• Авторизация


Петергоф. Часть 32 25-08-2019 17:25 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Matrioshka Оригинальное сообщение

Петергоф. Часть 32.

[1000x667]



Куропаточная гостиная


[1000x688]А.П. Цесевич. Куропатоная гостиная в Большом дворце


Куропаточная гостиная, или Будуар, открывает анфиладу комнат женской половины дворца.

[1000x668]


Расположенная в непосредственной близости от спальни и Туалетной, она использовалась для утреннего времяпрепровождения императриц в ближайшем окружении.

[1000x703]


[1000x667]


Комната расположена в старой, петровской части дворца. До перепланировки, предпринятой Франческо Растрелли, на месте гостиной были две маленькие комнаты, причём одна из них — без окон. Впоследствии растреллиевский интерьер был переработан Юрием Фельтеном, который, однако, не изменил его общий характер: были оставлены некоторые золочёные орнаменты на стенах и дверях, остался и альков, отделяющий размещённый в гостиной диван от остальной части комнаты.

[1000x563]


Фельтен создал новую нишу для дивана, плавно изогнув к алькову плоскости стен.

[1000x1427]


[1000x750]


[1000x1500]


[1000x750]


[1000x667]


[1000x750]


[1000x665]


[1000x751]


[1000x667]


[1000x672]


Своим названием комната обязана изысканной отделке стен. Шёлковая бледно-голубая ткань серебристого отлива с вытканными изображениями куропаток, вписанных в орнамент из цветов и колосьев пшеницы, создана по эскизам Филиппа де Лассаля (де ла Салля). Лионский художник во второй половине XVIII века пользовался большой известностью: он работал над эскизами обивочных шелков для резиденций всех европейских монархов. Рисунок с куропатками специально разрабатывался для Петергофского дворца; заказчицей дорогого шёлка была Екатерина II.

[1000x615]


[1000x1502]


Обветшавшую ткань в XIX веке дважды (в 1818 и 1897 годах) возобновляли на русских фабриках в точном соответствии с оригинальной. Сохранившийся кусок материи, вытканной в конце XIX столетия, был использован при воссоздании интерьера после войны для затяжки западной стены гостиной и в качестве образца для изготовления обивки для других стен. Воссоздали значительную часть шёлка московские мастера под руководством А. Фейгиной. Часть старой ткани размещена на западной стене.

[1000x667]


[1000x1500]


[1000x1225]


[1000x1644]Д.Г. Левицкий. Портрет Е.И. Нелидовой, 1773-1776 гг.


Потолок гостиной украшает овальный плафон, аллегорически изображающий Утро, прогоняющее Ночь (неизвестного французского художника XVIII века). Ранее потолок был расписан темперой художниками братьями Алексеем и Иваном Бельскими, но роспись безвозвратно погибла во время войны.

[1000x1000]


В Куропаточной гостиной экспонируются четыре произведения Ж. Б. Грёза, в том числе «Девушка, сидящая у стола» (1760-е годы).

[1000x1500]


[1000x1260]Jean Baptiste Greuze. The Girl at the Table


[1000x1246]Jean-Baptiste Greuze's. The Souvenir (Fidelity), 1787-1789


[1000x1280]Копия с картины Ж.Б. Греза «Девушка»


Другим заметным экспонатом комнаты является арфа, изготовленная в Лондоне в конце XVIII века филиалом фирмы французского мастера музыкальных инструментов Себастиана Эрара.

[1000x667]


[1000x667]


Восстановлена гостиная в 1964 году. Была в числе первых воссозданных залов дворца.

[1000x667]


[1000x667]


[1000x669]


[1000x1500]


Диванная


Опочивальня императрицы. Диванная оформлена по проекту Фельтена в 1770 году.

[1000x686]А.П. Цесевич. Диванная в Большом дворце


Применив золочённую резьбу по дереву, Фельтен использует геометрический плоский орнамент, розетки, провисающие гирлянды цветов.

[1000x665]


В 1779 году у западной стены был размещён «турецкий» диван «с приступом» (отсюда название комнаты), подаренный Потёмкиным.

[1000x710]


Стены обиты китайским шёлком XVIII века, реставрированным и дополненным А. Васильевой.

[1000x562]


Восстановлена в 1964 году. На ковре стоит фарфоровая статуэта любимой левретки императрицы Екатерины II Земиры. Фигура собачки выполнена на Императорском фарфоровом заводе в 1779 году по модели скульптура Ж.-Д. Рашетта.

[1000x667]


[1000x667]


[1000x667]


Из предметов, издавна находящихся здесь, особый интерес представляют «Портрет Елизаветы Петровны в детстве», копия с работы Л. Каравака, фарфоровая яйцеобразной формы ваза, изготовленная перербургскими мастерами.

[1000x750]


[1000x730]


[1000x1319]Каравак Луи «Портрет цесаревны Елизаветы Петровны в детстве» Вторая половина 1710-х


[1000x665]


[1000x665]


[1000x619]


[1000x751]


[1000x664]


[1000x751]


[1000x661]


Туалетная


С середины XVIII века и вплоть до 1941 года облик этой комнаты не претерпел существенных изменений.

[1000x690]А.П. Цесевич. Туалетная в Большом дворце


Лишь в 1845 году во время тюновления позолоты деревянной резьбы был изменен рисунок рамы над существовавшим тогда камином.

[1000x563]


Шелк, украшающий сегодня Туалетную, по-своему уникален. Он выткан в XIX веке по образцу предшествовавшего столетия, исполненному по рисунку П. Дверза. Этот шелк предназначался для так называемой Ольгиной половины Большого дворца. Часть шелка, сделанная в запас, была эвакуирована и использована в 1971 году для драпировки стен Туалетной. По кремовому полю прихотливо изгибается синий орнамент, составленный из фантастических цветов. С ним красиво контрастируют букеты красных цветов и веток сирени.

[1000x1000]


Золоченая мебель комнаты, обитая тем же шелком, что и стены, выполнена в России в XIX веке.

[1000x689]


[1000x665]


Хрустальная люстра русской работы середины XVIII века упоминается среди вещей Большого дворца уже в описи начала XIX столетия.

[1000x664]


В 2016 году в исторический интерьер Большого Петергофского дворца - Туалетную комнату, "вернулась" фарфоровая люстра, изготовленная в Германии на Королевской фарфоровой мануфактуре во второй половине XIX века по модели И.И. Кендлера (1706-1775 гг.).

[1000x700]


[1000x667]


[1000x1500]


Стены Туалетной, как и других комнат анфилады, украшают парадные портреты. Лучший из них - портрет Елизаветы Петровны. Он был написан за год до ее смерти, в 1760 году, придворным художником французского короля Людовика XV Шарлем Ван-Лоо (1705 - 1765). Живописец никогда не видел Елизавету и писал портрет по миниатюре, находившейся при французском дворе.

[1000x1333]


[1000x1500]


В этой же комнате на противоположной от окон стене находятся портреты Павла I в детстве и Екатерины II. Первый является копией с портрета кисти шведского художника Александра Рослина, проведшего три года (1775 - 1777) в Петербурге. Портрет Екатерины II написан тем же художником в 1777 году.

[1000x655]


Большой интерес представляет висящий на западной стене портрет Елизаветы Петровны с арапчонком. Георг Христиан Гроот (1716-1749) создал эту композицию в 1743 году, вскоре после прибытия в Россию. Успех ее был необычаен. Знаменитый мастер Мейсенского фарфорового завода И.-И. Кендлер воспроизвел ее в фарфоре. В России же портрет был неоднократно копирован, и сам Гроот несколько раз повторил его. До войны в Большом дворце находилась копия с портрета работы Гроота, но она погибла. Портрет Елизаветы с арапчонком, находящийся в Туалетной, считается авторским повторением.

[1000x1000]


[1000x1312]Портрет Елизаветы Петровны с арапчонком работы художника Г.-Х. Гроота


Находящийся в этой комнате туалетный прибор состоит из зеркала, канделябров, фарфоровых сосудов и коробочек различного назначения.

[1000x822]


Зеркало в серебряной раме - один из ценнейших экспонатов Большого дворца. Как явствует из надписи, выбитой на нем, это произведение Франсуа Тома Жермена (1726 - 1791). В этой надписи он называет себя "скульптором-ювелиром короля", имеющим мастерскую в галерее Лувра.

[1000x1060]


[1000x1000]


Рядом с зеркалом на столике располагается эффектный фарфоровый туалетный набор, выполненный русскими мастерами на Петербургском императорском фарфоровом заводе в 1838 году. Кувшины с тазами, флакон для одеколона, коробочка для мыла и щеток, лоток с подушкой для булавок и т. п. - все украшено золотым орнаментом по нежно-розовому полю и в резервах написаны разнообразные цветы - тюльпаны, анютины глазки, нарциссы.

[1000x649]


[1000x667]


Особенно интересны были изготовленные в 1846 году два канделябра "о 10 свечах каждый" и часы, украшенные лепными, ярко расписанными цветами. Ныне они опять находятся в Туалетной.

[1000x663]


[1000x667]


Золоченая мебель комнаты, обитая тем же шелком, что и стены, выполнена в России в XIX веке. Золочёная резьба воссоздана под руководством А. Семёнова по моделям Н. Оде.

[1000x751]


[1000x654]


[1000x671]


[1000x825]


Перед диваном стоит небольшой наборной работы столик необычной формы. Такие столики были излюбленными предметами меблировки русских интерьеров 80 - 90-х годов XVIII века. Легкие, свободно передвигаемые, они могли использоваться для разнообразных целей и за сходство столешни с бобом получили название "столик-бобик".

[1000x666]


Четыре комода Туалетной имеют характерные для переходного от барокко к классическому стилю формы: сложно-изогнутую переднюю часть корпуса и в то же время геометрический рисунок набора и заключенные в прямоугольные рамки наборные архитектурные композиции.

[1000x667]


[1000x667]


Стоящий на комоде кабинет черного дерева, отделанный черепахой, изготовлен ЕВ Южной Германии в первой четверти XVIII века.

[1000x667]





Серия сообщений "Петергоф":

Часть 1 - Петергофское гулянье. Фотограф Батурина Юлия.
Часть 2 - Петергоф. Часть 1.
...
Часть 30 - Петергоф. Часть 30.
Часть 31 - Петергоф. Часть 31.
Часть 32 - Петергоф. Часть 32.
Часть 33 - Петергоф. Часть 33.
Часть 34 - Петергоф. Часть 34.


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Петергоф. Часть 32 | EV_AS - Дневник EV_AS | Лента друзей EV_AS / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»