К совершенно необычным способам и устройствам освещения можно отнести световую кисть и световую щель. В этой статье речь пойдет в большей степени о световой щели, но немного коснемся и ее роли в создании фотографии.
Нужно понимать, что подобные приборы невозможно купить в магазине. Хотя, наверно и можно, но потраченное время на поиски и цена на достаточно эксклюзивное устройство так или иначе заставят фотографа придумать способ создать устройство самостоятельно. Как говориться - заколхозить. О создании световой кисти в домашних условиях мы поговорим чуть позже. Сейчас же речь пойдет о световой щели, как собрать, как использовать, и что в итоге получится.
Вот как она выглядит:
Это обычная лампа, купленная в строительном магазине. Там же приобретен скотч серебряной фольги. Этот самый скотч ценен не только тем, что он самоклеющийся, но и тем, что не пропускает свет. Наклеиваем скотч на плафон лампы, оставляя щель буквально в один миллиметр. Конечно, сам процесс наклейки и точность вашей работы потом, в будущем, скажется на геометрии светового рисунка от этого устройства. Так что советую быть как можно точнее и аккуратнее.
Основа работы этой лампы - с определенной периодичностью поджигать газ внутри колбы. Наш глаз этого не замечает. А вот аппарат, к примеру на долгой выдержке, увидит все эти минивспышки. Но только в том случае, если сам аппарат или лампу шевелить на достаточно темном фоне.
Теперь о схеме освещения и о процессе рисования светом.
Рисующий свет - портретная тарелка с сотами, кривой линией показано движение лампой. Оно немного внахлест по бокам модели.
А теперь - как этой схемой пользоваться. Для начала нужно определиться с мощностью импульсного света. Ее лучше выставить на максимум. Таким образом мы получим ярко освещенную модель, это в свою очередь позволит закрыть диафрагму. А это приведет к улучшению картинки в целом - паразитные блики от световой щели не будут видны на модели и сама лампа не выдаст себя в кадре.
Особенностями данной съемки можно назвать работу вспышек без пилотного света и, конечно же, установку камеры на штатив. Пилотный свет отключаем, чтобы не прорисовались движения модели и ассистента с лампой. Ну а штатив, естественно, нужен для удержания камеры на длинной выдержке.
Эта фотография делается "в кадр", то есть без всякого монтажа. И вот какая последовательность.
1. Поставили схему.
2. Измерили свет.
3. Установили камеру на штатив.
4. Автофокусом установили дистанцию до модели.
5. Выключили автофокус и больше ни штатив, ни объектив не трогаем.
6. Выключили свет в студии и пилотный на осветителях.
7. Зажгли щель, на счет "три" ассистент в полной темноте проносит лампу по заданной траектории.
8. В момент достижения крайней левой точки, "пыхаем" вспышками.
9. Кадр готов.
Если соблюсти эту последовательность, то отчет фотоаппарата о проделанной работе будет вот какой:
- открыл шторку;
- экспонирую 4 секунды (больше/меньше - зависит от задачи);
- 99% времени набираю рисунок от постоянного источника, быстро перемещаемого по незамкнутому кругу;
- в последний момент срабатывает вспышка и на матрице проявляется модель, резкая, отчетливая и без шевеленки. Раньше ее не видел!
- закрываю затвор.
Некоторые ученики, даже после объяснения всего действия и личного присутствия на съемочной площадке, называют этот процесс колдовством, но никак не физикой или свето-оптическими манипуляциями. Хотя, как только понимание процесса съемки в полной мере дойдет до сознания, не считая подготовки, подобные кадры очень легко снимать буквально за пару минут. Что с огнем, что со световой кистью. Но для начала - нужно просто попробовать.