Жорж-Пьер Сёра́, живописец и график из Парижа, изменил направление современного изобразительного искусства, положив начало неоимпрессионизму.
Сёра создал новый художественный метод - пуантилизм, основанный на законах спектрального анализа. Жорж Сёра отказался от смешения красок и использовал точечные мазки чистого цвета, располагая их рядом друг с другом.
В глазах зрителей, находящихся на некотором расстоянии от картины, мазки сливались, образуя яркое красочное полотно.
С оптической точки зрения Жорж Сёра изучил возможности красок для создания более темных или более светлых оттенков.
Образование Сёра было достаточно традиционным. Он учился в лицее и одновременно посещал муниципальную школу рисунка. В 1877, получив одобрение родителей, поступил в Школу изящных искусств. Посетив впервые Четвертую выставку импрессионистов, Жорж Сёра получил “глубокий шок”, после чего покинул Школу изящных искусств.
С 1879 по 1880 он был на воинской службе. Вернувшись в Париж, много занимался рисунком, изучал объемы и игру света. Почти все летние месяцы второй половины 80-х Сёра провел в путешествиях по нормандскому побережью, работая над морскими видами. Он искал “формулу оптической живописи”, изучал труды Шарля Блана (“Основы искусства рисования”, 1867), Эжена Шевреля (“О законе одновременного контраста цветов”, 1839) и Огдена Руда (“Научная теория цветов”, 1881), положив в основу своей теории принцип “оптического смешения цветов”. Следуя выработанным принципам, между 1883 и 1884 годами создал свое первое большое полотно - Купание в Аньере, которое было отвергнуто Салоном 1884.
Воскресный день на острове Гранд-Жатт
Появление картины Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт стало эпохальным событием в истории живописи. Выполненная в технике пуантилизма, эта работа была выставлена на последней выставке импрессионистов, но там не имела успеха. Не только критики (за исключением Феликса Фениона), но и сами импрессионисты, отнеслись к ней враждебно. Ренуар, Сислей, Кайботт и Моне, назвавший пуантилистов “пачкунами”, отказались экспонироваться вместе с ними.
Канкан
"Гранд-Жатт" произвел форменный фурор. Морис Эрмель назвал это полотно "манифестом живописи и знаменем новой школы". Это положение развил Феликс Фенеон. Фенеон стал подарком судьбы для Сёра - он лучше других понял значение его поисков в контексте всей истории живописи. Фенеон писал, что старое течение (импрессионизм) исчерпало себя, и на смену ему приходит новая волна художников, названных им неоимпрессионистами.
Купание в Аньери
Лидером и душой неоимпрессионистов критик "назначил" Сёра. Тут, на его взгляд, и спорить было нечего. Картину показали на второй выставке Общества независимых осенью 1886 года и на выставке "Группы двадцати", собравшей бельгийских художников-новаторов. Синьяк писал: "Огромные толпы, постоянный шум, возмущенные буржуа и растерянные мазилы. В целом, большой успех для нас. Картину Сёра невозможно было рассмотреть, ее всегда окружали тучи зрителей".
Мода на неоимпрессионизм быстро распространялась, и вскоре десятки художников принялись имитировать "пуантилистскую" манеру Сёра. С одной стороны, все это очень льстило художнику, а с другой, - вызывало ревность. Он теперь пытался уклониться от выставок, опасаясь, что его идеи окажутся просто разворованы падкими на успех "товарищами". Скрытность Сёра распространилась и на его личную жизнь. В 1888 он влюбился в белошвейку Мадлен Кноблох. Сёра скрывал роман и от друзей, и от родных. В феврале 1890 Мадлен родила мальчика. Сёра дал ему имя, зеркально отражавшее его собственное, - Пьер Жорж. Родные по-прежнему ничего не знали.
Песчаный берег моря
В марте 1891 года художник заболел во время подготовки к очередной выставке Общества независимых. Буквально за три дня Сёра "сгорел" - как предполагается, от менингита, его сын умер две недели спустя от той же болезни. Похоронили их в семейном склепе на кладбище Пер-Лашез.
Жорж-Пьер Сёра умер в возрасте тридцати двух лет, написав помимо пейзажей и рисунков лишь семь больших полотен. Однако его творчество оставило весьма заметный след в живописи, задав мощный импульс развитию целого ряда авангардных направлений искусства XX века.
Сена у Курбевуа
printdigital.ru›seurat/seuratwork.php