[показать] Изучая детские рисунки, психологи выявили четкие возрастные стадии в развитии навыков рисования
По ним можно косвенно оценить уровень умственного развития ребенка. С помощью рисунков можно выявить и особенности его характера.
Рисуя какой-либо объект, ребенок невольно, а иногда и сознательно, передает свое отношение к нему. Он прежде всего нарисует то, что наиболее важно и значимо, а вот второстепенному уделит гораздо меньше внимания. При изображении особенно волнующей темы проявятся и признаки тревоги.
Существуют характерные возрастные закономерности в изображении человека.
От 3 до 4 лет. Предметный рисунок появляется у детей приблизительно к трем годам. В ходе последующего развития ребенка изменяется способ изображения и увеличивается количество деталей. Вплоть до 4-летнего возраста норме соответствует так называемый головоног, представляющий собой округлую голову и отходящие от нее или расположенные рядом черточки – руки и ноги (количество которых может быть различно).
От 4 до 5 лет. Ребенок переходит к рисованию примитивной схемы, содержащей кроме головы, рук и ног изображение туловища человека. Ноги располагаются по бокам туловища, руки обычно начинаются от его середины.
От 5 до 6 лет. Последующее развитие рисунка состоит в переходе к изображению толщины рук и ног. 5-летний ребенок рисует конечности двойными линиями. Руки по-прежнему изображаются от середины туловища, второстепенные детали (пальцы, волосы, брови) отсутствуют или немногочисленны. На 6-м году жизни ребенок овладевает представлениями о вертикали и горизонтали, если раньше он часто рисовал человека в наклонном положении, словно падающего, то теперь он рисует его стоящим строго вертикально.
От 6 до 7 лет. К 6 годам ребенок часто рисует руки человека от верхней части туловища. На рисунке появляются второстепенные детали. Для 6-летнего возраста нормой является детализированное изображение, ребенок рисует человека с шеей, пальцами, ступнями, появляется одежда.
В период младшего школьного возраста, при нормальном развитии навыков рисования, человеческая фигура изображается реалистично. Рисунок, на котором разные части тела не «приклеены» друг к другу, как на схеме, а плавно переходят одна в другую без резкой границы, принято называть пластическим. Это наиболее заметно на переходах от шеи к плечам, от плеч к рукам и от туловища к ногам.
От 7 до 8 лет. Характерно сочетание элементов пластического и схематического изображения с преобладанием последнего. При этом одни части тела соединены между собой без резкой границы, а другие как бы приклеены.
От 8 до 9 лет. В этом возрасте соотношение пластических и схематических элементов уравнивается. Например, вся верхняя часть тела изображена пластически, а нижняя – наоборот.
От 10 до 12 лет. Примерно с 10 лет пластические элементы начинают преобладать над схематическими. Рисунки детей предподросткового возраста в целом производят впечатление реалистических, но ребенок еще недостаточно владеет способами изображения тех или иных деталей.
От 12 до 14 лет. Для подросткового возраста типично полностью пластическое изображение человеческой фигуры.
Рисунки – это всегда какие-то сообщения, зашифрованные в образах. Однако специалисты предупреждают, что начинать расшифровывать их надо не раньше, чем ребенку исполнится 4 года
От этой тенденции могут быть значительные индивидуальные отклонения. Например, если после 4 лет ребенок все еще рисует головонога, это говорит о его замедленном развитии.
С 6-летнего возраста признаком отставания служат рисунки, на которых конечности нарисованы черточками. С 8 лет о задержке говорят чисто схематические рисунки без попыток, хотя бы и неудачных, передать реальные формы отдельных частей тела.
Отставание от возрастных норм может быть вызвано тем, что в семье не поощряются занятия рисованием. Если же поощрение ярко выражено, стоит обратиться к специалистами и отвести ребенка на обследование, которое выявит возможное отставание в развитии.
А вот опережающее развитие в изобразительной деятельности может быть связано как с ускорением темпов умственного развития, так и с наличием художественных способностей.