Урс Граф (1485 – 1527/1528) знал о жизни наемников не понаслышке, поскольку и сам нанимался в войска, сражавшиеся в Италии и Франции. Большая часть рисунков Урса Графа представляет не отвлеченные образы воинов, а, скорее, зарисовки с натуры и показывает солдат в условиях их реальной жизни и соответствующей ей походной одежде. Другая, меньшая часть работ художника рисует идеальный образ швейцарца и соответствующий такой подаче идеальный костюм. Работы Урса Графа охватывают период от 1507 до 1524 г.
Обратимся вначале к двум самым ранним рисункам Урса Графа, датируемым 1507 г., которые дают представление о формальном и неформальном костюме швейцарского наемника этого времени.
Фото 1. Воин и женщина с двумя детьми. Автор: Урс Граф. Время создания: 1508 г. Материалы и техника: перо, черные чернила. Лист: 18,5×23,2 см. Кабинет гравюр и рисунков, Художественный музей Базеля, Швейцария[1]
На рисунке «Воин и женщина с двумя детьми» изображен наемник вне зоны боевых действий, который, по всей видимости, оставил службу и вернулся к своей семье. Об этом говорят, в частности, пика, повернутая вниз острием, и то, что на солдате плечевая одежда, которая обычно не входит в костюм наемника. То есть можно сказать, что персонаж одет в формальный костюм, костюм для выхода. Этому костюму соответствуют гладкие неразделенные шоссы с минимальным количеством прорезей, которые находятся лишь в области колена. Такие прорези, по форме напоминающие фонарик, могли быть сделаны только спереди или полностью окружать коленный сустав.
Фото 2. Восемь воинов и всадник на фоне пейзажа. Автор: Урс Граф. Время создания: 1507/1508 г. Материалы и техника: перо, темно-коричневые чернила, кисть, светло-коричневые чернила. Лист: 21,3×29,3 см. Кабинет гравюр и рисунков, Художественный музей Базеля[2]
Второй рисунок «Восемь воинов и всадник на фоне пейзажа» (фото 2) изображает группу наемников неподалеку от крепости на берегу моря. Видимо, бой за нее уже завершился или еще предстоит. Двое солдат отчаянно спорят между собой. У одного из них на плечевой одежде сделана прорезь в форме косого креста, а у другого – в форме прямого. Это говорит о том, что они принадлежат к разным сторонам военного конфликта.
Рисунок «Восемь воинов и всадник на фоне пейзажа» ценен тем, что показывает одновременно много наемников, т.е. позволяет изучить одежду целого отряда, и соответственно дает более полное представление о том, как одевались швейцарцы в полевых условиях.
Большинство наемников на рисунке одеты в неразделенные гладкие, без прорезей, шоссы, и только трое из них носят шоссы со сравнительно небольшим количеством прорезей в области паха и на середине бедра правой ноги. Лучше всего такие шоссывидны на фигуре длиннобородого старика, стоящего к нам анфас. Шосса на его правой ноге либо разделена намеренно, либо порвана по линии прорезей.
Плечевая одежда многих наемников на рисунке покрыта прорезями на рукавах, на спине и груди. Перья есть на головных уборах лишь двух человек. К шляпе старика в разделенных шоссах прикреплено одно перо. Шляпу, украшенную роскошным плюмажем, носит наемник, который расположен в центре рисунка. По всей вероятности, это – офицер, а офицерами часто были дворяне. Отметим, что шоссы на нем неразделенные гладкие, без прорезей, как и полагалось дворянину.
Фото 3. Военный совет. Автор: Урс Граф. Время создания: 1515 г. Рисунок пером. Размеры: 29,2×21,6 см. Художественный музей Базеля[3]
Основная часть рисунков Урса Графа освещает период с 1512 по 1516 г. Их анализ говорит о новых тенденциях в дизайне шосс и костюма наемников в целом. Для того чтобы убедиться, что в одежде наемников за небольшой срок произошли заметные изменения, достаточно сравнить костюмы отряда швейцарцев на рисунках «Восемь воинов и всадник на фоне пейзажа» (1507) и «Военный совет» (1515) – фото 3.
В целом шоссы продолжают шить обтягивающими. Но количество прорезей увеличивается как на них самих, так и на плечевой одежде, которая приобретает пышные рукава. Костюм становится все более вычурным и богатым. Растет и число страусовых перьев на шляпах. Шоссы остаются в общей массе неразделенными. Разделение, если и появляется, то только на одной ноге. Характер этого разделения установить сложно.
Фото 4. Наемник, вид спереди. Автор: Урс Граф. Время создания: 1513 г. Материалы и техника: перо, черные чернила. Лист: 29,4×21,6 см. Кабинет гравюр и рисунков, Художественный музей Базеля[4]
Так, впечатление порванной производит шосса на правой ноге наемника в потрепанной в боях дорогой одежде, который изображен на рисунке 1513 г. (фото 4). Из-под порванной шоссы выбивается его нижняя рубаха. Шосса на левой ноге – неразделенная гладкая с единственной прорезью в виде прямого креста. Прорези такой формы являются отличительной особенностью одежды швейцарских наемников.
Фото 5. Рисунок для витража со швейцарцем и голой женщиной. Автор: Урс Граф. Время создания: 1512 г. Материалы и техника: перо, черные чернила. Лист: 24,5×18,4 см. Кабинет гравюр и рисунков, Художественный музей Базеля[5]
На рисунке для витража со швейцарцем и голой женщиной (фото 5) хорошо видно, что нижняя часть шоссы наемника оторвана (причем целиком) по линии прорезей.
Кроме изображений наемников в одежде, порванной в бою, у Урса Графа есть несколько рисунков, которые показывают швейцарцев, принаряженных для свидания. Они носят целехонькие шоссы с одной открытой ляжкой. Однако это не смотрится как беспорядок в одежде, тем более что нижняя рубаха не видна. На рисунке «Воин с алебардой и домогающаяся девка» (фото 6) неровный край говорит о том, что отсутствующая часть шоссы была оторвана (случайно или, скорее, намеренно). А на рисунке «Воин с копьем и девочка» (фото 7) края обеих сторон разделения ровные, будто обработаны портным. Поэтому складывается впечатление, что наемник носит модель шосс, где разделение уже предусмотрено их конструкцией.
Фото 6. Воин с алебардой и домогающаяся девка. Автор: Урс Граф. Время создания: 1516 г. Материалы и техника: перо, черные чернила. Лист: 21,6×15 см. Кабинет гравюр и рисунков, Художественный музей Базеля[6]. Фото 7. Воин с копьем и девочка. Автор: Урс Граф. Время создания: 1516 г. Материалы и техника: перо, черные чернила. Лист: 24,4×20,7 см. Кабинет гравюр и рисунков, Художественный музей Базеля[7]
Работы Урса Графа, как и Дибольда Шиллинга (Люцернская хроника), свидетельствуют о том, что, хотя у швейцарских художников и не было принято изображать своих солдат в порванных и разделенных шоссах, шоссы с разделением, выполненным портным по заказу клиента, скорее всего, существовали. При этом с некоторой долей уверенности можно говорить о разделении шосс только на одной из ног.
Как показывают рисунки Урса Графа, у наемников было модно щеголять в своем кругу в шоссах с открытой голой ляжкой. А для этого нужно было снять часть шоссыи, следовательно, разделить шоссу в двух местах.
Подтверждает в некоторой мере факт разделения шосс у швейцарских наемников и гравюра «Гейне из Кюрьхассена в Швейцарии» (фото 8), сделанная по рисунку немецкого художника Эрхарда Шёна. Она входит в серию гравюр «Ландскнехты» нюренбергских художников, изданную в 1530 г.
Фото 8. Гейне из Кюрьхассена в Швейцарии. Художник: Эрхард Шён (Erhard Schön, 1491 – 1542). Время создания: около 1530 г. Размеры: 27,7×14,8 см. Материал и техника: гравюра на дереве, акварель. Музей Бойманса и Бенингена, Роттердам, Нидерланды [8]
Немец Эрхард Шён, конечно, не был столь щепетилен в изображении швейцарских наемников, как швейцарские художники. На гравюре хорошо видно, что шоссыГейне из Кюрьхассена разделены на одной ноге и их разделенные части соединяются между собой шнуровкой. Но все же доля сомнения остается, поскольку нам видна нога лишь спереди. Возможно, разделение сделано неполным и сзади его нет. В то же время гравюра говорит о правиле, которого придерживались наемники в отношении разделенных шосс: на людях и особенно в официальной обстановке, в торжественных случаях всегда носить их в сборе, чтобы они имели вид целых.
Можно представить себе, как появилась такая шнуровка. Вначале, памятую о том, что появляться на людях в разорванных шоссах неприлично, оторванную шоссунаемник пришивал сам на живую нитку. При необходимости, например перед боем, он ее вытягивал и шосса снова разделялась. Впоследствии потребность в разъединении с последующим соединением шоссы была учтена портным и была предусмотрена в новой модели шосс со шнуровкой.
По рисункам Урса Графа следует заключить, что тенденция к разделению шоссу швейцарцев была минимальна и разделение ограничивалось шоссой на одной из ног. В основном швейцарцы носили целые шоссы.
Что касается прорезей, то наряду с изображениями шосс, где их число незначительно (фото 9 и 10), Урс Граф делает в один и тот же период рисунки, на которых показаны шоссы с большим количеством прорезей. То есть его работы отражают момент утверждения в костюме наемников шосс с большим количеством прорезей в качестве декора. Его вершиной стали замысловатые узоры из прорезанной ткани, которые можно охарактеризовать как вид прикладного искусства и назвать резьбой по ткани.
Фото 9. Наемник перед морским пейзажем, вид сзади. Автор: Урс Граф. Время создания: 1514 г. Материалы и техника: перо, черные чернила. Лист: 21,9×15,7 см. Кабинет гравюр и рисунков, Художественный музей Базеля[9]. Фото 10. Прапорщик и девка, вид сзади. Автор: Урс Граф. Время создания: 1516 г. Материалы и техника: перо, черные чернила. Лист: 21,3×14,6 см. Кабинет гравюр и рисунков, Художественный музей Базеля[10]
Процессы разделения шосс и в особенности появления на них прорезей уже трудно было остановить. В бою разделенные шоссы с прорезями, несомненно, были удобнее целых, поскольку не сковывали движений. А это давало преимущество над противником в целых глухих шоссах. Поэтому тенденция к увеличению количества прорезей, конечно, существовала и со временем укреплялась. На шоссах солдата, изображенного на рисунке «Стоящий воин, вид спереди» (фото 11), прорезей было слишком много, в результате чего они так сильно порвались. Прорези есть даже в области голени, которая на шоссах всех моделей как у швейцарских, так и у немецких наемников, чаще всего остается гладкой, как чулок, целой. Чрезмерное количество прорезей говорит уже не о необходимости прорезей, а о моде на них.
Фото 11. Стоящий воин, вид спереди. Автор: Урс Граф. Время создания: 1514 г. Материалы и техника: перо, черные чернила. Лист: 21,7×16,1 см. Кабинет гравюр и рисунков, Художественный музей Базеля[11]
Мода на прорези росла очень быстро и мгновенно распространилась на костюмы дворян, в том числе и на женские платья. Вероятно, устойчивым пристрастием к такому украшению одежды у всех состоятельных слоев общества и объясняется то, что церковь вынуждена была смотреть на декоративные прорези сквозь пальцы и допускать их в костюмах наемников. Было найдено и компромиссное решение: прорези следовало изнутри закрывать подкладкой из ткани.
Фото 12. Наемник с алебардой. Автор: Урс Граф. Рисунок пером. Время создания: 1513 г.[12]
Продольные прорези на шоссах появились первыми. Позднее возникли поперечные прорези. Вначале они имели небольшую длину и покрывали только переднюю поверхность бедра, как у наемника, крайнего слева на рисунке «Военные совет» (см. фото 3). Получившиеся горизонтальные ленты надсекалась еще и в вертикальном направлении. Впоследствии длина поперечного надреза намного увеличилась. Как можно видеть по рисунку «Наемник с алебардой» (фото 12), сзади она стала достигать шва. В результате ленты с насечками приобрели вид гирлянды (фото 13).
Фото 13. Знаменосец со своим мальчиком-оруженосцем. Автор: Урс Граф. Время создания: 1516 г. Материалы и техника: перо, черные чернила. Лист: 31,8×21,5 см. Кабинет гравюр и рисунков, Художественный музей Базеля[13]
Прорезные узоры на шоссах, которые носили наемники, были разной сложности. Поэтому степень их изощренности зависела от финансовой состоятельности владельца костюма. Так, на рисунке «Знаменосец со своим мальчиком-оруженосцем» (фото 13) изображен солдат в сравнительно скромном костюме с одним из самых простых и ходовых узоров-гирлянд на шоссах. Этот же узор сделан и на шоссах персонажей рисунка «Двое швейцарцев с кинжалами борются друг с другом» (фото 14).
Фото 14. Двое швейцарцев с кинжалами борются друг с другом. Копия рисунка Урса Графа. Автор: художник круга Йорга Швайгера (Jörg Schweiger, 1470/80(?) – 1533/34). Время создания: первая четверть XVI в. Материалы и техника: перо, коричневые чернила. Лист: 20,7×15,1 см. Кабинет гравюр и рисунков, Художественный музей Базеля[14]
Между тем на рисунке «Воин и девка на фоне пейзажа» (фото 15) показан, видимо, офицер в очень дорогом костюме, о чем, в частности, говорит большое количество страусовых перьев на шляпе, которая висит у него за спиной. Шоссы офицера украшает весьма сложная фигура, напоминающая солнечный круг с лучами, в центре которой вырезан швейцарский крест. Такая фигура украшала только шоссы швейцарцев. Ландскнехты шоссы с узором подобной конфигурацией не носили даже без швейцарского креста. Но самый простой прорезной узор-гирлянда у них был также популярен, как и у швейцарцев.
Фото 15. Воин и девка на фоне пейзажа. Автор: Урс Граф. Время создания: 1516 г. Материалы и техника: перо, черные чернила. Лист: 28,7×20,9 см. Кабинет гравюр и рисунков, Художественный музей Базеля[15]
В шоссах с популярным узором-гирляндой изображен и один из воинов на знаменитой гравюре по рисунку Урса Графа «Два наемника, женщина и смерть на дереве» (фото 16), которая считается аллегорией наемничества. Женщина (проститутка) представляет собой олицетворение порока. Бренность жизни наемников подчеркивается фигурой смерти, которая, не замечаемая персонажами, сидит над ними на дереве и указывает пальцем на песочные часы.
Фото 16. Два наемника, женщина и смерть на дереве. Художник: Урс Граф. Гравёр: Ганс Лютцельбургер (Hans Lützelburger). Время создания: 1524 г. Техника: гравюра на дереве Размеры листа: 20,3×11,6 см. Британский музей[16]
Специалисты Британского музея и Художественного музея Базеля, в которых хранятся отпечатки этой гравюры, считают, что на ней изображены швейцарский (справа) и немецкий (слева) наемники. Как сказано в каталоге Британского музея, они были идентифицированы по различиям в одежде и оруж