«Иван Грозный» – это балет в 2 актах. Это история, которая крутится вокруг трех реально существовавших персонажей – молодого Ивана Четвертого (будущего Грозного), его супруги царицы Анастасии и ближайшего соратника Андрея Курбского. Поначалу это должен был быть именно исторический спектакль, но впоследствии от этой идеи отказались, и на выходе получилась история о любви великого русского царя. Интересно, что сперва роли Курбского в либретто балета «Иван Грозный» вообще не было прописано, однако по зрелому размышлению Григорович ввел его в сюжет – и не прогадал, спектакль получился лишь насыщеннее и динамичнее.
«Иван Грозный» был готов к началу 1975 года и стал по тем меркам крайне необычным явлением в балетном мире: балеты, полностью основанные на русских сюжетах, да еще и на историческую тему – огромная редкость. Уникальность данного спектакля, помимо прочего, заключается также и в демонстрации жизни всей страны в то далекое трудное время.
Немного о создателях

Автором балета «Иван Грозный» обычно называют Юрия Григоровича. Его заслуга действительно велика. К моменту работы над данным произведением за плечами у мастера были уже такие спектакли, как «Каменный цветок», «Лебединое озеро», «Спартак», «Щелкунчик» и другие, поставленные им на подмостках различных театров и шедшие там с большим успехом. Григоровича, народного артиста Советского Союза и Героя Социалистического труда, по праву называют одним из выдающихся хореографов прошлого столетия.
Ушедший из жизни в 1953 году Сергей Прокофьев к балету «Иван Грозный», строго говоря, отношения сам не имеет – в создании спектакля он не участвовал. Однако если бы не его прекрасная музыка, вдохновившая других, ничего не было бы вообще. Поэтому его также можно назвать автором балета «Иван Грозный».
Нельзя не сказать и про композитора балета "Иван Грозный" Михаила Чулаки. До 1970 года он являлся директором Большого театра, был профессором Московской консерватории, автором нескольких балетов, издал мемуары и книгу об инструментах симфонического оркестра.
Балет «Иван Грозный»: краткое содержание
Как уже упоминалось, все действие разворачивается вокруг Ивана Грозного, Анастасии и Андрея Курбского. В первом акте молодой Иван начинает свое правление, чем крайне недовольны бояре, сами метившие на его место. Новый царь должен выбрать себе супругу – и он выбирает Анастасию, к которой питает симпатию и соратник Ивана Андрей Курбский. На Русь нападают чужеземцы, начинается битва, во главе которой молодой царь и Курбский. Войско царя одерживает победу и триумфально возвращается домой, но радость преждевременна: неожиданная болезнь сражает Ивана. Бояре с надеждой ждут освобождения престола, однако царь справляется с недугом и готов поквитаться с обидчиками.
Второй акт начинается с заговора бояр против царя, и Андрей Курбский также принимает в нем участие. Первой жертвой заговора становится отравленная Анастасия, Курбский сбегает из страны, народ начинает бунт. Иван тяжело переживает утрату, его гнев страшен. Новому окружению из опричников он приказывает расправиться с боярами. Происходит суровый суд. В конце спектакля Иван Грозный остается в одиночестве, потеряв все, кроме власти.
Симпатии постановщика на стороне царя, и это тоже необычно – террор Грозного, как правило, порицаем, но Григорович не осуждает его, считая жестокость необходимой в том случае. Как ни странно, но согласились с подобной трактовкой и цензоры (в советское время любое произведение должно было пройти непременную цензуру – разрешение на выход в свет), назвав детище Григоровича «эпохальным».
Центральные персонажи
Как уже говорилось, главных действующих лиц трое, но «самый главный» среди них, разумеется, царь Иван Четвертый. Не потому, что царь, но потому, что спектакль ярко показывает преображение характера – от молодого юноши, еще почти мальчишки, счастливого и влюбленного, до одинокого, умудренного опытом человека, чья жизнь полна жестокости и крови. Балет показывает не только и не столько историю любви, сколько истинную трагедию личности – причем с помощью танца.
Такую масштабную роль и сыграть требовалось с размахом. От артиста ждали не только хорошей физической подготовки, но и особенной харизмы, зритель должен был поверить, что перед ним – злодей. Григорович вспоминал, что под каждого нового исполнителя основной партии он подбирал танец и рисунок, репетируя и выбирая вместе с ним. Именно после того, как последний исполнитель роли в 1990 году уехал в Лондон, и на его место не смогли найти подходящего артиста, спектакль был закрыт.
Балет в 2-х актах С.Прокофьева в постановке Государственного академического Большого театра СССР. Либретто и постановка Ю.Григоровича. Дирижер А.Жюрайтис.
Актеры -
Людмила Семеняка (Анастасия)
Борис Акимов (Князь Курбский)
Владимир Васильев (Иван Грозный)
https://fb-ru.turbopages.org/s/fb.ru/article/348307/balet-ivan-groznyiy-istoriya-postanovki-syujet-otzyivyi