• Авторизация


Петергоф. Часть 68. Дворец Монплезир. Часть 2. 08-02-2020 16:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Matrioshka Оригинальное сообщение

Петергоф. Часть 68. Дворец Монплезир. Часть 2.

[1000x667]



[1000x593]



Музеи на карте:

1. Большой дворец; 2. Особая кладовая; 3. Музей фонтанного дела; 4. Гроты; 5. Музей Коллекционеров; 6 Музей "Императорские велосипеды"; 7. Музей семьи Бенуа; 8. Музей игральных карт; 9. Монплезир; 10. Банный корпус и Кухня; 11. Екатерининский корпус; 12. Вольеры; 13 Музей "Императорские яхты"; 14 Дворец Марли; 15. Эрмитаж;

Фонтаны на карте:

1. "Межеумный"; 2. "Нептун"; 3. "Дубовый"; 4. "Венера Италийская"; 5. "Аполлон"; 6. "Большой каскад"; 7. "Самсон"; 8. "Чаша" (Итальянский); 9. "Чаша" (Французский); 10. "Фаворитный"; 11. Аллея фонтанов; 12. "Оранжерейный"; 13. Каскад "Шахматная гора"; 14. "Римские фонтаны"; 15. "Водяная дорога"; 16. "Пирамида"; 17. Шутиха "Елочки"; 18. Шутиха "Дубок"; 19. Шутиха "Зонтик"; 20. "Солнце"; 21. Шутихи "Скамейки"; 22. "Колокола"; 23. "Сноп"; 24. "Адам"; 25. "Ева"; 26. "Китовый"; 27. Каскад "Львиный"; 28. Каскад "Золотая гора"; 29. "Менажерные"; 30. "Клоши" ("Тритоны");

Терраса


Искусственный мыс, на носу которого стоит Монплезир, венчает белоснежная морская терраса - связующее звено между парковой зеленью, стенами парадных и служебных зданий Монплезирского комплекса и простором залива.

[1000x1149]


[1000x704]Peterhof, Monplaisir S.Ph. Galaktionow, 1805


[1000x713]John Peter Gaubert. Monplaisir Palace in Peterhof, 1834


[1000x715]К.Брож рис. К.Вейерман гр. Монплезир. Терраса


[1000x672]Брандард. Монплезир, 1838-1846


[1000x778]Дворец Монплезир в Петергофе, 1855


[1000x659]Монплезир в Петергофе, с оригинала К. Беггрова, 1837


[1000x497]Монплезир в Петергофе, с оригинала К. Беггрова, 1837


[1000x694]Мейер И.Я. (1787-1858) Вид террасы перед Монплезиром, 1843


[1000x774]Мейер И.Я. (1787-1858) Терраса дворца Монплезир


[1000x704]Дворец Монплезир. Вид на террасу. 1843-45гг. Литография К.К.Шульца по рис. И.Я. Мейера


[1000x658]Дорогов, Александр Матвеевич. 1819-1850. Вид террасы Монплезира в Петергофе, 1847


С нее открывается вид на Петербург и Кронштадт.

[1000x637]Открытка царской России. Монплезир


[1000x737]Фото конца XIX века


В 1714 году началось устройство искусственной укрепленной кирпичной стенкой и диким камнем.

[1000x665]


[1000x665]


[1000x665]


[1000x667]


На западной стороне террасы у самого берега стоит медная статуя владыки морей Нептуна - первая русская декоративная садово-парковая скульптура, отлитая в 1716 году по рисунку самого Петра I на Московском Литейном дворе.

[1000x750]


[1000x602]


[1000x750]


[1000x800]


Она еще раз подчеркивает, что дворец Монплезир - своеобразный памятник победе, одержанной Россией в борьбе за выход к морю.

[1000x1502]


[1000x1333]


[1000x1646]


В 1721-23 гг. установили деревянную балюстраду, начав ее от нынешнего Китайского садика, проведя через весь мыс, до Малибанской аллеи (при Петре на ней, по европейскому обычаю, играли в малибан - кегли), а террасу перед Монплизиром вымостили голландским кирпичом - клинкером.

[1000x1333]


[1000x658]


В 1760 году по проекту Я. Дмитриева в западной части балюстрады была сооружена ступенчатая гранитная пристань для шлюпок.

[1000x663]


[1000x661]


[1000x1333]


[1000x774]


В 1771 году перед ним устроили выступающую в залив деревянную площадку. А 17 лет спустя, в 1788, деревянную балюстраду заменили новой, из пудосткого известняка , а площадку перестроили в мраморе.

[1000x667]


[1000x667]


[1000x664]


[1000x664]


[1000x663]


[1000x800]


В 1941–1944 годах во время оккупации на террасе фашисты устроили дот, а часть отмостки и балюстрады уничтожили. В 1956 году балюстрада была реставрирована, спустя четырнадцать лет восстановлена узорная отмостка террасы (новый цветной клинкер выполнен по сохранившимся образцам).

[1000x1499]


Перед каждой из галерей устроены травянистые газоны из трех частей. Центральная, круглая, украшена статуей, боковые – стриженными деревцами по углам. Западный газон представляет героиню греческих мифов нереиду Амфитриту, по римскому варианту – Салацию, жену морского бога Посейдона (Нептуна) и мать Тритона. Греки больше римлян плавали по морям, различные свойства вод описывали полсотни нереид, морских богинь.

[1000x563]


[1000x663]


[1000x1166]Амфитрита


Статуя восточного газона изображает титаниду Лето, любовницу Зевса, которая от него родила близнецов Аполлона и Артемиду. Римляне называли главного бога Юпитером, его пассию – Латоной, охотницу Артемиду – Дианой. Аполлон и римлянами именовался чаще так же, иногда назывался Фебом. Сходство мифологий – не плагиат, каждая нация поклонялась олицетворениям одинаковых природных сил и людских занятий.

[1000x563]


[1000x667]


[1000x667]Лето


Петр I любил этот дворец, отвечавший его представлениям о совершенном жилище просвещенного человека. В Монплезире Петру особенно нравилась его близость к морю. Дворец стоит на самом берегу залива, всего в нескольких шагах от беспокойных волн, натиск которых в период бурь сдерживает массивная кирпичная стенка с откосом из гранитных валунов и террасой, вымощенной разноцветным клинкером.

[1000x644]


[1000x421]


[1000x663]


[1000x669]


Южный маяк. Маяки в Петергофе появились благодаря великому князю Константину Львовичу, который решил облегчить вход в гавань судов в ночное время. Решение о строительстве было принято в 1854 г., но появились они лишь 33 года спустя.

[1000x663]


[1000x750]


[1000x1389]


[1000x563]


Со временем Северный маяк пришел в негодность, а Южный сохранился превосходно и несёт свою службу до сих пор. Недавно старинное сооружение внесли в список объектов культурного наследия. Внутрь охранной зоны никого не пускают, однако полюбоваться им стоит.

[1000x750]


[1000x1500]


[1000x1333]


Дворец Монплезир и сегодня пленяет посетителей изысканной простотой и легкостью дворцовых фасадов, утонченностью интерьеров и геометрической красочностью Монплезирского сада.

[1000x663]


[1000x663]


Галереи и комнаты дворца украшены полотнами западноевропейской живописи XVII-XVIII веков, большая часть из которых относится к первоначальной коллекции, собранной Петром.

Галереи


[1000x1415]Серов Валентин Александрович. Кубок Большого орла. 1910


[1000x771]А.П. Цесевич. Западная галерея в Монплезире


Из люстгаузов через большие остекленные двери можно попасть в галереи, выстланные в шахматном порядке черными и белыми мраморными плитами, привезенными из Италии.

[1000x563]


[1000x665]


Длина каждой галереи около 20 м. В дождливую погоду в них можно было прогуливаться, одновременно любуясь морем, садом с фонтанами и развешанными по стенам картинами. В жаркие дни в галереях царили тень и прохлада.

[1000x670]


[1000x667]


[1000x1333]


Определяющую роль в убранстве интерьеров галерей играют живопись плафонов и картины.

[1000x624]


Потолок и падуги галерей украшает красочная темперная живопись с позолотой, исполненная по эскизам Ф. Пильмана в 1720—1721 годах живописцами московской Оружейной палаты.

[1000x667]


[1000x1333]


В этих изящных росписях преобладают орнаментальные и гротескные мотивы и образы античной мифологии. В Восточной галерее, например, в медальоне в центре плафона помещена аллегорическая фигура Лета — сюжет, характерный для живописи XVIII в. В росписях отчетливо прослеживается сочетание двух традиций: легкой и элегантной французской живописи рококо и привнесенной русскими исполнителями сдержанной манеры монументального церковного письма.

[1000x666]


[1000x1504]Плафон восточной галереи «Лето»


[1000x948]


[1000x615]


[1000x750]


[1000x1333]


Шестнадцать окон-дверей от пола до потолка наполняют помещение светом и воздухом, как бы объединяя его с окружающим ландшафтом. С южной стороны стена практически отсутствует, превращаясь в легкую застекленную аркаду. В окна вставлено так называемое «лунное» стекло, имеющее волнистую поверхность и радужный отлив. Для его изготовления стеклодув набирал большую каплю, из нее выдувался пузырь, который потом прорезался снизу и при вращении приобретал плоскую круглую форму. Затем этот круг резали на квадраты, поэтому для начала XVIII в. была характерна расстекловка окон в мелкую клетку.

[1000x750]


[1000x750]


[1000x665]


[1000x748]


[1000x665]


С противоположной стороны оконные проемы значительно сужаются, образуя простенки, облицованные дубом с резными барочными украшениями работы мастера Ж. Мишеля. В них сделаны гнезда для размещения 23 картин. Эти полотна в простых черных рамах — часть большой коллекции западноевропейской живописи XVII — начала XVIII в., собранной Петром I.

[1000x686]


[1000x750]


Здесь представлены в основном работы голландских и фламандских мастеров XVII — XVIII веков. Таковы были вкусы владельца Монплезира. Источником их приобретений, в основном, являлись аукционные продажи в Амстердаме, где бывал Петр, а помогали ему в покупках часто сами художники. Больше всего Петру нравились морские пейзажи Адама Сило — живописца, гравера и корабельного мастера, безукоризненно точно изображавшего оснастку парусных кораблей. Рассказывали, что по его картинам Петр лично принимал экзамены у будущих моряков.

[1000x666]


[1000x748]


Монплезир стал первой картинной галереей в России. Камер-юнкер Ф.-В. Берхгольц писал в 1723 г. о «картинах весьма хорошего достоинства», украшавших стены Монплезира. Размещенные в дубовой облицовке в строгом ритме, живописные произведения придают галереям сдержанную торжественность. Создается композиция, построенная на контрасте картин, выполненных в темной гамме, и светлой росписи потолка.

[1000x540]


В петровское время во дворце насчитывалось 201 полотно. К сожалению, не все из них сохранились. Сейчас в Монплезире можно видеть 147 живописных произведений, 120 из которых относятся к первоначальной коллекции. Наиболее ценные полотна — это произведения фламандца Д. ван Хейля «Гибель Содома» и «Бегство Энея из Трои», «Соколиная охота» голландца Ф. Воувермана, «Штиль на море» знаменитого голландского мариниста А. ван де Вельде в восточной галерее и два вида Заандама, небольшого городка в Голландии, где жил и работал Петр Великий, принадлежащие кисти Ф.ван дер Хорна, в западной галерее.

[1000x750]


[1000x1333]


[1000x1333]


Одновременно с созданием интерьеров в Монплезире проводился водопровод и проточно-промывная канализация — значительные для XVIII в. бытовые новшества. Характерно для петровских распоряжений, что при всей их краткости в них уделено достаточно места такому техническому вопросу, как сток воды. «Воду из всех пяти фонтанн привести в 4 места сливаться, а именно: первую к поварне, чтобы пумпами в оную шла, достальное в море; против дверей два схода зделать сквозь сени обеих палат сторонних, где чуланы, в которых зделать отходы, чтоб сквозь них шла и вымывала навоз». Возможно, то был первый в Европе проточный туалет современного типа. Для водоснабжения использовались свинцовые трубы.

Первый императорский туалет с использованием канализации





Серия сообщений "Петергоф 2":

Часть 1 - Петергоф. Часть 50.
Часть 2 - Петергоф. Часть 51.
...
Часть 17 - Петергоф. Часть 66. Большая Оранжерея.
Часть 18 - Петергоф. Часть 67. Дворец Монплезир. Часть 1.
Часть 19 - Петергоф. Часть 68. Дворец Монплезир. Часть 2.
Часть 20 - Петергоф. Часть 69. Дворец Монплезир. Часть 3.
Часть 21 - Петергоф. Часть 70. Дворец Монплезир. Часть 4.
Часть 22 - Петергоф. Часть 71. Дворец Монплезир. Часть 5.
Часть 23 - Петергоф. Часть 72. Дворец Монплезир. Часть 6.
Часть 24 - Художник Евгений Дубицкий. Часть 4.


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Петергоф. Часть 68. Дворец Монплезир. Часть 2. | EV_AS - Дневник EV_AS | Лента друзей EV_AS / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»