• Авторизация


Фотография. Искусство самовыражения Брюс Бэрнбаум 02-03-2013 15:56 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Фотография. Искусство самовыражения

[показать]

Перед вами перевод исправленного и дополненного издания классической книги Брюса Бэрнбаума "Искусство фотографии", впервые увидевшей свет еще в 1994 году. Эта книга заслужила славу наиболее удобочитаемого, понятного и полного пособия по фотографии. Прекрасные авторские фотографические иллюстрации открывают удивительный мир фотографии для начинающих, опытных и профессиональных фотографов, стремящихся к самовыражению через снимок. Бэрнбаум не говорит с читателем свысока и не переходит на менторский тон, а просто делится практическими знаниями о работе как с традиционной, так и с цифровой фотографией. Помимо описания технических аспектов профессии, автор глубоко исследует философские, выразительные и творческие стороны фотографии, которые так часто остаются за рамками в других книгах.

Брюс Бэрнбаум — продолжатель традиций американской пейзажной фотографии, которая ассоциируется прежде всего с именем Ансела Адамса. Школа Адамса проявляется как в выборе объектов съемки — величественных ландшафтов и природных явлений, так и в ответственном подходе к экспонометрии, а также в обязательной ручной печати фотографий. И в книге «Фотография. Искусство самовыражения» больше всего говорится именно об «аналоговой» фотографии (сам Бэрнбаум предпочитает так называемый крупный формат и снимает на листовую фотопленку).Почему эта книга должна быть интересна читателю в наше время, когда все вокруг увлечены цифровой фотографией, а случайные ошибки экспонометрии успешно исправляют Photoshop и Lightroom? Цель автора — не только научить, как снимать, но и объяснить, зачем это делать и ради чего. Кстати, мало кто знает о том, какие аналоговые фотографические техники легли в основу приемов цифровой обработки, а Бэрнбаум рассказывает о них именно в последовательности от пленки к цифре.


Ключевая часть книги — это главы, посвященные практическим аспектам фотографирования. До сих пор на русском языке практически не издавалось пособий, в которых настолько подробно рассматривалась бы экспонометрия и зонная система. Бэрнбаум, тщательно изучив подход изобретателя зонной теории Ансела Адамса, представил зонную систему именно с точки зрения практика. Он говорит о ней много и очень подробно, и в его изложении мы, наконец, понимаем, насколько велика ценность этой теории не только для правильной экспонометрии, но и для лучшего понимания того, что такое контраст в фотографии (неважно, аналоговой или цифровой). Бэрнбаум в своей книге предлагает достаточно уместное приложение зонной теории к цифровой фотографии, а также упоминает о таком популярном инструменте пейзажиста, как HDR. Он сам признается, что его опыт с «цифрой» не настолько велик, и именно эта часть книги предназначена скорее для новичков.

Книга завершается главами, посвященными проблемам творчества, и тут Бэрнбаум охотно делится личным опытом. Здесь не так много красивых слов о том, что фотография должна обозначать, автор скорее склонен описывать свои собственные пути, которыми он пришел к тому или иному снимку. И это постоянное присутствие авторского «я», как ни странно, создает впечатление большей объективности, чем во многих книгах по теории творчества, написанных русскоязычными авторами.

«Искусство самовыражения» — универсальный учебник не только для начинающих: в этой книге затронуты все основные понятия, владение которыми обязательно для каждого фотографа. Например, основы композиции, характер освещения, цветоведение и фотофильтры — здесь они даны кратко, но с учетом тех маленьких хитростей, которые становятся известны лишь после долгой практики. Зато много внимания уделяется тому, что происходит между решением сделать кадр и его воплощением: Бэрнбаум называет это «визуализация», и это важнейшее условие развития профессионального фотографического зрения.

Если говорить о недостатках книги, то это, наверное, обширный разброс тем: очень сильные главы об одних аспектах фотографии и относительно неглубокие — о других. А вот качество печати — на высоте: отлично переданные иллюстрации, верстка, близкая к оригиналу, скорее исключение, чем правило среди серьезных изданий по фотографии на русском языке.

Ф Р А Г М Е Н Т     К Н И Г И 

 

ГЛАВА 1
Общение через фотографию
Фотография — это форма невербальной коммуникации. В лучшем случае фотографу удается
передать мысль от одного человека (самого фотографа) к другому (зрителю). В этом отно-
шении фотография сходна с иными формами художественной невербальной коммуникации,
например с живописью, скульптурой, музыкой. Симфония Бетховена о чем-то рассказывает
слушателю, полотно Рембрандта — зрителю. Бетховен, Рембрандт и Микеланджело давно
уже покинули этот мир и не могут объяснить нам всего значения своих работ. Но творцы
и не должны этого делать. Коммуникация осуществляется без них.
Фотография может быть не менее информативной. Слово «фотография» имеет гораздо более
глубокое значение, чем ассоциируется с ним в повседневной жизни. Настоящая фотография
обладает универсальным качеством, которое не ограничивается непосредственной связью
с субъектом, объектом или событием, изображенным на ней. Я могу смотреть на фотографии,
созданные Арнольдом Ньюманом или Дианой Арбус, и чувствовать, как будто знаком с изо-
браженными на них людьми, хотя ни разу их не встречал. Я могу вглядываться в пейзажи
Энзела Адамса, Эдварда Уэстона или Пола Капонигро и испытывать благоговение при виде
горного склона, чувствовать хрупкость крохотных цветов или волшебство туманного леса,
хотя никогда не бывал там, где стояла тренога. Я могу видеть фотографию улицы, которая
сделана Анри Картье-Брессоном, и ощущать эйфорию от момента, запечатленного навеки,
хотя я и не стоял за спиной фотографа, когда был сделан этот снимок. Я даже могу видеть
плывущее в космосе дерево, которое снял Джерри Уилсман, и ощущать сюрреалистический
ореол, окружающий это изображение. Все это происходит потому, что художник сумел пере-
дать зрителю смысловую нагрузку. Фотография целиком выражает ее, и ничего больше не
нужно.
Информативная — а значит, удачная — фотография выполняет одну из нескольких функций.
Она позволяет зрителю увидеть нечто такое, на что он уже много раз смотрел, но не обра-
щал внимания. Она может показывать нечто, с чем зритель никогда раньше не сталкивался.
Фотография может задавать вопросы. Возможно, неоднозначные, не имеющие ответов,
порождающие сомнения или неуверенность. Иными словами, она расширяет границы на-
шего видения и мышления. Она вызывает удивление, радость, сострадание, ужас и тысячу
других возможных реакций. Фотография проливает новый свет на наш мир, заставляет нас
задаваться вопросами о нем или создавать собственные миры.
Фотография — это форма невербальной коммуникации.
Реализм фотографии (аспект, побуждающий миллионы людей брать в руки 35-миллиметро-
вые фотоаппараты и каждый день делать цифровые снимки) наделяет ее той значимостью,
 
 
Глава 1. Общение через фотографию
которая отличает ее от других видов искусства. На рубеже
XIX и XX столетий Льюис Хайн «перебросил мост» между
социальной справедливостью и художественной фотографи-
ей, изучая детей, трудившихся на заводах. Непосредственно
его работа привела к принятию законов о запрете детского
труда. В 1930-е и 1940-е годы Энзел Адамс, Эдвард Уэстон
и др. смогли привлечь общественное внимание к окружающей
среде при помощи своих пейзажных фотографий.
В результате были созданы национальные и природные
парки. В годы Великой депрессии Маргарет Бурк-Уайт,
Уолкер Эванс, Доротея Ланж и многие другие пользовались
своим творчеством, чтобы рассказать простым американцам
о районе пыльных бурь, который находится на западе США.
Правильно созданная фотография может быть самым значи-
тельным из всех искусств 
Для создания информативного утверждения (фотогра-
фии, наполненной смыслом) фотограф должен заглянуть
в мир, реальный или вымышленный. Фотограф должен
дорасти до глубокого понимания мира, его объемного зна-
чения и тонких нюансов. Такое глубокое знание порождает
озарения, необходимые для фотографирования предмета
в максимально значительный момент и наиболее проница-
тельным образом, чтобы передать всю силу этого предмета.
Это касается всех областей фотографии.
Как добиться передачи окружающим чувств через фотогра-
фию? Это сложный вопрос, на который нет однозначного
ответа. Однако это основополагающий вопрос, который
должен ставить перед собой любой фотограф с серьезными
намерениями. Отвечать на него нужно каждый раз снова на
всех этапах своей карьеры.
Я считаю, что ответ на данный вопрос связан одновременно
и с персональными, и с практическими аспектами. С лич-
ной, внутренней, стороны перед нами на самом деле встают
два вопроса.
ŠŠ Каковы наши интересы?
ŠŠ Как мы собираемся удовлетворять наши интересы?
Ответ на второй вопрос обозначит направление, в котором
вы хотите самовыражаться, а также позволит выяснить,
какого отклика от окружающих на свое творчество вы хо-
тите добиться.
С практической, внешней, стороны перед нами встают
вопросы дизайна и композиции, экспозиции, освещения,
характеристик фотоаппарата, использования цифровых
технологий, работы в фотолаборатории и т. д., которые по-
могают воплотить замысел в реальность.
Начнем с первого из двух личных вопросов. Что вас инте-
ресует? Только вы можете ответить на этот вопрос. Сде-
лать это исключительно важно, если вы намерены созда-
вать информативные фотографии. В этом случае придется
приложить значительные усилия и по-настоящему скон-
центрироваться на областях, которые вам действительно
интересны. Кроме того, вы также должны сфокусироваться
на вопросах, относительно которых имеете уверенное лич-
ное мнение.
Попробую объяснить свою мысль при помощи аналогии.
Пытались ли вы когда-нибудь в обычной беседе сказать
что-либо значительное о том, что не было вам интересно,
о чем у вас не сложилось мнение? Это же невозможно! Вам
нечего сказать, так как тема для вас малоинтересна. Хотя,
конечно, это не удерживает большинство людей от разгово-
ра. Некоторые люди, точно как при беседе о том, что их не
интересует, пытаются делать фотографии, к которым они
на самом деле равнодушны. Результат неизменно полу-
чается скучным.
Продолжим аналогию. Возьмем любого выдающегося ора-
тора — скажем, Уинстона Черчилля или Мартина Лютера
Кинга — и попросим его произнести страстную речь, напри-
мер, о конопачении1. Они не смогут этого сделать! Им про-
сто будет нечего сказать. Это не их тема, не их конек. Чтобы
проявить максимум своего ораторского таланта и искусства
убеждения, такие люди должны быть в своей стихии. Вели-
кие фотографы также знают, что их интересует и волнует.
Они отдают себе отчет в своих сильных и слабых сторонах.
Они могут регулярно экспериментировать с фотографией
в других областях, чтобы расширить сферу своих интере-
сов и попытаться устранить свои слабые стороны — и вам
тоже следует так поступать, — но они никогда не путают
эксперимент и настоящее самовыражение.
Уэстон2 не снимал мимолетные, мгновенные события.
Ньюман не фотографировал ландшафты. Уилсман не делал
снимки людей, оказавшихся на обочине или на дне общества.
Арбус не печатала много одинаковых изображений для до-
стижения сюрреалистического эффекта. Все они концентри-
ровались на тех областях, которые были им наиболее инте-
ресны и в которых каждый из них мог добиться максимально
высокого результата. Они, как и другие великие фотографы,
мудро пользовались своими сильнейшими сторонами.
Энтузиазм
При определении сферы своих интересов особого внима-
ния заслуживает энтузиазм. Сложно переоценить важность
1 Конопачение — кропотливый и длительный процесс проклад-
ки мхом или войлоком щелей в бане, чтобы тепло не уходи-
ло. — Примеч. пер.
2 Здесь и далее автор имеет в виду выдающихся фотографов. —
Примеч. ред.
15
Энтузиа зм
этого фактора. Как-то я услышал, что успех в любой дея-
тельности обеспечивают три черты человеческой натуры:
энтузиазм, талант и тяжелая работа. Но человек может до-
стичь успеха и с помощью всего двух из этих факторов,
если один из них — энтузиазм. Я под этим подписываюсь.
Энтузиазм фотографа, с моей точки зрения, выражается
как немедленный эмоциональный отклик на увиденное.
В сущности, если увиденная сцена меня взволновала, я ее
сфотографирую (либо как минимум внимательно ее рас-
смотрю и подумаю, стоит ли это фотографировать). Это
абсолютно субъективно. Для меня такой эмоциональный
отклик крайне важен. Без него исчезает спонтанность и фо-
тографии получаются вымученными. А с ним фотография
становится чистой радостью.
Я работал в темной комнате до 3, 4 и даже до 5 часов утра.
Такие вещи делаются не за деньги, а только из любви
к искусству.
Энтузиазм также можно определить как желание про-
должать работу даже при сильной усталости. Энтузиазм
и возбуждение часто позволяют забыть об усталости, да-
вая силы на то, чтобы продолжать эффективно работать,
чувствуя, как усталость испаряется. Во время турпоходов
я часто продолжал фотографировать и тогда, когда другие
садились отдохнуть, ведь мне не давало остановиться все то,
что я видел вокруг. В 1976 году во время похода с «Сьерра
клубом» мы наконец добрались до лагеря после утоми-
тельного долгого перехода. Все были без сил. Однако, пока
варился обед, я взобрался на расположенный неподалеку
кряж, чтобы увидеть гору Кларенс Кинг (высота — 3947 м)
в свете заходящего солнца. Это была словно фуга1 из гра-
нита (рис. 1.2). Я крикнул товарищам, оставшимся внизу,
не хочет ли кто-нибудь посмотреть на эту восхитительную
гору? И хотя они были уже без рюкзаков и фотоаппаратов,
никто не решился. Я — единственный человек, который
видел этот момент!
Аналогично мне доводилось работать в темной фотола-
боратории до 3, 4 и даже 5 часов утра, так как каждый
следующий негатив увлекал меня своим потенциалом
и я обязательно должен был посмотреть, получится ли из
него столь же великолепная печатная фотография. Я на
самом деле не мог прервать работу и вернуться к ней
утром. Такие вещи делаются не за деньги, а только из
любви к искусству.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Фотография. Искусство самовыражения Брюс Бэрнбаум | AmiliAmpir - Разная как сто улыбок мира) Жизнь прекрасна, а прекрасно жить еще лучше и если веришь - возможно все | Лента друзей AmiliAmpir / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»