[показать]
Императорский дом Романовых обладал огромным количеством драгоценностей, которые собирались не одним поколением царской семьи. Помимо драгоценностей «казны», каждая семья имела собственные сокровища, которые коллекционировались, передавались по наследству или дарились внутри семьи. Над их исполнением трудились ведущие ювелирные дома России и Европы – Faberge, Bolin, Cartier и др.
Не хуже, чем ювелирные коллекции царского дома, были коллекции представителей знатных дворянских семей – Нарышкиных, Палей, Шереметьевых. В 1925 году большевики нашли потайную комнату во дворце Юсуповых, где среди картин и столового серебра находилась огромная коллекция драгоценностей, состоящая из 25 колье, 255 брошей, 13 диадем, 42 браслетов; здесь же была скульптура из серебра, 200 чарок и даже скрипка Страдивари. [показать]
Сокровища императорского дома Романовых, изъятые большевиками
Приключениям произведений ювелирного искусства царского двора могут позавидовать голливудские сценаристы и писатели детективов
. Я хотел бы рассказать своему читателю только одну – историю сапфировой тиары Великой Княгини Марии Павловны. [показать]
Императрица Александра Федоровна, супруга Николая II, и члены императорской семьи Романовых
В 1825 году русский император Николай I подарил тиару с сапфирами своей супруге Александре Федоровне, в честь их восшествия на Российский престол. Тиару дополняла великолепная сапфировая брошь с подвесками. [показать]
Александра Федоровна — урожденная принцесса Фpедеpика-Луиза-Шаpлотта-Вильгельмина, дочь прусского короля Фридриха Вильгельма III и его супруги королевы Луизы, вела активную светскую жизнь. Была покро-вительницей Императорского женского патриотического общества и Елизаветинского института. Сапфировая тиара была не един-ственным дорогим подарком супруга, на один из юбилеев императрица получила в подарок дворцово-парковый ансамбль Александрия в Петергофе с коттеджем в английском стиле. В ее честь был назван Александринский театр.
Следующим владельцем тиары стал внук Александры Федоровны, третий сын Александра II, дядя императора Николая II, великий князь Владимир Александрович. Тиара стала подарком супруге великого князя – великой княгине Марии Павловне, урожденной принцессе Марии-Александрине-Елизавете-Элеоноре Мекленбург-Шверинской, при дворе ее сравнивали с Екатериной II. [показать]
Балы, которые устраивала Мария Павловна, чуть ли не затмевали блеском царские балы в Зимнем дворце, приемы в загородном дворце, неподалеку от Петергофа, отличались восточной роскошью, а салоны группировали вокруг себя великосветские и иностранные дипломатические круги. Великая княгиня владела огромным количеством драгоценностей, собирала их со знанием дела. Особенную слабость питала к бриллиантам и сапфирам. Ее собрание считалось вторым после коллекции вдовствующей императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III. [показать]
Великая княгиня Мария Павловна в окружении родных на костюмированном балу 1903 года
После смерти супруга в 1909 году великая княгиня Мария Павловна решает обновить старую сапфировую тиару, и заказывает ювелирному дому Cartier переделать тиару и брошь в новую, более современную форму. Результат работы можно увидеть на картине художника Кустодиева, где княгиня изображена в обновленной тиаре и броши.
Февральская революция 1917 года вынуждает Марию Павловну покинуть неспокойную столицу. Она надеется переждать волнения в Кисловодске, и еще не подозревает о том, что уже никогда не вернется ни в Санкт-Петербург, ни во Владимирский дворец. В Кисловодске при временном правительстве она оказывается под домашним арестом вместе с младшим сыном Андреем Владимировичем. В начале 1920 года княгине вместе с сыном и его гражданской женой балериной Кшесинской, удалось эмигрировать из Новороссийска на итальянском судне в Венецию, и спустя некоторое время обосноваться на южном берегу Франции.
Пока Мария Владимировна пыталась выбраться из революционной России, ее огромная и знаменитая коллекция оставалась лежать спрятанная в сейфе во Владимирском дворце в Санкт-Петербурге. [показать]
Мария Павловна в окружении детей
Дальнейшая история сапфировой тиары напоминает сюжет из голливудского фильма. После октябрьской революции 1917 года почти все великокняжеские дворцы, да и просто богатые особняки были разграблены. Их владельцы бежали за рубеж. Дорогостоящая мебель, картины, драгоценности продавались на аукционах Европы и Америки. Владимирскому дворцу повезло, он был отдан Ленинградскому дому ученых. Это и помогло сохранить и сам дворец, и его уникальные интерьеры.
Напомню, что у Марии Павловны были колоссальные связи с дипломатами и иностранными представительствами в Санкт-Петербурге. Одним из близких друзей княгини был агент британской разведки Альберт (Берти) Стопфорд, который еще в дореволюционное время доставлял частную корреспонденцию английского короля Георга V императору Николаю II, занимаясь одновременной оценкой и продажей антиквариата и драгоценностей.
Вместе с Марией Павловной в Кисловодске им был разработан план похищения драгоценностей прямо из-под носа временного правительства и большевиков. Летом 1917 года в одежде рабочего Альберт Стопфорд проник во Владимирский дворец со стороны Миллионной улицы, который охранялся Временным правительством. Апартаменты великой княгини находились на втором этаже: гостиная в стиле Людовика XVI, кабинет, будуар в мавританском стиле, опочивальня и еще четыре помещения. Лично от Марии Павловны в Кисловодске Берти получил точные инструкции о двери, ведущей в тайную комнату – будуар княгини, где и находились драгоценности – настоящий клад из 244 предметов ювелирной работы отменного качества, стоимостью в несколько десятков миллионов фунтов стерлингов. И среди них историческая сапфировая тиара. Благодаря всё тем же связям в дипломатических кругах драгоценности удалось тайно вывезти из советской России во Францию, где они и воссоединились с княгиней.
В августе 1920 года Великая княгиня Мария Павловна умерла. Свою знаменитую коллекцию она завещала детям. Причем, по роду камней. Кириллу — жемчуг, Елене — бриллианты, Борису — изумруды, Андрею — рубины. Многие украшения были проданы ювелирным домам, американским миллионерам и представителям королевских семей. Изумруды княгини при посредничестве Cartier были проданы наследнице Вулвортов Барбаре Хаттон. Владимирская тиара, история которой заслуживает отдельной статьи, была приобретена английской королевой Мэри в 1921 году. Сегодня ее носит нынешняя королева Елизавета II, часто меняя жемчуг на изумруды. А многое носят внуки и правнуки Марии Павловны. [показать]
Но вернемся к сапфировой тиаре. Для поддержания достойной жизни в эмиграции Мария Павловна вынуждена продать часть драгоценностей, среди которых была и сапфировая тиара. И новой владелицей шедевра ювелирного искусства стала королева Румынии Мария Мисси. [показать]
Королева Мария была старшей дочерью принца Альфреда, герцога Эдинбургского и великой княжны Марии Александровны Романовой. Поэтому можно сказать, что тиара осталась в доме Романовых.
Королевой Мария стала еще в 1914 году, но из-за войн и смут коронацию перенесли. И в 1922 году сапфировая тиара украшала голову молодой королевы на неофициальной части коронации.
Румынская королева носила тиару вместе с огромным сапфиром на длинной цепи из мелких бриллиантов. Впервые о сапфире узнали в 1913 году, когда он прошел огранку у ювелиров Сartier. Камню предали форму подушки в 478 карат. Король Фердинанд приобрел этот сапфир на выставке Сartier в 1919 году для супруги Марии. Он заплатил за ювелирный шедевр 3 375 000 французских франков. [показать]
Королева Румынии Мария в сапфировой тиаре и сапфире Cartier на коронации
Не имея румынского происхождения, королева Мария сделала для Румынии больше чем румынские короли для своей отчизны. Она принимала активное участие в политике и планах войны. В 1919 году королева Мария представляла Румынию на подписании Версальского мирного договора, который возвращал Румынии территории, захваченные во время войны. Во время первой мировой войны Мария была медсестрой и написала книгу «Моя страна», чтобы оказать финансовую помощь организации Красного Креста. В старости королева Мария подарила Тиару своей дочери Илеане, а сапфир на подвеске — внуку, королю Михаю. [показать]
Илеана Румынская — (Её Императорское и Королевское Высочество, Илеана, эрцгерцогиня Австрии, принцесса Тосканы, принцесса Румынии – ее полное имя) вышла замуж за эрцгерцога Антона Габсбурга Австрийского, принца Тосканы. На свадьбе у невесты была сапфировая тиара. На юбилейные торжества короля Великобритании Георга V Илеана тоже надевала русскую тиару.
Некоторое время тиара находилась на хранении в Банке Великобритании, но с началом второй мировой войны вернулась к своей владелице в Австрию. В 1944 году Илеана с семьей вернулась в Румынию, в замок Бран. Принцесса работала медсестрой в больнице, которую назвала в честь матери – королевы Марии, и тиару носить было некуда, да и незачем.
После того как Михай I отрёкся от престола, Илеана и её семья были изгнаны из новой коммунистической Румынии. Они бежали на поезде в Россию, откуда перебрались в Швейцарию, затем переехали в Аргентину, а после в США. Несмотря на многочисленные сложности и лишения Илеана сохранила семейную ценность, тиара сопровождала ее во всех путешествиях и переездах.
Принцесса Илеана внесла огромный вклад в поддержание православия во Франции, Румынии и Штатах. В возрасте 81 года посетила Румынию в 1990 году. До самой смерти служила в монастыре в качестве игуменьи. А сапфировая тиара все-таки ушла с молотка в США еще в 1950 году, покупатель неизвестен. [показать]
Думаю, что еще рано ставить точку в истории тиары с сапфирами, если ее нынешние владельцы, конечно, не разобрали и не продали ее по частям. Сегодня эта тиара не просто произведение высокого ювелирного искусства, это исторический памятник, который видел торжество и гибель великих династий, мужество, благородство и стойкость носивших ее дам, а главное – она свидетель непростых и бурных двух веков европейской истории.