• Авторизация


Без заголовка 05-12-2013 19:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Оксана_Лютова Оригинальное сообщение

Пётр I (1672-1725) в живописи. (часть 4)

А. Прохоров.
Царь Пётр отмечает часового, не покинувшего свой пост в наводнение 9 сентября 1703 года.
[показать]

А. Н. Бенуа.
Петербургская улица при Петре I.
[показать]
«Когда народ встречался с царем, - читаем мы в «Истории Петра» под 1703 годом, - то по древнему обычаю падал перед ним на колена. Петр Великий в Петербурге, коего грязные и болотистые улицы не были вымощены, запретил коленопреклонение, а как народ его не слушался, то Петр Великий запретил уже сие под жестким наказанием, дабы пишет Штелин, народ ради его не марался в грязи».

Илья Фейнберг. Читая тетради Пушкина. Москва, «Советский писатель». 1985.

* * *

"Подзорный дворец", построенный Петром Великим в устье Фонтанки для наблюдения за входящими в Неву кораблями.
[показать]
Николай Иванович Домашенко.
Лик основателя.
2001.
[показать]
Неизвестный художник.
Пётр I.
[показать]
С основанием Петербурга пролегла извилистая сухопутная дорога между обеими столицами, тянувшаяся верст на 750. По этой дороге даже иностранные послы недель в 5 добирались из Москвы до Петербурга вследствие грязи и поломанных мостов, дней по 8 дожидались лошадей на станциях. Петр хотел выпрямить этот путь, сократив его верст на 100 слишком, построил уже 120 верст новой дороги от Петербурга, но потом бросил ее, не сумев справиться с новгородскими лесами и болотами. Трудность сухопутных сообщений обращала мысль на русскую реку, и Петр с удивительной силой внимания изучал эту единственную в мире сеть вечно движущихся и не требующих ремонта шоссейных дорог, какую природа дала русской торговле в бассейнах русских рек. В уме Петра много лет складывался великолепный план канализации этих столь остроумно расчерченных природой бассейнов.

В. О. Ключевский. Русская история. Москва, «Эксмо». 2005.

* * *

Неизвестный художник.
Пётр Перый в бурю на Ладожском озере.
[показать]
С основанием Петербурга, естественно, возникла мысль связать новую столицу водным путем с внутренними областями. Сесть в лодку на Москве-реке и высадиться на Неве без пересадки стало мечтой Петра. Со сведущим крестьянином Сердюковым он исходил глухие смежные места новгородского и тверского края, обследовал реки и озера и приступил к устройству Вышневолоцкой судоходной системы, прорыв канал, связавший приток Волги Тверцу с рекой Цной, которая, образуя своим расширением озеро Мстино, выходит из него под названием реки Мсты и впадает в Ильмень. В 1706 г. 4-летняя работа, веденная 20 тысячами рабочих, была окончена; но лет через десять каменный шлюз по небрежности надзора занесло песком, и с трудом удалось расчистить путь. Движение судов по этому водному пути, установившему сообщение Волги с Невой. затруднялось бурным Ладожским озером, причинявшим судоходству большие потери.

В. О. Ключевский. Русская история. Москва, «Эксмо». 2005.

* * *

Николай Зауервейд.
Пётр I усмиряет ожесточенных солдат своих при взятии Нарвы в 1704 году.
[показать]
В 1704 году, когда Нарва по долговременной осаде наконец была взята штурмом, раздраженные российские солдаты не могли быть удержаны от грабежа, пока сам государь прибежал к ним с обнаженной шпагой, некоторых из них заколол и таким образом остановил их ярость и привел в надлежащий порядок. Потом Петр вошел в замок, куда был приведен к нему шведский комендант Горн. Государь в гневе дал ему пощечину и сказал:
- Ты, ты один виноват в том, что столько пролито крови без всякой нужды! Тебе давно бы уже должно было выставить белое знамя, когда ты не мог надеяться на помощь и не имел иного способа к защите города. – Потом, бросивши на стол окровавленную шпагу, сказал: - Вот моя шпага, она отмечена не шведскою, но российскою кровью. Я удержал ею собственных солдат от насильства и грабежа в городе, чтобы избавить бедных граждан от кровопролития, которому они без нужды подвержены были безрассудным твоим упорством.

Алексей Каретников. Из жизни Петра Великого. «Смена» №9 1995.

* * *

Пётр I в 1709 году.
Рисунок середины XIX века.
[показать]
А. Ф. Зубов, П. Пикарт.
Пётр I. Фрагмент гравюры «Баталия Полтавская».
[показать]
Ход войны. …Но и Карл оставался верен своему правилу – выручать Петра в трудные минуты: это были два врага, влюбленные друг в друга. Когда король, пройдя литовские болота, в июле 1708 г. занял Могилев, Петру предстояло не допустить, чтобы Карл, истративший без толку весь 1707 год, соединился со своим генералом Левенгауптом, везшим из Ливонии военные припасы и продовольствие Карлу, которому было нечего есть и нечем стрелять. Соединившись с Левенгауптом, Карл был бы непобедим. Но направлявшийся к Смоленску король круто повернул на юг в хлебосольную Малороссию, где его ждал бесполезный предатель Петра гетман Мазепа, и головой выдал Петру Левенгаупта, который 28 сентября был разбит при деревне Лесной на Соже 14 тысячами русских и потерял две трети своей 16-тысячной дивизии со всем, что вез королю, в том числе и шведскую непобедимую самоуверенность…
…под Полтавой девятилетний камень свалился с плеч Петра: русское войско, им созданное, уничтожило шведскую армию, т. е. 30 тысяч отощавших, обносившихся, деморализованных шведов, которых затащил сюда 27-летний скандинавский бродяга. Петр праздновал Полтаву, как великодушный победитель, усадил за свой обеденный стол пленных шведских генералов, пил за их здоровье, как своих учителей, на радостях позабыл преследовать остатки разгромленной армии, был в восторге от гремевшего красным звоном панегирика, какой в виде проповеди произнес ему в киевском Софийском соборе префект духовной академии Феофан Прокопович. Но победа 27 июня не достигла своей цели, не ускорила мира, напротив, осложнила положение Петра и косвенно затянула войну.
Лесная и Полтава показали, что Петр одинокий сильнее, чем с союзниками, а ближайшим следствием Полтавы было возрождение прежней коалиции, разбитой Карлом… Силы Петра начали рассыпаться. Внимание его перекидывалось из стороны в сторону. Военные успехи русских подняли на ноги французскую дипломатию, которая вместе с Карлом вовлекла Петра в новую войну с Турцией. С излишним запасом надежд на турецких христиан, пустых обещаний со стороны господарей молдавского и валахского и со значительным количеством собственной полтавской самоуверенности, но без достаточного обоза и изучения обстоятельств, Петр летом 1711 г. пустился в знойную степь с целью не защитить Малороссию от турецкого нашествия, а разгромить Турецкую империю и на реке Пруте получил еще новый урок, будучи окружен впятеро сильнейшей турецкой армией, едва не был взят в плен и по договору с визирем, потеряв все плоды своих 16-летних воронежских, донских и азовских усилий и жертв…
Все усилия теперь обратились к Балтийскому морю. Петр усердно помогал союзникам вытеснять шведов из Германии, в 1714 г. со своим подраставшим балтийским флотом разбил при Гангуде шведский флот, старого хозяина Балтийского моря, и в два года завоевал один всю Финляндию. На его беду, к нему в союзники поступили тогда еще Бранденбург и Ганновер, курфюрст которого только что стал английским королем, а у Петра зародился новый спорт, охота вмешиваться в дела Германии. Разбрасывая своих племянниц по разным глухим углам немецкого мира, выдав одну за герцога курляндского, другую за герцога мекленбургского, Петр втягивался в придворные дрязги и мелкие династические интересы огромной феодальной паутины, опутывавшей великую культурную нацию… Так, главная задача, ставшая перед Петром после Полтавы, - решительным ударом на Балтийском море вынудить мир у Швеции, - разменялась на саксонские, мекленбургские и датские пустяки, продлившие томительную 9-летнюю войну еще на 12 лет. Кончилось все это тем, что Петру пришлось разделывать собственное дело, согласиться на мир с Карлом XII, обязавшись помогать ему в возврате шведских владений в Германии, отнятию которых он сам больше других содействовал, и согнать с польского престола своего друга Августа, которого так долго и платонически поддерживал.
Но судьба еще раз посмеялась над Петром. По смерти Карла, застреленного в 1718 г. под норвежской крепостью Фридрихсгаллем, шведы помирились с союзниками Петра, который опять остался глаз на глаз со своим врагом и опять, как под Полтавой, одинокий, нанес ему решительный удар двукратной опустошительной высадкой в Швецию (1719 и 1720 гг.). Ништадтский мир 1721 г. положил запоздалый конец 21-летней войне, которую сам Петр называл своей «трехвременной школой», где ученики обыкновенно сидят по семи лет, а он, как туго понятливый школьник, засиделся целых три курса, все время цепляясь за союзников, страшась одиночества, и только враги-шведы открыли ему, что вся Северная война велась исключительно русской силой, а не силой союзников.

В. О. Ключевский. Русская история. Москва, «Эксмо». 2005.

* * *

Ф. Бегагль, И. Кобыляков.
Пётр I на фоне Полтавского сражения.
Шпалера по картону Л. Каравакка.
[показать]
В войне, которую Петр вел против шведских завоевателей, решалась судьба русского народа и государства: исторический канун Полтавы охарактеризован Пушкиным в «Истории Петра» следующими глубоко выразительными строками:
«Петр, желая мира, предлагал оный Карлу… На сие Карл ответствовал: о мире буду с царем говорить в Москве, взыскав с него 30 миллионов за издержки войны. Министры шведские объявили намерение короля свергнуть Петра с престола, уничтожить регулярное (русское. – И. Ф.) войско и разделить Россию на малые княжества. Генерал Шпар был назначен уже московским губернатором и хвалился, что они русскую чернь… не только из России, но со всего света плетьми выгонят. Известен, - пишет Пушкин, - отзыв Петра: - Брат мой Карл хочет быть Александром – etc.» (то есть брат мой Карл хочет быть Александром Македонским). Но он, сказал Петр, не найдет во мне Дария (царство которого разрушил Александр).
Пушкин пишет здесь о том самом шведском генерале (Спарре), несостоявшемся московском губернаторе, о котором потом заметит, что тот бежал с Карлом XII и несколькими сотнями драбантов после полтавского разгрома в Турцию.

Илья Фейнберг. Читая тетради Пушкина. Москва, «Советский писатель». 1985.

* * *

Луи Каравакк.
Пётр I в Полтавской битве.
1718.
[показать]
Сам Пётр участвовал в битве [Полтавской], не избегая опасности: одна пуля прострелила ему шляпу, другая попала в седло, а третья повредила золотой крест, висевший у него на груди. В это-то время, ободряя своих воинов, он сказал знаменитые слова: «Вы сражаетесь не за Петра, а за государство, Петру вручённое… а о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия, слава, честь и благосостояние её!»

Н. И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Санкт-Петербург. «Весь». 2005.

* * *

Пётр I водружает крест на месте погребения павших воинов, 28 июня 1709 г.
[показать]
А. Прохоров.
Царь Пётр в присутствии князя Меншикова возвращает шпагу пленённому в битве под Полтавой фельдмаршалу Реншильду.
[показать]
Пётр I после Полтавской победы возвращает пленным шведским генералам шпаги. 1709 год.
Из книги: Школьная энциклопедия. История России 18-19 вв. Москва, 'ОЛМА-ПРЕСС Образование'. 2003.
[показать]
Иоганн Готфрид Таннауер.
Пётр I в Полтавской битве.
1710-е.
[показать]
- Ага, а вот мы добрались и до нашего Петра Великого. Большевик на троне, которого современники называли антихристом. У Петра был сводный брат Иван – полуидиот, который умер сумасшедшим паралитиком, но дочь которого потом правила Россией как императрица Анна Иоанновна… У Петра были характерные судороги лица, нервный тик, что является внешним индикатором нервных болезней.
- По сути дела Петр Великий был двуполый… Первым гомосексуальным наставником Петра был швейцарский искатель приключений Франц Лефорт. Сегодня его имя носит знаменитая Лефортовская тюрьма, куда мы сажаем теперь наших диссидентов и прочих искателей приключений. Лефорт подобрал на улице мальчишку Алексашку Меншикова, который торговал на улице не только пирожками, но и своим задом. Потом Лефорт уступил этого мальчишку Петру, который дал Алексашке официальный придворный титул спальника. То есть человек, прислуживающий царю в спальне. Хм-м. Потом из этого спальника получился первый собутыльник и правая рука Петра, фельдмаршал и светлейший князь Меншиков.
- Своих сестер, Софию и Марфу, а также свою первую жену Евдокию Петр загнал в монастырь. Сын Петра от этой Евдокии, царевич Алексей, был немножко кретином, даже по виду, и Петр загнал его в гроб. Сын этого злосчастного царевича Алексея, Петр 2-й, тоже уродился неудачником и умер в возрасте 15 лет. Явно дефективным был и второй внук Петра Великого, сын его дочери царевны Анны, Петр 3-й, неудачливый муж Екатерины Великой, которая помогла ему умереть.
- Больше всего Петр Великий воевал со шведским королем Карлом 12-м, тоже гомо. Воевать они начали в 1700 году, когда Петру было 28 лет, а Карлу 18 лет. Если Петр был как бы двуполым (33% д-ра Кинси), то Карл был полным гомо (4% д-ра Кинси) и всю свою жизнь только тем и занимался, что воевал – пока его самого не убили. Итак, два царственных педермота развлекаются, а десятки тысяч солдат убивают друг друга.

Г. Климов. Протоколы советских мудрецов. Ростов-на-Дону, «Феникс». 1994.

* * *

Триумфальный вход Петра I с войском после победы под Полтавой. 1709 год.
Из книги: В. О. Ключевский. Русская история. Москва, 'Эксмо'. 2005.
[показать]
Неизвестный художник.
Аллегория Полтавской победы. Апофеоз Петра I.
Начало 1710-х.
[показать]
А. Орловский.
Пётр I.
[показать]
Василий Худояров.
Император Пётр I за работой.
[показать]
Когда Петр увидел, что чухонские крестьяне плетут лапти много хуже русских, он приказал прислать в Петербург из Новгородской и Казанской губерний, откуда всякий год вывозимо было великое множество лаптей в другие провинции на продажу, несколько лучших лапотников и отправил их в Выборг к тамошнему губернатору. Оттуда лапотники разосланы были по финляндским селам и под смотрением сельских священников должны были учить тамошних мужиков плести лапти. Пасторы, обязанные всякий месяц рапортовать выборгскому губернатору об условиях учения, получали от него небольшую сумму денег, из которых выдавали каждому учителю по рублю на неделю.
Таким образом, финляндские крестьяне в несколько месяцев научились плести хорошие и прочные лапти. Так исполнялось желание государя, чтоб его новые подданные предохраняли себя от болезней, которые прежде обыкновенного бывали между ними от худой обуви.

Алексей Каретников. Из жизни Петра Великого. «Смена» №9 1995.

* * *

Неизвестный художник.
Портрет Петра I.
[показать]
Максим Никифорович Воробьёв.
Исаакиевский собор и памятник Петру I в Санкт-Петербурге.
1844.
[показать]
История собора [Исаакиевского в Санкт-Петербурге] восходит ещё к 1710 г., когда в честь Петра I возле Адмиралтейства появилась небольшая церковь, названная Исаакиевской, так как день рождения царя (30 мая) совпал с днем поминовения святого Исаакия Далматского. Эта церковь вскоре обветшала, и в 1717 г. Заложили новую, каменную, недалеко от Невы, где позднее установили «Медного всадника».

Л. П. Тихонов. Музеи Ленинграда. Ленинград, «Лениздат». 1989.

* * *

Пётр I при Пруте. 1711 год.
Из книги: В. О. Ключевский. Русская история. Москва, 'Эксмо'. 2005.
[показать]
Когда в 1711 году на реке Прут, окруженный 10 000 турок, Петр оказался заперт в собственном лагере и не мог ниоткуда получать провианту, а кроме чуда, ничто не могло вызволить его и армию из создавшегося положения, он сел в палатке своей писать письмо, запечатав которое, приказал позвать одного из вернейших своих офицеров и спросил его, надеется ли он пройти через турецкое войско, чтобы доставить письмо в Петербург. Офицер, которому все дороги и проходы в тамошних местах были известны, уверял государя, что он не сомневается пройти, его величество может в том на него положиться и что он достигнет Петербурга. Положившись на такое уверение, государь отдал ему собственноручное письмо с надписью «В Правительствующий Сенат в Санкт-Петербурге», поцеловал его в лоб и сказал: «Ступай же с Богом».
Офицер в девятый день прибыл благополучно в Петербург и отдал письмо в полном собрании Сената. Но в какое удивление пришли сенаторы, когда прочли царское письмо такого буквально содержания: «Уведомляю вас, что я со всею армиею без всякой вины или неосмотрительности с нашей стороны, единственно по полученным ложным известиям, окружен со всех сторон турецким войском, которое вчетверо наших сильнее, и лишен всех способов к получению провианта, так что без особенной Божией помощи ничего иного предвидеть не могу, так что со всеми нашими людьми погибну либо взят буду в плен. В последнем случае не почитайте меня царем и государем своим и не исполняйте никаких приказаний, какие тогда, может быть, от меня были бы к вам присланы, хотя бы они и собственно моею рукою были писаны, пока я сам не возвращусь к вам. Если ж я погибну и вы получите верное известие о моей смерти, то изберите достойнешего из вас моим преемником».

Алексей Каретников. Из жизни Петра Великого. «Смена» №9 1995.

* * *

Михаил Матвеевич Иванов.
Пётр I на реке Пруте.
1804.
[показать]
Неизвестный художник.
Портрет Петра I.
[показать]
Борис Александрович Фогель.
Пётр I.
Гравюра с оригинала Я. Купецкого.
1711.
[показать]
Русский народ видел в своём царе противника благочестия и доброй нравственности; русский царь досадовал на свой народ, но настойчиво хотел заставить его силою идти по указанной им дороге. Одно давало ему надежду на успех: старинная покорность царской власти, рабский страх и терпение, изумлявшее всех иноземцев, то терпение, с которым русский народ в прошедшие века выносил и татарское иго, и произвол всяких деспотов. Пётр понимал это и говорил: «С другими европейскими народами можно достигать цели человеколюбивыми способами, а с русскими не так: если б я не употреблял строгости, то бы уже давно не владел русским государством и никогда не сделал бы его таковым, каково оно теперь. Я имею дело не с людьми, а с животными, которых хочу переделать в людей».

Н. И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Санкт-Петербург. «Весь». 2005.

* * *

А. Ф. Зубов.
Портрет Петра I. Фрагмент.
1712.
[показать]
Свадьба Петра и Екатерины. 1712 год.
[показать]
Неизвестный художник.
Портрет Петра I и Екатерины I.
[показать]
Х. А. Вартман.
Пётр Великий, Первый русский император.
С оригинала Таннауера.
1714.
[показать]
«Если лимонов свежих будет много, половину осолить, а другую натереть на сахар, искрошивши, всыпать в бутыли, а нутрь изрезать и пересыпать сахаром же в ставики; а каково делать, и тому послал в образец. А буде мало будет, все зделать в лимонат…»
Это писал 29 августа 1694 г. Пётр I по поводу поступления на царский двор фруктов.
Пётр был бережлив в личных расходах и до мелочей вникал в каждое дело – в том числе кухмистерское…
Для Петра I до конца жизни было характерно отсутствие изысканных манер. Западноевропейские мемуаристы отмечали, что за обедом не пользовался салфеткой и, например, мог собственной рукой подать курицу священнику, приглашённому к столу, как это было на курорте в Спа в 1717 году…
Пётр мог оценить хорошо приготовленные блюда, но не отличался гастрономическими излишествами, был неприхотлив: любил кислые щи, каши, ветчину, студень, жаркое, солонину, паштет, солёные огурцы, зелёный горошек, соусы с пряностями. В этом перечне явно преобладают продукты и блюда традиционной русской кухни. «Шти да каша с ветчиною жидкая, а иногда густая с салом. А неделю (в воскресенье то есть) и в праздники – пироги, кисель, блины, молоко, опять шти и опять каша», - перечисляются рекомендуемые блюда в «Домострое».

Марина Бабаева. Пётр I вилку не любил. «Аргументы и факты».

* * *

Пётр I.
Из книги: В. О. Ключевский. Русская история. Москва, 'Эксмо'. 2005.
[показать]
Портрет Петра Великого.
Гравюра с картины Беннера.
[показать]
Впрочем, пижонов Петр тоже не очень-то жаловал. «Дошло до нас, - писал он в одном из указов, - что сыны людей именитых в гишпанских штанах и камзолах по Невскому щеголяют предерзко. Господину губернатору Санкт-Питербурха указую: впредь оных щеголей вылавливать и бить кнутом по ж .., пока от гишпанских штанов зело препохабный вид не останется»).

Василий Белов. Лад. Москва, «Молодая гвардия». 1982.

* * *

Иван Никитич Никитин.
Пётр I на фоне морского сражения.
1715.
[показать]
Луи Каравакк.
Пётр I, командующий четырьмя соединёнными флотами в 1716 году.
1716.
[показать]
Андрей Григорьевич Овсов.
Портрет Петра I.
[показать]
Голландские картины появились на берегах Невы в 1716 г., задолго до того, как был основан музей. В этом году для Петра I в Голландии было приобретено более ста двадцати картин, а вслед за тем почти такое же количество полотен куплено в Брюсселе и Антверпене. Несколько позже английские купцы прислали царю ещё сто девятнадцать произведений. Любимыми сюжетами Петра I были сцены из жизни «голландских мужиков и баб», среди любимых художников – Рембрандт.

Л. П. Тихонов. Музеи Ленинграда. Ленинград, «Лениздат». 1989.

* * *

Иван Никитич Никитин.
Портрет Петра I.
1717.
[показать]
Якоб Хубракен.
Портрет императора Петра Первого.
Гравюра по оригиналу Карла Моора.
1718.
[показать]
Другой портрет написан голландцем Карлом Моором в 1717 г., когда Петр ездил в Париж, чтобы ускорить окончание Северной войны и подготовить брак своей 8-летней дочери Елизаветы с 7-летним французским королем Людовиком XV.
Парижские наблюдатели в том году изображают Петра повелителем, хорошо разучившим свою повелительную роль, с тем же проницательным, иногда диким взглядом, и вместе политиком, умевшим приятно обойтись при встрече с нужным человеком. Петр тогда уже настолько сознавал свое значение, что пренебрегал приличиями: при выходе из парижской квартиры спокойно садился в чужую карету, чувствовал себя хозяином всюду, на Сене, как на Неве. Не таков он у К. Моора. Усы, точно наклеенные, здесь заметнее, чем у Кнеллера. В складе губ и, особенно в выражении глаз, как будто болезненном, почти грустном, чуется усталость: думаешь, вот-вот человек попросит позволения отдохнуть немного. Собственное величие придавило его; нет и следа ни юношеской самоуверенности, ни зрелого довольства своим делом. При этом надобно вспомнить, что этот портрет изображает Петра, приехавшего из Парижа в Голландию, в Спа, лечиться от болезни, спустя 8 лет его похоронившей.

В. О. Ключевский. Русская история. Москва, «Эксмо». 2005.

* * *

Григорий Семёнович Мусикийский.
Семья Петра I в 1717 году.
[показать]
Неизвестный художник.
Портрет Петра I.
[показать]
Пётр Белов.
Пётр I и Венера.
[показать]
Иоганн Koprtzki.
Петр Великий.
[показать]
Среди великих людей прошлого был один удивительный человек, который, не будучи профессиональным учёным, тем не менее был лично знаком со многими выдающимися естествоиспытателями на рубеже XVII-XVIII веков.
В Голландии он бывал на лекциях знаменитого химика, ботаника и врача Г. Бургаве (1668-1738), того самого, который первым стал применять в медицинской практике термометр. С ним он осматривал экзотические растения Лейденского ботанического сада. Тамошние учёные показывали ему в Дельфте только что открытые «микроскопические объекты». В Германии этот человек встречался с президентом Берлинского научного общества, знаменитым математиком и философом Г. Лейбницем (1646-1716). С ним, а также с другим известным математиком и естествоиспытателем, - Х. Вольфом (1679-1754), он состоял в дружеской переписке. В Англии ему показывал знаменитую Гринвичскую обсерваторию сам её основатель и первый директор Дж. Флемстид (1646-1720). В этой стране его тепло принимали учёные Оксфорда, и некоторые историки полагают, что во время осмотра Монетного двора с ним беседовал сам директор этого учреждения Исаак Ньютон…
Во Франции этот человек встречался с профессорами Парижского университета: астрономом Ж. Кассини (1677-1756), знаменитым математиком П. Вариньоном (1654-1722) и картографом Г. Делилем (1675-1726). Специально для него в Парижской академии наук были устроены показательное заседание, выставка изобретений и демонстрация химических опытов. При этой встрече гость обнаружил такие удивительные способности и разносторонние познания, что Парижская академия 22 декабря 1717 года избрала его своим членом.
В письме с выражением благодарности по поводу своего избрания необычный гость писал: «Мы ничего больше не желаем, как чтоб чрез прилежность, которую мы прилагать будем, науки в лучший цвет привесть». И как показали дальнейшие события, слова эти не были данью официальной вежливости: ведь этим удивительным человеком был Пётр Великий, который «для приведенья наук в лучший цвет» решил создать Петербургскую академию наук…

Г. Смирнов. Великий, знавший всех великих. «Техника – молодёжи» №6 1980.

* * *

Франческо Вендрамини.
Портрет Петра I.
[показать]
Николай Дмитриев-Оренбургский.
Пётр Великий.
XIX век.
[показать]
Когда-то А. Герцен назвал Петра I «коронованным революционером». И о том, что это действительно было так, что Пётр был умственным гигантом, возвышающимся над большинством своих даже просвещённых соотечественников, свидетельствует любопытнейшая история издания на русском языке «Космотеороса» - трактата, в котором знаменитый современник Ньютона голландец Х. Гюйгенс подробно изложил и развил систему Коперника.
Пётр I, быстро поняв ложность геоцентрических представлений, был убеждённым коперниканцем и в 1717 году, находясь в Париже, купил себе движущуюся модель системы Коперника. Тогда же он приказал перевести и издать тиражом 1200 экземпляров трактат Гюйгенса, вышедший в Гааге в 1688 году. Но приказание царя не было выполнено…
Директор Петербургской типографии М. Аврамов, прочитав перевод, пришёл в ужас: книга, по его словам, была пропитана «сатанинским коварством» и «дьявольскими кознями» коперниканского учения. «Вострепетав сердцем и ужаснувся духом», директор решился нарушить прямое указание царя. Но поскольку с Петром шутки были плохи, Аврамов на свой страх и риск осмелился лишь сократить тираж «атеистической книжичищи сумазбродного автора». Вместо 1200 экземпляров было напечатано всего 30 – только для самого Петра и его ближайших сподвижников. Но эта уловка, по-видимому, не укрылась от царя: в 1724 году «Книга мирозрения, или Мнение о небесно-земных глобусах и их украшениях» вышла ещё раз.

«Атеистическая книжичища сумазбродного автора». «Техника – молодёжи» №7 1975.

* * *

Сергей Кириллов.
Эскиз к картине 'Петр Великий'.
1982.
[показать]
Николай Николаевич Ге.
Петр I допрашивает царевича Алексея.
[показать]
Относящиеся к делу царевича Алексея и хранившиеся в Государственном архиве империи документы многочисленны…
Документы о пытке, которой подвергся царевич во время следствия, Пушкин видел, но в своей «Истории Петра» он пишет, что «царевич умер отравленный». Между тем Устрялов дает понять, что царевич умер, не выдержав новых пыток, которым был подвергнут по приказу Петра уже после объявления смертного приговора. Петр опасался, по-видимому, что приговоренный к смерти царевич унесет с собой имена сообщников, еще им не названных. Нам известно, что Тайная канцелярия и сам Петр долго еще разыскивали их после смерти царевича.
Официальная версия гласила, что царевич по выслушании смертного приговора «почувствовал во всем теле своем ужасную судорогу, от которой на другой день и умер»*. Вольтер в своей «Истории России в царствование Петра Великого» рассказывает, будто Петр явился на зов умиравшего Алексея, «и тот и другой проливали слезы, несчастный сын просил прощения» и «отец простил его публично»**. Но примирение запоздало, и Алексей скончался от постигшего его накануне апоплексического удара. Сам Вольтер этой версии не верил и 9 ноября 1761 года, в период работы над своей книгой о Петре, писал Шувалову: «Люди пожимают плечами, когда слышат, что двадцатитрехлетний принц умер от удара при чтении приговора, на отмену которого он должен был надеяться»***.
__________________________________
* И. И. Голиков. Деяния Петра Великого, т. VI. М., 1788, с. 146.
** Вольтер. История Российской империи в царствование Петра Великого. Перевел С. Смирнов, ч. II, кн. 2, 1809, с. 42.
*** Письмо это напечатано в 34-м т. 42-томного собр. соч. Вольтера, вышедшего в Париже в 1817-1820 гг…

Илья Фейнберг. Читая тетради Пушкина. Москва, «Советский писатель». 1985.

* * *

Юрий Чистяков.
Император Пётр I.
1986.
[показать]
Григорий Семёнович Мусикийский.
Портрет Петра I на фоне Петропавловской крепости и Троицкой площади.
[показать]
В 1720 году Петр положил начало и русской археологии. Во всех епархиях приказал он из монастырей и церквей собрать старинные грамоты, исторические рукописи и старопечатные книги. Губернаторам, вице-губернаторам и провинциальным властям велено все это осмотреть, разобрать и списать. Мера эта не оказалась удачною, и впоследствии Петр, как увидим изменил ее.

Н. И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Санкт-Петербург, «Весь». 2005.

* * *

Сергей Кириллов.
Этюд головы Петра к картине 'Думы о России' (Петр Первый).
1984.
[показать]
Сергей Кириллов.
Думы о России (Петр Первый).
1984.
[показать]
П. Субейран.
Пётр I. Гравюра по оригиналу Л.Каравакка.
1743.
[показать]
Петр отказывал себе и Сенату в праве давать словесные указы. По Генеральному регламенту 28 февраля 1720 г. для коллегий в законодательном порядке обязательны только письменные указы царя и Сената.

В. О. Ключевский. Русская история. Москва, «Эксмо». 2005.

* * *

Сергей Кириллов.
Портрет Петра Великого.
1995.
[показать]
Адольф Иосифович Шарлемань.
Пётр I объявляет Ништадский мир.
[показать]
Заключение Ништадтского мира праздновалось семидневным маскарадом. Петр был вне себя от радости, что кончил бесконечную войну, и, забывая свои годы и недуги, пел песни, плясал по столам. Торжество совершалось в здании Сената. Среди пира Петр встал из-за стола и отправился на стоявшую у берега Невы яхту соснуть, приказав гостям дожидаться его возвращения. Обилие вина и шума на этом продолжительном торжестве не мешало гостям чувствовать скуку и тягость от обязательного веселья по наряду, даже со штрафом за уклонение (50 рублей, около 400 рублей на наши деньги). Тысяча масок ходила, толкалась, пила, плясала целую неделю, и все были рады-радешеньки, когда дотянули служебное веселье до указанного срока.

В. О. Ключевский. Русская история. Москва, «Эксмо». 2005.

* * *

Якопо Амикони.
Пётр I и Минерва.
1730-е
[показать]
Н. Дмитриев-Оренбургский.
Персидский поход Петра Великого. Император Пётр I первый высаживается на берег.
[показать]
Луи Каравакк.
Портрет Петра I.
1722
[показать]
Луи Каравакк.
Портрет Петра I.
[показать]
Жан Марк Натье.
Портрет Петра I в рыцарских доспехах.
[показать]
«Журнал Петра Великого», изданный князем Щербатовым полвека спустя после смерти Петра, является, по словам историков, сочинением, на которое мы имеем право смотреть как на труд самого Петра. «Журнал» этот представляет собой не что иное, как Историю Свейской (то есть шведской) войны, которую Петр вел на протяжении большей части своего царствования.
Над подготовкой этой «Истории» трудились Феофан Прокопович, барон Гюйссен, кабинет-секретарь Макаров, Шафиров и некоторые другие ближайшие сотрудники Петра. В архиве Кабинета Петра Великого хранилось восемь предварительных редакций этого труда, из которых пять правлены рукой самого Петра.
Ознакомившись по возвращении из Персидского похода с редакцией «Гистории Свейской войны», подготовленной в результате четырехлетней работы Макаровым, Петр «с свойственным ему жаром и вниманием прочитал все сочинение с пером в руке и не оставил в нем ни одной страницы неисправленною… Немногие места работы Макарова уцелели: все важное, главное принадлежит самому Петру, тем более что и статьи, оставленные им без изменения, выписаны редактором из его же черновых бумаг или из журналов, правленных его собственною рукою». Петр придавал этому труду большое значение и, занимаясь им, назначил для своих исторических занятий особый день – субботнее утро.

Илья Фейнберг. Читая тетради Пушкина. Москва, «Советский писатель». 1985.

* * *

Неизвестный художник.
Портрет Петра I.
[показать]
Петр почти не знал мира: весь свой век он воевал с кем-нибудь, то с сестрой, то с Турцией, Швецией, даже с Персией. С осени 1689 г., когда кончилось правление царевны Софьи, из 35 лет его царствования только один 1724 год прошел вполне мирно, да из других лет можно набрать не более 13 мирных месяцев.

В. О. Ключевский. Русская история. Москва, «Эксмо». 2005.

* * *

А. Шхонебек. Голова Петра выполнена А. Зубовым.
Пётр I.
1721.
[показать]
Сергей Присекин.
Пётр I.
1992.
[показать]
Сен-Симон был, в частности, мастером динамического портрета, умевшим передавать контрастные черты и создавать таким образом того, о ком пишет. Вот что писал он о Петре в Париже: «Петр I, царь Московии, как у себя дома, так и во всей Европе и в Азии приобрел такое громкое и заслуженное имя, что я не возьму на себя изобразить сего великого и славного государя, равного величайшим мужам древности, диво сего века, диво для веков грядущих, предмет жадного любопытства всей Европы. Исключительность путешествия сего государя во Францию по своей необычайности, мне кажется, стоит того, чтобы не забыть ни малейших его подробностей и рассказать о нем без перерывов…
Петр был мужчина очень высокого роста, весьма строен, довольно худощав; лицо имел круглое, большой лоб, красивые брови, нос довольно короткий, но не слишком и на конце кругловатый, губы толстоватые; цвет лица красноватый и смуглый, прекрасные черные глаза, большие, живые, проницательные и хорошо очерченные, взор величественный и приятный, когда он владел собой; в противном случае – строгий и суровый, сопровождавшийся конвульсивным движением, которое искажало его глаза и всю физиономию и придавало ей грозный вид. Это повторялось, впрочем, не часто; притом блуждающий и страшный взгляд царя длился лишь одно мгновение, он тотчас оправлялся.
Вся его наружность обличала в нем ум, глубокомыслие, величие и не лишена была грации. Он носил круглый темно-каштановый парик без пудры, не достававший до плеч; темный камзол в обтяжку, гладкий, с золотыми пуговицами, чулки того же цвета, но не носил ни перчаток, ни манжет, - на груди поверх платья была орденская звезда, а под платьем лента. Платье было часто совсем расстегнуто; шляпа была всегда на столе, он не носил ее даже на улице. При всей этой простоте, иногда в дурной карете и почти без провожатых, нельзя было не узнать его по величественному виду, который был ему свойствен.
Сколько он пил и ел за обедом и ужином, непостижимо… Свита его за столом пила и ела еще больше, и в 11 утра точно так же, как в 8 вечера.
Царь понимал хорошо по-французски и, я думаю, мог бы говорить на этом языке, если бы захотел; но, для большего величия, он имел переводчика; по-латыни и на других языках он говорил очень хорошо…»
Я думаю, что не будет преувеличением сказать, что нет другого столь же великолепного словесного портрета Петра, какой мы сейчас привели.

Илья Фейнберг. Читая тетради Пушкина. Москва, «Советский писатель». 1985.

* * *

Август Толяндер.
Портрет Петра I.
[показать]
О том, что Пётр I, реформируя государственно-административное управление России, создал вместо прежних приказов 12 коллегий, известно каждому школьнику. Но мало кто знает, какие именно коллегии учредил Пётр. Оказывается, из всех 12 коллегий три считались главными: военная, морская и иностранных дел. Финансовыми делами государства ведали три коллегии: доходами – камер-коллегия, - расходами – штатс-коллегия, контролем – ревизион-коллегия. Дела торговли и промышленности вели коммерц-, мануфактур- и берг-коллегии. Завершали ряд юстиц-коллегия, духовная коллегия – синод – и главный магистрат, ведавший городскими делами. Нетрудно убедиться, какое колоссальное развитие получили за последние 250 лет техника и промышленность: делами, которыми в петровское время ведали всего две коллегии – мануфактур- и берг-коллегии, в наши дни управляют около пятидесяти министерств!

«Техника – молодёжи». 1986.

* * *
Продолжение следует...
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Каммерер - Дневник Каммерер | Лента друзей Каммерер / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»