
Гумилев в Париже. 1906.
Это удивительная #фотография, сделанная Максимилианом Волошиным. На ней поэт выглядит как сказочник, волшебник, придумавший весь этот антураж. И плащ, и цилиндр, и сапоги - все атрибуты "повелителя Вселенной", повелителя плетущихся веток деревьев и кустов, веток стихотворных стихий. Не случайно Гумилев любил наряжаться и принимать на себя разные роли. "Я конквистадор в панцире железном... Я прохожу по пропастям и безднам и отдыхаю в радостном саду."
"Писатель - растение многолетнее..." - писал Александр Блок.
Но особенно кричащий, противоречивый образ поэт рисует в стихотворении «Портрет мужчины» (1908), где переплелись в клубке противоречий божественная нетленная красота и дыхание смерти.
Произведение перечитал много раз, раскрывал новые просторы мысли, и все равно не понял до конца... , мне показалось, что когда Николай Гумилев посетил Лувр, и вспомнил эту фотографию, и перенес себя в образ своего героя, которому "достался странный жребий – служить мечтой убийцы и поэта", - он наполнил образ всей магией природы и всеми страстями человека.

Его глаза – подземные озера,
Покинутые царские чертоги.
Отмечен знаком высшего позора,
Он никогда не говорит о Боге.
Его уста – пурпуровая рана
От лезвия, пропитанного ядом;
Печальные, сомкнувшиеся рано,
Они зовут к непознанным усладам.

И руки – бледный мрамор полнолуний,
В них ужасы неснятого проклятья,
Они ласкали девушек-колдуний
И ведали кровавые распятья.

Ему в веках достался странный жребий –
Служить мечтой убийцы и поэта,
Быть может, как родился он – на небе
Кровавая растаяла комета.

В его душе столетние обиды,
В его душе печали без названья.
На все сады Мадонны и Киприды
Не променяет он воспоминанья.
Он злобен, но не злобой святотатца,
И нежен цвет его атласной кожи.
Он может улыбаться и смеяться,
Но плакать… плакать больше он не может.
Коллажи Антонио Мора
В стихотворении использованы коллажи Антонио Мора — испанского фотохудожника создающего портреты, с причудливым переплетением человеческих лиц и мистических пейзажей.
Как психолог по образованию, Мора задумал передать таким образом психологию людей, но фантазия в нем победила психолога. Его сюрреалистические работы способны иллюстрировать стихи, и придавать им ощущение духа тайны.
Пусть это цифровой #коллаж. Но он стирает грань между сном и реальностью. Поэтому Dream Portraits («Мистические портреты»), - так Мора назвал свои произведения, и предположил, что человек так видит сны. Как видим, человек так еще читает #стихи. Его коллаж напоминает строение цветка, где будто из завязи в цветоложе вырастает удивительный мир, отраженный на человеческом лице.
Африка Николая Гумилева и Антонио Мора
После Парижа Гумилев отправился в Африку...

"Сады моей души всегда узорны,
В них ветры так свежи и тиховейны..."

"И в горах, у зеленых подножий,
Поклоняются страшным богам
Девы-жрицы с эбеновой кожей..."
"Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву..."

"...Поднял и швырнул меня на камень,
Где морская веяла прохлада".
Николай Гумилев писал: "Я тайны выпытаю их, все тайны дивных снов..."
Смею предположить, что Антонио Мора, создающий коллажи о снах , своим творчеством способствует нашим новым прикосновениям к поэзии
Николая Гумилева.
В материале использованы фотография поэта Максимилиана Волошина и коллажи фотохудожника Антонио Мора.