Одно из знаковых событий нынешней зимы связано с Музеем искусств Кливленда, руководство которого приняло решение оцифровать и выложить онлайн более 30 000 своих экспонатов. Великое чудо причащения к настоящему искусству доступно каждому. Все изображения можно скачивать в формате jpgs или tiff с высоким разрешением.
Благодаря возможностям бесконтактного широкоформатного сканирования музейные фонды становятся все более доступными широкой аудитории зрителей. Сегодня это становится хорошим трендом.
Питер де Хох. Музицирующее семейство, 1663 г.
Кливлендский телеграфный магнат Джепта Уэйд, по завещению которого был создан Музей изящных искусств, сам был дагеротипистом и портретистом, знавшим толк в изобразительном искусстве. Открытие доступа к цифровой коллекции было анонсировано проникновенной цитатой самого Джепты Уэйда. «На благо всех людей навсегда» было написано в 1892 году в акте передачи земли под строительство музея. Это высказывание отражает убеждение продолжателей дела Дж. Уэйда: «Музей должен стать местом вдохновения, восхищения творчеством и обретения жизненного смысла».
Фридрих Амерлинг, Молодая восточная женщина, 1838 г.
Рядом с каждым экспонатом онлайн-коллекции размещены интересные факты и емкие комментарии, дающие представление о произведении и культурном контексте, в котором оно было создано. Вот примеродного из таких описаний:
«Жест элегантно одетого мужчины – загадка. Он встает со стула, чтобы обратиться к кому-то, или указывает на что-то за рамкой? Его правая рука лежит на листе бумаги (письмо?), в то время как на столе – клевер (аллегория изобилия, удачи и счастливого брака) и жасмин (аллегория чистоты и любви), символизм которых оттеняется розами на шпалере. Возможно, мужчина держит портрет невесты. Другая недавняя интерпретация идентифицирует мужчину как Джироламо Розати, высокопоставленного чиновника из Фермо (восточное побережье Италии). Документ может быть чертежом одного из его архитектурных проектов, на который он указывать. Прерванный момент – это характерный для Лоренцо Лото натуралистический штрих, отличающий его работы от формальности других итальянских портретов эпохи Возрождения в коллекции музея. Хотя этот портрет ясно выражает статус человека, художник подчеркивает его индивидуальность и внутреннюю сущность так же, как и социально зрелую личность».
Лоренцо Лотто. Мужской портрет, вероятно Джироламо Розати, 1533-1534 г.г.
Тускловатое мерцание голландских натюрмортов, словно пробивающихся к нам из глубины веков. Теплый эротический флер портретов в стиле «ню». Таинственно ускользающие очертания полотен импрессионистов и постимпрессионистов. Академическая строгость реалистических произведений. Эзотерическая чувственность старинных статуэток, овеянных мифологической аурой. Перечислить все многообразие экспонатов открытой коллекции Кливлендского музея искусств очень сложно. Да и стоит ли поверять гармонию пресловутой алгеброй? Лучше хотя бы один раз увидеть эту роскошь, чем много раз прочитать о ней.
Альберт Бенар. Портрет Маделин Лероль с дочерью Ивонной, 1879-1880 г.г.
Бенджамин Уэст. Элизабет Шивелл Уэст и ее сын Рафаэль, 1770 г.
Фрэнк Дювенек. Венецианская девушка, ок. 1880 г.
Пьер Поль Прюдон. Этюд обнаженной женщины, сидящей смотрящей вправо, 1810 г.
Леон Конье. Художник в своей комнате на вилле Медичи, Рим, 1817 г.
Жан-Луи-Эрнест Месонье. Художник, 1855 г.
Джеймс Тиссо. Побережье (июль), 1878 г.
Пюви де Шаванн. Летом, 1891 г.
Жорж-Пьер Сёра. Этюд для "Купальщиц в Аньере", 1883-1884 г.г.
Винсент Ван Гог, Тополя в Сен-Реми, 1889 г.
Эдуард Мане. Берта Моризо, 1869-73 г.г.
Клод Моне. Водяные лилии, 1915-1926 г.г.
Клод Моне. Дом садовника в Антибе, 1888 г.
Клод Моне. Красный платок, портрет мадам Моне, 1873 г.
Пьер Огюст Ренуар. Портрет Ромейн Лако, 1864 г.
Поль Сезанн. Гора Сент-Виктуар, 1904 г.
Камиль Писсарро. Опушка леса рядом с Эрмитажем, Понтуаз, 1879 г.
Эдгар Дега. Фриз с изображением танцовщиц, 1895 г.
Уильям Тернер. Пожар в Палате лордов и Палате общин 16 октября 1834 года, 1835 г.
Поль Гоген. Зов. 1902 г.
Пьер Огюст Ренуар. Молодая женщина поправляет свои серьги,1905 г.
Анри Русо. Бой между тигром и буйволом, 1908 г.
Виллем Кальф. Рюмка и ваза с фруктами, 1663 г.
Абрахам ван Бейерен. Серебряный кувшин, ветчина и фрукты, 1660-1666 г.г.
Настольный фонтан, Франция, 14 век (1320-1340 г.г.)
Пара фигур, конец 1800-х - начало 1900-х годов. Центральная Африка, Демократическая Республика Конго (вероятно, народ нгбанди)
Изидор Пильс. Этюд лежащей обнаженной, 1841 г.