ХУДОЖНИК МИХАИЛ МАТЮШИН (1861-1934). ПРОФЕССОР АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ, СТОЛП РУССКОГО АВАНГАРДА
Михаил Матюшин и Алексей Крученых празднуют «Победу над Солнцем». Фрагмент фотографии 1913 г.
Михаил Васильевич Матюшин - русский художник, музыкант, теоретик искусства, один из лидеров русского авангарда первой половины ХХ века. Композитор футуристической оперы «Победа над Солнцем», 1913 г., прославившей Казимира Малевича.
Михаил Васильевич Матюшин (1861-1934). Фото 1910-х гг.
Михаил Васильевич Матюшин родился 16 (28 по новому стилю) октября 1861 г. в Нижнем Новгороде. Oтец - Николай Александрович Сабуров из актёрской династии Сабуровых. Мать художника - Ирина Петровна Матюшина воспитывала его одна, дав ему свою фамилию. С 1870 г. Миша пел в церковном хоре. В 1874 г. старший брат Николай забрал его в Москву.
С 1876 по 1881 гг. Матюшин учился в Московской Консерватории у профессора А.А.Гильфа по классу скрипки и гармонии у С.И.Танеева. С 1882 г. по 1913-й гг. он был первой скрипкой Придворного оркестра в Петербурге.
С 1894 по 1898 гг. учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, затем в 1903-1905 гг. в студии Я.Ф.Ционглинского, где познакомился со своей будущей женой, поэтессой и художницей Еленой Гуро (1877-1913); в 1906-1908 гг. продолжил обучение в студии Е.Н.Званцевой у М.В.Добужинского и Л.С.Бакста.
Елена Гуро. Портрет Михаила Матюшина со скрипкой. 1903 г.
В 1900 г. Матюшин побывал в Париже на Всемирной выставке, познакомился с новыми направлениями в искусстве. В автобиографии он отметил те произведения, которые произвели на него наиболее сильное впечатление: «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, «Завтрак на траве» Эдуарда Манэ, работы Клода Моне и Эдгара Дега. Особо отметил полотна итальянского импрессиониста Джованни Сегантини.
Первой женой Матюшина была - Мария Ивановна Патцак (1865-1915) - дочь австрийского подданного. Брак был зарегистрирован в январе 1887 г. В семье Матюшина и Патцак родилось четверо детей: сын Николай, дочери: Анна, Лидия, Мария. Об этом времени напоминает замечательный акварельный портрет Патцак, нарисованный Матюшиным в 1900-х гг. – в ранний период творчества художника. В 1906 г. брак был официально расторгнут.
В 1908-1910 гг. Матюшин и его вторая жена Елена Гуро входили в складывающийся круг русских кубофутуристов-«будетлян» (Давид Бурлюк, Василий Каменский, Велимир Хлебников), они встречались в доме Матюшиных на Песочной улице в Петербурге (ныне Музей петербургского авангарда на улице Профессора Попова, Петроградская сторона), там было основано издательство «Журавль», в 1910 г. вышел первый сборник кубофутуристов «Садок судей». До 1917 г. в этом издательстве Михаил Матюшин выпустил 20 футуристических книг.
Михаил Матюшин и Елена Гуро в Финляндии. Фото нач. 1900-х гг.
Елена Гуро. Фото 1910-е гг.
Автопортрет. 1900-е. Холст, масло. Музей петербургского авангарда. Дом М.В. Матюшина, Санкт-Петербург.
Автопортрет. 1910 г. Бумага, итальянский карандаш. 49х33 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Елена ГУРО. Портрет Михаила Матюшина. 1900 г. Рисунок.
Елена ГУРО. Портрет Михаила Матюшина. 1901 г. Холст, масло. 85х71,5 см. Государственный Русский музей.
Портрет М.И. Патцак, первой жены художника. 1900-е. Бумага, акварель. Частное собрание.
Портрет Елены Гуро. 1900-е. Рисунок.
Обложка книги А. Антонов. Могаска. Философская поэма. СПб., Типо-Литография И. Лурье и K°. 1909 г.
Обнаженная. 1910 г.
Елена ГУРО. Матюшин у окна. 1900-е. Холст, масло. Музей петербургского авангарда. Дом М.В. Матюшина, Санкт-Петербург.
Окно. 1911-1912 гг. Холст, масло. 37х45 см. Частное собрание.
Вид из окна на соседский дом. 1900-е. Холст, масло. Музей петербургского авангарда. Дом М.В. Матюшина, Санкт-Петербург.
Пейзаж с избушками. 1904 г. Холст на фанере, масло. 28х35 см.
Ветка в небе. 1906 г.
Калитка. 1906 г. Холст на картоне, масло. 44х32 см.
Дерево. 1909 г. Иллюстрация к книге «Творческий путь художника». Типографский оттиск. 1934 г.
Дорога. 1909 г.
Кипарис. 1909 г. Холст, масло. 60х41 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Туман. 1909 г.
Гагры. Берег моря (природная фрактальная геометрия). 1909 г. Холст, масло. 57,5х33,5 см.
Золотые облака (природная фрактальная геометрия). 1909 г. Холст, масло. 15,5х34,5 см. Собрание А. Еремина, Москва.
Облако. 1909 г. 11,2х12,1 см. Частное собрание.
На Финском заливе. 1909 г. Холст (без грунтовки), масло.
Сосны-струны. 1910 г. Иллюстрация к книге «Творческий путь художника». Типографский оттиск. 1934 г.
Приморский пейзаж. 1911 г. Холст, масло. 31х45 см. Галерея Элизиум, Москва.
Сосны в дюнах. 1910 г. Холст на картоне, гуашь. 37,5х54 см.
Сосны. 1910 г.
Озеро. 1911 г. Холст, темпера. 98х67,5 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Пейзаж. 1911 г. Холст, масло. Государственный Русский музей.
Два дерева. 1912 г. Холст, масло. Государственный Русский музей.
Этюд. Спящая под солнцем Елена Гуро. 1912 г. Иллюстрация к книге «Творческий путь художника», 1934 г. Государственный Русский музей.
Портрет Елены Генриховны Гуро, жены художника. 1912 г. Холст, масло.
Кладбище в Уусикирко. Могила Елены Гуро. 1914-1916 гг. Частное собрание, С-Петербург.
Елена Гуро умерла в 1913 г. от лейкемии на Карельском перешейке, в местечке Уусикирко (Карелия, поселок Поляны Выборгского района). Похоронили ее там, на финском кладбище, могила не сохранилась. Матюшин часто бывал на её могиле, проводил очень много времени. Там, на скамейке он поставил ящик с её книгами. На ящике написал «Здесь лежит Елена Гуро, кто хочет познакомиться с её книгами, берите и читайте, а только потом верните». И по словам очевидцев – все возвращали, не могли не вернуть, не вернуться на эту могилу.
В 1913 г. в жизни Матюшина появилась Ольга Костантиновна Громозова (1885-1975). Она стала третьей женой художника. Громозова родилась в городе Слободском Вятской губернии в семье земского деятеля, сотрудника кустарного склада. В 1910 г. переехала в Петербург, была членом марксистского кружка, заведовала нелегальной библиотекой, работала в основанном Владимиром Бонч-Бруевичем издательстве «Жизнь и знание». В 1912 г. познакомилась с Матюшиным и Гуро. После смерти Гуро Громозова поселилась в доме на Песочной улице, где и прожила вместе с Матюшиным 21 год до его смерти в 1934 г. (при этом официально брак Громозовой и Матюшина был зарегистрирован только в 1922 г.).
Портрет Ольги Костантиновны Громозовой-Матюшиной (1885-1975). 1910-е. Холст, масло.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
В 1909 г. Михаил Матюшин и Елена Гуро стали инициаторами создания петербургского общества художников «Союз молодежи». Матюшин участвовал в его выставках в 1911-1914 гг. В течение 1910-х Матюшин последовательно эволюционировал, его творчество развивалось от современных принципов импрессионизма к футуризму. Произведения экспонировались на многочисленных ставках: выставке «Современные течения» членов общества «Треугольник» (1910 г.), выставках «Салона молодежи», «Международного салона» В.А. Издебского — интернациональных выставках в Одессе, Киеве, Риге, Петербурге (1909-1910 гг. ) и в других экспозициях. Октябрьская революция была встречена Матюшиным как долгожданное освобождение. Матюшин, как и некоторые другие художники того времени, прошёл через модернизм в сторону авангарда. Его творчество далеко от революционности и радикализма других представителей авангарда. Его обостренное чувство «другого как себя», непрестанное вглядывание в самые глубины собственных душевных и духовных переживаний, стали его отличительной особенностью. Творческий поиск, желание анализа позволило стать Матюшину педагогом и теоретиком нового искусства.
В 1918–1926 гг. Матюшина назначили на должность преподавателя Петроградских государственных Свободных художественно-учебных мастерских (позднее - Высшего художественно-технического института ВХУТЕИН), руководителем мастерской пространственного реализма ВХУТЕИНа, руководителем лаборатории в Музее живописной культуры, заведующим отделом органической культуры Государственного института художественной культуры (ГИНХУК), где он работал со своими учениками и коллегами Марией, Ксенией и Борисом Эндер, Николаем Гринбергом.
В 1913 г. Матюшин написал музыку к нашумевшей футуристической опере «Победа над Солнцем», пролог Велемира Хлебникова, текст либретто Алексея Крученых. В тексте Кручёных, густо замешанном на зауми, повествовалось о Будетлянских силачах, беспощадно разрушающих все общепринятые нормы здравого смысла. Костюмы и декорации были исполнены Казимиром Малевичем. Исследователи причисляют музыку М.Матюшина к музыкальному авангарду. Считается, что главным был поиск «нового мирослышания», «звукового миросозерцания», который отражался как в его музыке так и в литературных манифестах (манифест М.Матюшина «К руководству новых делений тона») и в «артефактах», таковой, например, является его первая футуристическая опера «Победа над Солнцем».
Первый съезд футуристов. Слева направо: Михаил Матюшин, Казимир Малевич, Алексей Крученых на даче у Матюшина в Уусикирко 18 июля 1913 г. Фото М. Матюшина.<
Слева направо: искусствовед Николай Николаевич Пунин (1888 Гельсингфорс -1953 ГУЛАГ), Казимир Северинович Малевич (1879-1935), Михаил Васильевич Матюшин (1861-1934) в Музее художественной культуры. Петроград, 1920-е гг. -
Афиша оперы Михаила Матюшина «Победа над Солнцем». 1913 г.
Либретто Алексея Крученых оперы Михаила Матюшина «Победа над Солнцем». 1913 г.
Реконструкция оперы Михаила Матюшина «Победа над Солнцем» в костюмах Казимира Малевича. Театр Стаса Намина, 2013 г. К 100-летию постановки. (1)
Реконструкция оперы Михаила Матюшина «Победа над Солнцем» в костюмах Казимира Малевича. Театр Стаса Намина, 2013 г. К 100-летию постановки. (2-7)
В живописи начиная с середины 1910-х годов Матюшин развивал идею «расширенного смотрения», возникшую под влиянием теории «четвёртого измерения» математика-теософа ПД.Успенского. Вместе со своими учениками он организовал группу «Зорвед» (от «вЗОР» и «ВЕДать»). Помимо духовного аспекта теория расширенного смотрения включает в себя идею объединения сумеречного (угол зрения до 180 градусов) и дневного (угол зрения около 30-60 градусов) зрения для обогащения впечатлений и знаний о натуре.
Имя Матюшина связано, прежде всего, с мыслью о необходимости всестороннего развития воспринимающих способностей человека, которое он обобщил понятием органическая культура (зрение, осязание, слух, мысль). Матюшин стремился создать на плоскости картины новое восприятие природы «как текущей массы сцепленных частиц, постоянно меняющей свой объем, цвет, рост, вес и форму». Он считал, что все существует только во взаимной связи и движении. Из центральной установки Матюшина, обозначенный художественным девизом «Зор – Вед» (Зрение и Ведание) следует новое восприятие трехмерного пространства (т.н. широкое смотрение) и новое восприятие цвета (взаимодействие цвета с цветом, цвета и формы, цвета и звука, цвета и угла смотрения, цвета и скорости движения и т.д.). Органическое направление в авангарде было представлено на крупных выставках в Германии, Греции. Испании, Финляндии, России.
Сон. 1913 г. Холст, масло. 40,4х35,2 см. Частное собрание.
Без названия. 1913-1914 гг. 27,5х40,5 см. Частное собрание, Париж.
Беспредметность (Кристаллизация в пространстве). 1915-1917 гг. Холст, масло. 71,5х80 см. Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар.
1) Автопортрет. 1917 г. Доска, холст, масло. 63х26,2 см. Фонд Харджиева, Стеделийк Музеум, Амстердам.
2) Автопортрет «Кристалл». Эскиз. 1914-1919 гг. Картон, уголь.
3) Автопортрет «Кристалл». 1914-1919 гг. Холст, масло. Частное собрание, Париж.
1) Автопортрет «Кристалл». 1914-1919 гг. Холст, масло. Частное собрание.
2) Автопортрет «Кристалл». 1917 г. Холст, масло. 70х37,7 см. Частное собрание, Санкт-Петербург.
Движение в пространстве. 1917-1919 гг. Холст, масло. 124х168 см. Государственный Русский музей.
Михаил Матюшин был не только замечательным художником, но и глубоким теоретиком изобразительного искусства. Находясь в постоянном поиске нового воплощения творческих идей, он проводил бесконечные эксперименты в живописи, добиваясь проявления на холсте уникального образа натуры. По замыслу Матюшина, человеческий глаз должен видеть изображение как целое, не дробя его на составные части. Лишь цельность имеет смысл. Таким образом художнику удалось создать единый образ мира, гармония которого достигается слиянием зрения и слуха, мысли и осязания.
Картина «Движение в пространстве» является одной из главных работ художника, где принципы построенной им теории нашли свое яркое отражение.
Полотно не удивит зрителя сложным сюжетом и постановкой образов, пластичностью форм и необычными ракурсами. Всего этого здесь попросту нет. На картине изображены диагональные разноцветные полосы, проходящие от нижнего левого угла к верхнему правому. Эту «радугу» оттеняет скромный фон полотна, выполненный в нейтральном бледно-сером цвете. Тона полос подобраны так, что, взаимодействуя друг с другом, они наполняют картину пространственным ощущением и делают плоскостное изображение объемным. Цветные полосы, объединенные общим порывом, движутся к определенной, ясной только им цели, и, кажется, вот-вот вырвутся за пределы полотна.
Многоцветие картины не режет глаза. Опираясь на положения теории и учение о взаимодействии 3-х цветов, художнику удалось создать довольно гармоничный образ. Написанный на нейтральном фоне главный цвет, при восприятии его человеческим глазом, создает вокруг себя второй, контрастный себе, цвет. Затем они создают третий дополнительный тон. Несмотря на кажущуюся простоту и незамысловатость работы, эта картина, наряду с супрематистскими произведениями К. Малевича, составляет цвет русского авангардного искусства.
(Сайт «Русский авангард.ру»)
Композиция на смерть Елены Гуро. 1918 г. Бумага, акварель. 27x38,4 см. Государственный Русский музей.
Цвето-музыкальная конструкция. 1918 г. Дерево, масло. 51х63 см. Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
Цвето-музыкальная конструкция. 1918 г. Картон, акварель, гуашь. 51,4х63,7 см. Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
Цветок человека. 1918 г. Холст, масло. Государственный Русский музей.
Лахта. 1920 г. Бумага, акварель. 22х22 см. Художественный музей им. братьев А.М. и В.М. Васнецовых, Вятка (Киров)
Удаление (Расширение). 1918 г. Холст, масло. 42,4x25,7 см. Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
Беспредметная композиция. 1918 г. Бумага, темпера. 24,5х34,6 см. Собрание Сергея Григорьянца.
Росток. 1918 г. Бумага, акварель. Частное собрание, С-Петербург.
Композиция. 1919 г. Холст, масло.65х53 см. Собрание А.Ю. Смурзикова.
Композиция с цветами. 1919 г.
Композиция. 1919 г. Бумага, гуашь. 40х27,7 см. Частное собрание.
Кристалл. 1919-1920 гг. Холст, масло. 68х50 см. Государственная Третьяковская галерея.
Вертикал. 1920 г. Рисунок.
Куб на плоскости. 1926 г. Рисунок.
Корни. Рисунок.
«Сверхтело». Куб в четвертом измерении пространства. Вращался вокруг оси. 1923 г. Дерево, жесть, красная гуашь. Фото М. Матюшина. Не сохранился.
Двухфасная вещь. Поворачивалась на 180 град. (контраст форм: шар желтого цвета в коробке на черном бархате с одной стороны, а с другой - кованые гвозди на деревянном планшете). 1923 г. Дерево, металл, бархат. На отчетной выставке в Гинхуке Матюшин демонстрировал пространственный объект, несущий идею дополнительной (контрастной) формы.
В период работы М.В. Матюшина в ГИНХУКе (Государственный Институт Художественной Культуры) в 1918-1926 гг. и в его бытносьт заведующим отделом органической культуры проводились исследования в области воздействия цвета на наблюдателя, в результате которых были открыты формообразующие свойства цвета - то есть влияние цветового оттенка на восприятие формы наблюдателем. При длительном наблюдении холодные оттенки придают форме «угловатость», цвет звездится, теплые оттенки наоборот создают ощущение округлости формы, цвет круглится.
Михаилом Матюшиным и его учениками были сделаны выводы о некоторых общих закономерностях изменяемости цвета и формы:
1. Цвет играет формообразующую роль: теплый цвет «смягчает», округляет острую форму, холодный цвет округлую форму - заостряет.
2. Изменение цвета и формы в зависимости от расширения угла зрения.
3. Усиление цветности формы и среды при условии движения этой формы в данной среде.
4. Изменение цвета во времени, когда огромную роль играет дополнительный цвет, вызывающий в свою очередь второй дополнительный, третий и т.д. (дополнительным Матюшин называет цвет индукции).
5. Роль движения в повышении энергии цветности.
6. Возникновение между цветным объектом и средой, в которую он помещен, третьего цвета - сцепляющего. Он разрешает сложные пространственные соотношения цветов, уравновешивает их на живописной плоскости, дает объемную выразительность без употребления светотени, очищает цвета, создавая их свечение.
Выводы из опытов фиксировались на таблицах, которые экспонировались на отчетных выставках отдела в ГИНХУКе в 1924, 1925, 1926 годах. Специально для показа за границей были выполнены планшеты (находятся в Стэделик-музеум в Амстердаме). Последние таблицы-выводы были сделаны в 1930 году для выставки в Ленинградском Доме искусств. В 1932 году был издан «Справочник по цвету». Эти исследования легли в основу органического направления в русском авангарде XX века.
Без названия. 1920 г. Бумага, гуашь, коллаж. 23х24 см. Собрание Марины и Бориса Молчановых.
Композиция. 1920-е гг. Картон, гуашь, коллаж. 24,5х24,5 см. Частное собрание.
Звукоцвет. Бумага, акварель. 51х73 см. Частное собрание.
Пространство (обзор на 360 град.). 1920 г. Холст на фанере, масло. 40,3х50,5 см. Фонд Харджиева, Стеделийк Музеум, Амстердам.
Ландшафт (построение в движении 'Новый вертикал). 1920 г. Холст, масло. 37,8х64 см. Фонд Харджиева, Стеделийк Музеум, Амстердам.
Город (Вятка). Холст, масло. Частное собрание.
Движение цвета. 1920-е. Бумага, акварель. 21x22 см. Частное собрание.
Движение цвета (Color in Movement). 1920-е. Холст, масло. 30,4x35,4 см. МОМА. Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Звуки моря. Холст, масло. 50х70 см.
Берег моря. 1920 г. Холст, масло. 49х30,5 см. (Атрибуция А.Д. Сарабьянова)
Ландшафт (стык Неба и Земли). 1920 г. Бумага, акварель. 30,1х30,5 см.
Ландшафт. Расширенное восприятие пространства по вертикали и горизонтали (восприятие затылком). 1920 г. Бумага, акварель. 22,5х34,5 см.
Морское пространство. 1920 г. Бумага, акварель. 28,5x35,4 см. Фонд Харджиева, Стеделийк Музеум, Амстердам.
Ландшафт. Расширенное восприятие пространства вокруг себя. 1920 г. Бумага, акварель. 22,1х34,5 см.
Пейзаж на расширенное смотрение. Лахта (пригород Санкт-Петербурга). 1921 г. Бумага, акварель.
Морской пейзаж. 1921 г. Бумага, акварель. 31,5x45 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Пейзаж (отражение). 1921 г. Бумага, акварель.
Сосна. 1920-е. Бумага, акварель. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Сосна. 1920-е гг., начало. Бумага, акварель.
Пейзаж (вхождение сфер). 1921 г. Бумага, акварель.50х42,5 см. Музей органической культуры, г. Коломна.
Без названия (ландшафт, расширенное смотрение вокруг себя). 1921 г. Бумага, акварель. 17,1х20,2 см.
Стог. Лахта. (Расширенное восприятие пространства по вертикали). 1921 г. Бумага, акварель. 53x41,5 см. Государственный Русский музей.
Солнце. 1921 г.
Земля и Солнце. Пейзаж. 1921-1922 г.
Стог сена. 1922 г. Бумага, гуашь. 38,2х46,8 см. Музей органической культуры, г. Коломна.
Пейзаж со всех сторон. Сиверская. 1924 г. Бумага, акварель.
Сиверская. Пейзаж со всех сторон. 1924 г. Бумага, акварель. 22,2x34,3 см.
Пейзаж. Бумага, акварель. 23,5х31,6 см. Частное собрание, С-Петербург.
Пейзаж. 1925 г. Бумага, акварель. 17,5х25,5 см. Частное собрание.
Избушки. Сиверская. 1924 г. Бумага, акварель.
Крыша. Холст, масло. 30,5х31,3 см. Частное собрание.
Сосна в расширенном смотрении. 1924-1925 гг. Бумага, акварель. 20х15 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Мартышкино. Море и камыши. 1930 г. Бумага, акварель. Музей петербургского авангарда. Дом М.В. Матюшина, Санкт-Петербург.
Дюны. 1932 г. Частное собрание, Санкт-Петербург.
Пейзаж с деревьями. Фонд Харджиева, Стеделийк Музеум, Амстердам.
Михаил Матюшин, Елена Гуро. Пейзаж. Холст, масло. 17,2х21,4 см. РГАЛИ. Авторство М.Матюшина окончательно не установлено.
Натюрморт с цветами. Бумага, акварель. 27х36 см. Частное собрание.
В 1926 г. Матюшин предпринял попытку создания «Букваря по цвету» - пособия по гармоническим сочетаниям оттенков, в основу которого положено учение о трех цветах. В 1923 г. «школа» Матюшина представила свои работы на «Выставке петроградских художников всех направлений» под девизом «Зорвед» (зрение и ведание). В 1930 г. в Ленинграде прошла еще одна выставка работ Матюшина и его «школы». Эти выставки демонстрировали выдающиеся достижения, позволяющие развивать в людях более тонкое и целостное видение мира.
Другими поисками Матюшина были решение задачи увеличения возможностей органов чувств, исследование взаимодействия звука с цветом и формой и др. Матюшин - автор манифеста «К руководству новых делений тона» (1923 г.), автор книги «Закономерность изменяемости цветовых сочетаний. Справочник по цвету», изданный в 1932 г. тиражом 400 экземпляров, который активно использовался художниками, а также при реставрационных, строительных и других работах.
Справочник неоднократно переиздавался и актуален до наших дней.
Михаил Матюшин. Справочник по цвету. Закономерность изменяемости цветовых сочетаний. Вступительная статья Л.А. Жадовой. Москва, Издатель Д. Аронов, 2007 г.
Взаимодействие цветной Звезды и черного кольца. 1922 г. Бумага, акварель. 22,2х22,2 см. Частное собрание.
Взаимодействие цветной Звезды и черного кольца. 1922 г. Бумага, акварель. 22,2х22,2 см. Частное собрание.
Цветные круги. 1923-1924 гг. <
Прибавочный элемент. Взаимодействие цвета и формы. 1930 г.
Проект теории цвета. 1930-е. Бумага, гуашь. 25х30 см. Санкт-Петербург, Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина.
Закономерность изменяемости цветовых сочетаний. 1932 г.
Таблица цветовых сочетаний М.Матюшина. 1930 г.
Цветовые таблицы. Школа Матюшина. 1932 г.
Цветная печать. 1929 г. 10 отпечатков. 60x60 см. каждый.
Страница из «Справочник по цвету М.Матюшина». 1932 г.». Бумага, карандаш, гуашь, коллаж (1)
Страница из «Справочник по цвету М.Матюшина». 1932 г.». Бумага, карандаш, гуашь, коллаж (2)
На протяжении почти всей своей жизни Михаил Матюшин немного занимался скульптурой. Особенно он любил вырезать различные фигурки из сучков и корней деревьев, найденных им в лесу.
Первобытный человек и танцовщица. Скульптура из сучков и корней. 1913 г. Фото М. Матюшина. В 1914 г. пропала в Париже.
Бегущая женщина. 1915-1916 гг. Корень дерева. 48x55x12 см. Государственный Русский музей.
Танцующая женская фигура. 1915-1916 гг. Корень дерева 44х46,5х18 см. Частное собрание.