ХУДОЖНИК ЛЮБОВЬ МИХАЙЛОВНА КОЗИНЦЕВА-ЭРЕНБУРГ (1899-1970) – УЧЕНИЦА АЛЕКСАНДРЫ ЭКСТЕР
К.С. Петров-Водкин (1878-1939). Портрет Л.М. Козинцевой-Эренбург. Париж, 1924 г. Холст, масло. 60х49,5 см.
Государственная Третьяковская галерея.
Среди фигур, остававшихся до сих пор в тени крупных имен, немало действительно одаренных художников. К таковым, несомненно, относится и Любовь Козинцева-Эренбург – родная сестра известного советского кинорежиссера Григория Козинцева и супруга писателя Ильи Эренбурга. Помимо родства с маститыми представителями отечественной культуры, Любовь Козинцева известна как даровитый живописец и график, автор натюрмортов и портретов. Ее портреты были написаны К.С. Петровым-Водкиным, Р.Р. Фальком, А.Г. Тышлером, Н.И. Альтманом.
Любовь Михайловна Козинцева родилась 13 декабря 1899 г. (или 12 января 1900 г. по новому григорианскому календарю, принятому Россией в 1918 г.) в Киеве в семье терапевта и педиатра Моисея Исааковича Козинцева. М.И. Козинцев с женой и двумя детьми переехал в Киев из Новозыбкова Черниговской губернии, где служил окружным санитарным врачом, а также врачом Новозыбковской женской гимназии. Ряд медицинских трудов М.И. Козинцева по лечению алкоголизма, клинике сифилитических артропатий и другим вопросам клинической медицины был опубликован в российских и немецких медицинских журналах. Мать, Анна Григорьевна Лурье, происходила из киевской раввинской семьи и приходилась сестрой известному ленинградскому гинекологу Розе Григорьевне Лурье и дерматовенерологу Александру Григорьевичу Лурье (1868-1954), профессору и заведующему кафедрой кожновенерических болезней Киевского института усовершенствования врачей. Родители поженились
17 сентября 1898 г.
Любовь Михайловна Козинцева-Эренбург. Фотография 1920-х гг.
Детские годы Л.М.Козинцева провела в Новозыбкове, затем училась в гимназии в Киеве, где ее в 1911 г. поместили в четвертый класс Школы Крюгера для девочек, которую она закончила с отличием в августе 1915 г. Семья проживала в доме № 22, кв. 2 по Мариинско-Благовещенской улице (впоследствии улица Саксаганского). В 1918-1919 гг. начала изучать живопись в частной школе-студии знаменитой художницы-авангардистки Александры Экстер на улице Гимназической, 1 в Киеве. Там она и познакомилась со своим будущим мужем, поэтом (а в будущем и писателем) Ильей Григорьевичем Эренбургом. Как вспоминает Эренбург в своей книге «Люди, годы, жизнь» (Книга 2-я): «Среди учениц А.А. Экстер была восемнадцатилетняя девушка Люба Козинцева. Она заинтересовалась мною, узнав, что я знаком с Пикассо. Что касается меня, то я заинтересовался ею, хотя она была знакома только с Александрой Александровной. Я начал ходить на Мариинско-Благовещенскую, где жил (её отец) доктор Козинцев. Конечно, репутация у меня была шаткая; но шатким тогда было всё…». В августе 1919 г. Любовь Михайловна, не спросясь родителей, всё-таки вышла замуж за Эренбурга, расписавшись в ЗАГСе. «Потом по требованию родителей Любы их обвенчал раввин. И опять И.Г. рассказывал со смехом, как ему пришлось во время церемонии шепотом попросить у Любы булавку, чтобы пристегнуть сползающие брюки» (Я.И. Соммер. Записки.Минувшее. Истор. альманах, №17. М.-СПб., 1994). Студия Александры Экстер в Киеве – «Мастерская декорационного искусства» – была в те годы местом, где собирались талантливые молодые люди, которым впоследствии суждено было сыграть значительную роль в культурной жизни России. У А.А. Экстер занимались также Александр Тышлер, Надежда Мандельштам, там бывали Виктор Шкловский, Осип Мандельштам и др.
С декабря 1919 по сентябрь 1920 г. Л.М.Козинцева с мужем жила в Коктебеле у Максимилиана Волошина. В 1920-1921 гг. обучалась у Роберта Фалька (1886-1958) и Александра Родченко (1891-1956) в Высших государственных художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) в Москве.
Натюрморт с самоваром и первым номером газеты «Правда». 1920-е гг.
Кубистический натюрморт с газетами (1). 1920-е гг.
Кубистический натюрморт с газетами (2). 1920-е гг.
Беспредметная композиция. 1920-е гг. Бумага, акварель. 29,5 x 21 см.
Аукцион The Bru Sale Gallery, 2017 г.
Беспредметная композиция. 1922 г. Бумага, гуашь. 38 х 29 см.
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых (б. Киров)
Дочь Ильи Эренбурга от первой жены Ирина и Любовь Михайловна Козинцева-Эренбург,
вторая жена И. Эренбурга. Париж, 1930 г.
1920-е годы стали для Любови Козинцевой «золотым десятилетием», вместе с мужем, И.Г. Эренбургом, она много путешествует. В 1921 году они уехали в Берлин, где Козинцева помогала в организации и приняла участие в Первой русской художественной выставке в галерее Ван Димена («Van Diemen», 1922), в выставке в галерее «Der Sturm» (Буря, 1922). Там же она выставила свою конструктивистскую графику. В 1923 г. в Берлине участвовала в левом крыле объединённой выставки Союза берлинских художников и Союза немецких архитекторов (1923); сотрудничала в русском конструктивистском журнале «Вещь», который издавал Эль Лисицкий. Выставляла свою беспредметную графику в Ганновере (1923), Праге (1923), Брно (1923), Антверпене (1923). Иллюстрировала книги своего мужа («13 трубок», 1923; «Жизнь и гибель Николая Курбова», 1923; «Бурная жизнь Лазика Ройтшванеца», 1928 и другие), сотрудничала с журналом «Огонёк».
Л.М. Козинцева-Эренбург. Портрет Ильи Эренбурга. Конец 1920-х гг. Холст, масло.
1. Приглашение-буклет на выставку Курта Швиттерса (1887-1948) и Л. Козинцевой-Эренбург
в галерею «Der Sturm» (Буря). Берлин, май 1922 г.
2. Курт Швиттерс (1887-1948). Синяя птица (Blauer Vogel). 1922 г. Коллаж.
Художественный музей Сан-Паулу, Бразилия.
1-2. Илья Эренбург. Жизнь и гибель Николая Курбова. Обложка Л. Козинцевой.
Издательство «Геликон». Берлин, 1923 г.
1. Илья Эренбург. 13 трубок. (Рассказы). Издательство «Геликон», Берлин, 1923 г. Обложка Л. Козинцевой.
2. Илья Эренбург. 13 трубок. (Рассказы). Издательство «Новые вехи». Москва, 1924 г. Обложка Л. Козинцевой.
1. Сергей Бобров. Спецификация Идитола. Прозроман ускоренного типа. Издательство «Геликон», Берлин, 1923 г. Обложка Л. Козинцевой.
2. Илья Эренбург. Бурная жизнь Лазика Ройтшванеца. Обложка Л. Козинцевой и Сеньора. Париж, 1928 г.
Норвегия. Конец 1920-х гг. Собрание И.И. Эренбурга.
Илья Эренбург, Любовь Козинцева и Леопольд Зборовский на выставке Л. Козинцовой в галерее Зборовского.
(За спиной Зборовского видна её гуашь из серии «Словакия»). Париж, 1929 г.
1. Приглашение-буклет на выставку Любови Козинцовой в галерею Л. Зборовского. Париж, 1929 г.
2. Амедео Модильяни (1884-1920). Портрет Леопольда Зборовского. 1916-1917 гг. Холст, масло. 107х66 см.
В 1924 году чета Козинцевой-Эренбургов переезжают в Париж. Эренбург занимается журналистикой и пишет новые книги, общается со старыми друзьями-художниками, знакомыми ему еще по 1910-м годам, когда он жил в эмиграции в Париже, а Любовь Михайловна пишет новые картины и выставляется в Осеннем салоне (1926 г.) и салоне Независимых (1926, 1929 гг.), в групповых выставках русских художников в кафе La Rotonde (1925 г.) и в галерее Zak (1930, 1936 гг.). В 1927 г. она провела выставку в галерее «Der Sturm» в Берлине, а 1929 г. - выставку гуашей в галерее Леопольда Зборовского (1889-1932) в Париже, в 1935 г. участвовала в выставке советских художников в клубе Торгпредства СССР в Париже, в 1936 г. - в оформлении вечера журнала «Наш Союз», организованного Союзом возвращения на родину. К сожалению, многие работы Козинцевой этого периода практически не сохранились или остались в зарубежных частных собраниях, которые редко экспонируются и мы можем судить об авангардном периоде художницы только по воспоминаниям современников.
Мария Воробьева-Стебельская (Маревна, 1892-1984). Мои друзья с Монпарнаса. Слева направо - Диего Ривера, Маревна с дочерью Марикой, Илья Эренбург, Хаим Сутин, Амедео Модильяни, Жанна Эбютерн, Макс Жакоб, Моис Кислинг, Леопольд Зборовский. 1962 г. Частное собрание, Москва.
К.С. Петров-Водкин (1878-1939). Портрет Л.М. Козинцевой-Эренбург. Париж, 1924 г. Холст, масло. 60х49,5 см.
Государственный Русский музей.
Кузьма Петров-Водкин приехал в Париж в 1924 г. Эренбурги тогда чувствовали себя настолько состоятельными, что заказали портрет Любови Михайловны этому художнику. Кузьма Сергеевич нуждался в деньгах - был озабочен поиском средств для лечения жены, оплаты квартиры и мастерской, а также помощи матери, которой художник регулярно отправлял деньги на родину, в Хвалынск. Все эти заботы нисколько не сказались на серьезности подхода живописца к созданию портрета. В декабре Кузьма Сергеевич сообщал Ф.Нотгафту: «Видел (и вижу) здесь Бенуа, Кончаловского, Сомова, Анненкова, Серебрякову, Эренбурга и прочую массу людей». В этом же письме художник перечисляет работы, уже созданные им во Франции, под шестым номером он называет «Портрет m-me Эренбург (голова)» и делает приписку: «Написаны в моей перспективе. Размеры маленькие (для меня), парижские, для квартирок». Кузьма Петров-Водкин открыл в Козинцевой нечто, не сразу бросавшееся в глаза: почти библейскую монументальность, строгость, величие, осознание своей значимости. Почти иконописный лик едва вмещается в рамки полотна, рама словно тесна для изображения. Долгое время портрет оставался в семье Петрова-Водкина; работа пришла в Государственный Русский музей из частного собрания. Почему же Эренбурги не купили этот великолепный портрет Петрова-Водкина? Вероятно, причиной было несовпадение видения двух художников.
Л.М. Козинцева-Эренбург. Автопортрет. 1929 г. Холст, масло. 75 х 50 см.
Частное собрание, Нидерланды.
Портрет матери. 1927 г. Холст, масло. ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва -
Музей личных коллекций.
Репродукция картины Л. Козинцевой из цикла «Бретань». 1929 г.
Цыгане (Zigeuner). 1930 г. Холст, масло. Репродукция опубликована в немецком иллюстрированном журнале
«Der Querschnitt». Берлин, 1930 г., № 4, апрель.
Цветы. Без даты. Холст, масло. ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва - Музей личных коллекций.
Натюрморт. 1925-1930 гг. Холст, масло. 100х 76,5 см. Частное собрание, Москва.
«Бордово-фиолетово-бело-желтый букет в простом коричневом кувшине на круглом столе, покрытом коричнево-синей скатертью, занимает центр композиции натюрморта. Написанная в тех же коричнево-синих тонах, но более темная диванная спинка, светло-коричневые и светло-зеленые обои служат естественным фоном для этого яркого цветового пятна. Передний же план композиции замкнут спинкой стула, так что взгляд зрителя все время возвращается к букету. Последний написан гораздо раскованнее и декоративнее, чем все окружение, и тоже контрастирует с ним: природная, как бы случайная, красота оказывается привлекательнее» (Из резюме аукциона)
В 1930-1940-е годы творческая манера Л.М. Козинцевой изменяется, она продолжает работать в основном в графике, много иллюстрирует. В последующие годы в Париже, и в Москве художница продолжает и рисовать, и писать маслом, но ее творчество приобретает подчеркнуто камерный характер.
Портрет друга семьи, писателя В.Г. Лидина. 1933 г. Холст, масло. 46 х 38 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.
Деревня в поле. 1930-е гг. Бумага, гуашь. 31х47 см. Аукцион MacDougall's, 2013 г.
Пейзаж. Без даты. Холст, масло. ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва - Музей личных коллекций.
Баньюль. Дома на холме. 1937 г. Бумага, гуашь. 33х41 см. ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва -
Музей личных коллекций.
Баньюль. Пейзаж с фигурами и колонкой. 1937 г. Бумага, гуашь. 41х33 см. ГМИИ им. А.С.Пушкина,
Москва - Музей личных коллекций.
Обнаженная. 1938 г. Холст, масло. 80,8х59,6 см. Частное собрание.
«В «Обнаженной»…цветовые и композиционные акценты – несколько иные. На полотне нет ярких цветовых пятен, гамма построена на довольно тонких переходах и нюансах в границах золотисто-коричневого (обнаженное тело и фон) и зеленовато-болотного (комод и кувшин на втором плане) тонов. Молодая модель интригует зрителя – но не своей чувственностью, а, напротив, погруженностью в себя, отрешенностью. В этой очевидной эволюции почерка – от противопоставления тонов и фактур к их сближению и тонкой нюансировке, возникновению психологического подтекста, – вероятно, сказались и эволюция личности самой художницы, и ставшее более зрелым и уравновешенным ее профессиональное умение.
Обе композиции Л.Козинцевой (см. выше «Натюрморт», 1925-1930 гг.) являются, без сомнения, качественными и талантливыми проявлениями «камерных тенденций» в русской живописи 1920-1930-х годов, которые, кстати, имели аналоги в нескольких европейских школах (можно, например, напомнить о работах Андре Дерена того же периода), но при этом не теряли своей индивидуальности» (Из резюме аукциона)
Илья Эренбург, Эрнест Хэмингуэй и Густав Реглер. Испания, 1937 год.
В 1936 г. Илья Эренбург уезжает военным корреспондентом газеты «Известия» на Гражданскую войну в Испании. Там он встречается со многими писателями и журналистами, вставшими на защиту интербригадевцев: Михаилом Кольцовым, Романом Карменом, Эрнестом Хемингуэем, Густавом Реглером, Йорисом Ивенсом, генералом Мате Залкой и др. Л.М. Козинцева-Эренбург всё это время остается в Париже и продолжает работать.
Л.М. Козинцева-Эренбург. Автопортрет. Не окончен. Без даты. Холст, масло. ГМИИ им. А.С.Пушкина,
Москва - Музей личных коллекций.
Р.Р. Фальк (1886-1958). Портрет Л.М. Козинцевой-Эренбург. Париж, 1932-1934 гг. Бумага, пастель.
Тульский областной художественный музей.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Портрет Л.М. Козинцевой. 1952 г. Холст, масло.
Собрание А. Козинцева, Санкт-Петербург.
В 1940 голу, покинув оккупированный фашистами Париж, Л.М. Козинцева с Эренбургом вернулась в Советский Союз, жила в Москве, где работала редактором на киностудии «Мосфильм». В выставках более не участвовала. Около 90 живописных и графических работ Любови Козинцевой были переданы в дар Государственному музею изобразительного искусства им. А.С. Пушкина вдовой её брата, кинорежиссера Григория Козинцева, Валентиной Георгиевной Козинцевой. Наибольший интерес представляют живописные произведения – большей частью это натюрморты, но есть также два портрета – матери художницы и друга семьи Эренбургов И. Путермана. Натюрморты, исполненные в период с середины 1930-х до1940-х годов, написаны маслом на мелкозернистом холсте и на картоне. Кроме того, коллекция включает натурные пейзажи гуашью, выполненные на юге Франции, эскизы иллюстраций и два альбома с набросками.
Л.М. Козинцева, Илья Эренбург и Пабло Пикассо у скульптуры П. Пикассо.
Валлорис, Франция. 1954 г.
Илья Эренбург и Пабло Пикассо. Мужен, Франция. 1966 г. ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва -
Музей личных коллекций.
1. На выставке П.П. Кончаловского: Л.М. Козинцева-Эренбург, Илья Эренбург, О.В. Кончаловская (Сурикова). 1956 г.
2. Л.М. Козинцева-Эренбург, Илья Эренбург и редактор И.Ю. Чеховская. Москва, 1966 г.
Л.М. Козинцева-Эренбург и Илья Эренбург на даче. Истра, 1966 г.
Любовь Михайловна Козинцева-Эренбург умерла 6 июня 1970 года в Москве, пережив своего мужа на три года.
Могила Ильи Эренбурга и Любови Михайловны Козинцевой-Эренбург
на Новодевичьем кладбище в Москве.
ИСТОЧНИКИ:
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Козинцева,_Любовь_Михайловна
2. http://magazine.illustrierte-presse.de/die-zeitschriften/werkansicht/dlf/73257/37/0/
Немецкий иллюстрированный журнал Der Querschnitt. Берлин, 1930 г., № 4, апрель.
3. http://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/petrov-vodkin_k.s._portret_l.m._erenburg._1924._zh-8789_/index.php
4. http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/12016.php
5. http://artrz.ru/places/1804660589/1804891812.html
6. http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/12016.php. Журнал «Наше наследие», 2017 г., №120.