Название месяца происходит от древнееврейского слова «адир» – «сила». Считается, что этот месяц приносит евреям удачу. «Его мазаль (удача) исполнена силы», — говорят наши мудрецы.
«Когда приходит адар, мы исполняемся радостью». Не случайно именно в это время отмечается праздник Пурим, который напоминает о том, как горе для евреев обратилось в радость. Поэтому Пурим символизирует наивысшую радость, это самый радостный день в году. Вообще, еврейский календарный год начинается с радости спасения в Песах (месяц нисан – первый месяц года) и завершается праздником радости – Пуримом. Так что, «ликованию нет предела».
Иногда адар называют также «беременным» месяцем. Дело в том, что семь из девятнадцати лет по еврейскому календарю – високосные, как бы «беременные» дополнительным месяцем адар (адаром вторым). Причем когда в году бывает два месяца адар, то Пурим празднуется во втором. Так поступают, чтобы связать спасение в Пурим со спасением в Песах. Ведь суть адара и Пурима состоит в том, что «конец заложен в начале». Прошлый, 5771-ый год (по еврейскому летоисчеслению), был високосным, поэтому в нём был месяц адар-бэт с Пуримом.
Символами месяца адар принято считать: букву – «куф», знак зодиака – Рыбы (дагим), колено Израиля – Нафтали, чувство – смех (цхок), орган – селезенку (тхол).
Буква «куф»
Слово «куф» также означает «игольное ушко». Наши мудрецы говорят, что даже в самом фантастическом сне мы не можем увидеть слона, пролезающего сквозь игольное ушко. Но в Пурим можно почувствовать то, что в Каббале и учении хасидизма символизирует бесконечную сущность непознаваемого света Всевышнего, который входит в конечный контекст материальной реальности и полностью раскрывается в еврейской душе.
Знак зодиака Рыбы (дагим)
Рыбы, как известно, обитают в море, которое относится к «скрытому миру».Душа Израиля также подобна рыбе, которая плавает в водах Торы. Истинная сущность и судьба Израиля скрыта в этом мире. Пурим раскрывает истинную сущность Израиля, открывает нам грядущий мир – чудо праздника знаменует воскрешение в грядущем мире.
Слово «даг» (единственное число слова «дагим») означает «тикун» (очищение) от «дааг» (волноваться). В Танахе слово «рыба» (даг) появляется всего один раз и пишется как «дааг». Во времена пророка Нехемии некоторые евреи осквернили священный день Шаббата тем, что продавали рыбу на иерусалимском рынке. Эта рыба стала источником постоянного беспокойства для нарушивших Закон торговцев и для их кошелька.
В Пурим же, напротив, рыба превратила все беспокойства и тревоги людей в радость спасения при возрождении новой сущности человека.
Колено Нафтали
В Каббале имя Нафтали состоит из двух слов: «нофет» + «ли», что значит «сладко мне». В праздник Пурим существует заповедь пить вино до достижения состояния «несознания». Это находит отражение в следующих словах мудрецов:«Каждый в Пурим должен напиться так, чтобы не видеть различий между словосочетаниями “да будет проклят Аман” и “благословен Мордехай”». Так выражается радость и смех на уровне Нафтали – «нофет ли».
Наш отец Яаков благословил своего сына Нафтали: «Нафтали – олень-посланник, говорящий красивыми словами». Эти «красивые слова» Нафтали рождают радость и смех у всех, кто их слышит. В конце Торы Моше благословляет Нафтали: «Воля Нафтали исполнена...» В учении хасидизма дается объяснение, что «выполненная воля» (сева рацон) относится к внутреннему «кетер», когда человек чувствует только абсолютный восторг и не желает ничего, что находится вне его.
Три буквы, составляющие имя Аман, представляют шесть комбинаций. Аман («hей» – 5, «мем» – 40, «нун» – 50) равно 95; 95 умножить на 6 равняется 570 – «раша» («рейш» – 200, «шин» – 300, «айн» – 70), что значит «грешник», поэтому Амана называют «Амен раша». Но 570 равно также гематрии – числовому значению – слова Нафтали («нун» – 50, «фей» – 80, «тав» – 400, «ламед» – 30, «йод» – 10), который радуется и смеется, играя с шестью изменениями Амана. В Каббале сказано, что «красноречие» Нафтали отражает его мудрость и способность играть словами (а также исследовать гематрии). Выражение «Будь проклят Аман» равняется 502 и значит «барух Мордехай» (благословен будь Мордехай). И в этом состоит самая «радостная игра» (шаашуа) изучения Торы.
Чувство смеха (цхок)
Смех выражает свободу и радость, радость, подобную тому, когда человек видит, как свет пронзает тьму – это называется «возникновением света из тьмы» и напоминает чудо Пурима. В Торе это чувство выражается в имени Ицхака, которого родила Сара (его имя происходит от слова «цхок»): «Всевышний заставил меня смеяться, и кто слышит, смейтесь со мной». Сара родила Ицхака в 90 лет, а Аврааму было уже 100, причем до этого она была бесплодна, но увидела чудо и свет Всевышнего, исходящий из полной темноты. Слово «бесплодна» (хашуха) на иврите состоит из тез же букв (в том же порядке), что и слово «тьма» (хошех). Слово же Пурим образовано от «пру» – «плодитесь и размножайтесь». Для Ицхака смех выражен в Торе следующим образом: «страх Ицхака». Страх как источник благоговения перед Всевышним. Это также можно прочесть как «страх будет смеяться» – суть страха станет причиной смеха. Во время Пурима страх перед указом Амана переходит в бурный радостный смех.
Орган селезенка (тхол)
Наши мудрецы особо отмечают, что «селезенка смеется». На первый взгляд, это довольно странно, так как селезенка символизирует едкость – черный юмор, источник угнетенного состояния духа и отчаяния. Но, как мы говорили выше, все, что связано с месяцем адар и Пуримом, носит парадоксальный характер, ибо все происходящее исходит от «неосознанного» и представляет собой суть экзистенциальной трансформации. С точки зрения «методологии» в Торе это объясняется способностью к изменениям. Что же касается «черного юмора» (мара шехора), то при помощи тех же букв можно написать слова «хирхур самех» – «радостная мысль»! Вот уж поистине самая смешная шутка!
источник: http://www.jewish.ru/tradition/clas...ws994258808.php
СМОТРИТЕ "ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ" В ПОСТЕ "ОСНОВНАЯ СИМВОЛИКА":
http://www.liveinternet.ru/users/rinarozen/post189334809/
Молитва об удаче:
http://www.liveinternet.ru/users/rinarozen/post192348093