекционизм – это страшный демон! Особенно если вы – творческий человек.
Опыт, сын ошибок трудных, приходит к нам со временем. И то, что сейчас кажется смешным, раньше являлось большой бедой. Итак, я сидела над злосчастным кусочком. Настроение у меня, как водится, было плохое, и мне жизненно необходимо было кому-то пожаловаться. Что я и сделала – пожаловалась одному своему приятелю на свою тяжёлую писательскую долю. Приятель не был человеком творческим, поэтому мог меня разве что пожалеть. И вместе с парой жалостливых слов, которые были необходимы мне как воздух, прислал коротенькую ссылку. На мой вопрос «это ещё что за фигня?» он ответил: «Прочитай, тебе это, скорее всего, пригодится». Частично процитирую текст – это текст книги «Путь Художника» авторства замечательной Джулии Кэмерон. Тогда я ещё не знала, какую роль эта книга сыграет в моей жизни, и поэтому не особо напрягала внимание, когда пыталась ознакомиться с текстом.
«Чтобы восстановить творческое начало, необходимо сначала его отыскать. Я предлагаю сделать это с помощью на первый взгляд совершенно бесполезного занятия, которое называю утренними страницами. Вы будете обращаться к этому занятию каждый день на протяжении всего курса и, надеюсь, еще долго после его окончания. Я и сама так поступаю уже десять лет. Некоторые мои ученики, чей опыт не намного меньше моего, скорее перестали бы дышать, чем вести утренние страницы. <…> Что же такое утренние страницы? В самом общем виде их можно определить как поток сознания, умешенный на трех листках рукописного текста: «Эх, вот и снова утро... Писать совершенно не о чем. Хорошо бы постирать занавески. А вчера я вытащила одежду из машинки? Ля-ля-ля...». Более приземленно их можно назвать «канализацией для мозгов», ведь именно в этом и состоит их прямое назначение.<…> Утренние страницы просто не могут оказаться неправильными или плохими. Это ежедневное бумагомарание спозаранку не должно иметь ничего общего с искусством. И даже с написанием грамотного текста. Я подчеркиваю это для непишущих людей, использующих мою книгу. Такая «писанина» просто средство, инструмент. Ничего большего от вас не требуется – лишь водите рукой по бумаге и записывайте все, что приходит в голову. И не бойтесь выдать что-нибудь чересчур глупое, жалкое, бессмысленное или чудное – все пойдет в дело.<…> Утренние страницы вовсе не должны быть умными, хотя иногда это случается. Но, скорее всего, этого не произойдет, о чем никто никогда не узнает – кроме вас. Никому другому не позволено их читать, да и вам тоже не стоит. Просто настрочите три страницы и положите листки в конверт. Или переверните страницу в блокноте и не заглядывайте на предыдущие. Просто напишите три страницы... И еще три на следующее утро.<…> Иногда утренние страницы содержат красочные описания, однако чаще всего они полны негатива, будто склеены из жалости к себе, повторений, напыщенности, ребячества, злобы или монотонной бессмыслицы, а то и откровенной глупости. Вот и замечательно! <…> Вся эта чепуха, состоящая из злости и уныния, которую вы записываете по утрам, и есть то, что мешает вам творить. Переживания насчет работы, грязного белья, вмятины на машине, странного взгляда любимой – все это клубится где-то на уровне подсознания и портит настроение целый день. Выплесните все на бумагу.»
Первым делом я глянула на календарь – может, сегодня первое апреля, и надо мной пытаются пошутить? Но календарь показывал совсем другую дату. Да он надо мной издевается, подумала я. Я ему тут о том, что у меня творческий кризис и драма, а этот придурок хочет мне сказать, что всё это решится с помощью написания трёх рукописных страниц каждое утро?! Я была о нём лучшего мнения. Что тут же ему и высказала. На что мой приятель посоветовал мне попробовать – «а вдруг сработает».
В тот вечер я довольно долго сидела и размышляла над прочитанным кусочком. И меня мучили противоположные чувства. С одной стороны, скептик во мне (а скептик во мне ох какой злой!) элементарно не мог поверить в то, что несчастные три страницы, написанные от руки, могут мне чем-то помочь. С другой стороны, что-то другое (враг скептика?) говорил мне: «А чего тебе стоит попробовать? Ты просто попробуй. Максимум ничего не получится». Итак, думать мне надоело, и я решила, что утро вечера мудренее. А с утра я села и написала первую порцию утренних страниц. Дались они мне с завидной лёгкостью, но никаких особых изменений внутри себя я не почувствовала. А роман как стоял, так и продолжил стоять. Ну, может, за один день всё и не решается, подумала я. Надо будет попробовать ещё пару дней. Конечно, чепушенция это всё, но почему бы и нет?
Через пару-тройку дней я поняла, что писать утренние страницы – это не так уж чтобы весело. Поверхностный мусор из головы (рассуждаю со своей теперешней позиции, так как успела проанализировать этот феномен) уже был вынесен на бумагу, и теперь пришла пора вынесения более дальних залежей. Сказать могу разве что то, что за последующие дня два я возненавидела утренние страницы лютой ненавистью. Они напоминали мне обо всём, что я так успешно старалась засунуть поглубже и закрыть чёрной занавесочкой – только бы не тревожить этих демонов. Но демоны, будь они неладны, так и рвались на бумагу – и вырвались. Помнится, это разозлило меня настолько, что дня два-три после этого я не притрагивалась к утренним страницам. А потом во мне заговорило упрямство. И любопытство – а что же будет дальше? Демоны продолжали рваться на бумагу, настроение у меня было препоганое. Короче, всё шло своим чередом. До тех пор, пока не минуло дней десять с того момента, как я впервые открыла тетрадь для утренних страниц. А потом начались чудеса.
«Оставь роман!», сказали мне утренние страницы в первых же строчках. Это было смелое заявление, но за десять дней скептик во мне слегка поутих, и я научилась доверять утренним страницам – а заодно и себе. Ну, оставь роман – так оставь роман, пожала я плечами… в конце-то концов, у меня что, других дел нет? Пусть пока полежит. Восприняла я это спокойно, хотя несколько дней назад пришла бы в ужас при мысли о том, что мне нужно оставить роман. Но, в конце-то концов, сколько можно мучить этот несчастный отрывок? И ежу понятно, что тут нужен какой-то свежий взгляд. Или вообще никакой не взгляд. Оставить роман и начать писать новую вещь. Полежит он в папочке «Временно отложенное», и с него не убудет. Правда, при мысли о новой вещи меня разбирал нервный смех. Голова моя была пуста, в ней не было и намёка на какие-то новые идеи. Ровно до утра следующего дня.
«А почему бы тебе не взять и не написать про детство Брайана и про то, как он познакомился с Лизой?», спросили у меня утренние страницы. Если честно, я и понятия не имела, о чём буду писать, но открыла вордовский файл, поставила дату… и через часик-другой у меня уже был готов первый «кусочек» (для тех, кто читал роман – встреча в кафе). На следующий день был готов второй «кусочек». И не успела я оглянуться, как было готово целых восемь кусочков, и то была полностью законченная история.
Я могла бы свалить всё это на неожиданно пришедшее вдохновение, но вряд ли это было бы правильно, потому что со мной произошёл ряд перемен. Во-первых, писалось мне до завидного легко. До того момента я писала очень медленно, пережёвывала каждое слово, и после часа работы чувствовала себя так, будто меня скручивали в узел, а теперь наконец-то отпустили. Сейчас же после двух часов работы я не чувствовала усталости и была готова работать ещё. Во-вторых, у меня изменился стиль письма. Причём изменился не легко, почти неуловимо, а очень даже уловимо. Это замечала даже я – в те моменты, когда вычитывала черновик. Как стиль может вот так вот, внезапно, измениться? А как может измениться отношение к творчеству, и как может так резко подняться уровень творческой работоспособности? Это были вопросы без ответов, но одно я знала точно: этим я обязана утренним страницам.
Если вам кажется, что всё это выглядит притянутым за уши бахвальством, то спешу заверить вас, что это не так. Именно тогда я приобрела полезную (или не очень…) привычку выкладывать готовые части рукописи в ЖЖ. Может, часть читателей и засомневалась в том, что выложенная проза вышла из-под моего пера тогда, когда я выкладывала вышеупомянутую первую часть. Но когда я принялась за вторую часть, вопрос «что с тобой происходит?» стал одним из самых популярных. Да и могла ли я ответить на этот вопрос? Меня элементарно несло – вот как можно описать моё тогдашнее состояние. Я и представить не могла, что творческий процесс может выглядеть таким образом! Не написать сегодня вечером следующую главу (или окончание предыдущей) для меня было равносильно самому страшному наказанию: я бы просто задохнулась от количества невысказанных слов и идей, которые скопились внутри меня. Но это всё поэзия. Тогда я ещё не знала, что можно писать ещё быстрее, и, если бы кто-то сказал мне, что я смогу написать роман на двадцать пять авторских листов за девять месяцев, то я бы громко посмеялась ему в лицо. Со мной произошла ещё одна, гораздо более важная перемена. Мне начал НРАВИТЬСЯ результат моей работы.
Я и сейчас отношусь к своей прозе очень критично, но это не мешает мне хвалить себя за написанную главу или законченный роман. В ту пору я была склонна к той самой бессмысленной самокритике, которая не позволяет даже мысли о том, что я написала что-то хорошее. Если не ходить вокруг да около, я просто затюкивала себя своим же стремлением к совершенству. К слову сказать, довольно призрачному и вряд ли существующему. И, когда я наконец-то принялась за роман (я переписала его ещё раз, если можно так выразиться, но это уже не выглядело в моих глазах как невероятно тяжёлая работа), я поняла, что мне мешало. Стремление сделать всё лучше и лучше, которое не даёт двигаться дальше. Роман написан и трижды отредактирован, Брайан заимел себе парочку-троечку поклонниц. С тех пор прошло уже больше пяти лет, а я до сих пор веду утренние страницы (делала только один большой перерыв – на месяц), и уж не знаю, что может сподвигнуть меня на то, чтобы пропустить хотя бы один день.
По опыту я знаю, что не существует вещи, вдохновляющей так, как личные истории, и мне хочется верить, что моя история вдохновила кого-то из вас. И я могла бы продолжать рассказывать о чудесных переменах, произошедших со мной в период моей работы с утренними страницами, но нам нужно двигаться дальше и переходить, увы и ах, к сухонькой «научной» части нашей статьи.
Итак, что же это за зверь – утренние страницы? Утренние страницы – это три страницы рукописного текста, которые мы пишем каждое утро. Давайте рассмотрим несколько важных моментов, связанных с утренними страницами. Мы будем рассматривать их в формате «вопрос – ответ».
Где пишут утренние страницы?
Кому-то удобнее писать на отдельных листах, а потом складывать их в блокнот (см. цитату Джулии). Кому-то удобнее писать в тетради или в блокноте. Вопрос тут заключается в следующем: каким должен быть формат листов? Я ратую за формат А-4. Я пробовала вести утренние страницы на листах меньшего формата, и могу сказать, что результат не тот. Так что – формат А-4, дорогие друзья. Я веду утренние страницы в толстой тетради с плотной обложкой. Желательно выбирать для этой цели красивую тетрадь. Почему? Потому, что вам должно быть приятно открывать её. Утренние страницы не должны восприниматься как что-то тяжёлое, как какой-то непосильный труд или как что-то, что вы делаете через силу. Для этой цели можно взять разноцветные листы и красивый конверт. Ручка, которой вы пишете, должна, во-первых, нравиться вам, а, во-вторых, быть удобной для работы. Я очень люблю паркеры и гелевые ручки с тонким пером, но, к примеру, для написания писем от руки или для ведения дневника использую обычные шариковые ручки. Их удобно держать, они пишут очень мягко. И вот ещё один немаловажный момент. Написанное должно быть читабельно. Почему? Потому что утренние страницы нужно будет перечитывать. Это мы рассмотрим ниже.
Можно ли писать утренние страницы вечером?
Большое, толстое и категоричное «нет». Ваш мозг выдумает тучу оправданий: вам трудно вставать с утра, у вас нет времени… безжалостно отметайте все оправдания, потому что писать нужно с утра – и только с утра. Я пишу утренние страницы с утра за кофе – сразу же после душа и утренней зарядки. Почему с утра? Потому, что с утра мы находимся в особом психологическом состоянии. Наша голова уже начинает работать, но впечатления дня ещё не «затуманили» разум. Иными словами, наш творческий канал открыт для прочищения, а граница между сознанием и подсознанием тонка как никогда, и в таком состоянии со всеми вышеперечисленными вещами удобнее работать. Конечно, вы можете писать утренние страницы вечером. Эффект тоже будет. Но не такой эффект, которого мы достигаем, когда ведём утренние страницы с утра. Сколько бы вы ни вели утренние страницы вечером, утреннего эффекта вы не добьётесь и за десять лет. Их нужно вести с утра. И, что не менее, а, может, и более важно – ежедневно, стараясь не пропускать ни одного дня.
Неужели утренние страницы нужно вот прямо обязательно писать от руки?
Большое, толстое и категоричное «да». В этом случае мозг ваш выдумает ещё большую тучу оправданий: вы плохо и медленно пишете от руки, у вас плохой почерк… эти оправдания мы тоже безжалостно отметаем. В сети существуют сайты и программы, предназначенные для ведения утренних страниц на компьютере. Не смотрите на эти программы. Они вам не нужны. Утренние страницы ведут только от руки. И никак иначе.
Почему только от руки? Я бы посоветовала вам провести эксперимент, сравнив написанные от руки утренние страницы и утренние страницы, напечатанные на компьютере, но это займёт время. Вы, конечно, можете его провести – чтобы убедиться в том, что я была права. А пока что давайте объясним эту категоричность: почему же именно от руки и не на компьютере? Дело в том, что наша физическая оболочка неразрывно связана с нашей духовной оболочкой. Вы, скорее всего, замечали, что написанное от руки очень сильно отличается от написанного на компьютере по глубине содержания (я сейчас говорю, прежде всего, про писателей, но не только). Это не простое совпадение и не случайность, а вполне объяснимая закономерность. Наша духовная оболочка доверяет руке, а если мы практикуем рукописное письмо, то между рукой и духовной оболочкой устанавливается прочная связь, и связывает она не только духовное и телесное, как может показаться на первый взгляд.
Полагаю, большинство из вас знакомы с основами теории психоанализа профессора Фрейда. Увы, кратко изложить её у меня не получится (хотя соблазн есть), а поэтому мы коснёмся только нескольких моментов. Профессор Фрейд говорил о существовании сознания и подсознания – эти понятия уж точно знакомы большинству из нас. Согласно ряду эзотерических теорий духовности, рука – это путь к подсознанию. Недаром существует ряд упражнений «свободного рисунка» и «свободного письма». Именно они помогают наладить нашу связь с тем, что находится в подсознании. Таким упражнением для «высвобождения» подсознательного и являются утренние страницы. Это личная беседа с самими собой, и поэтому очень важно писать именно от руки. Вы можете писать на компьютере, это правда. Но, повторюсь, эффект будет не тот. Сколько бы вы утренние страницы на компьютере ни вели.
Целых три страницы рукописного текста?
Да. Ровно три страницы рукописного текста – и ни строчкой меньше. Мистическое число «три», которое в очередной раз подчёркивает мистическую природу нашего творческого начала. Кроме того, тот факт, что каждый день мы пишем фиксированное количество страниц, вырабатывает в нас полезную привычку. Такой привычкой и должны стать для вас утренние страницы.
Начерта мне вести утренние страницы, если я не писатель?
Мнение, что утренние страницы нужны только творческим людям, очень распространено. Логика тут есть: если что-то писать, то это нужно писателям. Как это поможет всем остальным? Зачем утренние страницы художникам, которые рисуют, музыкантам, которые пишут музыку? Да и вообще, если у вас в жизни всё в порядке, то зачем их вести? Тут очень важно рассмотреть два вопроса. Вопрос первый: как работают утренние страницы, что в них пишут? Вопрос второй: собственно, зачем их вести?
Джулия Кэмерон называет их «канализацией для мозгов», и, на мой взгляд, это очень точное и меткое определение. Работает это вот как. Вы встаёте с утра, открываете тетрадь с утренними страницами и пишете три страницы… всего, что приходит вам в голову. Пишете быстро, не останавливаясь. Не задумываетесь о стилистике, о смысле. Порой в одном и том же абзаце мысли скачут так, будто им дали пинка, и это нормально. Суть не в том, чтобы написать красивый текст. Суть в том, чтобы переместить на бумагу мысли, которые бродят у вас в голове. Вы не думаете, не рассуждаете, никакой рефлексии. Вы просто пишете – вот и всё. Рука записывает то, что бродит в голове на данный момент. Сейчас бродит одно, через долю секунды – другое. Всё это следует записать. И это работает именно так – и никак иначе.
Зачем их вести? Записывая эти мысли на бумаге, оставляя их в тетради для утренних страниц, вы тем самым освобождаете голову для других мыслей. Тех, которые нужнее и качественнее. В утренних страницах остаются обиды, которые никак не хотели покидать вашу голову, беспричинная злость, рассказы о предметах вашего беспокойства. Также в утренних страницах, конечно, появляются и рассказы о чём-то положительном, но будьте готовы к тому, что они по большей части будут полны негатива. И это абсолютно нормально! Более того – это хорошо. Вы учитесь жить настоящим, замечать то, что находится вокруг вас сегодня, и оставляете на бумаге то, что вам мешает. Образовавшееся пустое место заполняется полезными мыслями и идеями. Вы заметите за собой, что начнёте даже думать иначе, будете обращать внимание на другие вещи. И удивитесь – как же вы этого раньше не замечали? К этому и подводят вас утренние страницы.
Иногда вести утренние страницы очень трудно, и я с трудом могу заставить себя их писать – так они меня бесят своим содержанием!
Это хороший знак. Давайте обратимся к моей личной истории об утренних страницах. Первое время они давались мне легко, а потом наступил период, когда они начали меня нервировать. Для того чтобы понять корни этих неприятных эмоций, мы снова обратимся к психоаналитической теории.
Как известно, не всё в жизни человеческой идёт гладко. Порой нам приходится переживать неприятные моменты. А иногда эти моменты так неприятны, что лишают нас душевного равновесия. Для того чтобы справиться с такими моментами, наш организм выдумал для себя штуку, которую психоаналитики называют вытеснением. С вытеснением знаком каждый из нас, и для этого не обязательно знать о существовании термина в частности и психоанализе в общем. Иногда мы очень тяжело переживаем расставание с дорогим человеком, и в какой-то момент понимаем, что нужно жить дальше. Если бы личность человека была часовым механизмом, то и работала бы, как часы: точно, логично и правильно. Но мы таким законам противоречим. Спустя многие месяцы после того, как вы приняли решение жить дальше, вы идёте по улице, заглядываете в витрину магазина… и видите книгу, которую когда-то читали вышеупомянутому человеку вслух. Или игрушку, похожую на ту, которую он вам когда-то подарил. Порой вы даже не отдаёте себе в этом отчёт, но настроение у вас портится, а вы не можете понять, почему. Увиденное задело внутри вас какую-то струну, и старательно убранные в тёмный чуланчик подсознания неприятные эмоции дали о себе знать.
Это один из самых простых примеров. История психоанализа знала случаи, когда человек не просто не мог ответить, почему то или иное воспоминание вызывает у него отрицательные эмоции – его мозг вообще отказывался что-либо вспоминать. Так, будто события и не было вовсе – чёрная дыра. Это иногда случается и с нами. Конечно, вряд ли мы забудем имя дорогого человека. Но мы вполне можем забыть какие-то обидные слова, сказанные им, какой-то его поступок, который нас задел. Тем не менее, мы будем помнить, что эти слова или этот поступок нас очень сильно ранили, и после этого мы стали относится к этому человеку иначе. А вот почему так? Неизвестно… серая область в мозгу.
В такую же «серую область» попадают и воспоминания из нашего детства. Человек помнит себя лет с трёх-четырёх, но вряд ли вспомнит обстоятельства момента своего рождения – тут не помогут ни гипноз, ни психоанализ, потому что воспоминания эти вытеснены очень крепко, тут вмешался наш инстинкт самосохранения. Дело в том, что дети в возрасте до двух-трёх лет регулярно испытывают серьёзные стрессы, связанные с познанием окружающего мира. Психика взрослого человека не выдержала бы таких стрессов ввиду накопленного нами опыта. А маленький ребёнок, ещё не знающий, что такое жизнь, просто впитывает происходящее – и для него это не является стрессом. Стрессом это называем мы, взрослые. Точно так же человек не помнит целый ряд физических ощущений, в частности – боли, испытанной в очень раннем возрасте. Пример можно привести следующий. Когда ребёнок впервые в жизни вдыхает воздух, он начинает кричать. Кричит он от боли, потому что расправляются его лёгкие. Эту боль не выдержал бы самый крепкий взрослый человек. Воспоминания о ней были услужливо вытеснены и запрятаны глубоко-глубоко. Наша психика и наши инстинкты позаботились о нас без того, что мы об этом знаем и это осознаём.
В данном случае утренние страницы работают как наш личный психоаналитик. С одной-единственной разницей: потом нам предстоит самим побыть в роли психоаналитика и понять, что с нами происходит. Как известно, первое и главное правило психоанализа – говорить то, что приходит в голову. Именно этим мы и занимаемся, когда пишем утренние страницы.
Обычно психоаналитическое лечение – это длительный процесс. Сначала снимается «шелуха» - опять же, посмотрим мою личную историю. А потом начинается самое интересное. Шелуха уже снята, и начинается, собственно, сам процесс «вычищения творческих каналов». Точнее, вычищения места под творческие каналы. Конечно, кому будет приятно вспоминать неприятные вещи? Вчера ваш любимый человек как-то не так на вас посмотрел, но вы предпочли не обращать внимания и забыть это. А утренние страницы вам об этом услужливо напомнят. И мало того – они заставят вас рассуждать на эту тему. Для того чтобы вы сделали выводы. И для того, чтобы это не оставалось в подсознании и не портило вам тем самым жизнь, а было бы оттуда извлечено. В психоанализе процесс сопротивления вот таким вот извлечённым из подсознания «приятным» сюрпризам называется «отрицанием».
Нужно ли перечитывать утренние страницы? Если да, то как часто и на что стоит обратить внимание?
Утренние страницы нужно перечитывать раз в три месяца. Почему именно раз в три месяца? Этому существует довольно логичное объяснение, но не знаю, приходило ли это в голову Джулии Кэмерон, когда она описывала этот метод. Три месяца – это период, во время которого вы учитесь доверять утренним страницам. Вы знакомитесь с ними, учитесь им доверять, осознаёте, что ведёте их, понимаете, что это полезно и что они должны помочь вам решить ряд проблем. Если мы в очередной раз обратимся к психоанализу – на этот раз, к его практике – то немаловажно будет упомянуть о том, что психоаналитик далеко не сразу начинает обсуждать с пациентом им, пациентом, сказанное во время психоаналитических сеансов. Первое время пациент просто говорит, а психоаналитик слушает. Почему же рассказанное пациентом не обсуждается сразу? Ответ прост. Для психоаналитика очень важно установить контакт с пациентом. Если говорить языком психоанализа, должен сработать эффект перенесения. То есть, пациент должен питать к врачу тёплые чувства, доверять ему и считать его авторитетным человеком. Эта связь устанавливается в течение трёх месяцев. По прошествии трёх месяцев психоаналитик начинает обсуждать с пациентом его рассказы, анализировать их и говорить о своих выводах. Вот такая немного странная, но, по-моему, довольно логичная параллель, которую можно провести.
Ну, а каким же образом нужно перечитывать утренние страницы? Пока мы не начали перечитывать, следует предупредить на берегу: это невесёлое занятие, и вполне вероятно, что оно испортит вам настроение. Тем не менее, вам следует перечитать их.
Для работы нам понадобятся маркер (желательно, двух цветов), ручка и лист бумаги. Мы садимся поудобнее и начинаем читать. На что необходимо обратить внимание?
1. Стоящие идеи. Я отмечаю их маркером, но их можно и вкратце выписывать на лист бумаги. Кому как удобнее.
2. Повторяющиеся мотивы. Их лучше отметить маркером, а на листе бумаги указать (кратко), что это за мотивы.
3. Показавшиеся вам важными мысли и моменты.
Особое внимание следует обратить на описки. Я советую ничего не зачёркивать, а просто писать в скобках то, что вы имели в виду. Дело в том, что описки нужно анализировать отдельно. И желательно выписывать их все в контексте предложения. Может, никаких ассоциаций это у вас не вызовет, а, может, какие-то выводы вы сделаете. Я выписываю всё это, и можно потом вернуться к спискам – может, что-нибудь вспомнится. Листы с выписками и заметками следует вкладывать в тетрадь или блокнот, если вы пишете в тетради или блокноте, или в конверт, если вы пишете на листах, а потом складываете их в конверт.
Давайте подведём итог нашего длинного повествования. Утренние страницы, на мой взгляд – это очень важный инструмент не только в жизни творческого человека, но и в жизни людей, которые с творчеством не связаны. В заключение можно сказать только одну вещь. Многие люди, начинающие вести утренние страницы, осознают, что творчество – это неотъемлемая часть нашей жизни. Часто бывает, что после пары месяцев ведения утренних страниц из воздуха рождаются стихи и рассказы, появляются первые рисунки и музыкальные произведения. Так что порой вещи, кажущиеся нам глупыми и лишёнными логики, меняют нашу жизнь."