




Осуществленное Растрелли украшение внутри павильона с использованием множества раковин разного размера просуществовало недолго. Уже на первом десятке лет царствования Екатерина приказала изменить интерьер на классический, который и наблюдают нынешние посетители.

Павильон Грот, ворота
Скульптура «Любовь к Родине»
Скульптура «Сивилла Ливийская» («Либика»)
Скульптура «Сивилла Ливийская» («Либика»)
В 1771 году новый проект внутренней отделки павильона разработал архитектор А. Ринальди (1709–1794). Легкий, изысканный по рисунку декор стен, исполненный по его чертежам, сохранился до наших дней.

В 1782 году в окнах и дверях Грота установили ажурные решетки из кованого железа, украшенные позолоченным орнаментом из листовой меди.




После окончания отделки, в 1780-х годах, павильон стали называть Утренним залом.

Бюст «Апрель»
Бюст «Март»









Скульптура «Иола»
Скульптура «Мудрость, попирающая порок»
Скульптура «Мудрость, попирающая порок»



Скульптура «Аполлон Бельведерский»
Скульптура «Венера Каллипиги»
Скульптура «Венера в садах»
Скульптура «Венера в садах»

Бюст «Аполлон»
Бюст «Зевс Отриколийский»
Для украшения интерьера в Грот в Царском селе были собраны выдающиеся скульптурные работы и изделия камнерезов. На самом видном месте стояла копия известной статуи сидящего в кресле Вольтера, выполненной Жаном Гудоном.
Скульптура «Вольтера в креслах» работы Ж.-А. Гудона
Однако в период французской революции, символом которой был мыслитель, скульптура по повелению Екатерины была удалена. Позже на том же месте водружена сама императрица в виде бронзового изваяния, копии с работы Рашетта.
Скульптура «Екатерина законодательница»

Скульптура «Екатерина законодательница»
Упомянутая статуя до наших дней не уцелела, при оккупации города Пушкина ее зарыли в землю для сохранения. Немцы ее обнаружили и вывезли в Германию, дальнейшая судьба монумента неизвестна.
Скульптура «Екатерина законодательница»


Скульптура «Екатерина законодательница»
Заменой утрате стала мраморная скульптура, один из пробных вариантов для памятника Екатерине Великой в Санкт-Петербурге, работа автора памятника тысячелетию России Михаила Микешина и скульптора Чижова. Питерский монумент – из 50 тонн бронзы, высотой 10 метров, с фигурой около 4,5 метров.



Копию таких габаритов Грот в Царском селе вместить не мог, статуя здесь примерно в рост невысокого человека.







Таков же гранитный постамент цилиндрической формы, на котором установлена статуя. Манера устанавливать на ребро монеты по окружности постамента – новое веяние, дополнившее старинный обычай бросать деньги в море, любые водоемы и фонтаны.


Однако, брошенные в воду монеты, по поверью, обеспечат бросившему возвращение к понравившемуся объекту. Для подобного пожелания водоем – в нескольких десятках шагов. Другими местами, куда попадали монеты, были захоронения. Металлические деньги клали в насыпи и гробы, даже вкладывали в ладонь или в рот покойному. У разных народов это был пропуск в царство мертвых – Аид, плата Хирону за перевоз через реку Стикс.

Христиане пытались дать взятку апостолу Петру, чтобы отправил в Рай вместо Ада, у мусульман монеты не хоронили, а раздавали неимущим. Однако, имели монеты и иное предназначение, будучи амулетами и украшениями, наградами за отличия и памятными знаками. Пока непонятно, как трактовать увиденное, по изложенному выше или как скрытое подношение на содержание достопримечательности.


Возвращаясь к закопанной и утраченной скульптуре Екатерины, следует заметить, что она была не единственной. Недалеко от Грота так же прятали еще две статуи, они войну пережили под землей и сохранились. После снятия блокады Ленинграда их невредимыми извлекли, а после войны установили на восстановленной набережной.

С одной стороны павильона Грот в Царском селе на постаменте – Гладиатор, преклонивший колено и опирающийся на щит. С другой – показанный на фото Умирающий галл, обнаженный воин, погибающий на щите от полученных ран. Это копия с римского воспроизведения первоначального оригинала, изготовленного для пергамского царя Аттала в честь его победы над неприятелем.
Скульптура «Гладиатор»,1853 г., мастерская И. Гамбургера (гальванокопия с античного оригинала)



Скульптура «Гладиатор»,1853 г., мастерская И. Гамбургера (гальванокопия с античного оригинала)
Скульптура «Умирающий галл»



Скульптура «Умирающий галл»
Расположенная перед Гротом пристань перестраивалась в 1830 и 1872 годах. В годы Великой Отечественной войны она была почти полностью разрушена и в 1971–1972 годах отстроена по новому проекту в граните.

Владимир Сафаргалеев. Павильон Грот в Екатерининском парке. Царское Село (г. Пушкин)
В настоящее время павильон используется для размещения временных выставок.

«Дама и кавалер». Севрская ман. XVIII век




