• Авторизация


Вспоминая ЭМИЛЯ ЛОТЯНУ 16-11-2013 23:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения nadia_obo Оригинальное сообщение

Вспоминая ЭМИЛЯ ЛОТЯНУ (06.11.1936 - 18.04.2003)

[648x360]

Все его фильмы о том, что жизнь прекрасна – иногда благодаря чему-то, а иногда и вопреки. «И еще они о любви, всегда о любви», - добавляет актриса Галина Беляева, которая стала последней музой режиссера.

Расписка родителям

Эмиль Лотяну родился 6 ноября 1936 в селе Сокиряны Черновицкой области. Все тяготы независимой жизни он испытал очень рано - с восьми лет. «Его отец, по происхождению поляк - владел мельницей, знаменитой на всю округу. Он погиб в конце войны, - рассказывает режиссер Мирча Киструга. - Мать с сыном, опасаясь раскулачивания, были вынуждены отправиться в Румынию. Оставив ребенка на подводах с вещами, мама отправилась на поиски жилья. Возвращается - сына нет. Поиски ни к чему не привели, и она решила, что потеряла Эмиля. Нашла случайно лишь через несколько лет. А произошло вот что: неподалеку, на станции, остановился поезд, ребенок в него сел и уехал. Почему - неизвестно. Его приютили евреи, и когда Лотяну вновь встретился с матерью, у нее уже была в Бухаресте другая семья. Но он из нее ушел, приехал в Кишинев. А в Москву попал через несколько лет в составе молдавской делегации, отправившейся на Дни культуры республики - так там и остался».

"Табор уходит в небо" (1976)



Он поступил во ВГИК, в Кишинев потом вернулся уже мэтром кино. И очень быстро стал известнейшим в городе человеком. Режиссера узнавали на улицах, студентки гордились уже тем, что лишь мельком видели его. «Как творил он яркие образы в своих картинах, так же - и себя, - говорит Киструга. – Он любил шикануть, но знал, сколько приходит - столько уходит».

Одной из черт его характера было сразу сдаваться перед красивыми женщинами. Многие из них были начинающими актрисами, из которых он творил свое совершенство. Так случилось со Светланой Томой. Когда они встретились, ей было всего 17 лет. Девушка поступала в Кишиневский университет на юриста, и никто не занимал ее беззаботных мыслей, когда человек в ослепительно белом костюме подошел к ней и предложил сняться в его новой картине «Красные поляны».

«На киностудию я отправилась вместе со своими тетушками, - вспоминает Светлана. - Они толпились под дверью, подслушивали и очень переживали, когда я вошла в кабинет к Эмилю Владимировичу. Уже через неделю он утвердил меня на роль, а так как я была несовершеннолетней, он, директор студии, директор картины поехал к моим родителям. Папа был страшно против, сказал, что съемки – недоразумение, а мама была лояльна. В конце концов Лотяну дал расписку, что вернет меня в целости и сохранности. На этом порешили».





«Любовь – таинственное чувство»

Как в сказке «Маленький принц», Лотяну приручил Светлану и был за неё в ответе. «Он всю жизнь делал из меня идеал своей женщины, воспитывал меня, лепил, отсекал ненужное, - говорит актриса. - Все его картины о том, как женщина прекрасна, таинственна, не познана. Его фильмы о женской независимости, состоятельности. Вспомните цыганку Раду из “Табор уходит в небо”: она — женщина, очень сильная духом, рядом с которой все мужчины оказываются несостоятельными. И в жизни Лотяну стремился сделать из меня подобного человека».

С Эмилем Светлана никогда не жила в официальном браке. При этом совершенно не думала ни о свадьбе, ни о белом платье. Для нее штамп в паспорте не был столь уж важен, главной в их союзе была любовь: «Это такое чувство… таинственное. Ты никогда не сможешь объяснить, почему ты хочешь быть с этим человеком. Чувства к Эмилю Владимировичу были со мной всегда. Моя любовь к нему переплавилась в то, что я перестала быть собственницей, он стал настолько мне дорог, что я могла долгое время не быть с ним рядом, но я ничего от него не требовала. Мы испытывали друг к другу целый спектр разных эмоций: любили, ненавидели, обижали, может быть, не желая того. Тем не менее, это была любовь».

Но потом случилось так, что Светлану пригласили играть в картине «Живой труп», уже шла работа над фильмом, как Лотяну решил, что актриса должна сниматься и в его ленте «Это мгновенье». Вот только телеграмму, где это сообщали Светлане, артистке так и не показали – боялись, что она сорвет график съемок. Эмиль же расценил все как предательство, позднее он все же помирился со Светланой, но замуж та вышла за другого – в ее жизни появился Олег Лачин. Их брак был недолгим: муж актрисы погиб.

Оправиться от трагедии ей помогла работа. В те годы Тома сыграла свою самую звездную роль – в картине Лотяну «Табор уходит в небо».



Девочка с косульими глазами

Задумав фильм «Мой ласковый и нежный зверь», Эмиль долго не мог найти актрису на главную роль. И вдруг среди прочих снимков, присланных на киностудию, выпало маленькое черно-белое фото, на обороте которого было написано: «Мне пятнадцать лет, очень хочу сниматься в кино». «Я увидел эти косульи глаза и воскликнул: “Вот она!”, - вспоминал этот момент Лотяну. - Девочку привезли из балетного училища в Воронеже, звали ее Галя Беляева. Я три дня репетировал с ней, рассказывал. Никакой реакции. Я был в отчаянии. Сказал ассистентам: “Сейчас придет Янковский, мы проведем пробу, а потом все же отправим девочку домой”. Мне казалось, что все бесполезно. Но пришел Янковский, мы поставили камеру, свет. И вдруг после команды “мотор” Галя выдала все, что я три дня в нее вбивал, она играла с такой свежестью, с таким напором, что Янковский даже опешил».

Фильм «Мой ласковый и нежный зверь» вышел на экраны в 1978 году и имел невероятный зрительский успех. А вальс, который звучит в картине, признан настоящим шедевром. «Эта музыка - тончайшая паутина звуков, сотканная из грез и былей, порывов и предчувствий», - говорил Лотяну. Его часто спрашивали, как же появился этот вальс. «Мы шли к этому вальсу медленно – через варианты, через порванные страницы нотной бумаги, выброшенные в корзину, - отвечал режиссер. - Я помню очень обаятельные звуки – все было очень прилично, но потрясения не было. И вот с угрожающим видом я вошел в комнату Евгения Доги, и он сел за рояль. У нас не было никаких надежд и никаких запасных вариантов. Но за ночь Женя написал блестящую партитуру». Сам Лотяну нот не знал, но всегда четко понимал, что должно получиться в итоге. «И когда дело касалось творчества, его не могло остановить ничего», - признавал Евгений Дога.

В ту пору Эмилю было 42 года, но он вновь влюбился как мальчишка. В ту самую Галю Беляеву. Когда же ей исполнилось 18 лет, режиссер и артистка сыграли свадьбу. Девушка признавалась, что в Лотяну невозможно было не влюбиться: «Он был таким интересным и замечательным человеком, занимался моим воспитанием не только как артистки, но и всерьез и ненавязчиво повышал мои знания».

Лотяну считал, что избранница режиссера, которую тот снимает в своем кино – не просто главная актриса. «Она подобна любимому творению бога, которое он дал, чтобы помочь в исполнении твоего замысла, - говорил Эмиль. - Ты идешь к своему открытию, мечтаешь о воплощении в картине лучшего из того, что есть на земле, и это, естественно, соответствует твоим человеческим чувствам. Бывают короткие романы, бывают романы длинные. Например, встреча Григория Александрова и Любови Орловой - великий пример счастливейшего романа жизни. Это больше, чем обыкновенная любовь, вот только такое происходит не так уж часто. Режиссеры могут снимать актрис, но восхищения при этом не испытывают. Женитьба - также определенный уровень отношений. Есть спокойная, нормальная женитьба: просто люди полюбили друг друга. Но есть великая вспышка, которая владеет мозгом человека, его физикой и психикой. Это столкновение двух индивидуумов, в результате которого они счастливы».

У Галины и Эмиля родился сын — Эмиль Лотяну-младший, он как две капли похож на своего талантливого отца. После родов Беляева сразу начала работать, ей нравились съемки в кино, но Галина очень скучала по танцам. Лотяну все видел и понимал. И в 1981 году звездная пара приступила к съемкам, как им казалось, своего главного фильма, посвященного великой балерине, — «Анна Павлова». Галина сыграла знаменитую танцовщицу. Но фильм очень не понравился зрителям, вызвал гнев кинокритиков. «Это что, о танце Павловой мы должны судить по движениям Галины Беляевой?!» - спрашивали они. А артисты балета Большого театра просто сочинили гневный донос - как это юной актрисе и далеко не блистательной балерине могли доверить играть роль гордости русского балета.





Неудача фильма разбила чувства и любовь. Лотяну и Беляева вскоре развелись, но Эмиль до конца жизни поддерживал отношения с сыном. А самому режиссеру было очень тяжело: ему не давали снимать кино, он заболел раком. Когда Лотяну стало совсем плохо, его, как часто бывает в таких случаях, выписали из больницы. Эмиль умер 18 апреля 2003 года. Через пару дней на гражданской панихиде в Московском доме кино в глубокой печали и трауре, обнявшись, стояли две очень красивые женщины - Светлана Тома и Галина Беляева.

Источник:http://www.yagazeta.com/www/news.php?extend.18890.3

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Вспоминая ЭМИЛЯ ЛОТЯНУ | lozata - Дневник lozata | Лента друзей lozata / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»