• Авторизация


«Родился он игрой судьбы случайной, И пролетел, как буря, мимо нас» 24-06-2020 08:04 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

9a2b3c6d-213e-4fef-9ce2-dfcf06904146 (526x700, 100Kb)

И снова я возвращаюсь к М.Ю.Лермонтову… Не знаю, может быть, только у меня первые воспоминания, связанные с именем Наполеона, это -

Из гроба тогда император,

Очнувшись, является вдруг;

На нем треугольная шляпа

И серый походный сюртук…

Кажется, ещё не умея читать, просила маму рассказать про «Воздушный корабль» и плакала. Тогда о судьбе Наполеона не знала почти ничего, а вот стихи завораживали, уносили как будто в другой мир. Они и сейчас – в числе самых любимых.

И, конечно же, я тогда не знала, что у Лермонтова есть целый «Наполеоновский цикл», куда входит не одно стихотворение.

С одной стороны, Лермонтов воспевает победу над наполеоновской армией и славит героев (вспомним знакомое всем «Бородино», а ещё раньше, в 1832 году, юный Лермонтов написал «Поле Бородина», ставшее, как это часто у него бывало, «черновиком» к более позднему и совершенному стихотворению).

Аллегорически он изобразит войну в стихотворении «Два великана» (1832 год):

В шапке золота литого

Старый русский великан

Поджидал к себе другого

Из далеких чуждых стран…

…И пришёл с грозой военной

Трёхнедельный удалец, —

И рукою дерзновенной

Хвать за вражеский венец.

Но улыбкой роковою

Русский витязь отвечал:

Посмотрел — тряхнул главою.

Ахнул дерзкий — и упал!

02ae9d7e-e1a7-4cd5-abba-125c20d070da (463x375, 42Kb)

А несколькими годами позже, в поэме «Сашка», Лермонтов, обращаясь к Москве, практически повторит:

Напрасно думал чуждый властелин

С тобой, столетним русским великаном,

Померяться главою и – обманом

Тебя низвергнуть. Тщетно поражал

Тебя пришлец: ты вздрогнул – он упал!

Вселенная замолкла… Величавый,

Один ты жив, наследник нашей славы.

Ты жив!.. Ты жив, и каждый камень твой –

Заветное преданье поколений.

Однако наряду с этими мотивами мы увидим и совсем другие. Лермонтов родился уже после войны. Но рассказы о ней он, несомненно, слышал. Его отец в начале войны вступил в народное ополчение. Два брата бабки, Дмитрий и Афанасий, сражались при Бородине. Часто можно встретить упоминания о родственниках отца – участниках войны, но у меня близость с этой роднёй вызывает сомнения, а вот Афанасий Столыпин, любимый брат бабки, в её доме бывал постоянно и, надо думать, не раз делился воспоминаниями с любознательным Мишелем.

Но, может быть, именно то, что непосредственные бедствия войны юного Лермонтова не коснулись, подействовало на его достаточно своеобразное восприятие образа Наполеона.

Большинство стихотворений «Наполеоновского цикла» написано в 1829-31 г.г. Ни на минуту не забывая о славной победе русских («Ты побежден московскими стенами», - напишет поэт в стихотворении «Наполеон»), юный Лермонтов уделяет особое внимание теме, которая кажется, не звучит больше нигде у пишущих о французском императоре, но зато так ярко проявится в творчестве самого Михаила Юрьевича, - теме людской неблагодарности, безразличия к славе великого:

Поверь: великое земное

Различно с мыслями людей.

Сверши с успехом дело злое —

Велик; не удалось — злодей;

Среди дружин необозримых

Был чуть не бог Наполеон;

Разбитый же в снегах родимых

Безумцем порицаем он;

Внимая шум воды прибрежной,

В изгнанье дальном он погас —

И что ж? — Конец его мятежный

Не отуманил наших глаз!..

Традиционная для Лермонтова тема одиночества здесь приобретает новые черты: поэт упорно описывает место последнего пристанища императора, всё время подчёркивая контраст между тем, что было, и тем, что стало:

Где бьёт волна о брег высокой,

Где дикий памятник небрежно положён,

В сырой земле и в яме неглубокой -

Там спит герой, друзья! - Наполеон!..

479ebded-104a-4250-a9aa-8d9dac662fe8 (611x462, 128Kb)

Снова и снова у автора появляется мотив невозможности понять императора. Явившийся «певцу возвышенному, но юному» призрак Наполеона приказывает:

«Умолкни, о певец! - спеши отсюда прочь, -

С хвалой иль язвою упрёка:

Мне всё равно; в могиле вечно ночь.

Там нет ни почестей, ни счастия, ни рока!

Пускай историю страстей

И дел моих хранят далекие потомки:

Я презрю песнопенья громки;

Я выше и похвал, и славы, и людей!..»

И снова и снова будет появляться мотив трагического одиночества человека, не понятого до конца при жизни и неверно оцениваемого после смерти. В стихотворении «Наполеон. Дума» Лермонтов рисует призрак Наполеона, являющийся «в неверный час, меж днём и темнотой»

Он не живой. Но также не мечта:

Сей острый взгляд с возвышенным челом

И две руки, сложённые крестом.

Пред ним лепечут волны, и бегут,

И вновь приходят, и о скалы бьют.

Как легкие ветрилы, облака

Над морем носятся издалека.

И вот глядит неведомая тень

На тот восток, где новый брезжит день, —

Там Франция! — там край её родной

И славы след, быть может скрытый мглой;

Там, средь войны, её неслися дни…

О! для чего так кончились они!..

03042af0-132d-4389-b4f0-fbad9eb87212 (567x700, 72Kb)

Так появляется в лермонтовском цикле трагическая тема личности и толпы.

автор Архивариус Кот

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник «Родился он игрой судьбы случайной, И пролетел, как буря, мимо нас» | сандро_пятый - Дневник сандро пятый | Лента друзей сандро_пятый / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»