• Авторизация


Античная и Средневековая одежда 23-09-2012 21:44 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

Cтатья посвящена рассмотрению
основных особенностей античной
и средневековой одежды.

Античная одежда.
Средневековая одежда.
Принципы Средневекового Костюма 


 

   Античная одежда:

   Известно, что античная одежда была открытой. Это объясняется как мягкостью средиземноморского климата, так и этическими принципами эпохи (прежде всего уважением к красоте человеческого тела).
[показать]  Античная одежда состояла из двух элементов: рубашки и плаща, которые, как правило, обертывались вокруг тела и закреплялись застежкой на плечах. Правая рука и ноги, обутые в сандалии, оставались открытыми. Мужчины, как правило, не носили уборов, перчатки тоже, ибо последнии еще не были изобретены. 
  Стоит заметить также, что драпировка складками составляла важнейший прием украшения античного костюма. 
  Касаемо рубахи и штанов можно отметить следующее: по видимому, они входят в обиход только в эпоху Римской Империи (принципат) и под варварским влиянием. Подобные новые принципы легли в основу средневекового костюма гораздо более закрытого, чем римский. Это отвечало как климатическим условиям, так и изменению этического идеала: церковь требовала, чтобы люди наглухо закрывали собственное тело.
  Люди эпохи Античности уделяли одежде огромное количество времени. Доказательством тому служат сведения, о том, что многие политические деятели Рима зачастую проводили гораздо большее время за совершенствованием своего туалета, нежели за управлением государства.


 

   Средневековая одежда:

Как было отмечено выше, средневековая одежда отличалась от античной тем, что была более закрыта и аскетична. Это связано, в первую очередь, с усилившимся влиянием религии.
  Основные детали средневекового костюма таковы: льяная рубашка – камиза или шэнс штаны верхняя рубаха плащ и мягкая обувь .
  Короткие штаны , так называемые брэ , первоначально были простым полотнищем, которое обертывалось [68x] вокруг бедер и закреплялось у пояса. Позднее брэнесколько удлинились: их делали до колен и даже до лодыжек со специальными завязками внизу. С течением времени поверх брэ стали надевать другие штаны – шосс. Это были, иными словами, плотные чулки, натягивающиеся отдельно на каждую ногу и прикреплявшиеся специальными застежками к поясу брэ . Только с XIV века обе половины шосс слились в единый предмет туалета – штаны современного типа. Шосс могли плотно облегать тело, как трико, но могли быть также относительно просторными. Шосс носили и женщины. Камиза в ранее средневековье не была нижней рубашкой. Крестьянская одежда состояла обычно из брэ и камизы , а по некоторым сведениям у крестьян была только одна камиза , доходящая до колен, под которую надевали лишь набедренную повязку. Иногда под камизу надевали еще одну рубаху – блио , которая имела руква (у мужчин рукава были более широкими и длинными).
  Плащ был простым прямоугольным куском материи, который застегивался фибулой (застежкой) на правом плече или на груди. В X - XI столетиях он был короткий и едва покрывал верхнюю часть тела. Изредка плащи шили вместе с капюшоном. Женщины закутывали голову и плечи накидкой.
  Зимой поверх блио надевали меховую одежду – обычно грубо выделанные овчинные тулупы.  [100x]Перчатки и рукавицы родились в связи с нуждами крестьянского быта – при прополке и жатве. Но, постепенно, они сделались предметами роскоши и обросли символическими значениями: войти в церковь в перчатках считалось непристойным, пожать руку приятелю, не снимая перчатки , - оскорбительным. Вручени перчатки означало омаж – установление вассальной зависимости; напротив, бросая кому-нибудь перчатку , человек выражал призрение. Перчатки также были совершенно необходимы при соколиной охоте, когда птицу держали на руке. Их изготовляли из оленьей, телячьей и овечьей кожи. Средневековые перчатки не имели пуговиц. [75x]Плотно сидевшие на руке, они обычно расширялись к предплечью, чтобы покрывать рукава.
  В заключении пару слов об обуви. Она также стала более закрытой, хотя бы по сравнению с римскими сандалиями. Ее шили из мягкой цветной кожи и без твердой подошвы, носок был удлиненным и заостренным. Такая обувь годилась для дома и верховой езды. По грязным же улицам ходили босиком либо в деревянных башмаках. 
 Человек средневековья придавал одежде не меньшее значение, чем его потомки. Вопрос о том, как одеваться, переплетался в его представлении с проблемами морали и социального статуса, что связано с сословным характером общества той эпохи.


 

   Принципы Средневекового Костюма:

 

Прежде всего, нужно отметить, что в раннее средневековье принципы костюма – мужского и женского, знатных лиц и простанародья,  [40x] [100x]мирян и духовенства – были одинаковы, и их отличали скорее качество материала и применение украшений, нежели формы кроя. Требовалось время, чтобы половые и социальные градации отразились и были закреплены в одежде. 
  Разграничение началось прежде всего с цвета. Простому народу было запрещено носить яркие цвета, он должен был довольствоваться серым, черным, коричневым. Знатные люди одевались в зеленое, синее, красное. В одежде нобелей сказывалось также качество тканей и, особенно, орнаментировка . 
  Постепенно обособляется литургическая одежда: духовенство стало носить костюм, отличный от платья мирян, сложившийся, по-видимому, под византийским влиянием. 
  Более серьезные перемены стали заметны в XII веке. В первую очередь, изменился костюм феодального сословия. Короткие одежды, удобные для движения, стали заменяться длинным костюмом. Удлинились носки туфель, длиннее стали прически, рубашки и плащи, которые иногда даже волочились по земле. 
  Изменения объясняются осознанием классом феодалов своего особого места в общественной системе. 
[250x210]  Кроме того, к XII веку значительно расширился ассортимент ткани. Появился шелк, хлопчатая бумага. Более активно стали применять лен и шерсть. Научились добиваться высокосортных материй. 
  С XII века домотканные одежды сохраняются лишь в крестьянском обиходе – феодалы и городская верхушка предпочитают ткани, изгтовленные профессиональными ремесленниками. 
  Третьей чертой новой моды было усиление в ней орнаментальных мотивов: блио не только украшалось вышивкой, но его кроили таким образом, чтобы ворот был открытым и позволял видеть орнамент на нижней рубахе – шэнс. 
  Особое внимание стали уделять поясу: раньше блио носили с напуском и оно прикрывало пояс, но позже конструкция рубахи создавалась так, чтобы как можно сильнее обтянуть фигуру. Тем самым, пояс открывался из-за чего эта часть одежды, собственно, и стала важным декоративным элементом. Как правило, пояс проходил вокруг талии и завязывался узлом спереди, так что оба его конца ниспадали к ногам. 
  Аристократизм моды XII века особенно отразился на женском туалете:  [200x]шэнс и блио ниспадали до пят, оставляя открытыми лишь острые концы мягких туфель из цветной кожи. Блио обтягивало торс, а начиная от бедер, книзу, было сшито из другого куска материи и составляло, по сути дела, зародыш юбки. Рукава, узкие сверху, начиная от локтя стремительно расширялись, ниспадая чуть ли не до земли. Ворот и обшлага были украшены вышивкой. «Юбка» и широкие части рукавов – плиссированы. Блио перепоясывалось поясом из шелка, полотна, шерсти или кожи. Одежда подчеркивала фигуру и вместе с тем свободно развивалась. 
  Впрочем, уже на рубеже XII - XIII веков аристократическая мода сменяется новым типом костюма. Шелковая парча сохранялась лишь для самых торжественных случаев в быту высшей знати; зажиточный горожанин, как и рыцарь, облачается теперь в сукно, подчас отороченное мехом. Иными словами, одежда становится более городской и функциональной, нежели одежда XII века, предназначенная больше для дома. 
  Так, свободный полет краев одежды, столь типичный для предыдущего периода, теперь исчезает, напротив, возникает обычай зашивать в полы рубахи монеты, чтобы придать линиям напряженность и неподвижность; рубахи укорачиваются, а рукава сужаются. 
[показать]  Важным нововедением XIII века явилась котта. С тех пор, блио оставалось лишь домашней одеждой. Так, уезжая из дома, человек почти всегда надевал шерстянную котту, плотно сидевшую на груди, с узкими рукавами. Поверх же котты носили сюрко– безрукавку из дорогой материи, с разрезами по бокам для удобства движений. 
  Мужские котто и сюрко были короткими – до середины икр, под ними носили брэ и шосс, обтягивающие ногу. К брэ прикреплялись необходимые предметы. Строгость силуэта в какой-то мере компенсировалась многцветностью одеяний. 
  Женские котта и сюрко были длинными, до пят; так называемое открытое сюрко, которое состоятельные дамы надевали к обеду и уже не снимали весь вечер, украшалось длинным шлейфом, волочившемся по земле, и большими вырезами под рукавами, подчас с меховой опушкой. Специальной женской формой котта была сюркени, плотно облегающая грудь. 
[200x]  С начала XIV века в моду входит платье с вертикальной цветовой гранью; соответственно и шосс были двухцветными: левая половина одного цвета – правая – другого. 
  Женщины в XIII веке отказались от плиссировки, орнаментальных поясов, обилия вышивок, но зато ввели в употребление кружева. 
  О верхней одежде до нас дошли сравнительно скудные сведения. Известно, что в средневековую эпоху носили два типа плащей: открытый спереди или сбоку, завязываемый шнурком, и гарнаш. 
  Только с XII века входят в употребление пуговицы – из кожи, кости, металла. До этого времени отдельные элементы средневекового туалета скреплялись завязками и застежками, имевшими помимо функционального еще и декоративное назначение. Распостраненное применение пуговицы нашли только в закрытом костюме XIII века: узкий ворот сюрко застегивался на несколько пуговиц или скреплялся застежкой-аграфом. 
[40x]  Так в самом общем виде выглядит эволюция средневекового костюма. 
  Остается сказать лишь о восприятии человеком своего наряда. Опять-таки, учитывая широкое распостранение религии, почти что каждый должен был носить платье, соответствующее его положению и ни в коем случае не оскорбляющее общественную нравственность. 
  Из этих строк также следует, что костюм определял принадлежность человека как к классу и сословию, так и к социальной группе. Свои особенности в одежде имели университетские / цеховые корпорации, городской патрициат, представители свободных профессий (врачи, например, носили замшевые перчатки и береты), монахи и рыцари (отличающий признак последних – шпоры). 
  Недаром одежда – одна из постоянных тем средневековых миниатюр, что говорит о том, что она чрезвычайно заботила общество тех далеких времен.


 

Приложение

Кратко о Средневековых Прическах и Головных Уборах

В приложении поверхностно рассматривается эволюция прически с античных времен до начал XIV века. 
  История утверждает, что древние римляне стриглись коротко и брили лицо. Что касается средневековой прически, то она постоянно колеблется между римской модой и старым германским обычаем, согласно которому длинные волосы – признак знатности. До середины XII века, например, мужчины брили подбородок и щеки, иногда оставляя усы, а волосы стригли коротко. С середины же XII века начинают вновь носить длинные волосы и отпускать бороду, что в какой-то мере отвечает длинным одеждам XII столетия. Но эта прическа не продержалась долго: развитие массивного горшковидного шлема заставило рыцарей отказаться от ношения бороды. В соответствии с укорочением и упрощением одежы и волосы стали носить короче – сзади завивая, а спереди выстригая челку. 
  Женщины отпускали длинные волосы, разделенные прямым пробором на две части и заплетенные в две косы. С XIII века длинные косы – редкость: девушки носят волосы, волной ниспадающие на плечи, замужние дамы, напротив, убирают волосы, скрывая их под платком или шляпой. 
  Говоря о головных уборах, стоит заметить, что до XII века мужчины и женщины перевязывали волосы головной повязкой. Впрочем, уже с XIII века входят в употребление разные виды головных уборов: чепец, который иногда надевали под шапку; шляпка с полями; мягкий берет; полусферический калотт. Капюшон, который до конца XII века был составной частью крестьянского плаща, в XIII столетии стал особой формой головного убора и сделался очень модным – ведь он удачно соответствовал общему типу «подвижного» костюма этой эпохи. Широко внедряется также ношение драгоценных камней: знатные дамы украшали ими и прически и пояса. 
  Таковы основные положения, которые могут быть высказаны в соответствии с поставленной темой.

 

 

 



вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Античная и Средневековая одежда | AmiliAmpir - Разная как сто улыбок мира) Жизнь прекрасна, а прекрасно жить еще лучше и если веришь - возможно все | Лента друзей AmiliAmpir / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»