Это цитата сообщения
Слава44 Оригинальное сообщениеЛОШАДИНЫЙ АВАНГАРД. РУДОЛЬФ ФРЕНЦ (1888-1956) И ЕГО ШТУРМЫ
Каким образом знаменитый соцреалист Рудольф Френц, автор двенадцати «Штурмов Зимнего дворца» и семи портретов советских вождей попал в 4-х томную «Энциклопедию русского авангарда» (1) нам и предстоит выяснить.
Рудольф Френц в Ленинграде. Фото 1950-х гг.
I. ГОДЫ УЧЕНИЯ И ДОРЕВОЛЮЦИОННОЕ ТВОРЧЕСТВО
РУДОЛЬФА ФРЕНЦА
Рудольф (Август-Леопольд) Рудольфович Френц родился 11 (23) июля 1888 года в Мариенбурге Царскосельского уезда Петербургской губернии в семье известного русского художника-анималиста Рудольфа Фёдоровича (Фердинандовича) Френца (1831-1918). Родившийся в Берлине и окончивший там Академию художеств, он в 1857 г. переезжает в Петербург и становится придворным художником, изображая сцены царской охоты и составляя ежегодные Отчеты об императорской охоте. В 1912 г. он становится Академиком живописи Российской АХ.
Р.Ф. Френц-отец. Охотники (Сборы на охоту). 1887 г. Холст, масло 76,5х113 см. ГМИИ Республики Татарстан, Казань.
Отец Рудольфа Рудольфовича и стал первым учителем сына по рисованию и живописи. В семье было шестеро детей – пятеро сестер и маленький Рудик. В 1901 г. мальчика отдают учиться в Гатчинское 3-е реальное училище, по-советски говоря в «ремеслуху». После окончания РУ в 1909 г. он поступает в испытательный класс петербургской Академии художеств и через полтора года учебы в мастерскую ученика П.П. Чистякова профессора Василия Евмениевича Савинского (1859-1937), замечательного исторического живописца и портретиста. И только в 1912 г. переходит в батальную мастерскую академика Николая Семеновича Самокиша (1860-1944) и будущего лауреата Сталинской премии (1941). В летние каникулы 1911 г. молодой Р. Френц путешествует по заграницам – Турция, Италия, Бавария, Париж, Лондон, Копенгаген. Вот несколько его ученических работ.
Стога. 1910 г. Х, м. 24 х 33 см. Частное собрание.
Зима. 1908-1910 гг. ГМИИ РТ
С 1915 г., несмотря на начавшуюся войну с Германией, Рудольф Френц начинает участвовать в выставках. В том же году Р.Р. Френц был командирован в Кавалерийский корпус в район Западной Двины, где исполнил большое количество акварелей и рисунков, многие из которых были опубликованы в 1916 г. на обложках и страницах журнала «Лукоморье». В 1916 г. был мобилизован в действующую армию и с группой художников (П.Д. Покаржевским, П.И. Котовым, П.В. Митуричем) во главе с профессором Н.С. Самокишем, побывал на Западном фронте, в крепости Осовец, в Ставке Главнокомандующего в Барановичах, на Черноморском флоте в Севастополе и на Кавказском фронте.
Строевой конь. 1915. Дерево, масло
Конюшни. 1916 г. Журнал «Лукоморье».
Партизан. Этюд. 1916 г. Х, м. 130 х 94 см. ГРМ
Вернувшись с фронта в Академию, он начинает работать над дипломной картиной «После боя» (не сохранилась), которую он писал в Тульской губернии на конном заводе. Из-за реорганизации Академии Рудольф Френц только 21 марта 1918 г. был удостоен звания художника по окончании Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств.
Батальная мастерская ИАХ на фронте. С-П Р.Р.Френц, К.Д.Трохименко,
П.И.Котов, Н.С.Самокиш, П.В.Митурич, П.Д.Покаржевский. 1915 г.
Р.Р. Френц (сидит крайний слева) в батальоном классе Академии художеств. 1910-е гг.
Целиком и полностью приняв Октябрьскую революцию, он активно включается в новую жизнь. В 1918 г. участвует в создании Декоративного института в Петрограде, работает в театрально-декорационной и плакатной мастерских. Принимает участие в праздничном оформлении города к годовщине Октября. Здесь же в Декоративном институте он впервые знакомится с выдающимися представителями русского авангарда, художниками Н.И. Альтманом (1889-1970), И.С. Школьником (1883-1926), Н.Ф. Лапшиным (1891-1942), П.С. Наумовым (1884-1942), меценатом и коллекционером Л.И. Жевержеевым (1881-1942), искусствоведом и мужем Анны Ахматовой Н.Н. Пуниным (1888-1953).
Крюков канал (Николо-Богоявленский Морской собор). 1920 г.
Декабристы. 1920 г. Бумага, акварель, тушь, графитный карандаш 46,6х67 см. Государственный Русский музей.
Рылеев на Сенатской площади. 1926 г. Бумага, акварель 49,5х37 см. Государственный Русский музей.
На Знаменской площади в февральские дни 1917 г.
II. 1920-1930-е ГОДЫ РАСЦВЕТА 2-го РУССКОГО АВАНГАРДА
Р. Френц в 1919 г. был мобилизован в Петроградский кавалерийский батальон, воевавший с Н.Н. Юденичем. После демобилизации в 1920 г. поступил на кавалерийские курсы, а из курсантов переведен в преподаватели ИЗО Ленинградской школы комсостава РККА. Одновременно он преподавал
рисование в детской трудовой колонии и на заводе «Электросила» вплоть до 1928 г.
После Октябрьской революции и вплоть до 1922 г., до образования АХХР, Ассоциации художников революционной России, в искусстве Советов царила свобода творчества, чуть ли не анархия, если так можно выразиться. Одновременно существовали множество различных течений и объединений, реализм и символизм, футуризм и салон, модернизм и конструктивизм. Товарищество передвижников просуществовало до 1923 г., объединение «Мир искусства» по типу Венского сецессиона дотянуло до 1924 г, а последняя их выставка прошла уже в Париже в 1927 г.
В 1923 г. в Петрограде состоялась «Выставка картин петроградских художников всех направлений, 1918 -1923 гг.», в которой участвовал и Р.Френц. С этого года и начинает отсчет его серия шедевров «Штурм Зимнего дворца» и конно-лошадиная серия. В исторический момент ночного штурма Зимнего Р. Френц лично присутствовал на Дворцовой площади, и впоследствии, основываясь на тех впечатлениях и переживаниях, взялся за создание диорамы «Штурм Зимнего». Штурм Зимнего дворца писали и другие советские художники П.П. Соколов-Скаля, В.С. Сварог и др., однако их никто не признавал авангардистами.
Штурм Зимнего дворца. 1923 г. Литография
Штурм Зимнего дворца 25 октября 1917 года. Х, м. (1923 г.)
1927 Штурм Зимнего дворца. (Киевский музей руссукого искусства)
1927 Взятие Зимнего дворца.
На Перекопе. 1927 г. (б. Государственный музей Революции в Ленинграде)
Оборона Петрограда от генерала Юденича. Бой на станции Александровской. 1928 г.
Подавление Кронштадтского мятежа. 1935 г. Х, м. 196х400 см. ГРМ
Поход Блюхера. Рабочие южного Урала вступают в партизанский отряд. 1929 г. ГРМ
В 1920-е гг. Френц активно работал в области театрально-декорационного и прикладного искусства, занимался плакатом и оформлением города к праздникам. Произведения художника этого времени тесно взаимосвязаны. Эскизы подносов, шкатулок, тарелок сюжетно и пластически перекликаются со станковыми картинами. Круг тем, используемых Френцем, многообразен: «Крестьянин», «Стадо и пастух», «Бега», «Покупка лошади», «Танец», «Карусель», «Тройка», «Извозчик», «Хоровод», «Деревня», «Водопой». Френц как никто другой преуспел в изображении лошадей, и немало картин «малого жанра» посвящено этим прекрасным животным. Безусловно, сказалась учеба у отца, знаменитого художника-анималиста, а также опыт фронтовых зарисовок.
Лихач. 1922 г. ГРМ
Битюг. 1922 г. ГРМ
Извозчичий двор. 1922 г. Х, м. ГРМ
Невский ночью. Извозчик. 1923 г. Х, м. 64х82 см. ГРМ
«Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Эта ленинская формулировка из его статьи «Партийная организация и партийная литература» впервые была опубликована в газете «Новая жизнь» № 12 от 13 (26) ноября 1905 года. Она как нельзя лучше подходит к творчеству Рудольфа Френца в 1920-1930-е годы. Коллективизация, электрификация, культ личности И.В. Сталина не могли обойти стороной сторонника социалистического реализма.
Карусель (Ярмарка). 1922 г. Х, м. 56х79 см. ГРМ
Село. 1922 г. Фанера, масло. 43 x 61 см. Днепропетровский худ. музей
Хоровод. 1923 г. ГРМ
Улица Красных Зорь. 1924 г. ГРМ
Амазонка. 1925 г. Х, м. 89 × 89 см. Частное собрание.
На портрете в костюме наездницы изображена жена художника Екатерина Анисимовна Стуловская.
Розовый снег (Начало НЭПа). 1925 г., ГРМ
Весенний пейзаж. 1923 г. Х, м. 42,4х51,5 см. ГРМ
Осень. 1923 г. Фан, м. 47,5х61,5 см. ГРМ
Конечно, элементы нового стиля, присущие русским авангардистам
1920-1930-х гг., здесь присутствуют. Чистые локальные цвета, резкий угловатый рисунок, плоскостная манера письма – сравните, например, с картинами Л.Т.Чупятова (1890-1941) из круга К.С. Петрова-Водкина и др.
Яркий пример тому недавно атрибутированный и единственный сохранившийся плакат Р. Френца «Клятва» (1924 г., ГРМ), картина «Радио в деревне» (1926 г.) и совсем безобидные в духе Э.Дега «Скачки» (1934 г.)
Радио в деревне. Журнал Красная Нива. Вып.52. Москва, 26 декабря 1926 г.
Клятва. Проект плаката. 1924 г. Фан, темп. 124х151,5 см. ГРМ
Скачки. Эскиз. 1934 г. Бум, акв. 10,4х20,7 см. ГРМ
В 1925 г. Р.Френц принимал участие в Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в Париже. В 1928 г. в Ленинграде состоялась его первая персональная выставка. В 1932 г. был принят в члены ЛОСХа, Ленинградского отделения Союза художников СССР. С 1935 г. руководил батальной мастерской и был представлен к утверждению ученой степени доктора «батальной живописи» без защиты диссертации. С 1939 г . профессор живописи. А представил он такие картины, как «В.И. Ленин на броневике у Финляндского вокзала в Петрограде», «С.М. Киров на Северном Кавказе в 1918 г.» (1937 г., б. Музей С.М. Кирова в Ленинграде), «И.В. Сталин на фронте под Царицыном в июле 1918 года» (1939 г.), «Взятие Казани» и «Взятие Перекопа».
Открытее памятника Ленину у Финляндского вокзала. 1927 г.
Обложка журнала «Красная нива»
С.М. Киров на Северном Кавказе в 1918 г. (1937 г. б.Музей С.М. Кирова в Ленинграде)
И.В. Сталин на фронте под Царицыном в июле 1918 года (1939 г.)
За власть Советов! (Местонахождение неизвестно)
Парад на Красной площади в Москве. 1929-1932. ГРМ
Взятие Казани. 1939 г. Литография
Взятие Перекопа. 1939 г. Литография
III. 1940-1950-е годы. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ
Во время Великой Отечественной войны Рудольф Френц находился вместе с Ленинградским институтом живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина в эвакуации, в Самарканде. Преподавал теорию живописи и создавал новые полотна, посвященные подвигу советских воинов в ВОВ. В 1946 г. с группой помощников создает гигантскую панораму «Сталинградская битва».
Панорама “Сталинградская битва». 1946 г. Фрагменты 1-8
Артиллеристы в Демьяновских болотах в 1943 году
В партизанском крае. 1947 г.
Одновременно он создает портреты выдающихся советских полководцев и военачальников, внесших огромный вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков И.В. Сталина, К.К Рокоссовского и др.
Рудольф Френц. Альбом-каталог. С-Петербург, Издательство Государственного Русского музея, 2005 г.
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов – Энциклопедия русского авангарда. Изобразительное искусство. Архитектура. Москва, Глобал Эксперт энд Сервис Тим, 2013. Том II Л – Я. Биографии. Стр. 492-494; 511 (6 илл.) Автор статьи А.Б. Любимова.
ИСТОЧНИКИ:
1. http://rusavangard.ru/online/biographies/frents-rudolf-rudolfovich/
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Френц, Рудольф_Рудольфович
3. http://www.art-100.ru/text.php?id_texts=3872
4. http://www.museum.ru/N27854
5. http://work18.peterlink.ru/exhibitions/ex_515/
(Продолжение следует)