САМЕХ
Самех – пятнадцатая по счету буква, ее числовое значение – 60. Это число можно представить как произведение шести и десяти. Число шесть символизирует шесть пространственных ориентаций: север, юг, запад, восток, низ, верх. Число десять указывает на цельность, совершенство. Шестьдесят, таким образом, является символом совершенной целостности материального мира. Сама форма буквы самех представляет собой окружность, которая, как бы ограничивая материальную реальность, не дает ее составляющим выйти за определенные пределы.
Буквы самех, мэм, хаф, из которых состоит название буквы самех, составляют корень, от которого образован глагол лисмох – «опираться», «поддерживать». Буква самех символизирует основу реальности нашего мира, опорой и поддержкой которой является Всевышний. Слово мах – «нищий», «упавший духом» – входит в название буквы, напоминая нам о необходимости поддержки слабых и обездоленных. Не случайно буква самех следует в алефбет за буквойнун, символизирующей падение. Сказано: «Поддерживает Г-сподь всех падающих и выпрямляет всех согбенных» ( «Тэилим», 145:14). А составленные вместе буквы нун и самех образуют слово нес – «чудо». Там, где человек не в состоянии прийти на помощь или его сил недостаточно, нас спасает чудо: помощь и поддержка Всевышнего.
Буква самех включает в себя всю материальную реальность, но вместе с тем и указывает на ее границы. Самех впервые появляется в Торе в рассказе о сотворении человека, в описании создания женщины. Наши мудрецы сказали в мидраше: «Когда была создана женщина, Сатан был создан вместе с нею» («Мидраш раба»). Сатан – животное начало, которое служит источником как конфликтов между людьми, так и их влечения друг к другу. Слово Сатанначинается с буквы син, которая чередуется с буквой самех и произносится так же, как она. Реальность зла обусловлена ограниченностью материального мира.
В букве самех выражается также идея сокрытия Лика Всевышнего. Те же буквы, что составляют название буквы самех,образуют также слово масах –«завеса», указывая на материальность, которая, служит преградой между человеком и Б-жественным светом.
По книге Д.Паланта « Тайны еврейского алфавита»
Буква Самех — единственная в алфавите, чья форма охватывает два аспекта: округлую пустую внутреннюю площадь и обрамляющий ее внешний контур. Бог совершенно духовен по Своей природе и не имеет ни физической формы, ни физических качеств, что и символизирует чистая внутренняя область. А округлый замкнутый контур буквы Самех подразумевает всю землю, пронизанную Его Славой. Так что, где бы ни находился человек, он повсюду остается в контакте с Вездесущим.
Астрологически Самех соотносится со знаком Стрельца, двойным знаком «коня и его Всадника», или Кентавра. Кентавр — мифическое существо, полулошадь-получеловек. Он прекрасно символизирует пятнадцатую букву, поскольку в числе 15 человек еще полностью не отделяет себя от своего животного естества. Названию данного знака вполне соответствует присущее букве Самех значение. Знак Стрельца оказывает либо чрезвычайно благотворное влияние, если всадник сидит на коне и управляет им, либо крайне пагубное, если всадник отождествляет себя с конем и превращается просто в Кентавра. Стрелец, как проводник Небесной воли на Землю, раскрывает представление об эволюции (нисходящем движении развития): – это путь идеи к земной действительности.
Самех в понимании еврейских мистиков.
Рабби Ицхак Гинзбург («Алефбейт»)
Значения буквы
Понятие: Циклическая природа опыта и приносимая им невозмутимость.
Смысл названия буквы: Поддерживать; полагаться на что-то; веление.
Форма: Замкнутый круг, кольцо.
Число: 60.
Пространство: Стрелец.
Время: Месяц Кислев.
Человек: Нижняя часть желудка.
Качество: Сон.
Архетип: Вениамин.
http://lizi-black.com/?p=2331