Благословен день, месяц, лето, час
И миг, когда мой взор те очи встретил!
Благословен тот край, и дол тот светел,
Где пленником я стал прекрасных глаз!
Благословенна боль, что в первый раз
Я ощутил, когда и не приметил,
Как глубоко пронзен стрелой, что метил
Мне в сердце Бог, тайком разящий нас!
Благословенны жалобы и стоны,
Какими оглашал я сон дубрав,
Будя отзвучья именем Мадонны!
Благословенны вы, что столько слав
Стяжали ей, певучие канцоны, -
Дум золотых о ней, единой, сплав!
IX
Когда часы делящая планета
Вновь обретает общество Тельца,
Природа видом радует сердца,
Сияньем огненных рогов согрета.
И холм и дол - цветами все одето,
Звенят листвою свежей деревца,
Но и в земле, где ночи нет конца,
Такое зреет лакомство, как это. В тепле творящем польза для плода. Так, если солнца моего земного Глаза-лучи ко мне обращены, Что ни порыв любовный, что ни слово - То ими рождено, но никогда При этом я не чувствую весны.
XLVII
Я чувствовал - оправданна тревога,
Вдали от вас не властен жизнь вдохнуть
Никто в мою хладеющую грудь,
Однако жажда жизни в нас от Бога,-
И я желанье отпустил немного,
Направя на полузабытый путь,
А ныне вновь кричу ему: "Забудь!"
И - дерг поводья: "Вот твоя дорога!"
Я знал, что оживу при виде вас,
Которую увижу вновь не скоро,
Боясь, что ваши очи оскорблю.
Отсрочку получив на этот раз,
Боюсь, недолго проживу, коль скоро
Желанью видеть вас не уступлю.
CXXIII
Внезапную ту бледность, что за миг
Цветущие ланиты в снег одела,
Я уловил, и грудь похолодела,
И встречная покрыла бледность лик.
Иных любовь не требует улик.
Так жителям блаженного предела
Не нужно слов. Мир слеп; но без раздела
Я в духе с ней - и в мысль ее проник.
Вид ангела в очарованье томном -
Знак женственный любовного огня -
Напомню ли сравнением нескромным?
Молчанием сказала, взор склоня
(Иль то мечта?), - намеком сердца темным:
"Мой верный друг покинет ли меня?"
«Девушка с томиком Петрарки» 1526—1528
В «Девушке с томиком Петрарки» (1526—1528, Флоренция, Уффици) изображена, по-видимому, Мария — падчерица Андреа (дочь Лукреции от первого брака). Молодая девушка держит в руках томик сонетов Петрарки и как бы указывает на них своему собеседнику, находящемуся за пределами картины. Здесь снова книга выступает как некий эмоциональный фактор. (Достаточно вспомнить рисунок к неосуществленному портрету Лукреции и «Портрет скульптора».), «Девушка с томиком Петрарки» — одно из самых жизнерадостных произведений Андреа дель Сарто. Образ молодой девушки с круглым личиком и лукавым взглядом полон живости и мягкой женственности. Свобода композиции, живописные качества произведения и очарование поэтического образа девушки позволяют причислить этот портрет к числу лучших произведений мастера.
Андреа дель Сарто признан во всем мире как один из лучших рисовальщиков Возрождения, он оставил большое графическое наследие, свидетельствующее о том, как много он рисовал, как разнообразны по своей направленности и по своему назначению его рисунки и какого высокого мастерства он достиг в этой области.
Сообщение о Петрарке: Итальянский поэт Франческо Петрарка (1304-1374)