• Авторизация


Без заголовка 16-04-2024 21:44 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Слава44 Оригинальное сообщение

ХУДОЖНИК МИХАИЛ МАТЮШИН (1861-1934). ПРОФЕССОР АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ, СТОЛП РУССКОГО АВАНГАРДА

ФОТО МАТЮШИН и Крученых. (фрагмент фото 1913 г.) (700x512, 79Kb)
Михаил Матюшин и Алексей Крученых празднуют «Победу над Солнцем». Фрагмент фотографии 1913 г.



Михаил Васильевич Матюшин - русский художник, музыкант, теоретик искусства, один из лидеров русского авангарда первой половины ХХ века. Композитор футуристической оперы «Победа над Солнцем», 1913 г., прославившей Казимира Малевича.

ФОТО Матюшин Михаил Васильевич (1861-1934) (592x700, 116Kb)
Михаил Васильевич Матюшин (1861-1934). Фото 1910-х гг.

Михаил Васильевич Матюшин родился 16 (28 по новому стилю) октября 1861 г. в Нижнем Новгороде. Oтец - Николай Александрович Сабуров из актёрской династии Сабуровых. Мать художника - Ирина Петровна Матюшина воспитывала его одна, дав ему свою фамилию. С 1870 г. Миша пел в церковном хоре. В 1874 г. старший брат Николай забрал его в Москву.
С 1876 по 1881 гг. Матюшин учился в Московской Консерватории у профессора А.А.Гильфа по классу скрипки и гармонии у С.И.Танеева. С 1882 г. по 1913-й гг. он был первой скрипкой Придворного оркестра в Петербурге.
С 1894 по 1898 гг. учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, затем в 1903-1905 гг. в студии Я.Ф.Ционглинского, где познакомился со своей будущей женой, поэтессой и художницей Еленой Гуро (1877-1913); в 1906-1908 гг. продолжил обучение в студии Е.Н.Званцевой у М.В.Добужинского и Л.С.Бакста.

ФОТО Елена Гуро. Портрет художника Михаила Матюшина. 1903. Музей петербургского авангарда (Дом М.В. Матюшина) (443x700, 128Kb)
Елена Гуро. Портрет Михаила Матюшина со скрипкой. 1903 г.

В 1900 г. Матюшин побывал в Париже на Всемирной выставке, познакомился с новыми направлениями в искусстве. В автобиографии он отметил те произведения, которые произвели на него наиболее сильное впечатление: «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, «Завтрак на траве» Эдуарда Манэ, работы Клода Моне и Эдгара Дега. Особо отметил полотна итальянского импрессиониста Джованни Сегантини.
Первой женой Матюшина была - Мария Ивановна Патцак (1865-1915) - дочь австрийского подданного. Брак был зарегистрирован в январе 1887 г. В семье Матюшина и Патцак родилось четверо детей: сын Николай, дочери: Анна, Лидия, Мария. Об этом времени напоминает замечательный акварельный портрет Патцак, нарисованный Матюшиным в 1900-х гг. – в ранний период творчества художника. В 1906 г. брак был официально расторгнут.
В 1908-1910 гг. Матюшин и его вторая жена Елена Гуро входили в складывающийся круг русских кубофутуристов-«будетлян» (Давид Бурлюк, Василий Каменский, Велимир Хлебников), они встречались в доме Матюшиных на Песочной улице в Петербурге (ныне Музей петербургского авангарда на улице Профессора Попова, Петроградская сторона), там было основано издательство «Журавль», в 1910 г. вышел первый сборник кубофутуристов «Садок судей». До 1917 г. в этом издательстве Михаил Матюшин выпустил 20 футуристических книг.

ФОТО Матюшин и Гуро в Финляндии (700x499, 62Kb)
Михаил Матюшин и Елена Гуро в Финляндии. Фото нач. 1900-х гг.
ФОТО Он часто бывал на её могиле, проводил очень много времени. Там, на скамейке он поставил ящик с её книгами.На ящике он написал - Здесь лежит Елена Гуро, кто хочет (700x383, 101Kb)
Елена Гуро. Фото 1910-е гг.
1900-е Автопортрет (Музей рус. авангарда. Дом М.В. Матюшина) (468x700, 79Kb)
Автопортрет. 1900-е. Холст, масло. Музей петербургского авангарда. Дом М.В. Матюшина, Санкт-Петербург.
Scan-180306-0005 (535x700, 126Kb)
Автопортрет. 1910 г. Бумага, итальянский карандаш. 49х33 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
ФОТО Елена ГУРО - Портрет М.Матюшина, 1900 г. (534x700, 46Kb)
Елена ГУРО. Портрет Михаила Матюшина. 1900 г. Рисунок.
ФОТО Елена ГУРО - Портрет Михаила Матюшина. 1901 г. Х, м. 85х71,5 см. ГРМ (579x700, 203Kb)
Елена ГУРО. Портрет Михаила Матюшина. 1901 г. Холст, масло. 85х71,5 см. Государственный Русский музей.
1900-е Портрет М.И. Патиак. ЧС (531x700, 59Kb)
Портрет М.И. Патцак, первой жены художника. 1900-е. Бумага, акварель. Частное собрание.
1900-е конец. Портрет Елены Гуро. (551x700, 138Kb)
Портрет Елены Гуро. 1900-е. Рисунок.
1909 Обложка книги А. Антонов. Могаска. Философская поэма. СПб., Типо-Литография И. Лурье и K°. (478x700, 137Kb)
Обложка книги А. Антонов. Могаска. Философская поэма. СПб., Типо-Литография И. Лурье и K°. 1909 г.
1910 Обнаженная (471x700, 99Kb)
Обнаженная. 1910 г.
1900-е Озеро, холст, масло.  Музей Матюшина на улице Песочной. (494x700, 115Kb)
Елена ГУРО. Матюшин у окна. 1900-е. Холст, масло. Музей петербургского авангарда. Дом М.В. Матюшина, Санкт-Петербург.
Scan-180306-0007 (700x580, 192Kb)
Окно. 1911-1912 гг. Холст, масло. 37х45 см. Частное собрание.
1900-е Вид из окна на соседский дом. Х, м. (Дом Матюшина) (552x700, 112Kb)
Вид из окна на соседский дом. 1900-е. Холст, масло. Музей петербургского авангарда. Дом М.В. Матюшина, Санкт-Петербург.
1904 Пейзаж с избушками. Холст на фан., масло. 28х35 см. (700x567, 167Kb)
Пейзаж с избушками. 1904 г. Холст на фанере, масло. 28х35 см.
1906 Ветка в небе (436x700, 158Kb)
Ветка в небе. 1906 г.
1906 Калитка. Холст на карт, масло. 44х32 см. (468x700, 73Kb)
Калитка. 1906 г. Холст на картоне, масло. 44х32 см.
Scan-180306-0010 (508x700, 175Kb)
Дерево. 1909 г. Иллюстрация к книге «Творческий путь художника». Типографский оттиск. 1934 г.
1909 Дорога. (475x700, 116Kb)
Дорога. 1909 г.
1909 Кипарис. Х, м. 60х41 см. ГМИЛ (463x700, 151Kb)
Кипарис. 1909 г. Холст, масло. 60х41 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
1909 Туман (700x504, 78Kb)
Туман. 1909 г.
1909 Гагры. Берег моря (природная фрактальная геометрия). Х, м. 57,5х33,5 см. (395x700, 79Kb)
Гагры. Берег моря (природная фрактальная геометрия). 1909 г. Холст, масло. 57,5х33,5 см.
1909 Золотые облака (природная фрактальная геометрия). Х, м. 15,5х34,5 см. ЧС А.Еремина, Москва. (700x309, 86Kb)
Золотые облака (природная фрактальная геометрия). 1909 г. Холст, масло. 15,5х34,5 см. Собрание А. Еремина, Москва.
1909 Облако. 11,2х12,1 см. ЧС (700x659, 224Kb)
Облако. 1909 г. 11,2х12,1 см. Частное собрание.
1909 На Финском заливе. Х, м. (без грунтовки) (700x482, 121Kb)
На Финском заливе. 1909 г. Холст (без грунтовки), масло.
Scan-180306-0011 (505x700, 209Kb)
Сосны-струны. 1910 г. Иллюстрация к книге «Творческий путь художника». Типографский оттиск. 1934 г.
1910-е, начало. Вид на море. Х, м. 31х45 см. (Галерея Элизиум, Москва) (700x559, 159Kb)
Приморский пейзаж. 1911 г. Холст, масло. 31х45 см. Галерея Элизиум, Москва.
1910 Сосны в дюнах. Х. на карт, гуашь.  37,5х54 см. (700x488, 144Kb)
Сосны в дюнах. 1910 г. Холст на картоне, гуашь. 37,5х54 см.
1910 Сосны. (700x649, 118Kb)
Сосны. 1910 г.
1911 Озеро. Х, темп. 98х67,5 см. ГМИСПб. (2) (491x700, 115Kb)
Озеро. 1911 г. Холст, темпера. 98х67,5 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
1911 Пейзаж. Х, м. ГРМ (627x700, 137Kb)
Пейзаж. 1911 г. Холст, масло. Государственный Русский музей.
1912 Два дерева. Х, м. ГРМ (452x700, 103Kb)
Два дерева. 1912 г. Холст, масло. Государственный Русский музей.
1912 Этюд. Спящая под солнцем Елена Гуро. Илл. к книге Творческий путь художника, 1934 г. ГРМ (561x700, 196Kb)
Этюд. Спящая под солнцем Елена Гуро. 1912 г. Иллюстрация к книге «Творческий путь художника», 1934 г. Государственный Русский музей.
1910 Портрет Елены Генриховны,  жены художника. Х, м. (411x700, 131Kb)
Портрет Елены Генриховны Гуро, жены художника. 1912 г. Холст, масло.
1914-1916 Кладбище в Уусикирко. Могила Елены Гуро. ЧС, СПб. (474x700, 171Kb)
Кладбище в Уусикирко. Могила Елены Гуро. 1914-1916 гг. Частное собрание, С-Петербург.

Елена Гуро умерла в 1913 г. от лейкемии на Карельском перешейке, в местечке Уусикирко (Карелия, поселок Поляны Выборгского района). Похоронили ее там, на финском кладбище, могила не сохранилась. Матюшин часто бывал на её могиле, проводил очень много времени. Там, на скамейке он поставил ящик с её книгами. На ящике написал «Здесь лежит Елена Гуро, кто хочет познакомиться с её книгами, берите и читайте, а только потом верните». И по словам очевидцев – все возвращали, не могли не вернуть, не вернуться на эту могилу.
В 1913 г. в жизни Матюшина появилась Ольга Костантиновна Громозова (1885-1975). Она стала третьей женой художника. Громозова родилась в городе Слободском Вятской губернии в семье земского деятеля, сотрудника кустарного склада. В 1910 г. переехала в Петербург, была членом марксистского кружка, заведовала нелегальной библиотекой, работала в основанном Владимиром Бонч-Бруевичем издательстве «Жизнь и знание». В 1912 г. познакомилась с Матюшиным и Гуро. После смерти Гуро Громозова поселилась в доме на Песочной улице, где и прожила вместе с Матюшиным 21 год до его смерти в 1934 г. (при этом официально брак Громозовой и Матюшина был зарегистрирован только в 1922 г.).

1910-е Портрет Ольги Костантиновны Громозовой-Матюшиной (1885-1975). Х, м. (Музей истории Санкт-Петербурга) (558x700, 116Kb)
Портрет Ольги Костантиновны Громозовой-Матюшиной (1885-1975). 1910-е. Холст, масло.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

В 1909 г. Михаил Матюшин и Елена Гуро стали инициаторами создания петербургского общества художников «Союз молодежи». Матюшин участвовал в его выставках в 1911-1914 гг. В течение 1910-х Матюшин последовательно эволюционировал, его творчество развивалось от современных принципов импрессионизма к футуризму. Произведения экспонировались на многочисленных ставках: выставке «Современные течения» членов общества «Треугольник» (1910 г.), выставках «Салона молодежи», «Международного салона» В.А. Издебского — интернациональных выставках в Одессе, Киеве, Риге, Петербурге (1909-1910 гг. ) и в других экспозициях. Октябрьская революция была встречена Матюшиным как долгожданное освобождение. Матюшин, как и некоторые другие художники того времени, прошёл через модернизм в сторону авангарда. Его творчество далеко от революционности и радикализма других представителей авангарда. Его обостренное чувство «другого как себя», непрестанное вглядывание в самые глубины собственных душевных и духовных переживаний, стали его отличительной особенностью. Творческий поиск, желание анализа позволило стать Матюшину педагогом и теоретиком нового искусства.
В 1918–1926 гг. Матюшина назначили на должность преподавателя Петроградских государственных Свободных художественно-учебных мастерских (позднее - Высшего художественно-технического института ВХУТЕИН), руководителем мастерской пространственного реализма ВХУТЕИНа, руководителем лаборатории в Музее живописной культуры, заведующим отделом органической культуры Государственного института художественной культуры (ГИНХУК), где он работал со своими учениками и коллегами Марией, Ксенией и Борисом Эндер, Николаем Гринбергом.
В 1913 г. Матюшин написал музыку к нашумевшей футуристической опере «Победа над Солнцем», пролог Велемира Хлебникова, текст либретто Алексея Крученых. В тексте Кручёных, густо замешанном на зауми, повествовалось о Будетлянских силачах, беспощадно разрушающих все общепринятые нормы здравого смысла. Костюмы и декорации были исполнены Казимиром Малевичем. Исследователи причисляют музыку М.Матюшина к музыкальному авангарду. Считается, что главным был поиск «нового мирослышания», «звукового миросозерцания», который отражался как в его музыке так и в литературных манифестах (манифест М.Матюшина «К руководству новых делений тона») и в «артефактах», таковой, например, является его первая футуристическая опера «Победа над Солнцем».

ФОТО Слева направо - Михаил Матюшин, Казимир Малевич, Алексей Крученых на даче у Матюшина в Уусикирко 18 июля 1913 г. Фото М.Матюшина. (700x433, 91Kb)
Первый съезд футуристов. Слева направо: Михаил Матюшин, Казимир Малевич, Алексей Крученых на даче у Матюшина в Уусикирко 18 июля 1913 г. Фото М. Матюшина.<
ФОТО Н.Н. Пунин, К.С. Малевич, М.В. Матюшин в Музее художественной культуры. Петроград. 1920-е гг. ф (700x595, 111Kb)
Слева направо: искусствовед Николай Николаевич Пунин (1888 Гельсингфорс -1953 ГУЛАГ), Казимир Северинович Малевич (1879-1935), Михаил Васильевич Матюшин (1861-1934) в Музее художественной культуры. Петроград, 1920-е гг. -
1913 Афиша оперы М.Матюшина Победа над Солнцем (466x700, 176Kb)
Афиша оперы Михаила Матюшина «Победа над Солнцем». 1913 г.
1913 Победа над Солнцем. (Опера А.Крученых, музыка М.Матюшина) (485x700, 110Kb)
Либретто Алексея Крученых оперы Михаила Матюшина «Победа над Солнцем». 1913 г.
ФОТО Реконструкция 'Победы над Солнцем' в Театре Стаса Намина, 2013 (1) (700x337, 327Kb)
Реконструкция оперы Михаила Матюшина «Победа над Солнцем» в костюмах Казимира Малевича. Театр Стаса Намина, 2013 г. К 100-летию постановки. (1)
ФОТО Реконструкция 'Победы над Солнцем' в Театре Стаса Намина, 2013 (2) (700x337, 437Kb)
ФОТО Реконструкция 'Победы над Солнцем' в Театре Стаса Намина, 2013 (3) (700x337, 463Kb)
ФОТО Реконструкция 'Победы над Солнцем' в Театре Стаса Намина, 2013 (4) (700x337, 419Kb)
ФОТО Реконструкция 'Победы над Солнцем' в Театре Стаса Намина, 2013 (5) (700x525, 49Kb)
ФОТО Реконструкция 'Победы над Солнцем' в Театре Стаса Намина, 2013 (6) (700x667, 64Kb)
ФОТО Реконструкция 'Победы над Солнцем' в Театре Стаса Намина, 2013 (7) (700x387, 46Kb)
Реконструкция оперы Михаила Матюшина «Победа над Солнцем» в костюмах Казимира Малевича. Театр Стаса Намина, 2013 г. К 100-летию постановки. (2-7)

В живописи начиная с середины 1910-х годов Матюшин развивал идею «расширенного смотрения», возникшую под влиянием теории «четвёртого измерения» математика-теософа ПД.Успенского. Вместе со своими учениками он организовал группу «Зорвед» (от «вЗОР» и «ВЕДать»). Помимо духовного аспекта теория расширенного смотрения включает в себя идею объединения сумеречного (угол зрения до 180 градусов) и дневного (угол зрения около 30-60 градусов) зрения для обогащения впечатлений и знаний о натуре.
Имя Матюшина связано, прежде всего, с мыслью о необходимости всестороннего развития воспринимающих способностей человека, которое он обобщил понятием органическая культура (зрение, осязание, слух, мысль). Матюшин стремился создать на плоскости картины новое восприятие природы «как текущей массы сцепленных частиц, постоянно меняющей свой объем, цвет, рост, вес и форму». Он считал, что все существует только во взаимной связи и движении. Из центральной установки Матюшина, обозначенный художественным девизом «Зор – Вед» (Зрение и Ведание) следует новое восприятие трехмерного пространства (т.н. широкое смотрение) и новое восприятие цвета (взаимодействие цвета с цветом, цвета и формы, цвета и звука, цвета и угла смотрения, цвета и скорости движения и т.д.). Органическое направление в авангарде было представлено на крупных выставках в Германии, Греции. Испании, Финляндии, России.

1913 Сон. Х, м. 40,4х35,2 см. ЧС (610x700, 199Kb)
Сон. 1913 г. Холст, масло. 40,4х35,2 см. Частное собрание.
1913-1914 Без названия. 27,5х40,5 см. ЧС, Париж. (700x490, 57Kb)
Без названия. 1913-1914 гг. 27,5х40,5 см. Частное собрание, Париж.
1915-1917 Беспредметность (Кристаллизация в пространстве). Холст, масло. 71,5х80 см. (Нац. гал. респ. Коми, Сыктывкар) (700x630, 209Kb)
Беспредметность (Кристаллизация в пространстве). 1915-1917 гг. Холст, масло. 71,5х80 см. Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар.




1917 Автопортрет. (Фонд Харджиева, Стеделийк Музеум, Амстердам). Доска, холст, масло. 63х26,2 см. (295x700, 74Kb) 1917 Автопортрет 'Кристалл'. Эскиз. Карт, уголь. (1914-1919) (400x552, 76Kb) Scan-180306-000 2А (390x700, 129Kb)

1) Автопортрет. 1917 г. Доска, холст, масло. 63х26,2 см. Фонд Харджиева, Стеделийк Музеум, Амстердам.
2) Автопортрет «Кристалл». Эскиз. 1914-1919 гг. Картон, уголь.
3) Автопортрет «Кристалл». 1914-1919 гг. Холст, масло. Частное собрание, Париж.




Scan-180306-000 2Б (355x700, 120Kb) 1917 Автопортрет 'Кристалл'. Х, м. 70х37,7 см. Частное собр., СПб. (369x700, 113Kb)

1) Автопортрет «Кристалл». 1914-1919 гг. Холст, масло. Частное собрание.
2) Автопортрет «Кристалл». 1917 г. Холст, масло. 70х37,7 см. Частное собрание, Санкт-Петербург.
1917-1919  Движение в пространстве. Х, м. 124х168 см. ГРМ (700x539, 100Kb)
Движение в пространстве. 1917-1919 гг. Холст, масло. 124х168 см. Государственный Русский музей.

Михаил Матюшин был не только замечательным художником, но и глубоким теоретиком изобразительного искусства. Находясь в постоянном поиске нового воплощения творческих идей, он проводил бесконечные эксперименты в живописи, добиваясь проявления на холсте уникального образа натуры. По замыслу Матюшина, человеческий глаз должен видеть изображение как целое, не дробя его на составные части. Лишь цельность имеет смысл. Таким образом художнику удалось создать единый образ мира, гармония которого достигается слиянием зрения и слуха, мысли и осязания.
Картина «Движение в пространстве» является одной из главных работ художника, где принципы построенной им теории нашли свое яркое отражение.
Полотно не удивит зрителя сложным сюжетом и постановкой образов, пластичностью форм и необычными ракурсами. Всего этого здесь попросту нет. На картине изображены диагональные разноцветные полосы, проходящие от нижнего левого угла к верхнему правому. Эту «радугу» оттеняет скромный фон полотна, выполненный в нейтральном бледно-сером цвете. Тона полос подобраны так, что, взаимодействуя друг с другом, они наполняют картину пространственным ощущением и делают плоскостное изображение объемным. Цветные полосы, объединенные общим порывом, движутся к определенной, ясной только им цели, и, кажется, вот-вот вырвутся за пределы полотна.
Многоцветие картины не режет глаза. Опираясь на положения теории и учение о взаимодействии 3-х цветов, художнику удалось создать довольно гармоничный образ. Написанный на нейтральном фоне главный цвет, при восприятии его человеческим глазом, создает вокруг себя второй, контрастный себе, цвет. Затем они создают третий дополнительный тон. Несмотря на кажущуюся простоту и незамысловатость работы, эта картина, наряду с супрематистскими произведениями К. Малевича, составляет цвет русского авангардного искусства.
(Сайт «Русский авангард.ру»)

1918 Композиция на смерть Елены Гуро. Бум, акв. 27x38,4 см. ГРМ (700x498, 166Kb)
Композиция на смерть Елены Гуро. 1918 г. Бумага, акварель. 27x38,4 см. Государственный Русский музей.
1918 Цвето-музыкальная конструкция. Дерево, масло. 51х63 см. Кол. Г. Костаки. (700x557, 191Kb)
Цвето-музыкальная конструкция. 1918 г. Дерево, масло. 51х63 см. Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
1918 Цвето-музыкальная конструкция. Картон, акваредь,  гуашь. 51,4х63,7 см. Кол. Г. Костаки. (700x558, 224Kb)
Цвето-музыкальная конструкция. 1918 г. Картон, акварель, гуашь. 51,4х63,7 см. Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
1918 Цветок человека. Х, м. ГРМ (625x700, 158Kb)
Цветок человека. 1918 г. Холст, масло. Государственный Русский музей.
1920 Лахта. Бум, акв. 22х22 см. ОХМ бр. Васнецовых, Вятка (700x688, 212Kb)
Лахта. 1920 г. Бумага, акварель. 22х22 см. Художественный музей им. братьев А.М. и В.М. Васнецовых, Вятка (Киров)
1918 Удаление (Расширение). Холст, масло. 42,4 x 25,7 см. Коллекция Г.Костаки 2 (700x400, 129Kb)
Удаление (Расширение). 1918 г. Холст, масло. 42,4x25,7 см. Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
1918 Беспредметная-композиция. Бумага, темпера. 24,5х34,6 см. Собрание Григорьянца (700x494, 24Kb)
Беспредметная композиция. 1918 г. Бумага, темпера. 24,5х34,6 см. Собрание Сергея Григорьянца.
1918 Росток. Бум, акв. ЧС, СПб. (700x508, 52Kb)
Росток. 1918 г. Бумага, акварель. Частное собрание, С-Петербург.
1919 Композиция. Х, м. Собр. А.Ю. Смурзикова. (700x649, 196Kb)
Композиция. 1919 г. Холст, масло.65х53 см. Собрание А.Ю. Смурзикова.
1919 Композиция_с цветами (700x545, 172Kb)
Композиция с цветами. 1919 г.
1919 Композиция. Бум, гуашь 40х27,7 см. ЧС (467x700, 69Kb)
Композиция. 1919 г. Бумага, гуашь. 40х27,7 см. Частное собрание.
1919-1920 Кристалл. Х, м. 68х50 см. ГТГ (509x700, 50Kb)
Кристалл. 1919-1920 гг. Холст, масло. 68х50 см. Государственная Третьяковская галерея.
Scan-180306-0003 (700x567, 178Kb)
Вертикал. 1920 г. Рисунок.
Scan-180306-000 1920 г. (700x576, 196Kb)
Куб на плоскости. 1926 г. Рисунок.
S Корни (700x<center>543, 205Kb)
Корни. Рисунок.
Scan-180306-0016 (343x700, 66Kb)
«Сверхтело». Куб в четвертом измерении пространства. Вращался вокруг оси. 1923 г. Дерево, жесть, красная гуашь. Фото М. Матюшина. Не сохранился.
Scan-180306-0015 (340x700, 88Kb)
Двухфасная вещь. Поворачивалась на 180 град. (контраст форм: шар желтого цвета в коробке на черном бархате с одной стороны, а с другой - кованые гвозди на деревянном планшете). 1923 г. Дерево, металл, бархат. На отчетной выставке в Гинхуке Матюшин демонстрировал пространственный объект, несущий идею дополнительной (контрастной) формы.

В период работы М.В. Матюшина в ГИНХУКе (Государственный Институт Художественной Культуры) в 1918-1926 гг. и в его бытносьт заведующим отделом органической культуры проводились исследования в области воздействия цвета на наблюдателя, в результате которых были открыты формообразующие свойства цвета - то есть влияние цветового оттенка на восприятие формы наблюдателем. При длительном наблюдении холодные оттенки придают форме «угловатость», цвет звездится, теплые оттенки наоборот создают ощущение округлости формы, цвет круглится.
Михаилом Матюшиным и его учениками были сделаны выводы о некоторых общих закономерностях изменяемости цвета и формы:
1. Цвет играет формообразующую роль: теплый цвет «смягчает», округляет острую форму, холодный цвет округлую форму - заостряет.
2. Изменение цвета и формы в зависимости от расширения угла зрения.
3. Усиление цветности формы и среды при условии движения этой формы в данной среде.
4. Изменение цвета во времени, когда огромную роль играет дополнительный цвет, вызывающий в свою очередь второй дополнительный, третий и т.д. (дополнительным Матюшин называет цвет индукции).
5. Роль движения в повышении энергии цветности.
6. Возникновение между цветным объектом и средой, в которую он помещен, третьего цвета - сцепляющего. Он разрешает сложные пространственные соотношения цветов, уравновешивает их на живописной плоскости, дает объемную выразительность без употребления светотени, очищает цвета, создавая их свечение.
Выводы из опытов фиксировались на таблицах, которые экспонировались на отчетных выставках отдела в ГИНХУКе в 1924, 1925, 1926 годах. Специально для показа за границей были выполнены планшеты (находятся в Стэделик-музеум в Амстердаме). Последние таблицы-выводы были сделаны в 1930 году для выставки в Ленинградском Доме искусств. В 1932 году был издан «Справочник по цвету». Эти исследования легли в основу органического направления в русском авангарде XX века.

1920 Без названия. Бумага, гуашь, коллаж. 23х24 см. Собрание Марины и Бориса Молчановых. (651x700, 129Kb)
Без названия. 1920 г. Бумага, гуашь, коллаж. 23х24 см. Собрание Марины и Бориса Молчановых.
1920 Композиция (Аукцион) (694x700, 84Kb)
Композиция. 1920-е гг. Картон, гуашь, коллаж. 24,5х24,5 см. Частное собрание.
Scan-180306-0004 (700x509, 96Kb)
Звукоцвет. Бумага, акварель. 51х73 см. Частное собрание.
1920 Пространство  (обзор на 360 град.). Холст на фанере, масло 40,3х50,5 см. (Stedelijik Museum) (700x556, 192Kb)
Пространство (обзор на 360 град.). 1920 г. Холст на фанере, масло. 40,3х50,5 см. Фонд Харджиева, Стеделийк Музеум, Амстердам.
1920 Ландшафт (построение в движении 'Новый вертикал). Х, м. 37,8х64 см.  (Стеделик музей, Амстердам) (700x418, 133Kb)
Ландшафт (построение в движении 'Новый вертикал). 1920 г. Холст, масло. 37,8х64 см. Фонд Харджиева, Стеделийк Музеум, Амстердам.
Город (Вятка). Х, м. ЧС (700x526, 126Kb)
Город (Вятка). Холст, масло. Частное собрание.
1920-е Движение цвета. Бумага, акварель. 21x22 см. ЧС (700x664, 167Kb)
Движение цвета. 1920-е. Бумага, акварель. 21x22 см. Частное собрание.
1920-е Движение цвета (Color in Movement).  Х, м. 30,4 x 35,4 см. МОМА. Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк. (700x609, 178Kb)
Движение цвета (Color in Movement). 1920-е. Холст, масло. 30,4x35,4 см. МОМА. Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Звуки моря. Холст, масло. 50х70 см. (700x511, 94Kb)
Звуки моря. Холст, масло. 50х70 см.
1920 Берег моря. Х, м. 49х30,5 см. (Атрибуция А.Д. Сарабьянова) (419x700, 117Kb)
Берег моря. 1920 г. Холст, масло. 49х30,5 см. (Атрибуция А.Д. Сарабьянова)
1920 Ландшафт (стык Неба и Земли). Бум, акв. 30,1х30,5 см. (700x691, 100Kb)
Ландшафт (стык Неба и Земли). 1920 г. Бумага, акварель. 30,1х30,5 см.
1920 Ландшафт. Расширенное восприятие пространства по вертикали и горизонтали (восприятие затылком). Бум, акв. 22,5х34,5 см. (700x460, 89Kb)
Ландшафт. Расширенное восприятие пространства по вертикали и горизонтали (восприятие затылком). 1920 г. Бумага, акварель. 22,5х34,5 см.
1920 Морское пространство. Бум, акв. 28,5x35,4 см. (Stedelijik-Museum) (700x561, 93Kb)
Морское пространство. 1920 г. Бумага, акварель. 28,5x35,4 см. Фонд Харджиева, Стеделийк Музеум, Амстердам.
1920 Ландшафт. Расширенное восприятие пространства вокруг себя. Бум, акв. 22,1х34,5 см. (700x452, 69Kb)
Ландшафт. Расширенное восприятие пространства вокруг себя. 1920 г. Бумага, акварель. 22,1х34,5 см.
1921 Пейзаж на расширенное смотрение. Лахта (пригород Санкт-Петербурга). Бум, акв. (700x527, 95Kb)
Пейзаж на расширенное смотрение. Лахта (пригород Санкт-Петербурга). 1921 г. Бумага, акварель.
1921 Морской пейзаж. Бум, акв. 31,5x45 см. (Музей истории СПб.) (700x483, 80Kb)
Морской пейзаж. 1921 г. Бумага, акварель. 31,5x45 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
1921 Пейзаж (отражение). Бум, акв. (489x700, 84Kb)
Пейзаж (отражение). 1921 г. Бумага, акварель.
Scan-180306-0006 (534x700, 206Kb)
Сосна. 1920-е. Бумага, акварель. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
1920-е, начало. Сосна. Бум, акв. (509x700, 112Kb)
Сосна. 1920-е гг., начало. Бумага, акварель.
1921 Пейзаж (вхождение сфер). Бум, акв.50х42,5 см. Музей органической культуры, Коломна. (593x700, 127Kb)
Пейзаж (вхождение сфер). 1921 г. Бумага, акварель.50х42,5 см. Музей органической культуры, г. Коломна.
1921 Без названия (ландшафт, расширенное смотрение вокруг себя). Бум, акв. 17,1х20,2 см. (700x602, 111Kb)
Без названия (ландшафт, расширенное смотрение вокруг себя). 1921 г. Бумага, акварель. 17,1х20,2 см.
1921 Стог. Лахта. (Расширенное восприятие пространства по вертикали). Бум, акв. 53x41,5 см. ГРМ (552x700, 154Kb)
Стог. Лахта. (Расширенное восприятие пространства по вертикали). 1921 г. Бумага, акварель. 53x41,5 см. Государственный Русский музей.
1921 Солнце. (700x445, 74Kb)
Солнце. 1921 г.
1921-1922 Земля и Солнце. Пейзаж. (700x393, 84Kb)
Земля и Солнце. Пейзаж. 1921-1922 г.
1922 Стог сена. Бум, гуашь. 38,2х46,8 см. Музей  органической культуры, Коломна. (700x579, 86Kb)
Стог сена. 1922 г. Бумага, гуашь. 38,2х46,8 см. Музей органической культуры, г. Коломна.
1924 Пейзаж со всех сторон. Сиверская. Бум, акв. (700x484, 82Kb)
Пейзаж со всех сторон. Сиверская. 1924 г. Бумага, акварель.
1924 Сиверская. Пейзаж со всех сторон. Акварель 22,2x34,3 см. (700x424, 124Kb)
Сиверская. Пейзаж со всех сторон. 1924 г. Бумага, акварель. 22,2x34,3 см.
Пейзаж. (Частное собр, СПб.) (2) (700x486, 151Kb)
Пейзаж. Бумага, акварель. 23,5х31,6 см. Частное собрание, С-Петербург.
1925 Пейзаж. Бум, акв.  17,5х25,5 см. ЧС (700x603, 60Kb)
Пейзаж. 1925 г. Бумага, акварель. 17,5х25,5 см. Частное собрание.
1924 Избушки. Сиверская. Бумага, акварель. (516x700, 55Kb)
Избушки. Сиверская. 1924 г. Бумага, акварель.
Крыша. Х, м. 30,5х31,3 см. (Частное собр.) (687x700, 196Kb)
Крыша. Холст, масло. 30,5х31,3 см. Частное собрание.
1924-1925 Сосна в расширенном смотрении. Бум, акв. 20х15 см. ГМИЛ (525x700, 106Kb)
Сосна в расширенном смотрении. 1924-1925 гг. Бумага, акварель. 20х15 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
1930 Мартышкино. Море и камыши. Бум, акв. (Дом Матюшина) (700x665, 85Kb)
Мартышкино. Море и камыши. 1930 г. Бумага, акварель. Музей петербургского авангарда. Дом М.В. Матюшина, Санкт-Петербург.
1932 Дюны. (Частное собр, СПб.) (700x520, 145Kb)
Дюны. 1932 г. Частное собрание, Санкт-Петербург.
Пейзаж с деревьями. (Стеделик музей, Амстердам) (700x601, 136Kb)
Пейзаж с деревьями. Фонд Харджиева, Стеделийк Музеум, Амстердам.
Пейзаж. Холст, масло. 17,2х21,4 см. РГАЛИ (692x700, 190Kb)
Михаил Матюшин, Елена Гуро. Пейзаж. Холст, масло. 17,2х21,4 см. РГАЛИ. Авторство М.Матюшина окончательно не установлено.
Натюрморт с цветами. Бум, акв. 27х36 см. Частное собрание. (700x535, 154Kb)
Натюрморт с цветами. Бумага, акварель. 27х36 см. Частное собрание.

В 1926 г. Матюшин предпринял попытку создания «Букваря по цвету» - пособия по гармоническим сочетаниям оттенков, в основу которого положено учение о трех цветах. В 1923 г. «школа» Матюшина представила свои работы на «Выставке петроградских художников всех направлений» под девизом «Зорвед» (зрение и ведание). В 1930 г. в Ленинграде прошла еще одна выставка работ Матюшина и его «школы». Эти выставки демонстрировали выдающиеся достижения, позволяющие развивать в людях более тонкое и целостное видение мира.
Другими поисками Матюшина были решение задачи увеличения возможностей органов чувств, исследование взаимодействия звука с цветом и формой и др. Матюшин - автор манифеста «К руководству новых делений тона» (1923 г.), автор книги «Закономерность изменяемости цветовых сочетаний. Справочник по цвету», изданный в 1932 г. тиражом 400 экземпляров, который активно использовался художниками, а также при реставрационных, строительных и других работах.
Справочник неоднократно переиздавался и актуален до наших дней.

ФОТО МАТЮШИН Справочник по цвету. Закономерность изменяемости цветовых сочетаний. 2007 г,  72 стр. (700x700, 9Kb)
Михаил Матюшин. Справочник по цвету. Закономерность изменяемости цветовых сочетаний. Вступительная статья Л.А. Жадовой. Москва, Издатель Д. Аронов, 2007 г.
1922 Взаимодействие цветной Звездаы и черного кольца. Бум, акв. 22,2х22,2 см. ЧС (1) (700x700, 121Kb)
Взаимодействие цветной Звезды и черного кольца. 1922 г. Бумага, акварель. 22,2х22,2 см. Частное собрание.
1922 Взаимодействие цветной Звездаы и черного кольца. Бум, акв. 22,2х22,2 см. ЧС (2) (700x698, 126Kb)
Взаимодействие цветной Звезды и черного кольца. 1922 г. Бумага, акварель. 22,2х22,2 см. Частное собрание.
1923-1924 Цветные круги (700x697, 117Kb)
Цветные круги. 1923-1924 гг. <
Scan-180306-0002 (700x662, 101Kb)
Прибавочный элемент. Взаимодействие цвета и формы. 1930 г.
1930-е Проект теории цвета. Бумага, гуашь. Размеры 25 х 30 см. (Санкт-Петербург, Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина) (700x586, 217Kb)
Проект теории цвета. 1930-е. Бумага, гуашь. 25х30 см. Санкт-Петербург, Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина.
1932 Закономерность изменяемости цветовых сочетаний. (507x700, 118Kb)
Закономерность изменяемости цветовых сочетаний. 1932 г.
1930 Таблица цветовых сочетаний. (600x399, 29Kb)
Таблица цветовых сочетаний М.Матюшина. 1930 г.
1932 Цветовые таблицы. Школа Матюшина. (700x442, 76Kb)
Цветовые таблицы. Школа Матюшина. 1932 г.
1929 Цветная печать, 10 отпечатков. 60x60 см. каждая. (700x327, 59Kb)
Цветная печать. 1929 г. 10 отпечатков. 60x60 см. каждый.
1932 Справочник по цвету. Бум., кар., гуашь, коллаж-3 (624x700, 25Kb)
Страница из «Справочник по цвету М.Матюшина». 1932 г.». Бумага, карандаш, гуашь, коллаж (1)
1932 Справочник по цвету. Бум., кар., гуашь, коллаж (700x194, 21Kb)
Страница из «Справочник по цвету М.Матюшина». 1932 г.». Бумага, карандаш, гуашь, коллаж (2)
1932 Справочник по цвету. Бум., кар., гуашь, коллаж-2 (700x192, 21Kb)

На протяжении почти всей своей жизни Михаил Матюшин немного занимался скульптурой. Особенно он любил вырезать различные фигурки из сучков и корней деревьев, найденных им в лесу.

Scan-180306-0014 (512x700, 87Kb)
Первобытный человек и танцовщица. Скульптура из сучков и корней. 1913 г. Фото М. Матюшина. В 1914 г. пропала в Париже.
1915-1916 Бегущая женщина.. Дерево. Корень дерева. 48 x 55 x 12 см. ГРМ (665x420, 27Kb)
Бегущая женщина. 1915-1916 гг. Корень дерева. 48x55x12 см. Государственный Русский музей.
1915-1916 Танцующая женская фигура. Корень дерева 44х46,5х18 см. (Аукцион) (533x700, 17Kb)
Танцующая женская фигура. 1915-1916 гг. Корень дерева 44х46,5х18 см. Частное собрание.
Scan-180306-0017 (700x681, 158Kb)
Деревянные скульптуры. Оратор и Мадонна. 1923 г.



Scan-180306-0013 (302x700, 79Kb) Scan-180306-0012 (299x700, 101Kb)

1) Венера. Дерево. 1930-е гг. Частное собрание.
2) Богоматерь. Дерево. 1930-е гг. Частное собрание.
Scan-180306-0018 (687x700, 138Kb)
Корневые скульптуры. Дерево, сосна. Начало 1920-х гг.
1920-е Свободное движение. Ск-ра. (Вятский ХМ) (700x631, 73Kb)
Свободное движение. 1920-е. Скульптура. Вятский художественный музей (Киров)
1920-е, начало. Корневые скульптуры. Дерево, сосна (700x509, 55Kb)
Корневые скульптуры. Дерево, сосна. Начало 1920-х гг.
1920-е, начало. Корневые скульптуры-2. Дерево, сосна (700x541, 59Kb)
Корневые скульптуры. Дерево, сосна. Начало 1920-х гг.
1930 Цветоформа. Painted wood. 52x27x19 см. ЧС, Швейцария. (625x505, 18Kb)
Цветоформа. 1930 г. Раскрашенное дерево. 52x27x19 см. Частное собрание, Швейцария.
1930 Цветоформа. Painted wood. 24,5x25,5x26 см. ЧС, Швейцария (686x700, 67Kb)
Цветоформа. 1930 г. Раскрашенное дерево. 24,5x25,5x26 см. Частное собрание, Швейцария.

Михаил Васильевич Матюшин умер 14 октября 1934 г. в Ленинграде. Похоронен в посёлке Мартышкино, Ленинградской области.

ФОТО Могила Михаила Матюшина и его жены Ольги Громозовой-Матюшиной в Мартышкино. (528x700, 196Kb)
Могила Михаила Матюшина и его жены Ольги Громозовой-Матюшиной в пос. Мартышкино, Ленинградской обл.

В 1977 году в Ленинграде дом № 10 по Песочной улице (ныне улица Профессора Попова), в котором жил Михаил Матюшин с семьей, был передан Государственному музею истории Ленинграда. Тем не менее, никакого музея в нём организовано не было - все 1980-е гг. дом стоял заколоченный, медленно разрушался, а под конец Перестройки служил ночлежкой для бомжей. В 1990 г. дом сгорел и только через несколько лет был отстроен заново. В апреле 2004 г. было принято решение открыть в доме Матюшина Музей петербургского авангарда. Открытие состоялось в декабре 2006 г.
ФОТО К. МАЛЕВИЧ - Портрет Михаила Матюшина. 1913 г. (700x692, 205Kb)
Казимир Малевич. Портрет художника Михаила Матюшина. 1913 г. Холст, масло. 106,5х106,7 см. Государственная Третьяковская галерея.
ФОТО Музей петербургского авангарда (Дом Матюшина) в СПб. (700x525, 131Kb)
ФОТО Музей русского авангарда - Дом Матюшина в СПб. (525x700, 52Kb)
Музей петербургского авангарда. «Дом Матюшина» в Санкт-Петербурге.
ФОТО МАТЮШИН Новая книга.  Музей Органической Культуры, 2011 г. (OZON.RU = 2615 рубю) (635x700, 135Kb)
Михаил Матюшин. Творческий путь художника. Автомонография. Издательство Музея Органической Культуры,
г. Коломна. 2011 г. – 408 стр., илл. В книге впервые опубликован полный клавир сохранившихся фрагментов оперы "Победа над Солнцем" в двух деймо (действиях).
ФОТО Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. (700x510, 252Kb)
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г.
ИСТОЧНИКИ:
1. Матюшин, Михаил Васильевич – Википедия.
2. http://rusavangard.ru/online/biographies/matyushin-mikhail-vasilevich/
3. http://www.avangardism.ru/mihail-matyushin.html
4. http://www.radioblago.ru/vremyakultury/organicheskaya-kultura-ludmila-vostrecova.
Михаил Матюшин. Органическая культура. Лекция Людмилы Вострецовой
5. http://www.futurism.ru/a-z/matyushin/index.htm
6. https://polinadorofeeva.livejournal.com/69081.html
7. http://www.pv-gallery.ru/author/1498/Matyushin-M-V/






вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Тагетис - Дневник Тагетис | Лента друзей Тагетис / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»