• Авторизация


Петергоф. Часть 61. Банный корпус. Часть 2. 02-01-2020 04:45 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Matrioshka Оригинальное сообщение

Петергоф. Часть 61. Банный корпус. Часть 2.

[1000x625]



Приемная


[1000x593]



Музеи на карте:

1. Большой дворец; 2. Особая кладовая; 3. Музей фонтанного дела; 4. Гроты; 5. Музей Коллекционеров; 6 Музей "Императорские велосипеды"; 7. Музей семьи Бенуа; 8. Музей игральных карт; 9. Монплезир; 10. Банный корпус и Кухня; 11. Екатерининский корпус; 12. Вольеры; 13 Музей "Императорские яхты"; 14 Дворец Марли; 15. Эрмитаж;

Фонтаны на карте:

1. "Межеумный"; 2. "Нептун"; 3. "Дубовый"; 4. "Венера Италийская"; 5. "Аполлон"; 6. "Большой каскад"; 7. "Самсон"; 8. "Чаша" (Итальянский); 9. "Чаша" (Французский); 10. "Фаворитный"; 11. Аллея фонтанов; 12. "Оранжерейный"; 13. Каскад "Шахматная гора"; 14. "Римские фонтаны"; 15. "Водяная дорога"; 16. "Пирамида"; 17. Шутиха "Елочки"; 18. Шутиха "Дубок"; 19. Шутиха "Зонтик"; 20. "Солнце"; 21. Шутихи "Скамейки"; 22. "Колокола"; 23. "Сноп"; 24. "Адам"; 25. "Ева"; 26. "Китовый"; 27. Каскад "Львиный"; 28. Каскад "Золотая гора"; 29. "Менажерные"; 30. "Клоши" ("Тритоны");

[1000x830]


Осмотр музея начинается с Приемной — небольшого, просто отделанного помещения с одним окном, выходящим в Монплезирский сад. Здесь принимавшую ванну императрицу ожидала дежурная фрейлина, коротавшая время за чтением или вышиванием. Не случайно здесь находится специальный столик для рукоделия на витых ножках с откидывающейся столешницей и углублениями для швейных принадлежностей и подушечкой для иголок.

[1000x663]


На полу Приемной, выстланном сосновыми досками,— туркменский ковер середины XIX в., на окне — многослойные тканевые драпировки. В Приемной находится удобная мягкая пружинная мебель русской работы, отличающаяся округлыми формами и колесиками на передних ножках. Люстра из золоченой бронзы и подлинный камин придают довольно скромному помещению элегантность. Однотонный нежно-сиреневый колер стен сочетается с ламбрекенами, отделанными золотистой бахромой.

[1000x663]


Комната украшена модными в тот период небольшими по формату картинами с интимными по звучанию сюжетами, такими как, например, «Субретка» кисти французского художника Э.-А. Байярда. В Приемной также находится бронзовая статуя «Плачущий сатир» М. Клодиона, работавшего в Риме и исполнявшего заказы высокопоставленных особ, в том числе и Екатерины П.

Туалетная


[1000x667]


Следующая комната — Туалетная, в которой стены и потолок необычно оформлены двумя слоями материи — голубым коленкором и тонкой белой кисеей. На потолке прозрачная кисейная ткань сходится в центр складками, создавая впечатление солнечных лучей. Из кисеи сделаны и изящные оборки. Портьеры на окне подобраны в тон обивке стен и потолка. Тканевое оформление помещений Банного корпуса было восстановлено реставраторами по сохранившимся описям XIX в.

[1000x1028]


Тканью задрапирован и туалетный столик с зеркалом в фарфоровой раме, покрытым по моде того времени длинной кружевной накидкой. На столике находятся флаконы для духов, мыльницы, пудреницы и другие предметы дамского туалета, сделанные из русского фарфора и украшенные рокайльными мотивами.

[1000x1500]


С отделкой интерьера прекрасно сочетается гарнитур мягкой золоченой мебели в стиле второго рококо, состоящий из кресел, стульев и дивана со штофной тканью с сине-голубым растительным орнаментом. Над диваном — картина итальянского художника Ф. Винеа «Сцена у клавесина».

[1000x1028]


[1000x1510]


В углу Туалетной поставлена мраморная скульптура Венеры итальянской работы XIX в. Камин не был разрушен в войну и хорошо сохранился. На каминной полке — французские бронзовые часы «Купальщица» с изображением дамы в ванне, играющей с собачкой.

[1000x562]


В Туалетной императрица Мария Александровна отдыхала после процедур, пила чай или кофе, иногда здесь устраивались небольшие приемы наиболее близких ей лиц. На чайном столике — самовар и набор для чая и кофе, изготовленные из накладного серебра.

[1000x667]


[1000x661]


[1000x750]


[1000x667]


[1000x1500]


Помещение разделено на отдельные зоны. За ширмой — небольшая «каморка» для клозета, где стоит фаянсовая ночная ваза, украшенная цветочным орнаментом.

[1000x1499]


[1000x1510]


Комната освещалась бронзовой люстрой русской работы XIX в. и настенными светильниками с растительным орнаментом.

[1000x1419]


[1000x1000]


В Туалетной комнате очень красивый паркет — круги из амарантового дерева на фоне из светлого ореха создают праздничное впечатление горсти конфетти, рассыпанной по полу. Такой же пол мы увидим и в следующем помещении — Холодной ванной.

Холодная ванная


[1000x678]


[1000x755]


Это самая большая комната Банного корпуса. Она расположена в центральной части здания и примыкает к Туалетной.

[1000x667]


Посреди нее установлена опущенная под уровень пола дубовая полированная ванна, для входа в которую сделаны ступеньки с перилами из точеных балясин. Ванна так глубока, что в ней можно было встать во весь рост. Воду в нее закачивали из Финского залива.

[1000x663]


[1000x2056]


[1000x1500]


[1000x607]


[1000x1510]


[1000x1237]


Над ванной висит люстра, увитая стеклянными лозами, гроздьями винограда и вьюнком — любимым цветком императрицы (молочное стекло расписано глазурью).

[1000x1500]


Особенность люстры заключалась в том, что по трубе в нее подавалась вода, и люстра, имевшая золоченую сетку-разбрызгиватель, служила еще и душем. Она была приобретена в Петербурге у бронзовых дел мастера Дипнера. Утраченная в годы войны, люстра была воссоздана по нескольким сохранившимся деталям, довоенным фотографиям, архивным материалам и аналогии с люстрой, находящейся в комнате Вольтера во дворце Сан-Суси в Потсдаме.

[1000x1500]


В XIX в. широкое распространение получила система водолечения различных заболеваний, в том числе и болезней легких. По методике тогдашних врачей, больного нужно было укутать в мокрую простыню, поверх в шерстяное одеяло, сверху накрыть периной и давать пить холодную воду. При начале потоотделения следовало принять быстрый холодный душ или ванну. Эти процедуры уменьшали жар, приводили в норму пульс и облегчали дыхание.

[1000x1250]


[1000x1318]


Холодная ванная — самый парадный интерьер Банного корпуса с куполообразным потолком и широкой падугой. Под карнизом по периметру зала размещены лепные консоли. В отделке стен Холодной ванной, затянутых тканью, с использованием оборок, шнуров, лент и кистей Э. Л. Ган применил желтый и лиловый цвета, что в сочетании с остальными элементами декора создает ощущение своеобразной пестроты.

[1000x663]


Нарочитой орнаментальной насыщенностью отличается и большое зеркало в фарфоровой раме с лепными изображениями амуров, птиц, рокайлей и цветов, изготовленное в конце XIX в. в Саксонии. Под ним столик русской работы тоже из фарфора. Стулья гостиной были выполнены из липового дерева, покрытого белым лаком, в 1830-х годах.

[1000x661]


В комнате два камина, но только один из них мог использоваться по назначению, второй — лишь внешняя имитация камина, сделанная для уравновешенности пространства и объема помещения. Оба они украшены лепниной барочно-рокайльного характера. На каминной полке стоят бронзовые канделябры и часы.

[1000x668]


[1000x1510]


Особое внимание привлекает стоящий на комоде изящный настольный туалет черного дерева с зеркалом «псише», украшенный мозаикой в технике «буль». Он был сделан в Германии в 1851 г.

[1000x1510]


На стенах Холодной ванной —две картины кисти Г. Виллевальде «Арка», «Визит солдата», полотно немецкого художника Ф.-В. Пфайффера «Кавалькада в лесу» и «Морской берег» М. Клодта.

Через дверь в восточной стене можно было выйти в Китайский садик, чтобы после процедур подышать свежим морским воздухом.

Теплая ванная


[1000x671]


В этой комнате с оштукатуренными и выкрашенными в розовый цвет стенами сразу привлекает внимание заглубленная в пол мраморная ванна, стоящая в нише. Эта ванна работы А. Трискорни из Английского дворца (к сожалению, оригинальная ванна из Банного корпуса не сохранилась). В стене над ней — два крана для горячей и холодной воды. За дверцей в небольшом стенном шкафу находится бак для нагрева воды, откуда по трубе она наливалась в ванну. Для размешивания воды в ванне пользовались специальными металлическими и деревянными веслами со сквозными отверстиями.

[1000x1082]


Температура воды в ванне по рекомендации врачей не превышала 28° R (по шкале Реомюра), что составляет 35° С. Постепенно воду охлаждали до того момента, когда больная начинала чувствовать холод. Подобные ванны понижали температуру тела, носили закаливающий характер. Мария Александровна принимала здесь также лечебные ванны из минеральных вод, сосновых веток и шишек, овсяной соломы.

[1000x1500]


По обычаю того времени в голую ванну не садились, сперва оборачивали ее простынею. Вот почему здесь в комоде хранили чистые простыни. На полу рядом с ванной фарфоровое ведро и в нем морская губка. Здесь же находится старинное биде. Чтобы отгородиться от сквозняков, ванна отгораживалась стеклянной ширмой.

[1000x1510]


Над ванной висят картины в рамах, написанные на фарфоровых пластин. Это копии с произведений Ф. Воувермана, выполненные в 1850—1860-х годах на Императорском фарфоровом заводе. Им не была страшна постоянная влажность ванной комнаты и перепады температуры.

[1000x1500]


Кроме того, в помещении находится картина «Отдых вакханки» Н.Тют-рюмова, с большим мастерством писавшего фигуры обнаженных красавиц. Под ней на умывальном столе — фарфоровый туалетный прибор, состоящий из таза, кувшина и мыльницы, созданный на петербургском заводе братьев Корниловых.

[1000x1476]


[1000x750]Тютрюмов Никанор Леонтьевич (1821-1877) Отдых вакханки


На полках стенного шкафа также стоят предметы для умывания, покрытые подглазурным кобальтом и росписью золотом и серебром.

[1000x1510]


[1000x1428]Умывальный столик с принадлежностями


[1000x1511]Люстра в теплой ванной




Серия сообщений "Петергоф 2":

Часть 1 - Петергоф. Часть 50.
Часть 2 - Петергоф. Часть 51.
...
Часть 10 - Петергоф. Часть 59. Павильон "Эрмитаж".
Часть 11 - Петергоф. Часть 60. Банный корпус. Часть 1.
Часть 12 - Петергоф. Часть 61. Банный корпус. Часть 2.
Часть 13 - Петергоф. Часть 62. Банный корпус. Часть 3.
Часть 14 - Петергоф. Часть 63. Банный корпус. Часть 4.


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Петергоф. Часть 61. Банный корпус. Часть 2. | EV_AS - Дневник EV_AS | Лента друзей EV_AS / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»