• Авторизация


Чаша искупления. 12 библейских символов, зашифрованных в "Троице" Андрея Рублева 12-05-2017 15:04 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Ольга-В Оригинальное сообщение

Чаша искупления. 12 библейских символов, зашифрованных в "Троице" Андрея Рублева

 
Импровизация — дело рискованное: могут и в ереси обвинить. Однако «Троица» — яркий пример нарушения церковных канонов.
Вместо традиционной многофигурной сцены трапезы в доме Авраама Андрей Рублев изобразил беседу трех ангелов о том, как спасти мир. Теперь икона считается шедевром, а ее автор причислен к лику святых.

1 ЧАША.

Это центр композиции — символ страданий Христа, на которые он пойдет ради искупления грехов человечества (в чашу будет собрана кровь распятого на кресте Иисуса). Контуры фигур боковых ангелов также образуют очертания чаши.

2 ГОЛОВА ТЕЛЬЦА.

Символ жертвенности Бога Сына.

3 БОГ ОТЕЦ.

По словам немецкого искусствоведа Людольфа Мюллера, «Отец как «начало и причина всего», как первый среди равных носит на себе знаки власти: помимо центрального положения, это пурпурный цвет одежд и золотая полоса через правое плечо». Наклонив голову в сторону левого ангела, Святого Духа, Бог Отец как бы задает вопрос, который слышал в своем откровении пророк Исайя: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас [на искупительную жертву]?» Одновременно он подносит к чаше два перста, сложенных в знаке благословения.

4 ЛАЗУРНЫЕ ОДЕЖДЫ.

Символ неземной сущности Бога Отца (как и остальных лиц Троицы).

5 СКИПЕТР.

Символ власти (он есть у всех сидящих за столом).

6 ДЕРЕВО.

В традиционной иконографии это был Мамврийский дуб, под которым отдыхал Авраам. У Рублева дуб превращается в древо жизни, которое Бог посадил в Эдеме.

7 БОГ ДУХ СВЯТОЙ.

В ответ на вопрос Бога Отца Святой Дух устремляет взгляд и поднимает правую руку в сторону ангела, сидящего напротив, то есть в сторону Бога Сына. Это одновременно и жест благословения, и жест повеления. Как писал митрополит Иларион в «Исповедании веры» (XI век), Святой Дух хочет, чтобы Сын шел путем страданий , и одновременно благословляет этот путь.

8 АЛЫЕ ОДЕЖДЫ.

Это аллюзия на библейский сюжет, когда Святой Дух в виде языков пламени снизошел на апостолов.

9 ЗДАНИЕ

символизирует христианскую церковь, именуемую домом Святого Духа.

10 БОГ СЫН.

Его смиренно опущенная голова и взор, направленный на жертвенную чашу, свидетельствуют о готовности исполнить порученную миссию. Правая рука Христа уже приподнята для того, чтобы взять чашу страданий. «В положении его ног, — говорит культуролог Вадим Ланкин, — можно заметить намек на динамику вставания: плащ собранно запахнут, а нижний край его чуть приподнимается, подбирается, обнаруживая готовности встать и пойти в мир».

11 ЗЕЛЕНЫЙ ГИМАТИЙ

(накидка поверх хитона) — символ земного мира, куда сойдет Христос. Сочетание лазурного и зеленого в одеждах Бога Сына символизирует его двойственную природу: божественную и человеческую.

12 ГОРА.

Это символ искупления падшего мира, прообраз Голгофы, на которую суждено взойти Иисусу.

В Ветхом Завете есть рассказ о том, как праотец Авраам принимал у себя Господа. В полуденный зной девяностодевятилетний Авраам сидел возле своего шатра под зеленью Мамврийской дубравы.

Вдруг он увидел трех путников, в которых быстро узнал Всевышнего и двух ангелов. Хозяин пригласил странников отдохнуть и подкрепиться. Слуги омыли гостям ноги, а жена Авраама Сарра напекла хлеба. Сам же хозяин дома выбрал лучшего теленка и велел заколоть его.

За трапезой Господь предсказал Аврааму, что через год у того родится сын, от которого пойдет народ иудейский — «великий и сильный». В христианстве этот сюжет, получивший название «Гостеприимство Авраама», был трактован несколько иначе: к Аврааму явился не единый Господь Яхве (иудаизм не знает троичного божества) в сопровождении двух спутников, а вся Святая Троица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, — и не в образе странников, а в образе ангелов. Поэтому трапезу в доме Авраама христиане называют также «Ветхозаветной Троицей».

Этот сюжет был весьма популярен у средневековых иконописцев: три ангела, фигуры Авраама и Сарры, накрытый стол, слуга, режущий теленка, — в общем, иллюстрация к библейскому тексту. В начале XV века к теме обратился и Андрей Рублев: его попросили написать образ для Троицкого собора Троице-Сергиевого монастыря (в настоящий момент икона хранится в Третьяковской галерее). Однако из-под кисти вышло нечто совершенно особенное.

Рублев отказался от изображения бытовых деталей и сосредоточился на фигурах ангелов, олицетворяющих три божественных лика. Художник изобразил их беседующими: мир погряз во зле, кого мы пошлем на страдания, чтобы искупить грехи человеческие? Этот вопрос центральный ангел (Бог Отец) задает левому ангелу (Святому Духу). «Я пойду», — отвечает правый ангел, Христос.

Так на наших глазах разворачивается сцена благословения на искупительную жертву ради людей. Петербургский историк искусства Владимир Фролов уверен, что так Рублев хотел раскрыть вечный закон мироздания — жертвенность божественной любви.

«Отсутствие дополнительных деталей, — говорит ученый, — обнажило замысел и не дает отвлечься на сюжет библейского события».
 

Круговая композиция «Композиция «Троицы», — рассказывает Владимир Фролов, — подчинена идее круга, которая имеет символическое значение вечности, любви и божественного триединства. Своеобразие ее построения у Рублева заключается в том, что изображение не вписывается в круг, как это делалось в итальянском искусстве, а фигуры ангелов Рублева располагаются так, что они сами образуют круг».

 

[200x]

ХУДОЖНИК
Андрей Рублев

Ок. 1360 — Родился в Московском княжестве или Новгороде Великом, вероятно, в семье ремесленника.
Ок. 1400 — Написал поясной Звенигородский чин (сохранились только отдельные иконы).
До 1405 — Принял монашество под именем Андрей .
1405 — Расписывал вместе с Феофаном Греком Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились).
1408 — Расписывал Успенский собор во Владимире (изображения сохранились частично). Написал иконостас для этого собора (сохранился фрагментарно).
Ок. 1425–1427 — Работал над фресками в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. В это же время написал «Троицу» (по другим данным — в 1411 году).
Ок. 1427 — Занимался росписью Спасского собора Андроникова монастыря (сохранилась фрагментарно).
Ок. 1440 — Скончался в Андрониковом монастыре.
1988 — Причислен к лику святых.

http://www.vokrugsveta.ru/

Серия сообщений "**история одной картины":
Часть 1 - История одной картины. «Венера, утешающая Амура» Ф.Буше
Часть 2 - История одной картины. «Молочница» Ян Вермеер Дельфтский
...
Часть 32 - Данте Габриэль Россетти Вероника Веронезе, 1872
Часть 33 - Секреты живописи старых мастеров. Леонардо да Винчи, "Спаситель мира" (Salvator Mundi)
Часть 34 - Чаша искупления. 12 библейских символов, зашифрованных в "Троице" Андрея Рублева
Часть 35 - Тайны девочки с персиками.
Часть 36 - Сотворение Адама, Микеланджело Буонарроти, 1511
...
Часть 41 - В.Д. Поленов "Московский дворик"
Часть 42 - Леонардо да Винчи «Дама с горностаем» (1489 - 1490).
Часть 43 - Санти ди Тито (Borgo San Сеполькро, 1536 - Флоренция, 1603)

Серия сообщений "Эзотерика духовный мир":
Часть 1 - Как убивали Апостолов.
Часть 2 - ВРЕМЯ В ТАРО
...
Часть 12 - Изображение Архангелов в живописи.
Часть 13 - Русские иконы (Theophanes Greek, Andrei Rublev, Dionysius)
Часть 14 - Чаша искупления. 12 библейских символов, зашифрованных в "Троице" Андрея Рублева
Часть 15 - ДОЛЬЧИ Карло Dolci, Carlo
Часть 16 - Рогир ван дер Вейден Снятие с креста, ок. 1435—1440
...
Часть 40 - Безымянные мастера Северного Возрождения.
Часть 41 - Итальянский художник мастер Оссерванца.
Часть 42 - Аллори Алессандро (Alessandro Allori, 1535-1607)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Чаша искупления. 12 библейских символов, зашифрованных в "Троице" Андрея Рублева | kosch_mar - Дневник kosch_mar | Лента друзей kosch_mar / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»