В иудаизме свече придаётся особенное значение, как сказано: "Свеча Господа — душа человека..." (Пр. XX, 27). Это не просто поэтическое сравнение. Исправить мир может только человек, когда он добавляет в мир свет.
Тора уподобляется свету, а исполнение заповедей свечам. Сказано: "Заповедь – свеча, а Тора – свет".
В каббале три свечи означают Мудрость, Силу и Красоту.
В пламени свечи можно увидеть три уровня света: у самого фитиля - темный свет, соответствующий любви к Израилю — душам, облеченным физическими телами. Затем - белое пламя, соответствующее любви к Торе. И наконец, аура вокруг белого пламени, соответствующая любви к Богу.
Существует множество традиций, связанных с зажиганием свечей.
Мудрецы постановили, чтобы в каждом еврейском доме перед наступлением субботы зажигали свечи. Желательно зажечь не меньше двух свечей. Две свечи символизируют два аспекта заповеди о субботе: "Помни день субботний, чтобы освятить его" (Шмот, 20:8), "Храни день субботний, чтобы освятить его" (Дварим, 5:12).
Согласно Каббале, два эти аспекта заповеди о субботе указывают на основу семьи - супружескую пару: завет "помни" олицетворяет мужа, а завет "храни" - жену.Существует обычай прибавлять одну свечу каждый раз, когда в семье рождается ребенок.
Принято зажигать поминальные свечи в день годовщины смерти близких родных. Свеча эта называется "нэр нэшама" (дословно — "свеча души"). Так называется свеча, зажигаемая в синагоге в День Искупления (Йом Кипур).
В праздник огней Хануку зажигают специальный подсвечник на девять свечей – ханукию. Восемь её светильников символизируют чудо, которое произошло во времена восстания и победы Маккавеев над греками. По преданию, единственного кувшина с освящённым маслом, найденного в осквернённом Храме, хватило на восемь дней горения меноры. Свечи Ханукии служат источником духовного света и не предназначены для освещения помещения, потому зажигаются они с помощью девятой, называемой шамаш (помощник). Свет ханукии символизирует духовную стойкость и победу святости над нечистотой, света над окружающей тьмой.
В Иерусалимском Храме постоянно горел золотой семисвечник – Менора, созданный по преданию чудесным образом по указанию Бога мастером Бецалелем. Начиная со II века, менора становится символом иудаизма. Барельеф с изображением семисвечника сохранился на Триумфальной арке в Риме, воздвигнутой Титом в честь завоевания Иудеи. Менора, подобная изображённой там, стала гербом государства Израиль.
Символика Меноры многогранна: в иудаизме она олицетворяет Божественный свет, мудрость, Божественную защиту, возрождение, еврейский народ, жизнь, иудаизм, преемственность, чудо. Символизирует она также древо жизни, известные в древности семь планет, Семь Дней Творения и семь небес.