Материал о нем лежал у меня в черновике.Но я ожидала обещанной передачи о нем на ТВ,канале,,Культура,, Хотелось увидеть самой,пусть и с экрана ТВ,все то,о чем прочитала,так как ранее не видела
Первый фильм был не менее часа,- только фортепиано и исполнитель.Никаких комментариев,никакого текста.Почти полумрак и только белые клавиши и над ними белые руки.Поразительные!Неутомимые.Ни минуты перерыва.Поза настолько кажется неудобной,что просто удивительно,как можно так непринужденно высидеть,да не просто высидеть,а играть больше часа.
Стул такой низкий,что исполнитель ,в отдельные моменты ,
почти касается лбом рук и клавиш.
Кстати о стуле.Когда ведущий очень иронично отозвался о нем, Гленн сказал,что уже 17 лет он не расстается с этим стулом.Стул сделан его отцом и ножки укорочены на 20 см.
Ни на минуту не прекращает проговаривать или пропевать все мелодию. Все время,пока играет,он поет беззвучно или Может быть тихо.
И вообще ощущение его полной отрешенности,словно он один у себя дома.
Вдруг его левая рука начинает дирижировать своей же игре,или вдруг на секунду оторвал обе руки и нежнейшим движением погладил одну руку другой.
В игре никакой экспрессии внешней,движения пальцев очень мягкие,ласкающие клавиши.
И такое блаженство на лице...
Но руки! Их можно снимать отдельно. Они -сама музыка . И они красноречивей слов.
Очень интересный неординарный человек. Экстравагантный.
В 10 лет поступает в консерваторию.
В 14 заканчивает ее.
В 1955 году начинает гастролировать,
а в 1964 заканчивает гастроли.Навсегда .
По этому поводу он сказал,что не собирался долго топтать подмостки сцены.
Концертная деятельность ему не нравилась,
она не дает,как он считает,полного слияния со слушателями,и тормозит совершенствование музыканта.
И только занявшись аудиозаписями,как он говорит,впервые мог услышать себя со стороны.
Любимые композиторы Бах и Шенберг.
Странностей в его характере действительно было предостаточно. Ставил рояль на деревянные подпорки. Жил анахоретом. Называл себя пианистом-любителем и концертной рутиной тяготился.
В тридцать два года навсегда ушел со сцены
и еще двадцать лет занимался исключительно студийной записью.
Какой концертирующий музыкант способен на подобный акт отречения?
А уж суждения Гульда о музыке вообще ни на что не похожи!
Например, он утверждал, что живой концерт убивает музыкальное произведение и что к 2000-му году публичное музицирование вообще выйдет из практики
. И к тому же считал, что ничто, никакая даже самая вдохновенная интерпретация не вечна под луной: "Все эти люди живут иллюзорной верой в то, что воспоминания об отдельно взятом моменте свято, что мгновение истории можно увековечить.
Это все очень мило, но это иллюзия.
Жизнь не так проста.
Музыка тоже, слава богу".
НО все парадоксальные стороны личности Гульда не имеют ничего общего с дешевой эксцентрикой.
Мировоззрение Гульда завораживает так же, как наркотически действует абсолютная контрапунктическая прозрачность его игры.
Гульд был немногословен, далек от морализма,
но он был философом,
и его образ жизни последовательно воплощал его образ мыслей.
Он искал в музыке универсальности и находил ее в Бахе и Шенберге или, если угодно, вместе с Бахом и Шенбергом.
"Чтобы достичь универсальности, надо освободиться от бремени истории,
Он четырежды удостаивался премии Грэмми,
был включен в Канадский музыкальный зал славы.
После его смерти открыт фонд имени Гленна Гульда,
который раз в три года вручает премию имени его
музыкантам за выдающиеся заслуги.
Существуют школа и студия в Торонто, которые функционируют до сих пор.
Его записи выходили и продолжают выходить большими тиражами по всему миру, его творчество высочайше оценивается музыкантами и слушателями по всему миру
. Его харизма и своя собственная неповторимая манера игры завоевали миллионы преданных поклонников.
Фактически, Гульд (наравне с Вандой Ландовской) является единственным пианистом XX века, которого относят к пианистам классикам, философам.
Умер Гленн Гульд в Торонто 4 октября 1982, оставив после себя большое наследий своих смелых интерпретаций великих композиторов.