
И снова я возвращаюсь к М.Ю.Лермонтову… Не знаю, может быть, только у меня первые воспоминания, связанные с именем Наполеона, это -
Из гроба тогда император,
Очнувшись, является вдруг;
На нем треугольная шляпа
И серый походный сюртук…
Кажется, ещё не умея читать, просила маму рассказать про «Воздушный корабль» и плакала. Тогда о судьбе Наполеона не знала почти ничего, а вот стихи завораживали, уносили как будто в другой мир. Они и сейчас – в числе самых любимых.
И, конечно же, я тогда не знала, что у Лермонтова есть целый «Наполеоновский цикл», куда входит не одно стихотворение.
С одной стороны, Лермонтов воспевает победу над наполеоновской армией и славит героев (вспомним знакомое всем «Бородино», а ещё раньше, в 1832 году, юный Лермонтов написал «Поле Бородина», ставшее, как это часто у него бывало, «черновиком» к более позднему и совершенному стихотворению).
Аллегорически он изобразит войну в стихотворении «Два великана» (1832 год):
В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далеких чуждых стран…
…И пришёл с грозой военной
Трёхнедельный удалец, —
И рукою дерзновенной
Хвать за вражеский венец.
Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал:
Посмотрел — тряхнул главою.
Ахнул дерзкий — и упал!

А несколькими годами позже, в поэме «Сашка», Лермонтов, обращаясь к Москве, практически повторит:
Напрасно думал чуждый властелин
С тобой, столетним русским великаном,
Померяться главою и – обманом
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
Тебя пришлец: ты вздрогнул – он упал!
Вселенная замолкла… Величавый,
Один ты жив, наследник нашей славы.
Ты жив!.. Ты жив, и каждый камень твой –
Заветное преданье поколений.
Однако наряду с этими мотивами мы увидим и совсем другие. Лермонтов родился уже после войны. Но рассказы о ней он, несомненно, слышал. Его отец в начале войны вступил в народное ополчение. Два брата бабки, Дмитрий и Афанасий, сражались при Бородине. Часто можно встретить упоминания о родственниках отца – участниках войны, но у меня близость с этой роднёй вызывает сомнения, а вот Афанасий Столыпин, любимый брат бабки, в её доме бывал постоянно и, надо думать, не раз делился воспоминаниями с любознательным Мишелем.
Но, может быть, именно то, что непосредственные бедствия войны юного Лермонтова не коснулись, подействовало на его достаточно своеобразное восприятие образа Наполеона.
Большинство стихотворений «Наполеоновского цикла» написано в 1829-31 г.г. Ни на минуту не забывая о славной победе русских («Ты побежден московскими стенами», - напишет поэт в стихотворении «Наполеон»), юный Лермонтов уделяет особое внимание теме, которая кажется, не звучит больше нигде у пишущих о французском императоре, но зато так ярко проявится в творчестве самого Михаила Юрьевича, - теме людской неблагодарности, безразличия к славе великого:
Поверь: великое земное
Различно с мыслями людей.
Сверши с успехом дело злое —
Велик; не удалось — злодей;
Среди дружин необозримых
Был чуть не бог Наполеон;
Разбитый же в снегах родимых
Безумцем порицаем он;
Внимая шум воды прибрежной,
В изгнанье дальном он погас —
И что ж? — Конец его мятежный
Не отуманил наших глаз!..
Традиционная для Лермонтова тема одиночества здесь приобретает новые черты: поэт упорно описывает место последнего пристанища императора, всё время подчёркивая контраст между тем, что было, и тем, что стало:
Где бьёт волна о брег высокой,
Где дикий памятник небрежно положён,
В сырой земле и в яме неглубокой -
Там спит герой, друзья! - Наполеон!..

Снова и снова у автора появляется мотив невозможности понять императора. Явившийся «певцу возвышенному, но юному» призрак Наполеона приказывает:
«Умолкни, о певец! - спеши отсюда прочь, -
С хвалой иль язвою упрёка:
Мне всё равно; в могиле вечно ночь.
Там нет ни почестей, ни счастия, ни рока!
Пускай историю страстей
И дел моих хранят далекие потомки:
Я презрю песнопенья громки;
Я выше и похвал, и славы, и людей!..»
И снова и снова будет появляться мотив трагического одиночества человека, не понятого до конца при жизни и неверно оцениваемого после смерти. В стихотворении «Наполеон. Дума» Лермонтов рисует призрак Наполеона, являющийся «в неверный час, меж днём и темнотой»
Он не живой. Но также не мечта:
Сей острый взгляд с возвышенным челом
И две руки, сложённые крестом.
Пред ним лепечут волны, и бегут,
И вновь приходят, и о скалы бьют.
Как легкие ветрилы, облака
Над морем носятся издалека.
И вот глядит неведомая тень
На тот восток, где новый брезжит день, —
Там Франция! — там край её родной
И славы след, быть может скрытый мглой;
Там, средь войны, её неслися дни…
О! для чего так кончились они!..

Так появляется в лермонтовском цикле трагическая тема личности и толпы.
автор Архивариус Кот