 Роберт Иванович Рождественский (имя при рождении — Роберт Станиславович Петкевич) родился 20 июня 1932 года в селе Косиха Западно-Сибирского (ныне Алтайского) края. Советский и российский поэт и переводчик, автор песен. Лауреат Премии Ленинского комсомола и Государственной премии СССР.
Роберт Иванович Рождественский (имя при рождении — Роберт Станиславович Петкевич) родился 20 июня 1932 года в селе Косиха Западно-Сибирского (ныне Алтайского) края. Советский и российский поэт и переводчик, автор песен. Лауреат Премии Ленинского комсомола и Государственной премии СССР.
Стихи Роберта Рождественского просты и доступны для читателя, потому что в них речь идёт о понятных и близких каждому вещах – о жизни, дружбе, любви, детях, эпохе. Но повторить эту кажущуюся простоту невозможно – у поэта свой неповторимый голос, свой строй строк и особый почерк, в котором авангард и даже рэповость, молодёжность сочетаются с традициями классики. Неповторимая сакральность и лёгкость, рождение слова как процесс естественного дыхания – вот что отличает стихи поэта и выделяет его среди остальных. А ещё редкая в наше время способность удивляться простым вещам, смотреть на них взглядом ребёнка, для которого всё вокруг представляет интерес и неизъяснимую прелесть:
	Над головой созвездия мигают.
	И руки сами тянутся к огню…
	Как страшно мне, что люди привыкают,
	открыв глаза,
	не удивляться дню.
	Существовать.
	Не убегать за сказкой.
	И уходить, как в монастырь, в стихи.
	Ловить Жар-птицу
	для жаркого с кашей.
	А Золотую рыбку — для ухи.
	
Когда Роберту было 5 лет, родители решили развестись, и с началом войны семья окончательно распалась: отца Роберта призвали в армию, мать мобилизовали на фронт в качестве медика, а Роберт остался на попечении бабушки. Война и расставание с родителями оказало такое большое влияние на мальчика, что в девятилетнем возрасте он написал свое первое стихотворение, посвященное уходу отца на фронт. В 1945 году мать забрала Роберта. К тому времени она вышла замуж за офицера Ивана Рождественского, который заменил мальчику родного отца, погибшего на фронте. С тех пор во всех документах значилось его новое имя – Роберт Иванович Рождественский.
	С винтовкой мой папа уходит в поход.
	Желаю, любимый, побед!
	И мама зеленую сумку берет,
	Уходит с сестрой в лазарет.
	Я тоже имею и ловкость, и силу,
	Чтоб в бой на фашистов идти.
	Но мне: “Подожди, – говорит Ворошилов, –
	Учись, закаляйся, расти”.
	Хотя мне сегодня десятый лишь год,
	Стрелять научусь я как надо.
	И пусть только Сталин мне скажет: “В поход!” –
	Фашистам не будет пощады!
Став студентом Литинститута, юноша начал много писать. За несколько лет плодотворной работы у молодого поэта накопилось так много стихов, что в 1955 году он издал свой первый сборник, который назвал «Флаги весны». Роберт Рождественский вошел в историю советской литературы как яркий представитель поэтов-шестидесятников, среди которых были Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко. Поначалу его творчество было наполнено гражданской патетикой, но спустя время она уступила место любовной лирике. Любовь для поэта – одно из самых удивительных и необъяснимых явлений, поистине восьмое чудо света, которое приходит неизвестно откуда и наполняет нашу жизнь совершенно особым смыслом:
	Так полыхнуло –
	сплеча,
	сполна –
	над ледяным прудом! ..
	(Два человека –
	он и она –
	были виновны в том…)
	В доме напротив полночный лифт
	взвился до чердака.
	Свет был таким,
	что мельчайший шрифт
	читался наверняка…
	Так полыхнуло, так занялось –
	весной ли, огнем –
	не понять.
	И о потомстве подумал лось,
	а заяц решил
	линять.
	Землю пробили усики трав
	и посверлили лучи.
	Тотчас,
	об этом чуде узнав,
	заспешили с юга
	грачи.
	На лентах сейсмографов
	стала видна
	нервная полоса…
	(Два человека –
	он и она –
	глядели
	друг другу в глаза…)
	Реки набухли.
	Народ бежал
	и жмурился от тепла.
	Кто-то кричал:
	“Пожар! ..
	Пожар! ..”
	А это
	любовь была.
	 Роберт Рождественский с женой Аллой Киреевой // Формаслов
Роберт Рождественский с женой Аллой Киреевой // Формаслов
В жизни Роберта Ивановича была только одна женщина, любовь к которой он пронес через многие года. Ею стала Алла Киреева – первая и единственная супруга поэта. Вся любовная лирика Рождественского была посвящена ей одной. В браке у супругов родились две дочери, Ксения и Екатерина, которые в дальнейшем выбрали профессии журналистов.
	Мы совпали с тобой, совпали
	в день, запомнившийся навсегда.
	Как слова совпадают с губами.
	С пересохшим горлом — вода.
	Мы совпали, как птицы с небом.
	Как земля с долгожданным снегом
	совпадает в начале зимы,
	так с тобою совпали мы.
	Мы совпали, еще не зная
	ничего о зле и добре.
	И навечно совпало с нами
	это время в календаре.
Популярность Роберта Рождественского при жизни объясняется тем, что поэт тесно сотрудничал с именитыми композиторами, которым удавалось написать прекрасную музыку на слова Рождественского. Сотрудничество с Раймондом Паулсом, Максимом Дунаевским, Александрой Пахмутовой, Давидом Тухмановым неизменно оказывалось весьма плодотворным: на свет рождались песни, которые пела вся страна. Также его произведения звучали в кинофильмах «17 мгновений весны», «Неуловимые мстители», «Карнавал» и многих других, а его песня «Эхо любви» по-прежнему остаётся великим гимном самого высокого и святого человеческого чувства.
	Ветер.
	И чайки летящей крыло.
	Ложь во спасение.
	Правда во зло.
	Странно шуршащие камыши.
	Бездна желаний
	над бездной души.
	Длинный откат
	шелестящей волны.
	Звон
	оглушительной тишины.
	Цепкость корней
	и движение глыб.
	Ржанье коней.
	И молчание рыб.
	Парус,
	который
	свистит, накренясь…
	Господи,
	сколько намешано в нас!
Одна из отличительных особенностей поэзии Рождественского – её постоянная обращённость к актуальным темам современности. Поэта волновали онтологические вопросы человека и времени, жизни и смерти, творца в контексте своей эпохи. Немалое количество своих стихов Рождественский посвятил философским размышлениям о судьбе незаурядной личности (поэта, художника, писателя), чей дар – и счастье и проклятье одновременно. Обречённые на непонимание властями, современниками и потомками, творческие люди, отвергнутые своим временем, всё же становились главными объектами истории, принадлежали вечности:
	Надо верить в обычное.
	Надо рассчитывать здраво.
	У поэтов
	с убийцами,
	в сущности, равная слава.
	Кто в веках уцелел?
	Разберись
	в наслоенье мотивов!..
	Мы не помним царей.
	Помним:
	были Дантес и Мартынов.
	Бесшабашные,
	нервные,
	святые «блюстители долга».
	Ну подумаешь, невидаль:
	однажды вспылили —
	и только!
	За могильной оградою
	все обвиненья
	напрасны…
	Пахнут их биографии
	лишь
	типографскою
	краской.
	Вот они на портретах
	с улыбками благопристойными.
	Так что цельтесь в поэтов —
	и вы попадете
	в историю!
Как для любого поэта, для Рождественского самое важное – быть услышанным, донести свой голос, свои мысли и чувства до людей, получить обратную связь. Он боялся духовной и творческой изоляции, вынуждающей поэта «писать в стол» – об этой муке безгласности и безответности он и пишет в своих стихах:
	Будем горевать в стол.
	Душу открывать в стол.
	Будем рисовать в стол.
	Даже танцевать – в стол.
	Будем голосить в стол.
	Злиться и грозить – в стол!
	Будем сочинять в стол…
	И слышать из стола стон.
	 Памятник Роберту Рождественскому // Формаслов
Памятник Роберту Рождественскому // Формаслов
Как все поэты-шестидесятники, Роберт Рождественский жил в нелёгкое время всеобщих разногласий, культурных и политических. Но более всего его тревожила проблема духовной глухоты людей по отношению друг к другу. Большой трагедией он считал разобщенность и непонимание в семье – враждебность «своих» по отношению к своим же. Умение слушать говорящего и говорить слушающему, не оскорбляя при этом его человеческого достоинства – это главное достоинство человека и главное счастье, которое даётся не каждому:
	Филологов не понимает физтех,-
	Молчит в темноте.
	Эти не понимают тех.
	А этих — те.
	Не понимает дочки своей
	нервная мать.
	Не знает, как и ответить ей
	и что понимать.
	Отец считает, что сыну к лицу
	вовсе не то.
	А сын не может сказать отцу:
	«Выкинь пальто!..»
	Не понимает внуков своих
	заслуженный дед…
	Для разговора глухонемых
	нужен свет.
В 1990 году у Роберта Ивановича диагностировали страшное заболевание – опухоль головного мозга. Однако вовремя сделанная операция продлила ему жизнь еще на несколько лет. Скончался Рождественский от инфаркта 19 августа 1994 года.
Елена Севрюгина