Спас на Крови – один из самых красивых православных храмов России. И хотя сегодня им восхищаются туристы и считают символом Петербурга, наравне с Казанским и Исаакием, еще несколько десятилетий назад этот собор собирались взорвать. В 1941 году этим планам помешала война.
Во время блокады в главный купол храма попал артиллерийский снаряд, но не разорвался, а пролежал между сводами почти 20 лет. В 1956 году над собором снова нависла угроза: местные власти собирались проложить на его месте автомагистраль. Но по каким-то причинам проект был отложен. Судьба словно хранила Спас на Крови...
Ни для кого не станет откровением, что на месте, где сейчас стоит храм, 1 марта 1881 года был убит Александр II, которого считали царем-освободителем (он отменил крепостное право). Покушения на царя были и раньше: заговорщики дважды подрывали его поезд, устраивали диверсии в Зимнем дворце, стреляли в него на Дворцовой площади, следовали за ним за границу...
Но, в конце концов, восьмая попытка убить царя завершилась для заговорщиков успехом. Первую бомбу в императорскую карету бросил революционер-народоволец Николай Рысаков. Взрывом были убиты два человека, повреждена задняя стенка кареты, выбиты стекла... но царь остался жив. Он дал распоряжение о помощи раненым, а когда возвращался в карете, другой народоволец, Игнатий Гриневицкий, бросил ему под ноги вторую бомбу...
...Некоторое время назад Александру II было сделано предсказание, что он умрет в красных сапогах, и император искренне не понимал, почему его сапоги, всегда черные, вдруг в какой-то момент должны стать красными! О трагедии тогда, конечно, никто не думал...
После произошедшего новый император, Александр III, в память об отце пожелал возвести храм-памятник. Был объявлен конкурс на лучший проект, в котором участвовали виднейшие архитекторы Петербурга.
На суд императора было представлено 17 проектов, и ни один не прошел - все проекты было поручено переработать. Александр III крайне трепетно и с большой любовью относился ко всему исконно русскому. Он был настоящим «крестьянским царем», как его называли в обществе.
И когда объявили второй конкурс, внимание императора привлекли два имени – Игнатий Малышев и Альфред Парланд. Собственно, их эскиз и был утвержден, но с одним условием – доработать!