Верди «Реквием»
«Реквием» Джузеппе Верди (1813-1901) – единственное крупное произведение этого выдающегося итальянского композитора, написанное не в оперном жанре. Оно вошло в историю музыки как самое театральное воплощение традиционной церковной заупокойной службы.
Что же такое реквием?
Реквием — многочастное траурное хоровое произведение, обычно с участием солистов, в сопровождении оркестра. Вообще, реквием (лат Requiem, «(на) упокой») – это служба в католических и лютеранских церквях. Называется он по начальному слову интроита (входного песнопения)«Requiemaeternamdonaeis, Domine» («Покой вечный даруй им, Господи»). Вначале исполнялся только в церквях во время службы, но затем композиторы стали писать реквием на неканонические тексты, и вскоре реквием превратился в самостоятельное концертное произведение. В советской музыке название «Реквием» носят некоторые вокально-симфонические произведения с русским текстом, посвященные памяти народных героев (напр., Реквием Д. Кабалевского на слова Р. Рождественского).
Верди закончил свой «Реквием» весной 1874 года, через несколько лет после «Аиды». «Реквием» имел длительную историю создания и увековечил собой память о великих соотечественниках композитора.
Первоначальный замысел был связан с именем Россини, умершим 13 ноября 1868 года. «Хотя меня и не связывала с ним очень тесная дружба, я оплакиваю вместе со всеми потерю этого великого артиста, — писал Верди. — В мире угасло великое имя! Это было имя самое популярное в нашу эпоху, известность самая широкая — и это была слава Италии!» Уже четыре дня спустя после смерти Россини Верди предлагает тщательно разработанный проект увековечения его памяти: «Я предложил бы наиболее уважаемым итальянским композиторам… объединиться с целью написать траурную мессу, которую исполнили бы в годовщину смерти Россини. …Этот реквием нужно было бы исполнять в церкви Сан-Петронио в городе Болонья, подлинной музыкальной родине Россини. …Надо будет создать комиссию из людей толковых, чтобы наладить проведение этого исполнения, и прежде всего для того, чтобы выбрать композиторов, распределить между ними части реквиема и упорядочить общую форму всей этой работы. Это сочинение… должно будет показать наше преклонение перед человеком, смерть которого оплакивает сейчас весь мир». Такая комиссия была создана из профессионалов Миланской консерватории, а части распределены по жребию между 12 композиторами (увы, ни одно из этих имен не пережило своего времени). Верди досталась последняя часть Liberame, которая нечасто используется при написании реквиема — обычно он завершается частью AgnusDei.
Год спустя Верди сообщал, что решил сам сочинить весь «Реквием», причем к тому времени им уже были созданы две первые части, составившие единое целое с ранее написанной последней частью, доставшейся ему в 1868 году по жребию.
В том же 1868 году состоялась долгожданная встреча Верди с другим, не менее знаменитым, чем Россини, современником — писателем Алессандро Мандзони.
Узнав о смерти Мандзони (22 мая 1873 года), Верди не поехал в Милан, сказав: «у меня не хватает мужества присутствовать на его похоронах», но уже на следующий день принял решение создать грандиозный памятник — «Реквием», который лучшие певцы должны были исполнить в Милане в годовщину смерти Мандзони.
Традиционную структуру католической службы Верди насытил чисто романтической экспрессией. По стилю Реквием примыкает к «Аиде», над которой композитор работал параллельно. Родственный круг музыкальных образов, отличающихся подчеркнуто яркой и выпуклой обрисовкой, музыкально-театральные формы (ариозо, дуэты, трио, квартеты) сообщают сочинению черты оперной выразительности. Благодаря этому Реквием занял прочное место в репертуаре театральных и концертных залов. Верди разделил канонический служебный текст на 7 частей.
№1 Requiemaeternam (Вечный покой) выполняет роль пролога. Голоса хора вполголоса произносят слова молитвы. Горестные вздохи перерастают в кроткую, просветленную мелодию. Ее проникновенному звучанию контрастирует мужественный, энергичный эпизод Tedecethymnus(Тебе подобает гимн). Kyrieeleison(Господи помилуй) начинается широкой свободной фразой тенора, к которому постепенно присоединяются другие солисты и хор. Спокойное, умиротворенное заключение номера особенно подчеркивает трагический характер следующей части.
№2 Diesirae (День гнева) – главный, наиболее конфликтный и широко разработанный номер. Мрачная поэзия средневекового гимна, написанного в эпоху, когда эпидемии чумы уносили десятки тысяч человеческих жизней, вдохновила Верди на создание эффектной живописной картины Страшного суда. Основная тема этого номера будет неоднократно возвращаться на протяжении сочинения, выполняя функцию своеобразного mementomori. Составляющие эту часть эпизоды более всего напоминают оперные сцены. Tubamirum (Труба дивная) вырастает из музыки Diesiraeи не уступает ей по силе. Начинается развернутым симфоническим вступлением: грозные фанфары звучат все ближе на фоне барабанной дроби. Не отзвуки ли это многочисленных европейских революций XIXвека, франко-прусской военной кампании 1870-71 годов, ставшей «репетицией» Первой мировой? В момент наивысшего напряжения вступает сурово-величественная фраза хора, которая обрывается резко и неожиданно, сменяясь приглушенным, замирающим соло баса в ритме похоронного марша.
Если до этого номера были преимущественно хоровые, то далее на первый план выходят солисты, создавая галерею человеческих образов, по-разному реагирующих на жизненные испытания. Подлинной жемчужиной второй части становится печально умиротворенный квартет с хором Lacrymosa(Слезная). Этот заключительный эпизод с мелодией удивительной красоты – один из самых проникновенных в музыке Верди.
В трех последующих частях господствует светлая атмосфера.
№3 Offertorio (Приношение даров) представляет собой декоративно созерцательный квартет солистов. №4 Sanctus (Святой) – гигантская мастерски построенная полифоническая пьеса, воспевающая пафос созидания. №5 AgnusDei(Агнец Божий) – сдержанный, отрешенный дуэт женских голосов, вариации в старинном стиле на необычную тему в духе средневекового церковного песнопения.
В сравнительно небольшом №6 Luxaeterna (Вечный свет), построенном на контрасте света и тьмы, постепенно возвращаются настроения первой части. №7 Liberame (Освободи меня, Господи) – грандиозный по своим масштабам эпилог Реквиема. Он открывается страстным, выразительным речитативом солистки; затем проходят основные темы Diesiraeи Requiemaeternam. Однако Верди не заканчивает свое сочинение традиционной молитвой о вечном покое. Реквием завершает монументальная фуга с темой героического, волевого характера, которая звучит как гимн мужеству, силе человеческого духа.