Это школа Соломона Шкляра,
Школа бальных танцев, вам говорят.
Две шаги налево, две шаги направо,
Шаг вперед и два назад.
[422x629]
...главное правило Соломона Шкляра:
"...там, где брошка, там пирод!"
Песня донесла неповторимую атмосферу "танцулек", которыми наслаждались сто лет назад в частных танцевальных заведениях Киева.. Именно удивительная, жизнестойкая харизма Соломона Шкляра
придавала неповторимость его школе!
Популярная в советские времена песня-анекдот донесла до нас неповторимую атмосферу танцулек, которыми наслаждались продвинутые наши земляки
еще сто лет назад.
Наши предки всегда были к танцам неравнодушны. Но языческие танцы у костра не считались чем-то диковинным, поскольку история еще раньше знала о пиррических (военных) танцах, служивших обязательной частью представлений греческого античного театра, религиозных празднествах в Ассирии и Египте, танцах в честь Аполлона, Вакха и других богов.
Пышные балы в Царском (Мариинском) дворце, залах бывшего купеческого собрания и Института благородных девиц в Киеве, как и нынешние, венские балы в оперном театре столицы Украины, тоже вряд ли затмевали и затмевают подобные действа в других столицах мира.
Соломон Шкляр - историческое лицо, киевский парикмахер,
[показать]
Марк Захарович Шагал. Парикмахерская.
открывший в начале XX века на ул. Большой Васильковской, 10,
школу танцев - которая фактически служила клубом знакомств киевлян и киевлянок.
В Школе танцев Соломона Шкляра, избавляли от природной неуклюжести и обучали азам пластики. Наводя лоск на кавалеров с помощью ножниц, плойки, расчески, а также одеколона,
который он закупал у своего приятеля
Фридриха Пульса на Подоле.
Зоркий Соломон обратил внимание, во-первых, на угловатые манеры киевлян среднего сословия, а во-вторых, на то, что у многих из тех, кому уже по возрасту было неловко слоняться по тому же Бибиковскому, просто негде познакомиться с барышней для серьезных взаимоотношений.
Парикмахер Соломон Исаакович Шкляр жил на Большой Васильковской 10, а стриг и брил на Бибиковском бульваре, 5.
В Киеве к началу XX века существовало еще шесть подобных заведений. Некто Бутовецкий держал школу танцев на Александровской, 32, Ф. Гросслер — на Нестеровской, 38, Я. Лапицкий — на Пушкинской, 11,
родственник богатого домовладельца Лепчевского — Семен — зазывал желающих на Прорезную, 20, украинские народные танцы пропагандировал Лобойко на Театральной, 4.
Самой экстравагантной из старожилов-преподавателей считалась мадам Абрамович-Дембская Ф. Ф., свившая свое гнездышко
на Малой Владимирской, 74.
Она содержала буфет и любила пофлиртовать со своими учениками. Однако школа Соломона Шкляра почти сразу захватила пальму первенства в Киеве. И не только потому, что плата в ней, как гласило объявление, была умеренной, а срок обучения — коротким.
Шкляр принимал желающих любого возраста. Сам особенно танцевать не умел. Действительное обучение проводили нанятые учетеля танца... но самое главное, Соломон с удовольствием говорил с публикой... много и смешно шутил... давал бескончные рекомендации, любил комментировать занятия, учеников... Создавал настроение. И атмосфера была в танц-школе чрезвычайно веселой и легкой. По всей видимости из-за его манеры непринужденно и смешно говорить, впоследствии и возник текст знаменитой песенки.
Желающих попасть в школу к Соломону Шкляру было столько, что, по воспоминаниям приходилось ждать очереди, хотя гарцевали у Шкляра шесть раз в неделю, кроме субботы. Абрамович-Дембская пыталась раскусить рецепт успеха, она даже посылала учиться к нему собственную дочь — не помогло...
" ... выучку у Шкляра прошли семь девочек и четыре мальчика из семьи Канторовичей. Никто не умер, никто не стал Айседорой Дункан, но все вышли в люди. "
Это была не просто школа танцев, а школа жизни. Там знакомились. И если все нравилось, засылали сватов (шадхена), конечно и с благословения самого Соломона, крылатым выражением которого в памяти киевлян осталось: «Оттолкнуться от печки».
Уже во время Первой мировой войны его бывшие ученики, обосновавшиеся в Америке, собрали деньги на пароход и уговорили Шкляра (которого многие последующие поколения киевлян называли и Фляром, и Пляром, и Скляром) податься за океан. Ходили слухи, что там он стал знаменитым балетмейстером, но доподлинно известно, что на корабль он ступил с одесского причала.
Это, очевидно, и подвигло одесситов представить Соломона в некоторых байках своим земляком.
объявился в США, там начался танцевальный бум среди белого населения. Совпадение это или результат сумасшедшей харизмы бывшего парикмахера из Киева, история умалчивает.
Любопытно другое: спустя почти сто лет волна повального увлечения классическими танцами и другими зажигательными латиноамериканскими эскападами вернулась к нам из-за океана.
[показать]
[556x441]
В тридцатые—пятидесятые модные танцы считались у нас буржуазным пережитком, стиляг преследовали.
А вот бальные танцы мирно сосуществовали с социалистической системой. В послевоенных киевских послевоенных киевских рины учили младшеклассников танцевать вальс с... табуреткой. Ведь в сороковые до смерти Сталина в школах мальчиков и девочек разделили..
Родители покупали нам балетки (чешки), и после основных уроков мы по часу дважды в недели старательно скользили по паркету низенького актового зала, преследуемые тактом: раз-два-три, раз-два-три… Топотушки на самых популярных в нашем городе в середине века танцплощадках "Жаба" и "Кукушка" (обе располагались на склонах Днепра) вряд ли можно было назвать балами. Там просто резвились, знакомились и зажимались под музыку.
Даже сегодняшние участники «Танцев со звездами»
(шоу, лицензию на которое Европа купила у Америки, где мода на него уже схлынула, Россия с Украиной — у Европы) не все знают, что в классическом вальсе вообще нельзя прикасаться к телу партнерши.
Партнеру разрешалось подставить ладонь для ее ладони, а внешней частью большого пальца другой руки чуть придерживать партнершу за спину только в том месте, где у нее находилась застежка лифа..
Следовало помнить главное правило Соломона Шкляра:
там, где брошка, там пирод!
Вариант 1
Это школа Соломона Шкляра,
Школа бальных танцев,
Вам говорят.
Две шаги налево,
Две шаги направо,
Шаг впирод и две назад.
Кавалеры
Приглашают дамов,
Там, где брошка —
Там пирод.
Две шаги налево,
Две шаги направо,
Шаг назад,
Наоборот.
Дамы приглашают кавалеров.
Там, где галстук,
Там пирод.
Две шаги направо,
Две шаги налево,
Шаг назад и шаг впирод.
Тетя Сарра,
Не крутите задом,
Это ж не пропеллер,
А вы не самолет.
Две шаги налево,
Две шаги направо,
Шаг назад и шаг впирод.
Дамы, не шморкайтесь в занавески!
Это ж неприлично, вам говорят.
Это неприлично, не гигиенично
И не симпатично, вам говорят.
Эй вы люди, помогите Боре,
Помогите Боре, вам говорят.
Он наделал лужу
Прямо в коридоре
Шаг впирод и две назад.
Адик Рабинович!
Я имею выйти.
Я имею выйти, вам говорят.
Вы мене тут замените...
Шаг впирод и две назад.
Вариант 2
Одесский учитель танцев
Мадам Кац, подержите Борю,
Видите, ребенок сам не рад.
Он на полу понаделал море,
Шаг вперед и две шаги назад.
Что ж это за новости: сморкаться в занавески?
Это не салфетки, раз, два, три.
Если у вас потекли уже сопли,
Подолом соседки нос оботри.
Кавалеры, не щипайте дамы
Ниже талии, вам говорят.
А держите ноги ваши прямо,
Шаг вперед и две шаги назад.
Сонечка, не стройте Моне глазки
И не оттопыривайте зад.
Вы не на базаре, а на танцеклассе,
Шаг вперед и две шаги назад.
Кавалеры, приглашайте дамов,
Там, где брошка, там перёд.
Шаг налево, две шаги направо,
Шаг вперед и поворот.
Дамы приглашают кавалеров,
Там, где галстук, - там перёд.
Шаг направо, шаг налево,
Шаг вперед и поворот.
Вариант 3
Это школа Соломона Кляра,
Школа бальных танцев, вам говорят.
Две шаги налево, две шаги направо,
Шаг вперед и две назад.
Дамы, не сморкайтесь в занавески!
Это неприлично, вам говорят.
Это неприлично, негигиенично,
И несимпатично, вам говорят.
[510x500]
А есть еще песня из репертуара известного одесского эстрадного исполнителя 1910-х годов Владимира Хенкина.
Из эссе Александра Розенбойма «Ужасно шумно в доме Шнеерсона...» Об Одессе начала XX века:
[300x280]
В наши дни мало кто вспоминает имя Владимира Хенкина, а в начале ХХ века его знали все. Люди улыбались, стоило лишь услышать знакомый голос по радио или упомянуть фамилию - Хенкин.
Профессия юмориста или, как называли представителей «легкого жанра» в начале прошлого века - смехача, обязывает к тесной, почти родственной близости с аудиторией.
Хенкин всегда был одним из тех, кто сидит в зале, с фантастической легкостью вступая в общение с публикой.
[550x400]
В 2003 году увидел свет документальный фильм, посвященный народному артисту РСФСР - «Профессия: смехач. Владимир Хенкин».
О Владимире Яковлевиче Хенкине, и о фильме очень хотелось написать, но это уже совсем другая история.
Всего доброго!
[600x450]