Любимыми темами Огюста Ренуара были женщины, цветы и дети. К ним он возвращался многократно и всегда с большой любовью. Образы детей особенно гармоничны с радостным и жизнелюбивым искусством художника. Представляя детские портреты я не случайно поместила первым "Портрет госпожи Шарпантье с детьми", именно эта картина принесла ему общественный успех, материальный достаток, новые знакомства и новые заказы. Но обо всем по порядку...
[показать]
Портрет госпожи Шарпантье с детьми, 1878
Вальс из м/ф Анастасия
Зачем,
Когда придёт пора,
Мы гоним детство со двора?
Зачем стараемся скорей
Перешагнуть ступени дней?
Спешим расти.
И годы все
Мы пробегаем,
Как во сне.
Остановись на миг!
Смотри,
Забыли мы поднять
С земли
Мечты об алых парусах,
О сказках,
Ждущих нас впотьмах.
Я по ступенькам,
Как по дням,
Сбегу к потерянным годам.
Я детство на руки возьму
И жизнь свою верну ему.
Ника Турбина, 1983
[показать]
Белый Пьеро (Жан Ренуар), 1901-1902
В 1875 году Ренуар знакомится с крупнейшим издателем современной французской литературы Жоржем Шарпантье и его женой, которые вводят Ренуара в свой салон. Здесь собирались Золя, Доде, Гонкуры, Мопассан и даже бывал наш Тургенев. Встреча Ренуара с Жоржем Шарпантье и его супругой открыла художнику двери в высший интеллектуальный свет Парижа. Жорж Шарпантье унаследовал издательское дело своего отца и успешно его продолжил и расширил. Он стал издавать произведения молодых в то время Золя, Доде и Мопассана, которые с каждой новой вышедшей в свет книгой приобретали не только французскую, но и всеевропейскую славу.
[показать]
Марго Берард, 1879
Мадам Шарпантье, зная склонность своего мужа к парижской богеме, сосредоточила в своем доме цвет парижского общества. Ее салон собирал многих выдающихся деятелей французской культуры: к уже названным писателям постоянными ее гостями и друзьями были композиторы Сен-Санс и Массне, политик Гамбетта, Дега, Моне и многие другие. Среди них Ренуар нашел блестящее общество, в котором он был принят и обласкан, в первую очередь самой хозяйкой.
[показать]
Девочка в голубой шляпе, 1881
Ренуар, как истинный художник, мало говорил, еще меньше философствовал среди посетителей салона мадам Шарпантье, а больше приглядывался, насыщая свою зрительную память и выражая свое отношение к происходящему, к окружающему его миру в красках, в картинах и, в первую очередь, в портретах. Он принимал заказы и сам выражал желание писать портреты полюбившихся ему или поддерживающих его людей. Получив приглашение в загородный дом семейства Доде, он пишет портрет жены писателя и прекрасный пейзаж Сены в Шамрозе, где они жили. Он создает портрет сидящей на стуле девочки Жоржетты Шарпантье и в этом же время пишет погрудный портрет самой мадам Шарпантье.
[показать]
Девочка с лейкой, 1876
На третьей выставке импрессионистов Ренуар выставил эти портреты, а также "Качели", "Бал в Мулен де ла Галетт" и другие работы - всего двадцать одно полотно. Публики на этой выставке было много, но критика была по-прежнему, в основной своей массе, настроена отрицательно и саркастически. На четвертой выставке импрессионистов Ренуар уже не выставляется, а сосредоточивает все силы, чтобы добиться участия в Салоне 1879 года. И здесь ему всестороннюю помощь оказывает мадам Шарпантье.
[показать]
Жак Драку, младенец, 1904
После работ над самостоятельными портретами мадам Шарпантье и ее дочери Ренуар пишет большой портрет "Мадам Шарпантье со своими детьми" и портрет в рост Жанны Самари в фойе театра Комеди Франсез. Обе работы он предложил жюри Салона, и, когда они были закончены, жюри приняло их в экспозицию выставки. Портрет Самари повесили где-то в третьем ряду в одном из залов, а групповой портрет был помещен в центральном зале Салона на одном из видных и выигрышных мест. Мадам Шарпантье приложила для этого свои старания и использовала свое влияние и связи.
[показать]
Жан Ренуар, 1899
Что же понравилось критикам в новой работе Ренуара? Вот, например, критик Кастаньяри писал о Ренуаре: "Это многогранный мастер, который пишет историю и современные нравы, подчиняя предметы живым существам, сцену - актерам. Иногда он выступал вместе с импрессионистами, и это привело к некоторым недоразумениям в оценке его манеры, но это длилось недолго, и вот он предстал в Салоне, чтобы, вступив в состязание с основной массой художников, предъявить свои права на гласность. Критика, несомненно, отнесется к нему благосклонно. Его "Портрет мадам Шарпантье с детьми" - одно из интереснейших произведений. Быть может, фигуры коротковаты, как бы несколько сплюснуты, но палитра художника на редкость богата. Проворная одухотворенная кисть прошлась по всем предметам, составляющим этот очаровательный интерьер".
[показать]
Жан. Рисование, 1901
Портрет имеет точную центрическую композицию, где главную роль играет фигура мадам Шарпантье, свободно расположившаяся в длинном платье на небольшом диване. Ее спокойный взгляд направлен не на своих детей, а поверх их голов в свободное пространство. Она величественно сидит, опершись рукой в золотых кольцах с крупным золотым браслетом на спинку дивана, в своей японской гостиной, как подлинная хозяйка дома и главная фигура известного в Париже салона.
[показать]
Женевьев-де-Вилле Бернхайм, 1910
Ренуар польстил ей на этой картине, потому что на ее погрудном портрете он изобразил мадам Шарпантье с маленькими глазами и тонкими губами, двойным подбородком и пухлой шеей, наверное, более соответствующими оригиналу. Но заказ есть заказ, и в большом портрете для Салона Ренуар написал приятное лицо зрелой и уверенной в себе женщины, своей осанкой напоминающей некоторые женские портреты Энгра.
[показать]
Сидящая Жоржетта Шарпантье, 1876
Наибольшее очарование вызывают двое маленьких детей супругов Шарпантье. Мальчик Поль с длинными белокурыми вьющимися волосами, очень похожий на девочку (долгое время критики, говоря об этой картине, считали Поля девочкой), сидит на диване рядом с матерью. Он смотрит на свою старшую сестру Жоржетту, которая расположилась на спине огромной собаки. Дети, похожие друг на друга, в одинаковых голубых с белыми кружевами платьицах, в белых носках и изящных туфельках, написаны Ренуаром с неподдельным восхищением их прелестью и чистотой. Так, соединяя строгую выверенность композиции, гладкое и тщательное живописное решение центральной фигуры мадам Шарпантье с легкостью и свободой письма двух очеровательных ребятишек
Из книги М.С.Лебедянский "Портреты Ренуара"
[показать]
Клод Ренуар играет в домино, 1905
От себя лишь добавлю, что художник часто рисовал и своих детей, особенно Клода и Жана, а их у него было трое: Пьер, Жан и Клод (Коко), и вы увидите их симпатичные мордашки в этой подборке.
[показать]
Коко. Чтение, 1905
[показать]
Мадемуазель Легран, 1875
[показать]
Маленькая девочка в белом фартуке (Портрет Люси Berard), 1884
[показать]
Маленькая алжирская девочка 1881
[показать]
Мария-Луиза Дюран Руэл, 1898
[показать]
Молодые девушки-цыганки, 1902
[показать]
Пол Хэвилэнд, 1884
[показать]
Поль Менье, 1877
[показать]
Портрет Жана Ренуара (Ребенок с обручем)
[показать]
Портрет Клода Ренуара с картиной, 1907
[показать]
Портрет Клода Ренуара, 1902-1903
[показать]
Портрет Пьера Ренуара в матросском костюмчике, 1890
[показать]
Портрет Клода, 1902
[показать]
Портрет Люсьена Доде, 1875
[показать]
Портрет мадемуазель Жюли Мане с кошкой. 1887
[показать]
Портрет ребенка
[показать]
Портрет Эдмона Ренуара, младшего брата художника 1888
[показать]
Портрет двух детей, 1895
[показать]
Ребенок с кнутом, 1885
[показать]
Розовый и голубой, 1881
[показать]
Сын художника Жан, 1900
[показать]
Цыганка, 1879
[показать]
Romaine Ласко, 1864
[показать]
Жан Ренуар в кресле (Ребенок с печеньем), 1895
[показать]
Портрет ребенка
Еще посты с работами Огюста Ренуара:
История любви Огюста Ренуара и Алины Шариго